Аркадий Филатов

Аркадий Филатов

Четвёртое измерение № 33 (381) от 21 ноября 2016 года

Semper idem («Всегда то же самое»)

* * *

 

Пора мариновать слова и мысли,

чтобы они напрасно не прокисли,

и водку пить не в барах, а нигде,

и пламени рассыпаться на искры,

и по теченью Волги или Истры

промчаться отраженьями в воде.

Уже не будет небо небосводом,

стена – преградой, зеркало – уродом,

уже внутри не станет суеты.

Сольются в одночасье год за годом,

и надо не забыть перед уходом

полить на подоконнике цветы.

 

* * *

 

Они придут, товарищи мои –

красивые, умелые, другие.

Как тетивы натянутся тугие

связующие нити,

и – мани

в полет стрелы мою строфу их нежность.

Каких костей не выбелит земля

к тому приходу,

чтоб стоять в музее

не только Ньютону и Моисею,

но всем, кто плача жил и веселя,

и плохо жил, и оттого и умер.

Суровой сказкой трудный наш итог

там зазвучит товарищам пришедшим,

своих детей прислушаться приведшим.

Чтоб было так, в углу своих берлог

мы им стихи и музыку оставим.

 

 

Поправка

 

«…благому делу страшен не Иуда,

а породивший недруга Христос».

(Из моих давних стихов)

 

Причём они – профессор и студент?

Все получилось волею судеб,

поскольку в тишине земного храма,

на полпути меж овном и стрельцом

была столь поучительная драма,

как все и вся написана Творцом

заранее –

в далёком плиоцене,

когда вина не ведал виноград,

а этим двум на палестинской сцене

осталось только выйти и сыграть.

И как сыграли! Лицедейский гений

достиг высот, необъяснимых нам,

пока они, как из ручья олени,

Господню чашу пили пополам.

 

* * *

 

Друг друга губ касались и рассола

последних слез – детей тоски и мук,

и разошлись – один искать позора,

другой – не вправе помешать ему.

Вся канитель иным бы вышла боком,

иных бы удостоилась огней,

когда б та пьеса не писалась Богом,

когда б Голгофа не царила в ней.

Заради судьбоносного сюжета

был обречён на пагубу актёр.

И он шагнул. И он сыграл клеврета.

И к нам навеки фабулу притёр.

 

В дуэте том он дал такую втору,

что рухнул мир былой своей судьбой,

и обеспечил грозному партнеру

бессмертную победу над собой.

 

1966 г.

 

К «Автопортрету» Гойи

 

И святость в том, и святотатство –

собою хвастаться, хвататься

за кисть что-

бы не оставаться

наедине с собой – себя –

себя! – писать

и рисоваться,

анфас лицо своё следя.

Убрать из охры голубое,

в багряном синее являть,

и пот над верхнею губою

то утирать, то оставлять.

Все оправдать,

всему пролиться

на холст – желаньем и судьбой.

 

И лишь дыханьем не делиться

с таким совсем самим собой.

 

1981 г.

 

* * *

 

Дебил из чиновного дома

диплом получил эконома,

и то ль в аспиранты попал он,

те ль сразу профессором стал он.

Идут капиталоэндемики

Порой напрямик в академики.

Не то в этом деле опасно,

что их величают напрасно,

не лишние деньги к оплате

трудов их, обувок и платий,

не право совать своё рыло

туда, где иные мерила,

нежели способность дебила.

А то, что обычно, когда они

глаза на посты вытаращивают,

нужны в подчиненье им дауны,

и даунов тоже выращивают.         

 

* * *

 

Куда ты движешься, толпа?

Твои усилия невнятны,

и страхом выбрана навряд ли

к спасенью верная тропа.

На месте праведности давней,

оставленной на образах,

как лук на грядках – ожиданье

удара

пиками в глазах.

 

В словах, какими завершилась

себя продавшая судьба, –

не только чёрная решимость,

но и последняя мольба.

К безвестности эксперимента

по мостовым и рельсам вброд,

как фраза у интеллигента,

с оглядкой публика идёт.

 

У ваших дел то ложь, то бальность –

плывёт качельная доска.

Да что мне ваша социальность,

когда эстетика мерзка.

Вхожу в трамвай, гоню слова,

читаю старую афишу.

Быть может, женщину увижу,

и разболится голова.

 

1973 г.

 

* * *

 

А ведь оно – не озорство,

когда откушав по поллитрику,

сидевшие за воровство

кричат – сидели за политику.

Спокойно и разумно судячи,

смотри – вся нынешняя власть,

настырно таковою будучи,

не в состоянии не красть.

При здравом пониманьи должности,

куда она ни держит путь,

нет малой у неё возможности

чтобы не тырить что-нибудь.

 

* * *

 

Как втемяшить в башку младу-зелену –

тем, кто нынче в игре и во гриме –

в увлеченье исконными землями

не сломали бы зубы на Крыме.

Потерявших истоки оплота

и ура-патриота, и выжигу

без судов черноморского флота

вслед за ними оттуда вас вышибут.

Вам досталась немалая заводь,

но на прежних гребцов косоротясь,

вы ещё не умеете плавать,

а уже мореходить берётесь.

В кой-то день без крещёного флага

на священных камнях инкерманских –

вы, проклявшие ужас ГУЛАГа,

не в адах ли проснётесь исламских?

