21 января
Посуду сдать – и хватит, в аккурат –
купить для птички фотоаппарат
и заказать камин для саламандры;
пусть каждая совьёт своё гнездо;
зажгу огонь (распевочное «до»
возьмёт труба) и буду слушать мантры.
И нота «до» не нота, а предлог
уйти в себя, и выйти под залог
намоленного места на погосте,
и на свободе, в золото углей,
остаток дореформенных рублей
переплавлять без жалости и злости.
Мозг заражён, и вирусами слов
выглядывают мысли из углов,
в сухом итоге не хватает точки;
на что надеюсь, что держу в уме –
уже не помещается в суме
рождённого с сумою и в сорочке.
Судьба моя, дай время подрасти,
чтобы набрать и удержать в горсти
январских звёзд мерцающее млеко –
оплату за желания твои:
от цвета розы в золотом Аи
до ауры Серебряного века.
Часы (клепсидра) оттепели ждут;
я вижу время – можно из минут
лепить снежки, минуты не жалея.
Жаль только – птичка рвётся из гнезда
лететь туда, где время и вода
рождаются в кувшине Водолея.
Бежин луг
Не комар поёт, не волки,
не стихи свои – поэт,
то в стволах моей двустволки –
ветра соло и дуэт.
Звукам ночи, бездорожью,
хватке цепкого куста
отвечает тело дрожью
первобытной вдоль хребта.
Будь на то господня воля,
скоротать ночной досуг
я пошёл бы через поле,
вдоль реки, на Бежин луг:
рядом с вязом долговязым
предвкушать полёт пера,
воскресая с каждым часом,
проведённым у костра.
На лугу пятном родимым
он порвёт на лоскуты
мрак – и взглядом лошадиным
глянет ночь из темноты,
захрустит травой, задышит,
зазвучит в дробовике;
и её мотив услышат
те, кто с ней накоротке.
Диптих
Высокий берег медленной реки,
колосья ржи, тропинка, васильки,
туманных далей романтичный флёр,
и женщина, несущая обед,
торопится налево, за багет,
где ждёт её прихода комбайнёр.
Он предвкушает встречу и еду,
он присмотрел уютную скирду,
но мы-то знаем – волею судеб
мгновение застыло напоказ;
окончен диптих, выполнен заказ
и женщина не переломит хлеб
и не разложит сало на ломте,
и будет каждый на своём холсте
напрасно ждать и каменеть лицом,
и, пальцами отстукивая такт,
осознавать неоспоримый факт
того, что есть заказчик над Творцом.
Он разговор ведёт через губу,
он в книге судеб выберет судьбу,
заложит на странице василёк,
на землю бросит кости из горсти,
и выпадает – поле перейти,
кто хочет – вдоль, кто хочет – поперёк.
До новой эры
Ребёнок с барачных окраин,
и сколько Москве ни расти,
я буду всегда неприкаян
у города в жаркой горсти.
Строитель мостов и тоннелей,
зимой – выбиватель ковров,
я житель домов из панелей
в тени тополиных дворов.
Кургузый мирок доминошный,
по десять копеек за кон,
и голос судьбы заполошный
зовёт из открытых окон,
из близкого сердцу далёка
панельных глубин этажа;
но как оторваться от клёка,
от штандера или чижа?
Здесь стёкла, как грани кристалла,
свои отражают дворы,
и время ещё не устало,
и ждёт продолженья игры.
Дума о Му-му
Возможно фарс, возможно, некий знак,
что дворник ни бум-бум по-человечьи,
когда метлой, на дворницком наречье,
он отгоняет дворовых собак
от барыни, садящейся в такси,
жующей мандариновую дольку;
псы не боятся дворника поскольку
им не понять похмельного фарси.
Люблю Тургенева, бог знает почему
в душе предрасположенность такая.
Воображу: приобрети щенка я,
назвал бы обязательно – Му-му.
Река в трубе и пруд – на мели мель –
неважные гаранты happy endа;
пусть будет он дитя Ньюфаундленда
для вящей подстраховки, и кобель.
Му-му, моя собака-водолаз –
даст сто очков вперёд другим породам,
она попутчик при ходьбе по водам,
и если что – надёжна, как баркас.
А если что? Тогда ходи с бубей,
припомнив дни с бесчисленными «если»;
Тургенев, школа – взяли и воскресли;
вчерашний день не помню, хоть убей.
Ободранные кресла и диван,
и на диване сладко потянулся
(назвать Му-му язык не повернулся)
вальяжный кот по имени Иван.
Зейск
Спой, дорогая, сыграй на баяне;
пусть не ко времени, может, некстати.
