Ион Строе

Ион Строе

Новый Монтень № 9 (609) от 21 марта 2023 года

Воздух времени (часть 3)

повесть

 

Продолжение. Начало в №№ 607,608

 

Приходится ставить вопросы, так как они – составная часть нашей жизни. Перед нами стоит задача посредством наших собственных возможностей, сил, способностей и талантов осуществить, реализовать смысл нашей жизни.

 

Часть 3. Мимолётность существования

 

В рассуждениях о судьбе я вернусь к факту перевоплощения: Юрий Муравицкий – Ион Строе; Константин Алексеев – Константин Станиславский. В данном случае это не сравнение – фигуры разной величины. Меня интересует, как повлияла эта трансформация на формирование сознания, интеллекта, нравственности и духовности.

Станиславский – Муравицкий: человеческая душа вступает в земную жизнь зародышем без знания, без способности различать добро и зло, без развитой совести.

Алексеев – Строе: возможно, это возвращение к человеку состояния внутренней свободы.

Станиславский – Муравицкий: путём опыта, приятного и неприятного, человек собирает материалы и из них строит свои умственные и нравственные способности.

Алексеев – Строе: да, и в каждом перевоплощении дополняет свойственный этому перевоплощению опыт.

Станиславский – Муравицкий: в этой эволюции взглядов, из этих полей сражений выносится добыча: доброта, способности, благородство натуры, как вознаграждение за тяжёлый и напряжённый труд.

Алексеев – Строе: здесь неизбежно страдание, которое следует за ошибками, но это и способ для исправления. Сила развивается благодаря борьбе, и после каждого посева неизбежны плоды: счастье вырастает из добра, скорбь – из зла.

Медленно наплывают одна картина на другую, словно в фильме Федерико Феллини «Восемь с половиной»…

 

Рассказы деда были хронологией многовековой и трагической истории земли Древней Таврии, где переплетались пути народов и племён. Бабушка восхищалась своим Сулейманом, хотя из-за его необыкновенной доброты и погружённости в книги и размышления, постоянной устремлённости к новым знаниям, привитой отцом, он производил на окружающих впечатление человека не от мира сего. Их соединяло глубокое чувство, они наследовали от своих родителей не только внешнюю красоту, но и сияющий свет любви, к ним можно отнести слова Блаженного Августина: «Насколько растёт в тебе любовь, настолько растёт в тебе красота, ибо любовь – это красота души».

Аура любви господствовала в отношениях всех моих близких: слушая рассказы родных и наблюдая жизнь моей матери, моей тёти и отца, а впоследствии всех, кто вошёл в мою жизнь, я видел озарённых любовью родных и это стало одним из прекраснейших зрелищ моей жизни.

 

Не полным будет рассказ о деде, если не вспомнить его близкого друга – эта дружба имела трагический исход для Сулеймана. Его друг караим – крымский еврей, их связывала многолетняя и тёплая дружба, как ни странно, в памяти бабушки сохранилось его имя – Нисен. Они с дедом были в высшей степени просвещёнными интеллектуалами. Нисен обладал обширными познаниями в иудаизме и знал все его основные тексты. Они с дедом говорили о сложности взаимоотношений ислама и иудаизма. (Дед говорит об этом в своих записках). Магомед в юности был предрасположен к евреям и иудаизму и соглашался, что его знание о Боге идёт от них. К счастью, мой дед, в отличие от Магомеда, доброе отношение к Нисену не изменил из-за непризнания Магомеда посланником Бога евреями: гнев его отразился в Коране, священной книге мусульман. Не всегда дед, будучи мусульманином, разделял позиции Нисена, но дружба была превыше всего. Особой темой их разговора была Каббала – учение, стремящееся проникнуть в самые глубины Божественной сущности…

Дружили они крепко. Когда дед узнал, что Нисен был расстрелян вместе с женой, потому что были евреями, Сулейман – этот кроткий и добрейший человек, побежал в комендатуру, чтобы выразить свой гнев. Нацисты, знали, что ещё раньше дед отказывался от сотрудничества с ними, и бросили его в тюрьму, где он вскоре погиб. Мистически завершились жизненные пути друзей: они, оставаясь верными своим идеалам и дружбе, погибли практически одновременно. Может быть, они ведут, уже не разлучаясь, свои высоконаучные беседы на небесах, кто знает?..

