Сын абсолютного слуха

(интервью с поэтом Александром Карпенко)

 

Поэт и солдат, пророк и мечтатель, писатель, литературный критик – знакомьтесь: герой нашего времени Александр Карпенко. Воин-афганец, кавалер Ордена Красной Звезды, а ещё – верный друг, нежный муж, любящий отец. Настоящий мужчина. Из тех, за которыми – как за каменной стеной. Оказывается, они существуют на самом деле.

И всё-таки, прежде всего – Поэт. Вслушайтесь в его музыку, узнайте его правду, прикоснитесь к его тайне.

 

Воздух вечности сух и чист.

Как идёт тебе платье Евы

Там, где ветер, судьбы флейтист,

Выдувает свои напевы;

 

Там, где жаром сердец мольба

Проступает на пепелищах,

Там, где зреет твоя судьба,

Я – твоя неземная пища.

 

Я живу только в снах твоих –

Там, где меркнут резон и принцип,

И совсем не напрасно в них

Предстаю я прекрасным принцем.

 

Если бы оказалось, что завтрашний день – твой последний день – на что бы ты его потратил?

– Даже не знаю. Нужно попасть в такую ситуацию. Если честно, даже не уверен, что смог бы вести себя в высшей степени достойно. «Чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитый день». В подобной ситуции легко впасть в ступор, подобно буриданову ослу, и не знать, за что взяться. Даст ли мне умение выкарабкиваться из критических ситуаций, проявленное в прошлом, правильную подсказку? Достоевский после эшафота поклялся себе каждый день проживать как последний. Но потом постепенно забыл о своей клятве. Жизнь, на самом деле, сильнее наших мыслей и клятв. Поэтому не буду гадать всуе о том, чего не знаю. И подобного опыта себе не пожелаю.

Веришь ли ты в загробную жизнь? Нет, не так. Все в неё верят. Даже те, кто утверждает обратное. Я спрошу не так. Веришь ли ты в то, что именно ТАМ живёт справедливость?

– Я не верю в справедливость, одинаковую для всех. Поэтому, конечно, ТАМ – своя справедливость, совсем не похожая на нашу.

В одном из своих стихотворений ты пишешь:

 

Предвестник озарений ранних,

На красно-огненном коне

Появится творящий странник,

 

И тени страждущих веков

Свои мечи опустят мудро,

И стаи мирных облаков

На флейтах звёзд сыграют утро.

 

Скажи – по-твоему – слово Поэта (того самого творящего странника) – способно заглушить голос пушек?

– Порой всё звучит синхронно. Иногда слышнее пушки, иногда – стихи. Зависит от времени и от количества людей, которые способны слышать.

Меня много лет мучает вопрос – отношение людей к смертной казни. Сложный вопрос, на который так легко дать завуалированный ответ… Разве посылать восемнадцатилетних детей на смерть с оружием в руках и с приказом – Убей! – более нравственно, чем лишать жизни серийных убийц?

– Серийных убийц надо сослать на необитаемый остров. Пусть там выживают. Что касается войн, то их несправедливость в начале событий не так очевидна. Иначе и самих войн бы не было. Скажу больше: восемнадцатилетние парни сами рвутся на войну как на испытание для настоящих мужчин, которыми им не терпится побыстрее стать.

Давай поговорим о любви. Веришь ли ты в охранную силу любви? Был ли случай в твоей жизни, про который ты можешь вспомнить, вознести хвалу Богу и прошептать:

«Спасибо Ей – единственной».

– В охранную силу любви – верю. Она порой спасает не только любимых, но и дорогих сердцу друзей, братьев, сестёр, детей. Мама однажды призналась: «Если мне скажут, прыгай с пятого этажа – это спасёт жизнь твоему сыну – я бы, не задумываясь, прыгнула!» Чаще всего у любви – женское лицо.

Творчество для тебя – заколдованный круг или открытый космос? Способен ли ты отказаться от себя вчерашнего и унестись на волнах восторга и вдохновения туда, откуда порой не возвращаются? Или ты всегда для себя предсказуем?..

– Не могу сказать, что стихи 20-летнего Саши безнадёжно устарели. У меня всё время, начиная с юности, есть ощущение, что я знаю нечто очень важное. Но к этому знанию всё время нужно продираться сквозь облака. Хотя наша речь универсальна, её нюансы всё время меняются. Надо быть внимательным и готовым к новым словам, неожиданным образам. Недавно мой смартфон выдал: «Недостаточно памяти». И я сразу почувствовал: стихи! тема! Хорошо, когда в стихотворении есть несколько пластов понимания. У меня есть одна особенность. Я могу и простые стихи, и сложные писать одновременно. То есть я не развиваюсь «от простого к сложному» или наоборот. Всё это присутствует во мне изначально. О чём буду писать завтра, сегодня не знаю. Пишу и «элитные», сложные стихи, и простые, «народные». Сейчас, когда стихов много, но их «не слышат», лучше писать «меньше да лучше». Но сердцу не прикажешь. Конечно, хочется, чтобы тебя слушали и слышали. Но это – в идеале.