День на исходе, сердце в тумане,
время попятное на циферблате…
Утомлена нескончаемым ливнем,
дышит река, пузырит альвеолы.
Ливень за окнами, серый и лишний, –
хмурый ударник классической школы.
Видишь – и нет вдалеке горизонта,
в каплях – ни капельки здравого смысла;
буду, как кнопки баяна, под рондо,
перебирать календарные числа.
Воспоминаний ладони шершавы;
как-то не так я, наверное, понял:
лёгкий кивок у ночной переправы,
лёгкую дрожь напряжённой ладони.
Не отыскать без любви и печали
песен, протяжней, чем эти просторы;
так и останусь на Зейском причале
слушать ночные твои разговоры.
Капли, с инстинктами огнепоклонниц,
свет фонарей до утра не отпустит;
всё-таки есть на губах у бессонниц
тонкий налёт послевкусия грусти.
Ижак
Сын вороны не ворон, а тоже ворона,
прилетел сгоряча к берегам Огорона,
только пуст ностальгический брег –
мало что сохранилось от той деревеньки*,
где полжизни назад проживали эвенки
и засыпал последнее снег.
Снег всё сыплет, и сыплет, и всё засыпает.
Кто вороньи следы на снегу прочитает?
Ни кола на дворе, ни двора.
На морозе зарос у озёрного духа
родничок, да на фоне небесного пуха –
чернота вороного пера.
Снег, как сон, пеленает окрестные мари,
вспоминаешь про солнце и миф об Икаре,
только если настырное «кар»
в тишине раздаётся особенно громко,
вечереет, и с сопок ночная позёмка
накрывает пернатый базар.
Незаконченных линий январский набросок:
мир ещё чёрно-бел и по-прежнему плосок,
и последнее – вроде бы в плюс,
потому что в любовном иль пьяном угаре
сохранять равновесие трудно на шаре
и пример – нерушимый Союз.
Всё эскизно ещё, проморожено, скрыто;
у хозяйки вагончика имя Кончита;
разговор – за еду и постой.
Если ты подойдёшь к моему изголовью,
значит, связано имя с грядущей любовью,
а не с местом рожденья – Читой.
---
*Речь идёт о бывшей деревне Ижак возле озера Огорон.
Как хороши, как свежи были розы
Сухих стволов древесный эбонит
того гляди искрой воспламенит
в лесопосадке ветви и иголки
сосёнок, облетавших на корню,
и в этом открывающемся ню –
венец цивилизации – наколки:
две розы – на плече и на бедре,
на загорелой коже, в янтаре
расплава из поэзии и прозы
на ложе из иголок и песка,
где смыслом наполняется строка:
«Как хороши, как свежи были розы».
И ветерок от крыльев мотылька,
невольно разгоняя облака,
опровергает веру в постулаты,
что неизбежно тучи и беда
над головой сгущаются тогда,
когда слова и помыслы крылаты.
Не распознать плодов добра и зла;
течёт из ран древесная смола,
залечивая раны, дожидаясь
не мотылька, а чуда по весне –
такого, чтобы на сухой сосне
плодов запретных появилась завязь.
И завтра, возвращаясь во вчера,
идёт твоей походкой «от бедра»;
и соблазнён классической цитатой,
в себе тая статический разряд,
привычных истин нарушает ряд
сегодняшнего тайный соглядатай.
Лесное озеро
Нашло себя и больше не течёт,
из берегов века не выходило,
в ночную пору, словно звездочёт,
считало отражённые светила.
Во все мои прошедшие года
я вспоминал его зрачок бездонный,
то, как черна стоячая вода,
и берега с цветущей белладонной,
как волчьих ягод многоокий взгляд
скользит сквозь камышовые ресницы,
в лесной глуши накапливает яд
и возвращает озеру сторицей.
Их чернота рождает детский страх,
ночных видений позабытый искус;
о, bella donna, на твоих губах
есть этих ягод сладковатый привкус.
Здесь каждые травинка и сучок –
предтечи ночи галлюциногенной,
и озера расширенный зрачок –
земное продолжение вселенной.
Лунная соната
Ты мне напрасно лезешь в душу,
я сам её трясу, как грушу,
увы и ах – неурожай.
Гляжу из пены пустоцвета,
и вот уже граница лета
переместилась за Можай.
Что до него, что за Можаем;
зачем мы души обнажаем,
зачем коверкаем язык;
и, дорожа строкой ударной,
не назовём звезду – Полярной,
а назовём – Темир-Казык.