 

Странное чувство возникает, когда я думаю о них, о безвозвратности живущих в те далёкие времена, и сердце невольно плачет, плачет. Я стал думать, что не так страшна твоя смерть, как невозможность, неисправимость, невозвратимость тех, кого знал и любил. Эти потери становятся абсолютно опустошительными – такова была для меня потеря мамы. Уход любимых, заставляет особенно остро интересоваться вопросами бытия. В чём состоит идея перехода от не жизни к жизни? Как понимать природу времени и пространства? Математик и философ Б. Паскаль писал о безграничности мира, испытывая при этом экзистенциальный ужас: «Когда я размышляю о мимолётности своего существования, погружённого в вечность, которая была до меня и пребудет после, о ничтожности пространства, не только занимаемого, но и видимого мною, растворённого в безмерной бесконечности пространств, мне неведомых и не ведающих обо мне, я трепещу от страха и недоуменно вопрошаю себя: почему я здесь, а не там, потому что нет причины быть сейчас, а не потом или прежде. Кто определил мою судьбу? Чей приказ, чей промысел предназначил мне это время и место?» Кто мы в общей картине Вселенной? Может наука найдёт способ глубокого разговора с таинственным, обо всём, чего мы не знаем?..

 

Вспоминается отец.

Историю родословного древа со стороны отца я хочу начать, заглянув в далёкое историческое прошлое народа, который, как и жители Тавриды, сформировался много веков назад, и в неизбежном будущем некоторые представители этих народов соединили, сплели нити своих судеб в причудливый узор. Иногда мне кажется, что в импульсах сердца задолго до события, которое должно произойти, живёт предчувствие его неизбежности.

В далёкие времена, в первом тысячелетии до н.э. сформировалось государство даков с центром в Трансильвании. Северо-фракийские племена, населявшие в древности Северо-восток Балканского полуострова, были объединены правителем даков Беребистой. Наиболее могущественным племенем во Фракии были даки – один из самых самобытных народов древности – бесстрашные воины, царём которых был гордый и независимый Децибал. Он ради того, чтобы избавить свою страну от господства священной империи Рима, принёс в жертву своего единственного и любимого сына, сбросив его на мечи – это было условием сохранения целостности Дакии. В 89 году, после успешной войны против римлян, Децибал заключил мир, согласно которому римляне обязывались выплачивать ежегодные субсидии и предоставлять дакам римских ремесленников и мастеров. В 101 – 106 гг. цезарю римской империи Траяну в результате многочисленных войн с даками удалось завоевать их земли, богатые золотом, и превратить в римскую провинцию. Так Траян обеспечил спокойствие на восточных границах: искусные и бесстрашные воины, дакийцы, надёжно защищали границы Империи от набегов воинственных племён: готов, гуннов и булгар. В честь этой победы Траяном были устроены грандиозные гладиаторские представления: для участия в них на арену Колизея было выведено только всадников полторы тысячи…

В 212 году, в соответствии с эдиктом римского императора Каракаллы, население провинции Дакии получило римское гражданство и права, уравнивавшие его с римлянами, но, несмотря на сильное и постоянное экономическое и культурное влияние римлян, свободные даки продолжали развивать собственную традиционную культуру. По свидетельству Геродота даки уже 5000 лет назад производили вино из винограда и «греческие воины отправлялись во Фракию, чтобы найти вино». Римский поэт Овидий, сосланный в эти края, рассказывает о технологии концентрирования вина методом замораживания. Так что культура виноделия румын имеет очень глубокие корни.

