Слово, опалённое войной

Твёрдая правда Твардовского

 

Акцент-45. Всю Великую Отечественную войну Александр Твардовский был на фронте. В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». В годы ВОВ поэт создаёт свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин».

 

* * *

 

Просты ли стихи Твардовского?

Прав ли был Бунин, пришедший в восторг от Василия Тёркина, или Ахматова, сказавшая: «Частушки в любое время нужны»?

И он, и она по-своему – ибо представление о народности, широко внедрённое в сознание граждан Союза, было и верно, и не верно: народ действительно нуждался в своих песнях, и народность всякая условна, а «Василий Тёркин» – поэма, всё же, столь связанная с определённым временем, что, скорее всего, так и останется в нём.

А вот грандиозное, антологичное стихотворение «Я убит подо Ржевом» ясной стройностью и сверкающей алмазной гранью каждой строки врезается в сознанье сильнее.

Простые смыслы и точные формулировки – в этом сила Твардовского:

 

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

На левом,

При жестоком налете.

 

Как врезается в недра памяти необыкновенно мудрое стихотворение:

 

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

 

Оно – точно формула совести, в которую входит и осознание своей, пусть и не чётко даденной вины – вины метафизической, если угодно.

Поздние стихи Твардовского отмечены мудростью и скорбью, совмещённой с принятием действительности такой, какая она есть; представляется, поздние стихи Твардовского ценнее, чем его монструозные поэмы раннего периода.

Нельзя не задуматься над стихами «Памяти матери», не ощутить их странную, тугую земельную силу – силу почвы, растящей всё необходимое, принимающей телесные оболочки людей:

 

Как не спеша садовники орудуют

Над ямой, заготовленной для дерева:

На корни грунт не сваливают грудою,

По горсточке отмеривают.

 

Как будто птицам корм из рук,

Крошат его для яблони.

И обойдут приствольный круг

Вслед за лопатой граблями...

 

Но как могильщики – рывком –

Давай, давай без передышки, –

Едва свалился первый ком,

И вот уже не слышно крышки.

 

Сила стиха идёт от глубины, от сознания осмысленности прожитого – каждым; от неотменимости того, что было, что есть.

Они просты, стихи Твардовского, но простота эта высокого порядка...

...памятник поэту и великому редактору возвышается напротив местоположения журнала, какому он отдал шестнадцать лет своей жизни.

Люди проходят мимо.

Идут не-читатели стихов, искатели выгод, бедные представители народа, стремительно становящегося населением, идут, не особенно задумываясь, кому установлен памятник.

 

Весть Василия Субботина

 

Акцент-45. Василий Субботин принадлежит к фронтовому поколению поэтов 1940-х годов. С первого дня Великой Отечественной войны в действующей армии – танкист, башенный стрелок, корреспондент дивизионной газеты. Участник сражения за Берлин и свидетель последних дней и часов войны, в том числе штурма рейхстага, запечатлевший войну в слове как очевидец, правдиво и подробно.

 

* * *

 

Словно издали – из очень далёких дебрей истории – идёт голос, славно выпевающий современные стихи:

 

В те годы много по лесам

Легло в побоище неравном…

И кто-то Слово написал

Об Игоре и Ярославне.

 

Оно из дальних чащ былых

Летит из века в век и дальше –

Давно умолкший голос их,

Живых и мужественно павших.

 

Василий Субботин знал о чём писать: человека, перевитого опалёнными лентами Великой Отечественной, не могло прельщать пустое, игровое, не серьёзное.

Ибо стихи всерьёз: ибо они заполняют жизнь, объясняя её, и призваны добывать гармонию из любой ситуации, сколь бы трагической она ни была.

Василий Субботин чувствует травы так, как будто их рост связан с возникновением его стихов; он слышит дыхание ветра, как собеседника, и течение и внешность рек для его поэтического дела – световой кладезь.

Природный круг реальности резво перезванивает зимою, и бодро прокалённый морозом воздух играет нежными розоватыми оттенками детства:

 

Должно быть, под снегом река

Привычно звенит под копытом.

Зима! Вся земля в облаках,

И холодно, как в Ледовитом!

 

Субботин шёл от дружественной нивы русской поэзии, от тех ярких, смелых, талантливых людей, чья юность пришлась на призыв, на ярость и силу войны:

 

Друзья мои. В поэзии мы рядом,

Друг возле друга, рядом, ты и я…

Вот Коган, вот Гудзенко, вот Кульчицкий,

Вот Инге, вот Майоров, вот Орлов,

Луконин, Наровчатов… Как нас много

И как нас мало было! Лишь теперь

Я это понимаю…

 

И здесь «мало» столь значительно, что никакое «много» его не перевесит.

И голос Субботина – сильный, самостоятельный, отчётливый – не потерялся среди других, как и ничей из перечисленных сверстников-поэтов; голос его могуче звучал, представляя не только себя, но и поколение, весомой единицей которого был В. Субботин, создававший стихи с тою мерой яркости, которая не может быть затоптана денежно-прагматичным временем.

 

Мера Михаила Луконина

 

Акцент-45. Всю войну Михаил Луконин работал специальным корреспондентом армейской газеты «Сын Родины» и «На штурм», писал прифронтовые репортажи, очерки о рядовых солдатах и их командирах, «горячие» сводки с поля боя. 10 октября 1941 года был ранен в бою за деревню Негино. В 1942 техник-интендант 1-го ранга Луконин М. К. награждён медалью «За боевые заслуги» за создание ряда патриотических произведений, вдохновляющих красноармейцев на борьбу с фашистскими захватчиками, и также за участие вместе с разведчиками в операции по ночному захвату «языка» и вынос с поля боя раненого политрука.

 

* * *

 

Ритм должен рваться, трепыхаться, биться, как полотнище на ветру: иначе разве выразишь движение века?

 

Лето моё началось с полёта,

Зима началась в «стреле»,

Лёгкое, белое, беглое что-то

Наискосок слетало к земле.

Ночью к окну подплыло Бологое,

Но виделся памятный край,

К горлу прихлынуло всё дорогое

С просьбой: «Не забывай!»

 

Стих Михаила Луконина чужд плавности, закруглённости, ибо слишком не плавной была жизнь, сквозь которую пролетали обожжённые ленты военной трагедии: и трагедии надо было противостоять, более того, надо было, выжив, победить.

 

Хорошо перед боем,

Когда верится просто

В то, что встретимся двое,

В то, что выживем до ста.

 

Опыт военных лет совмещает крест и будничность работы, наждачная правда жизни раскрывается так, как и не должна бы была, да что делать…

Только уповать:

 

В то, что с тоненьким воем

Пуля кинется мимо.

В то, чему перед боем

Верить необходимо.

 

Ибо вера военных лет специфична, но без неё не выдюжить предложенные панорамы яви…

…порою в стихотворении, тема которого вроде бы не имеет отношения к искусству, вдруг вспыхивает афоризм, нечто в сущности оного проясняющий:

 

А, может, чтобы жило искусство,

Нужны на свете такие боли?

 

Много строчек-формул, строчек-определений разбросано по поэтическим полям М. Луконина: полям щедрым, продуваемым разными ветрами жизни; полям, густо исхоженным поэтом, многое сумевшим понять, и выразить понятое в стихах жёстких и чётких, порою нежных, и… безбрежных.

 

Александр Балтин