Бледны, как утренние луны,
мы были и остались юны;
луны восход, луны закат;
дотронься – небосвод хрустален,
и стык с землёй горизонтален,
а говорили, что покат.
Мне – прятаться за облаками,
тебе – закрыть глаза руками,
считать до сорока, водить;
твоя – луна, мой – ясный месяц;
так скучно жить без околесиц,
уздою сдерживая прыть.
Ночь проще дня в пределах сада,
плодов мгновенная глиссада
тревожит спящих по ночам,
над крышей – лунная дорога,
и мазь от лунного ожога
уже растёрта по плечам.
На пляже
1.
Лишнее с души и тела снять,
планов нет и нечего менять,
белой пешкой с шахматной доски
кролем заплываю за буйки,
чтобы, баттерфляя и скользя,
превратиться в смуглого ферзя.
Чёрным морем стал Эвксинский Понт,
здесь черту подводит горизонт
прошлого с грядущим: по волне,
по небу, по суше и во мне.
2.
То встану, то прилягу – почитаю,
а то плыву, отбрасывая тень;
теней на дне разрозненную стаю
ведёт вожак – полуденная лень.
Тень движется своим путём сакральным,
распугивая рыбью мелюзгу,
и кажется почти что нереальным:
вновь обрести её на берегу.
В защитном креме, как младенец в тальке,
под звук и дух прибрежного кафе,
я лягу с ней на раскалённой гальке
гореть на пляжном аутодафе.
И кожей в то, что кружится планета
уверовав, и как велит судьба:
расстанусь с тенью на границе света
последнего фонарного столба,
один в ночи, где аромат акаций
не оставляет времени для сна,
играть с судьбой на шелест ассигнаций
по правилам игристого вина.
3.
Две «ранних пташки». Голышом.
Прибой играет с голышом.
Пустуют лежаки Прокруста.
Край волнореза обожжён.
Ни казаков и ни княжон,
и в набежавших волнах пусто.
Твердь выбрита до синевы,
день из-за гор идёт на Вы;
робусты утренняя чашка;
безветрие, и до поры –
волна тиха и шампуры
тоскуют без её барашка.
Какой ни есть, а край земли,
где все часы, а ля Дали,
идут на первой передаче,
и выбор: топлес или лиф,
лежать или пойти в разлив –
не осложняет сверхзадачи.
Последний выдох тишины.
Безрыбье. Чайки голодны,
по пляжу ходят выжидая,
сложив смиренные крыла,
и я со шведского стола
несу на пляж филе минтая.
Не потому, что есть Скрижаль,
не потому, что «птичку жаль»,
а потому, что на ковчеге
мы вместе плыли и спаслись,
но разлетелись, разошлись,
и снова встретились на бреге.
4.
На дне морском – актиния,
прибой – об волнорез,
вода морская – синяя,
но не синей небес,
ни глаз твоих, ни тонких вен
нисколько не синей.
На пляже юный Демосфен
уже набрал камней
и что-то долго говорит
волне наперекор,
и я – московский сибарит,
не вмешиваюсь в спор.
Но слышу, как морской прибой,
аж пена возле рта,
что цвет у неба голубой
твердит, и что вода
синее тонких вен и глаз
под солнечным лучом,
и разговор, не в первый раз,
у моря – ни о чём.
Что ни спроси, как ни ответь –
всегда одна вода,
а на слова поставить сеть
не стоит и труда.
Ночная рыбалка
Среди отражений ветвей и стволов,
где кормятся звёздами рыбы Завета,
удачного клёва тебе, рыболов,
удачного слова и лунного света.
Листает страницы листва ивняка –
туманных пророчеств хватает с избытком,
и всё наносное уносит река,
огульно считая пустым пережитком.
Что в красной строке напророчил закат,
прощаясь, едва ли наполнено смыслом;
улов, как загад, не бывает богат
по этой поре и тринадцатым числам.
Пророчь, не пророчь, в предрассветную тишь –
от скрипа уключин до первой подсечки
ты ждёшь, замирая, и в лодке паришь
над звёздным безмолвием заспанной речки.
В ночном бездорожье – обманчивый брод,
нейлоновой лесы мотив однострунный;
так странно скользить над течением вод
и видеть себя у обочины лунной,
и видеть, как звёздно блестит чешуя
у ног рыбаков драгоценным залогом,
и чувствовать то, что Земля – полынья,
куда мы мальками запущены Богом.
После ледяного дождя*
Мы гуляем, а впрочем, ты занята делом –
всё внимание снегу и льду;
столько света и блеска в сегодняшнем белом,
что не скучно в Нескучном саду.