Удивительна роль кельтов, которые совершали постоянные набеги на восточный берег Тиссы – территорию Фракии. В конце концов кельты и даки установили мирные взаимовыгодные отношения, культурное влияние кельтов благотворно сказалось на развитии региона. Последние археологические данные подтверждают, что даки и кельты, ассимилировавшись, жили вместе, и между этими народами возник культурный симбиоз. К сожалению, постепенно стал забываться родной язык Дакии – жители её смешивались с чужаками, растворяясь среди кельтов и иных пришельцев, но раз в год они устраивали праздник в честь своих богов, когда звучали музыкальные инструменты, устраивались состязания и завершался праздник рассказами о прошедших временах, вспоминался родной язык. Праздник был не весёлым: даки помнили прежние свершения и кем они были когда-то, а ныне и чуждый мир, и речь иная…

 

Кстати, о культурном симбиозе: эпизод из современной жизни, который случился в драматические 90-тые годы – это было время не только личных трагедий, бандитизма и лозунга «обогащайся как можешь», но и с элементами романтики: в моде была «народная дипломатия», культурные обмены: в Россию приезжали американцы, россияне с ответными визитами посещали Америку, но это другая история… Вернусь к началу этого абзаца. Я очень люблю города, расположенные в Центральной части России, и в них – монастыри, церкви, купеческие дома и торговые ряды, словно вышитые золотом и серебром на плащанице. Кажется, что города эти пронизаны сиянием. Один из таких чудесных древних городов – Нерехта (основан в 1214 году). В нем находится великолепный собор Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1713 году. Здесь же находится церковь Спаса Преображения, воздвигнутая в 1781-91 гг. В Нерехте первый каменный храм – Владимирская церковь Богородицкого Сретенского монастыря – построен в 1634 году. Живут в этом городе необыкновенные люди: добрые и творчески одарённые. Есть здесь Дом Творчества для детей, где обучают музыке, пению, художественным промыслам, живописи…. Однажды на фестиваль детского творчества в Нерехте приехал знаменитый барабанщик из Шотландии Поль. Я в то время был президентом московской общественной организации «Мир как одна семья» и в контексте культурной деятельности был также приглашён в Нерехту. Здесь я познакомился с Полем – дружелюбным, но сдержанным человеком. Поль действительно был виртуозным барабанщиком: то, как он исполнял на своём инструменте произведения для барабана плюс импровизации, казалось фантастикой. После просмотров и выступлений мы собирались вечером, чтобы делиться впечатлениями – устраивались застолья с русской закуской, водкой и в честь гостя – с виски. У меня слабый английский, поэтому нам помогал переводчик, но по мере выпитого необходимость в нём отпала и мой английский стал достаточным, чтобы мы с Полем поняли свою родственную связь, идущую из глубины веков – он кельт, я дак, и к утру, обняв друг друга мы ушли спать, став братьями…

В 271 году до н.э. после 165 лет романизации даков римляне ушли из Дакии, оставив в наследство латинский язык. Ассимиляция пришельцев кельтов с коренными жителями положило начало новому этносу, который стал называться румынами, что означало в переводе с латыни «римляне», а возникшее позже государство получило название Румыния, то есть Римляния. Почему возник этот акцент на кельтах? Витиеваты дороги судьбы – спустя почти два тысячелетия вновь встретились кельт и дак, но в современном обличье.

 

Отец прослеживал генеалогию с XV века от братьев Строе, ближайших сподвижников великого румынского господаря Михая Витязу, то есть Михая Храброго. Высоко оценивал Михай Витязу способности и преданность его престолу братьев, поэтому всецело доверял им. Господарь Михай Витязу в 1600 – 1601 годах разгромил турецкие войска и, освободившись от зависимости от турецких султанов, объединил в одно государство княжества Молдову, Валахию, Трансильванию. Здесь, я остановлюсь – моей целью является не изложение историй государств, а судеб людей, живших и живущих в этих странах.

Румынский офицер, впоследствии ставший моим отцом, был начальником военного госпиталя, расположенного в Гурзуфе. Он любил в свободное время уходить на берег Чёрного моря и любоваться морскими пейзажами: завораживающей красотой восходов и закатов и морской гладью, меняющей цвет от индиго до аквамарина.

Влюблённый в лазурную чистоту морского утра, он сидел на берегу, наблюдая за переменчивостью его состояний, и ждал, когда небо станет серо-свинцовым, а море потемнеет и покроется пеной, когда волны наберут мощь и покатятся к берегу за валом вал, когда заходящее солнце в перламутре неба сольётся на горизонте с волнами цвета оранжевого заката. Тогда открывалась хрустальная чаша ночи. Воображение переносило его на другой берег Чёрного моря в Констанцу – город, ставший местом моего рождения.