Писал ли ты стихи в Афганистане?

– Да, писал. Три или четыре стихотворения. Самое известное – «Есть машина времени на свете. Это – самолёт Москва – Кабул». Целиком его не стану приводить… Пара отрывков:

 

…Время подустало в бурном беге,

Прилегло, чтоб новый взять разбег.

Я взлетел в родном, двадцатом веке,

Грохнулся – в четырнадцатый век.

Время, ты не вовремя уснуло:

Встал на друга друг, на брата брат;

Женщина на улице Кабула

Прижимает к сердцу автомат.

………………………………………

Матерь Божья, нам звереть негоже!

Только что поделаешь – в борьбе

Защищайся, дева! Если сможешь…

Человека не убий в себе!

 

Всё?

Стихотворение не закончено. Никак не могу найти коду. Уже столько лет…

 

Ты пишешь:

 

Так неужто и вправду мы в силах

Вновь вернуть к нам товарищей милых —

И призвать, как волшебную строчку,

Тех, чьей жизнью живем мы в рассрочку?

 

Жизнь в рассрочку... Как такой мирный человек, как ты, попал на войну? Было ли это осознанное решение, или тебя, как и многих мальчиков послали в ад те, которые думали, что имеют право распоряжаться чужими жизнями?

– Я вырос в семье военного. У нас – настоящая династия. Правда, не вглубь поколений, а, скорее, вширь. Все ближайшие родственники мужского пола по маминой и папиной линии – кадровые военные. Есть даже дядя – генерал. Папа прошагал с боями от Днепра до Вислы в Великую Отечественную, был представлен к званию Героя. Я всегда ощущал прессинг со стороны родных – они хотели, чтобы я продолжил династию и тоже стал военным. Мама умело играла на моей тяге к независимости. «У тебя будет приличная зарплата; постоянная работа и, конечно, внимание прекрасного пола». Мне не хотелось расстраивать родителей. Я не мог предложить им ничего более достойного. Писательство как профессия их просто пугало. Единственная поблажка, которую я себе предоставил, заключалась в том, что, имея склонности к языкам, я выбрал профессию военного переводчика. В 19 лет я уже работал за рубежом и самостоятельно зарабатывал деньги. Но получилось так, что в стране, где я трудился, разразилась гражданская война, и были введены советские войска. Я сам выбрал такое направление своей деятельности. Лично меня никто туда не «посылал» – я поехал добровольно, офицером-переводчиком. Я бы поехал туда и в том случае, если бы боевых действий там не велось. А мог бы и не поехать, если бы не захотел. Есть такая профессия – военный переводчик.

Расскажи про своего лучшего друга. Есть ли на свете такой человек, с которым ты делишь сам себя? Или ты всегда в себе и закрыт?

– Я наполовину открыт, наполовину закрыт. Но есть много людей, которые подпитывают меня идеями и энергетикой. А я – подпитываю их.

Что тебе нужно для счастья?

– Простого ежедневного человеческого счастья? Хорошо иметь для личного счастья баланс общества и одиночества. Но баланс этот – «плавающий». Сегодня тебе хочется одного, а завтра – другого. Порой хочется дойти не только «до сути, до сердцевины», но и до каких-то мыслимых и немыслимых пределов, чтобы обнулить свой прежний опыт. Человек – существо сложное и несоразмерное общепринятым стандартам. В нём постоянно экранирует космос. Как внешний, так и внутренний.

Однажды ты сказал мне: «Я – разный». Ты имеешь удивительную способность – задавать правильные вопросы. Ведь очень часто правильно заданный вопрос гораздо важнее стандартного ожидаемого ответа. Твои стихи будят, тормошат, заставляют думать, меняться, принимать решения. Скажи, веришь ли ты сам в то, что, что всё предопределено? Или – всё-таки – наша жизнь – череда преодолений?

– В каждое мгновение жизни мы можем поменять вектор своего развития. Но реально его меняем не так часто: это, например, мой Афганистан, твои переезды из одной страны в другую. Преодоления сопутствуют нам намного чаще. И не только потому, что нам кто-то мешает, но и потому, что мы стараемся преодолеть нечто в себе. То, что мешает двигаться дальше. Самоуспокоенность, почивание на лаврах. Бывают в жизни стержневые, судьбинные развилки дорог. И от того, куда ты пойдёшь в этих случаях, зависит, может быть, твоё развитие на годы вперёд. Бывает и так, что твой выбор – пассивен. Но всё равно, так или иначе, он тебя творит. У каждого бывает свой маленький эшафот... и – тайна.

Как ты живёшь между тайнами? Как справляешься с несовершенством мира?