В этом белом: из красок – румянец, да локон,
и глаза, ну конечно глаза!
На ветвях ледяных голубям и сорокам
непривычно включать тормоза.
Наши тени на солнце резвятся, как дети,
на высоком речном берегу,
я любуюсь тобой: незнакомая йети
в белой шубке на белом снегу.
Под алмазную арку молоденькой липы,
где тонка ледяная слюда,
мы вчера не могли, а сегодня смогли бы
убежать, не оставив следа.
Там покрытые настом нескучные тропы
в этот день дожидаются нас,
и игривый сынок золотой антилопы
бьёт копытцем серебряным в наст.
---
*Ледяной дождь случился в Москве 25.12.2010.
Предчувствие дождя
Вчера была обещана гроза,
на день четвёртый от начала мая;
немного потемнела бирюза
сухих небес с наветренного края.
Я ждал дождя, я ощущаю дрожь
на пыльных стёклах и, немея телом,
предчувствую, как вызревает дождь
и копит силы за водоразделом –
невидимым с поверхности земной,
равно обзор окрест хорош ли, плох ли,
всё потому, что ты стоишь со мной,
и мы молчим, и губы пересохли.
Небесный ослепляющий огонь
прочертит мрак на нашем небосклоне;
тугие капли упадут в ладонь
и скатятся по линиям ладони,
копируя излучины реки,
запечатлённой в тысячах полотен,
и чьё начало – линии руки,
а путь извилист и бесповоротен.
Но вера есть – из многих небылиц
для нас одна пожертвует собою:
небесное коснётся наших лиц –
его вода окажется живою.
Нам предстоит прикосновеньем рук
наполнить русло без конца и края;
дождь предсказуем, а случился вдруг,
в четвёртый день от сотворенья мая.
Прибалтийские зарисовки
1.
Поднимает шхуна якоря,
якоря и те – из янтаря,
и заря над бледным фонарём
заливает небо янтарём.
В корабельный колокол ударь –
зазвучит над палубой янтарь,
колоколу медному под стать –
чтобы вспомнить и не забывать.
Я тебе марину подарю –
солнечным лучом по янтарю,
по сосновым иглам, по коре,
и инклюз глагола в янтаре.
2.
Дождём прибило, как из-за угла,
сосновый запах на песчаном пляже,
и не хватает красок и тепла
в июльском неулыбчивом пейзаже.
Дождём накрыло, словно навсегда,
мирское под счастливою звездою;
земная и небесная вода
соединились с неразлей-водою
в унылый неоглядный водоём,
бескрайний, как жилище печенега;
и вспышками в сознании моём –
что я блюю с постылого ковчега,
что я обрызган, с головы до пят,
солёной кровью пасмурной планеты,
на все лады шпангоуты скрипят,
и небо шлёт невнятные советы.
А я у них иду на поводу,
в созвездии, доселе неизвестном,
высматривая блёклую звезду,
в разрывах туч на лацкане небесном.
Вот ты какая, Западная Русь;
пишу стихи, и внемлю и не внемлю
дождям, курю, и кашлянуть боюсь:
иначе небо упадёт на землю.
3.
Обойма труб немецкого органа
ещё тесней, чем барабан нагана,
и звуки, от низов и до верхов,
глотают жадно воздух из мехов.
Прелюдии, в миноре и в мажоре,
препятствия не видят в дирижёре;
они вольны лететь под облака,
не дожидаясь третьего звонка.
И мы вольны, в прелюдиях Эрота,
достичь глубин, каким не хватит лота,
и воздуха, и солнечных лучей,
где звук зачат, но он ещё ничей.
Где жизнь на берег вышла из глубин,
где и сейчас на пляжи из кабин
выходит столько новых Афродит,
что пена моря стольких не родит.
4.
Без ветра здесь и спрятаться не сметь;
два следа, уходящие за дюны,
новорождённы и де-юре юны,
но это, как на время посмотреть.
К окраине соснового леска
ведёт оно и, надо думать, лечит
безвременьем под шепоток и лепет
сосновых игл, прибоя и песка.
Нам босоногим просто невдомёк,
что здесь оно течёт ещё быстрее
песка сквозь пальцы милостью Борея,
с учётом пальцев необутых ног.
И часовая стрелка – есть засов;
вечерний бриз тревожит наше ложе,
заносит след тех самых, что моложе,
чем мы с тобой, на несколько часов.
5.
Досталась, не ахти какая, роль:
у моря ждать, вкушая молчаливо
прелюдию угря и ноты соль
к янтарной кружке разливного пива.