 

Констанца –

античный город у воды.

На берегах твоих рождённый

Сегодня с севером на «ты».

 

Море приглушало ощущение боли и одиночества – он смотрел в эту безбрежную даль, ощущал вкус и запах солёного ветра и вспоминал стихи своего любимого поэта Михая Эминеску:

 

Взглянешь в зеркало морское –

В нём видны.

Берег. Небо золотое,

Серп луны.

 

Вслед бегущим волнам стоны

Шлёт Эол;

В камышах шуршащих –

звоны баркарол.

 

Бледных уст моих улыбки

Видишь ты,

А в очах ты видишь зыбкий

Мир мечты.

 

Тёплый ветер, с водной шири

Прилетев,

Отдаёт печальной лире

Свой напев...

 

Отец ненавидел войну, фашизм, страдания русских причиняло ему боль. Однажды, в госпиталь к нему пришла девушка и обратилась с просьбой: у неё поранился отец и ему нужны перевязочные материалы – этот день стал переломным в его жизни, он искал способ, как помочь этим безмерно страдающим людям, и судьба, в образе этой девушки, дала ответ. Он узнал её: видел на берегу и, ошеломлённый её красотой, наблюдал за тем, как она бросалась в море и плыла навстречу волнам, потом выходила из лазурной воды и лучи солнца нежно касались её тела. Она шла по золотистому песку и чудилось ему, что под её ногами расцветала поляна цветов. Каждый раз он приходил на берег, чтобы вновь увидеть её. Однажды, он решился подойти к ней и поздороваться. К его удивлению, девушка свободно владела немецким языком. Он представился, девушка назвала себя Урие. Его поразила необыкновенная красота её глаз: светло-карих с янтарным отливом, длинные густые каштановые волосы и голос, который, казалось, звучал в унисон с плеском морского прибоя – необычен был тембр его, странный, чуть гортанный, с лёгкой хрипотцой и невысокими нотами. Сегодня, спустя полтора десятка лет после того, как она оставила этот мир, во мне всё ещё звучит её голос, и я вижу светло-карие с янтарным отливом глаза. Прошло некоторое время, и он понял, что девушка связана с крымскими партизанами, сознание того, что он может помочь этим людям в борьбе против немцев наполнило жизнь новым содержанием и смыслом. Рискуя жизнью, он передавал им медикаменты, перевязочные материалы и иную помощь. В образе этой девушки его душа нашла свою любовь. Урие тоже нравился этот высокий, красивый, аристократической внешности человек. Он всегда был необычайно доброжелательным и, как оказалось, очень смелым. Так возникнет чувство, которое соединит их. Моя мама станет его судьбой, его любовью на всю жизнь, которую он пронесёт до конца своих дней, так и оставшись одиноким.

Спустя много лет, в Румынии в декабре 1989 года вспыхнет восстание народа, которое приведёт к свержению режима. Президент Николай Чаушеску и его жена Елена Чаушеску будут расстреляны. Пройдёт ещё немного времени, и сын главного врача крымского госпиталя на небольшом грузовичке привезёт в посольство Румынии и передаст для раненных в Бухаресте медикаменты, средства первой помощи и перевязочные материалы.

 

Мне кажется, что в настоящее время мы находимся в пространстве, которое называют территорией беды, где возникли признаки разложения и необходимость появления новой исторической плоти. Но человек силён своей верой. «Вера, – сказал мыслитель, – есть мужество духа, который стремительно бросается вперёд, уверенный, что найдёт истину». И кажется мне, что, несмотря на человеческие бедствия, на тех, кто безвозвратно потерял веру, тех, кто подчинился духу времени вместо борьбы, возникают общественные движения, объединяющие различные слои общества для изменения сложившейся ситуации. К счастью, есть среди нас те, кто понимает необходимость сплочения во имя социальной справедливости, верят в важность науки, религии, искусства и нравственности, верят в духовное возрождение и социальные преобразования. И мы видим ясные знамения этих процессов. Придёт время – и возникнет общество как одно гармоничное целое. Во все времена были люди – могучие формирователи умов, благие организаторы общества социальной справедливости, живущие среди нас, готовые на испытания и на смерть ради достижения Истины, создатели религии, науки, литературы и искусства, и их живая сила питает и живёт в нас. О них, людях кристальной чистоты, мой рассказ. Увы, многие их них составляют небесное население небесного царства, но пример их жизней остаётся с нами, определяя нравственный ориентир.