– Я не ощущаю безвременье, как пустой промежуток. У меня редко бывают дни без творчества. Если не пишу стихи – читаю, пою, пишу прозу или музыку. Просто размышляю. Чтение для меня – это тоже вид творчества. Оно поддерживает душу живой. Если бы мы не прочли ни одной книги, мы были бы совсем другими. Сейчас мы живём в странное время. Есть большие разрывы между поколениями. Мало понимания. Если ты написал что-то важное, не факт, что тебя услышат. Как говорит мой друг Игорь Гор, «сейчас не время разбрасывать камни, однако и не время их собирать». Очень странное время, которое не вписывается ни в какие наши прежние представления. Важно сохранять внутреннее спокойствие и двигаться вперёд.

Твои стихи – это загадки и ловушки, которые будоражат ум. Скажи, а в твоей жизни – сбывалось ли что-то, тобою написанное?

– Сбывалось. Но человек устроен так, что сбывшееся счастье помнит хуже, чем сбывшееся несчастье. Однажды, устав от одиночества, я написал песню «Боже, пошли мне равную». Посылом послужили знаменитые стихи Андрея Вознесенского «Пошли мне, Господь, второго». И я повсюду пел эту песню. И однажды, это было в литературно-музыкальном салоне Тани Баум, её услышала художница Леночка. И пришла в мою жизнь.

 

Там, где зыбучи пески,

Море и пена,

Лечит меня от тоски

Санта-Елена.

 

Ей от природы дана

Власть исполина.

Кистью небесной она

Лечит от сплина.

 

Манит бездонная синь.

Смотримся в даль мы.

Взгляд свой куда ты ни кинь –

Море и пальмы.

 

Там, где верстается путь,

Ждёт перемена,

Верною спутницей будь,

Санта-Елена.

 

Откуда в твоих мужских стихах такая нежность? Может быть, из детства? Расскажи о том, что больше всего помнится, что больше всего поразило тогда, когда ты ещё только «впитывал мир».

– Все мы родом из детства. Я понимаю это ещё и в том смысле, что родительские гены, личности папы и мамы влияют на нас самым непосредственным образом. Я изначально – мужчина совсем не брутального склада. Таким же был и мой папа. Испытание войной закалило мой характер. Ощущаю в себе некую глубинную сентиментальность, которая пробивается наружу в эмоциональные периоды жизни. Может быть, это и есть нежность. «Две сестры мои, тяжесть и нежность», – писал Мандельштам. От тяжести я стараюсь, насколько это возможно, освобождаться. Остаётся – нежность.

И всё-таки, несмотря на эту нежность, которую не скрыть, которая в каждой строчке, твои стихи на редкость мужественны, цельны, ты и воин и пилигрим – и в стихах и в жизни – скажи – как тебе это удаётся? Наверное, ты умеешь побеждать страх?!

– Здесь я плоть от плоти своего знака Зодиака. Все Весы – такие.

Фуга для не собранных осколков автопортрета – цитирую фрагменты:

 

Бой, сраженья, кровь и раны –

Всё сплошные мелодрамы!

Славно выдумал, старик!

Ничего ведь не случилось –

Только зеркальце разбилось,

Отраженье раскрошилось,

Что скрывало прежний лик.

 

Пушки выбили оправу…

Не печалься, Боже правый!

Напиши мне письмецо…

Попытайся из осколков,

Словно мысль из недомолвков,

Воссоздать моё лицо!

…………………………………

 

Счастливый человек тот, кто сумел простить своих врагов. Скажи – ты счастлив?

 

– Я не считаю афганских моджахедов своими врагами. Есть вражда ситуационная. Когда ситуация исчерпана, постепенно уходит и вражда. Жизнь слишком коротка, чтобы акцентироваться на недоброжелателях. Если кто-то нелицеприятно о тебе отозвался или даже оскорбил, нет нужды лепить из него личного врага. Можно, конечно, ответить, если это заслуживает внимания, но не более того. Собаки лают, а караван идёт.

Какой грех, по-твоему – не заслуживает прощения?

– Предательство. Но и для него существует срок давности.

О чём бы ты хотел спросить Бога, если бы встретил?

– О чём человек может спрашивать Всевышнего? Я бы не осмелился. С годами у меня появилось смирение. Порой оно заглушает здоровые амбиции.

Правда. Что это слово значит для тебя?

– Я думаю, правда в современном мире имеет мало шансов быть востребованной.

Почему?

– Все верят в то, что правда – это нечто простое, доступное, всем понятное и, конечно, справедливое. Между тем, у правды бывает много измерений, и редко бывает так, чтобы все они были людям по душе. Поэтому правда в её настоящем, интегральном варианте в мире практически отсутствует. Порой существуют полярные оценки одного и того же явления. При этом оба полюса могут быть абсолютно правдивы. Но людям проще разделиться на две партии; бесконечно и безрезультатно спорить друг с другом, нежели впустить в свою душу оба полюса. И каждый считает именно свою точку зрения единственно верной.

Стихотворение «воздух вечности сух и чист». Твоё определение поэзии – одним словом?

– Поэзия – это судьба. Судьба, положенная на музыку слов.

 

Интервью провела Лада Миллер

 

Фотоснимки – из личного архива Александра Карпенко