Вторые планы, ну и что с того…
без лишних слов соскучимся едва ли;
слова, слова – и нет ни одного,
что мы уже когда-то не сказали.
На солнце ограничены в правах,
его теплу одна альтернатива:
она в ещё не найденных словах
в смоле сосновой Юрского разлива.
Прибой порой выносит к берегам
невнятицу древнейшего народа,
чей лёгкий слог принадлежит богам,
а мы с тобой не знаем перевода.
Прогулка
Гуляем вместе, мысли – порознь,
прикуриваю от КЦ,
царапает ладони поросль
седой щетины на лице.
Высокий склон речной долины,
в прогретом воздухе – елей,
вьюны цепляют пуповины
к стволам зашоренных аллей.
Прилипчивый мотив субботы
мурлычу в ухо сентябрю,
и что не попадаю в ноты
я никому не говорю.
«Нескучный» сбрасывает листья,
но далеко до наготы;
в повадках клёнов что-то лисье,
повадки тополя – просты.
А этот куст – ни сном, ни духом:
мотив осенний – ни к чему;
и у него беда со слухом,
и он не скажет никому.
Проходит день
Проходит день и делает долги,
бессмысленные на исходе суток;
слышны его последние шаги –
тому, кто чуток.
Перегорит накаливанья нить
единственного яркого предмета
и можно в темноте перекурить
отсутствие вольфрамового света,
наговорить нежнейшей чепухи
тому, кто в темноте неразличаем;
и лёгкий дым, и лёгкие духи
вдыхать за разговорами и чаем.
Индийский чай и сахар кусковой
воспринимать за дорогой гостинец,
свечу затеплить, сумрак восковой
вприкуску пить и отставлять мизинец,
и, сахарной качая головой,
загадывать желанье по реснице.
И осознать, что ты ещё живой,
и – удивиться.
Слово – серебро, и не воробей
Говорящая птица, говорят, ты умна;
коли так, то скажи – отчего не слышна,
когда тряпкой накрыта, сидишь и не спишь,
предрассветную слушаешь тишь.
От молчания в тряпочку радости нет;
есть ещё серебро – оплатить Интернет;
в сером небе ненастном, как раз над трубой,
открывается глаз голубой.
Он слезится от дыма, ещё не привык;
за окном зазвучал воробьиный чирик,
птица возится в клетке, роняет помёт,
но ещё ничего не поймёт.
Бьют часы и по целям, и по площадям;
птице-тройке хватает ухабов и ям;
русский Хронос – армяк, облучок и кушак –
заведённо жующий тик-так.
За его кушаком – обязательный кнут
для счастливых часов и строптивых минут;
закукует кукушка – при первом луче –
на его освещённом плече.
Моё эго – ловец удивительных снов,
это ночью, а днём – осмыслитель основ,
переводчик с известных «чирик» и «курлык»
на рифмованный птичий язык.
Отыскать за пределами смысла строку,
чтобы в рифму последнему слову – «ку-ку»;
суеверно считать. И читать по слогам
птичий грай, птичий гвалт, птичий гам.
Фотосессия
Взгляд тяжёлый прячет объектив,
нрав тяжёлый – это негатив,
растревожен световой волной,
ждёт у объектива за спиной.
Девочка, воздушнее суфле,
еле прикасается к земле,
еле прикасается к траве –
потому что ветер в голове,
туфли на высоких каблуках,
шарики воздушные в руках.
Фотосуета и канитель;
легче пуха девочка-модель –
ничего не стоит удержать,
нужно только кнопочку нажать.
Щепоть
По жилам – не кровь, не водица, а красная ртуть;
и ночь у порога, и ясно, что мне не уснуть.
Мой вензель украсит мой щит на фамильном гербе;
подброшу монетку и двинусь навстречу судьбе
в колонне, фаланге, кильватере, просто – в струе,
квасной патриот с бивалютной корзиной у. е.,
до точки слияния линии жизни с тропой,
где странные люди ямбической ходят стопой,
в лавровых, терновых венцах и венках из омел.
Смеются и плачут. Я сам так смеяться умел.
Не думал о вечном и пил разливное вино
недавно. Неправда. Давно это было, давно.
Привет шалопаю в лавровом, терновом венце,
противнику правил, он точку не ставил в конце.
Подброшу монетку, а нужно – ещё намолчу,
в расчёте, за лёгкую казнь, заплатить палачу.
Чужая судьба – ты желанней и слаще стократ.
Крылатые кони. И каждый, в душе – конокрад,
не видит чужого и личное ставит тавро,
и пальцы трёхперстной щепотью кладёт на перо.