 

Наталья Юрьевна Дурова, писательница, директор и художественный руководитель театра «Уголок дедушки Дурова», потомок знаменитой династии цирковых артистов и дрессировщиков, потомок известной кавалерист-девицы, участницы войны 1812 года и дочь артиста Юрия Дурова, однажды попросила меня съездить к не менее знаменитой Наталии Ильиничне Сац – директору и художественному руководителю детского музыкального театра, что на проспекте Вернадского. Нужно было скоординировать программу, посвящённую Дню ребёнка. Напротив детского музыкального театра шла разделяющая проспект Вернадского яблоневая аллея. Это было время цветения яблонь:

 

Под сенью яблоней в цвету,

Я увидел деву ту.

Театр взвился синей птицей,

И, время вспять оборотится,

И всё случится, что случится.

 

Был тёплый летний день начала июня. Внезапно небо стало грозовым и покрылось мрачными тучами, которые в стремительном беге громоздились друг на друга и летели так низко, что, казалось, задевали качающиеся кроны деревьев. Из нависших туч раздались раскаты грома, тучи озарились сверкнувшей молнией. Так же внезапно стихли порывы ветра, небо очистилось, и яркое солнечное око устремило свои лучи на землю. Странная мысль мелькнула в моей голове, что происшедшее с погодой было неким знамением…

У театра стояла девушка в марлевом платье, в то время эти платья были модны. «Простите, нет ли у Вас лишнего билета», – обратилась она ко мне. Девушка была мила, женственна, с распущенными пепельными волосами и красивыми серо-голубыми глазами. В её голосе была надежда, что у меня найдётся этот лишний билет, и я захотел, чтобы такой билет у меня оказался. «Вы могли бы меня подождать, я попробую Вам помочь», – ответил я. Она согласилась.

Я прошёл к Наталии Ильиничне. Она произвела на меня сильное впечатление. Было видно, что это властная с сильным характером личность. Глядя на неё, я поверил в то, что о ней говорили: что она ногой открывает двери к сильным мира сего, что к ней, как и к Н. Дуровой, и С. Образцову, в высшей степени уважительно относятся члены Политбюро, и свидетельством этого отношения было выделение средств на строительство в центре Москвы Театра Зверей, Музыкального детского театра и Театра кукол Сергея Владимировича Образцова. Эта могучая тройка умела убедить Правительство СССР в важности формирования нравственно-эстетического мировоззрения детей и экологического императива в их сознании. Благодаря этим выдающимся деятелям культуры, театры для детей, ныне носящие их имена, переживали дни славы и величия в Советский период истории. Надеюсь, они останутся востребованными и в наше время.

По окончании обсуждения программы, я попросил билеты на представление. Получив в кассе из брони два билета, я вышел на улицу. Девушка меня терпеливо ждала, и это терпение было вознаграждено билетами. Она была счастлива и сказала, что её сын давно мечтал попасть в этот театр, но им никак не удавалось купить билеты. Мне понравилась Анастасия, поймал себя на том, что мне хотелось бы вновь встретиться, и я предложил помощь с приобретением билетов в детские театры, мысленно надеясь на помощь Дуровой. Настя, конечно, была обрадована моим предложением, и мы обменялись номерами телефонов.

Так в мою жизнь вошла Аргентина.

Я своё обещание выполнил и познакомился с её сыном – дружелюбным, очень улыбчивым и симпатичным мальчиком шести лет. Мы с Настей стали встречаться, и я узнал историю её семьи.