И накатит на берег вода –

как всегда, как всегда, как всегда.

 

Пасха

 

И заиграли купола,

и пролились колокола.

Народ нацелился глазами

в притвор, но у порога замер –

там строились напротив камер

телевидийных те, кто в чине –

крестились, как вчера учили,

а чтобы свечку не всучили,

имелась баба при мужчине.

Вдруг стали тишь и ожиданье,

как будто важное созданье

опаздывало на свиданье.

Но – чу! – послышалось движенье

и меж чиновников волненье,

и президент, толкая братство,

сумел попереду пробраться.

Поп микрофон приклеил к усу,

в улыбку сгрёб почёт и лесть.

И разрешили Иисусу

в сей час воистину воскресть.

Конечно, нам грешно равняться с ним.

Он жил не так, не нашей показухой,

и хлеб наш ежедневный несравним

с его макухой.

За то, что власти правдою бесил –

не нам чета, не нынешним острогам –

он даже не наручники носил,

а кандалами лязгал по дорогам.

О том, что он – зачинщик смут и бед,

что в снах его – анафемская сила,

донос писал не барину сосед,

сама империя народу доносила.

И на рассвете возле очага

под песнопенья северных хоралов

его вязал не шавка из ЧК,

ему в надсмотрщики давали генералов.

Среди чужих казарменных мокрот

его вернули к рабским укоротам.

И, как всегда, безмолвствовал народ

и он заплакал над своим народом.

 

Прошли года, ведя свою игру,

и полетев по свету стаей книжек,

вдруг новой власти стал он по нутру.

Я не пойму – с каких-таких коврижек.

Взяв под уздцы другие времена,

то в атаманы, то в святые мылясь,

уж так ли отличается она

от тех сученок, что над ним глумились?

Все те же вертухаи и псари

с густым сачком, каким крамолу ловят,

с какого хрена новые цари

слышнее нас Тараса славословят?

Всю жизнь свою – тому свидетель Бог,

и скреплено делами и словами, –

не он ли вас, как грязь, стирал с сапог,

не он ли руки мыл, расставшись с вами?

Так что же вы на свой иконостас

его мастырите, натужа шеи бычьи?

Нет, не за вас отбедовал Тарас.

Покайтесь прежде, чем его величить.

 

1964 г.

 

* * *

 

Наши досуги достаточно пёстры,

каждый по-своему в этом упрям –

то норовим проиграться в напёрстки,

те утыкаемся носом в экран.

В разных ролях напридуманной сцены

кто-то оборвыш, а кто-то кокот,

кто-то паскудит подъездные стены,

кто-то по митингам бродит, как кот.

Выросши на подхалимских газетах

сами готовые к рабству по гроб

кто-то – давно живописец в клозетах,

кто-то – недавно поклонник европ.

Как от шута, заломившего тулью

на колпаке из картёжных мастей,

пахнет какой-то заведомой дурью

от необузданных наших страстей.

Глупые морды являет отрада

и у младенца, и у старика.

Это кому-то, естественно, надо.

Это кому-то – как лыку строка.

 

В нашей раскупленной напрочь Отчизне,

неоседлавшей коня своего,

им наживаться на идиотизме

и безопасней, и проще всего.

Слышь – усмехаются те, кто покруче,

те, кто от жира привык опухать, –

был бы дурак, а с него мы получим,

был бы дикарь, мы заставим пахпть.

Сколь ниже плинтуса наши рассудки,

столь выше гор их наваров коса.

Вот где попало и гадят ублюдки,

вот и пирует по залам попса.

Что там в истории было-не было?

Новый взялись городить огород,

где поощряется рыло дебила,

и не волнуется этим народ.

Ах, загубили такую породу!

Нет по лесам ни груздей, ни опят.

Что, человек, тебе плюнули в морду?

Вот оботрешься, и плюнут опять.

 

* * *

 

Который век никем не покоряем

в миру буянит, а с трибун молчит

убогий вид казарменных окраин,

где наше большинство себя влачит.

Друзья мои, и правым, и неправым,

и тем, кто юн, и тем, кто ныне стар,

вам не в новинку прыгать по канавам

от магазина до постельных нар.

Устав от матерщины и от шуток,

сюда стремясь перекемарить ночь,

из духоты измученных маршруток

по щиколотку месиво толочь.

На зданьях крыша – как колпак холопа,

сквозь окна свет – как пьяная луна.

Неужто это все – почти Европа?

Неужто это отчая страна?

 

Напялив позолоты и мундиры

и потащившись на заморский бренд,

неужто этой грязи командиры

себя зовут премьер и президент?

Охочим до свалившихся новаций

на фоне том, где нам судьбина – спать,

не стыдно ли вот так именоваться,

не стыдно ли в дворцы свои ступать?

И около святынь голодомора,

Когда в амбарах – покати шаром,

не провалиться ль власти от позора,

что, как она, мы и сейчас не жрём?

Погрязшие в тринадесятом царстве,

ведущие краплёную игру,

не смейте говорить о государстве –

пока что мы деревня на юру.

 

* * *

 

Не знаю, чем вкусна прохлада,

не ведаю имён у Будд.

Хочу учиться, но не надо

меня учить чему-нибудь.