В своё время Правительство Аргентины отвоевало у индейцев гаучо огромные никем не обрабатываемые плодородные земли и продавало их за бесценок. До и после революции из России в Аргентину хлынул поток мигрантов, среди которых были русские, украинцы и представители иных национальностей. В Аргентине была возможность начать новую жизнь, и с верой в это дедушка и бабушка Насти, жившие поначалу на территории Австро-Венгрии, а затем Польши, уехали в далёкую Аргентину – загадочный и странный край земли.

Жили они бедно, и миграция в Аргентину представлялась им выходом из нужды. У дедушки с бабушкой был 10-летний сын Павел, будущий отец моей жены. Диаспора выходцев из Российской империи, приехавших в Аргентину в разное время, стала третьей по численности после испанцев и итальянцев и составляла без малого триста тысяч человек.

Здесь, в Аргентине, переселенцы сеяли пшеницу, строили загоны, формировали кизяки, с помощью мачете вырубали пампу, резали солому. Жизнь в Аргентине, к сожалению, не оправдала надежд. Можно сказать, это были годы тяжёлого батрачества. Подросший Павел, ставший Пабло. проникся левыми идеями и вступил в компартию Аргентины. До конца жизни он был предан идее «Il socialismo e il sole del L’avenire» («Социализм – это солнце будущего» Гарибальди). Этим солнцем будущего был для него пример Советского Союза: отсюда, из Аргентины он наблюдал возникающую эпоху пробуждения, становления и развития всех институтов Советской России, расцвет культуры и социального развития. Это был русский ренессанс, и его мечтой было желание участвовать в этом возрождении. Пабло обладал несокрушимой силой духа, огромной харизмой и врождённой красотой, которая распространялась на всё: лицо, глаза, манеру говорить. Здесь, в Аргентине, он встретил Елену. В глубокой любви они прожили более пятидесяти лет, в которых были и счастье, и невзгоды. Елена, красивая внешне и обладающая душевной красотой, была сдержанной, с редкой улыбкой на лице, но, если улыбалась, казалось, всё вокруг освещалось благим светом. История их жизни – это материал для отдельной книги. В Аргентине родился их первый ребёнок, девочка, которую назвали в честь бабушки Анастасией.

В своё время Пабло и Елена обратились с просьбой к Суслову – идеологу КПСС – о репатриации. Надо признать, этот «сухарь», человек, как говорили, без эмоций, Суслов услышал их аргументы, пошёл навстречу просьбе, и им было разрешено вернуться в СССР. Они вернулись примерно в те же годы, что и моя семья после принятия Закона о репатриации советских граждан. Так сходятся удивительные, таинственные дороги судьбы.

В семье Пабло все её члены отличались незаурядными способностями: в СССР Пабло стал учёным, защитил докторскую диссертацию, стал профессором, был назначен заведующим отделом стран латиноамериканского конуса в институте Латинской Америки. Жена его работала переводчиком в испанской редакции ТАСС, двое сыновей блестяще закончили вузы МГИМО и «Бауманку», а Настя – юридический. Жизнь в Аргентине оставила глубокий след в сердцах родителей Насти. Эта страна стала их второй Родиной, связь с которой у них никогда не прерывалась. В Россию, в свой первородный дом, они перенесли многие традиции, обычаи, которые сопровождали их в прежней жизни: обязательное мате на протяжении всего дня, общение на испанском языке. Мама Насти плохо владела русским. Забавно, но она так и не научилась правильно произносить слово «упадёт», всегда говорила «упадет». Но, работая в ТАСС, считалась одним из лучших переводчиков с испанского и на испанский. В квартире не умолкали звуки бандоньона и аргентинского танго – это был такой негромкий фон квартиры. И ещё – они были невероятно трудолюбивы: постоянно работали с материалом, писали, переводили – это был ежедневный упорный труд. Главное в этой семье было единство, где все её члены были связаны нитями любви. Здесь царила атмосфера взаимопомощи и внимания друг к другу. Здесь не было разделения на больших и маленьких: за общим столом собирались все поколения, и это было единством счастья! Цементирующими скрепами этого единства были Елена и Пабло. Увы, как говорят в народе, «что хорошо, то не вечно». Как бы счастливо и успешно ни складывалась жизнь, в ней заложена драма. На сцене этого театра мы – участники событий, продиктованных судьбой.

Настя была не только внешне привлекательна, но и обладала глубоким умом, деликатностью и благородством характера. Кроме того, она была человеком воцерковлённым, поглощённым вопросами духовного порядка. Спустя время она стала моей женой, и у нас родилась чудесная дочь, которую мы назвали, теперь уже в честь моей бабушки, Анной. Анна окончила факультет журналистики МГУ, преподаёт испанский язык.

 

Причины распада нашей семьи спустя годы я не могу объяснить, но кажется мне, что и это было предопределено. Есть ли судьба на самом деле? Когда что-то внезапно меняется в нашей жизни, мы, говорим «это воля судьбы».

 

Все происшествия в жизни.

В тайне начало берут.

И из себя-то мне тут корчить не стоит пророка,

Ибо веление рока люди потом узнают.

 

Мне не известно, что будет,

Ибо я не пророк.

Но по одной из дорог

Твёрдо пройду до конца я.

Ждёт всех нас участь такая,

Как уготовил нам рок.

(Из поэзии гаучо).

 

Так есть ли судьба на самом деле, или за этим стоит маскировка неспособности справиться с собственными проблемами? Или неизменная судьба дана нам Богом, чтобы показать правильный путь или «наказывать» нас, если отклоняемся от этого пути? Приходится ставить вопросы, так как они – составная часть нашей жизни. Перед нами стоит задача посредством наших собственных возможностей, сил, способностей и талантов осуществить, реализовать смысл нашей жизни. И кажется мне, что все мы уже много столетий находимся в постоянном поиске «философского камня» – этого таинственного эликсира, который позволил бы человеку продлить свою жизнь и посредством этого изменить и раздвинуть предписанные ему эволюцией временные рамки. Потенциал, заложенный в человеческую сущность, должен быть направлен на пользу человечества, и мы должны научиться нести ответственность за себя, за окружающих, за Землю.

Неизвестно, что было перед «Большим взрывом», приведшим к образованию первичной материи и созданию нашей Вселенной. Куда приведёт нас дальнейшее космологическое развитие? Вся материя – неживая и живая – будто бы следует закону высшего развития, и перед нами стоит задача – двигать вперёд высшее развитие.

И ГЛАВНОЕ: всё в нашем мире связано нитями любви:

 

Носится по небу птица,

Мчится куда пожелает,

А на земле запевает

Сладкую песнь любви,

Тянет колена свои –

К милой подруге взывает.

 

В логове любит и зверь.

Там он – сам царь полновластный.

Рык издаёт он ужасный,

Ибо у хищников нет

Нежных любовных примет:

Только лишь рёв сладострастный.

 

Любит и рыба морская

С жар-чешуёй золотой

Любит на свете любой

Любит всё в мире живое:

Полнится сердце любое

Жизнью, а жизнь есть ЛЮБОВЬ.

(Из поэзии гаучо)

 

Когда я произносил эти строки, мой кот Марсик тут же ложился мне на грудь, заводил свою кошачью мелодию, и тёрся головой о мой подбородок. И так было каждый раз, когда я впадал в поэтическое состояние. Кот словно чувствовал поэзию моей судьбы. Подобным образом он выражал свою признательность, и располагался всегда рядом, когда я читал, когда писал или, как сейчас, читал вслух стихи. Удивительно благородное и благодарное существо! Так и плещемся мы в волнах житейского моря, испытывая гармоничную взаимосвязь. 

 

* * *

 

       

          Бабушка Анна                    Мать Ольга Памуччи       Отец Василе Строе         Леонид Муравицкий

 

Окончена рукопись. В повести моей слились разные потоки времени. В этих измерениях, определяемых сроками разных жизней, дышащих ВОЗДУХОМ ВРЕМЕНИ, прошли и проходят судьбы причастных ко мне людей, определивших по промыслу Божьему мою судьбу. Низко кланяюсь им.

 

 

Иллюстрации:

работы художника абстракциониста,

лауреата премии Кандинского Екатерины Васильевой

и фотографии из архива автора

 

--

Везде, где не указано имя поэта, приведены стихи автора книги.