still life
*
Золотое спокойствие кухни,
Нежно-розовый рокот котёнка,
Запоздалые, пьяные мухи,
Холодильник, октябрь, сгущёнка.
*
Если в улыбке
Зубов больше, чем радости,
То не улыбка это –
Оскал.
*
Пыльные джинсы нагрелись
И обжигают колени.
Солнце в зените.
*
Едва уловимо
В дыхании востока
Предчувствие первого снега.
*
Люблю
прикосновение
дорожной пыли к пяткам.
Шагаю,
Не Басё –
Босой,
И всё.
* * *
Бросая в окно пассажирскими пальцами
Одну за одной проездные монеты,
Когда на деревьях паучьи сети
Плетут желтобрюхие фонари,
Ты, будто впервые за многие годы,
Помимо кондуктора смотришь на мир;
Тебе всё равно, что сегодня билеты –
Все, как один, счастливее некуда,
Ты просишь у неба ясной погоды
И возвращаешься к жизни «зайцем».
* * *
В день, когда я научился
понимать человечью речь,
как печка, горячее слово
мне вручили,
сказали, «любовь» называется
и добавили: «Надо беречь!».
Но Оно же яркое, как кубик Рубика, –
Достаёшь из груди и вертишь.
Смотришь: вот Оно, и глазам не веришь.
Может такое сравнение грубое;
Просто Оно у меня никак не складывается.
В другом месте и непохожем времени
И что же мне делать с этим желанием
неистребимым:
жить в другом месте и непохожем времени?
Чтоб мимо –
незваные
тени:
топонимы, вывески, адреса,
фасады в лесах,
голубей и мимов
лица и голоса,
другие глюки.
–
Не выходить, не надевать брюк
без веских.
Задраить все окна, перекроить паруса
на занавески.
Сидеть по-турецки,
баюкать
сердце
аллитераций уютными
арабесками.
* * *
В начале зимы
Это было смешным:
Ни своих, ни чужих не жалея,
Все в погоне за шляпой теряли штаны.
То в начале зимы.
К середине меня тошнило;
Оказалось сам так умею.
И теперь, когда чую бациллы весны,
Будто муха к осени, сатанею;
Сам себе не дал бы взаймы.
Вестероспил
Где-то
на школьном глобусе есть страна,
в стране есть столица и гетто,
между – стена.
В центре паучьей сети автодорог
стоит терракотовый замок, в нём живёт бог.
Он никогда не смотрит в окно;
ему всё известно и всё равно.
А за стеной
живут от заплаты к заплате –
дрянное кино,
хронически провинциальный театр:
заснежены улицы, гладкие честные лица
с плакатов зовут демократии причаститься.
И это не сказки – по улицам ходят медведи,
и даже в машинах со спецсигналами ездят,
учат угрюмый народ улыбаться прохожим,
и с телеэкранов вещают вельможно.
Вслед лаковой бухгалтерии на закат
безропотно и минорно глядят
огненный юг и огненосный север,
а на востоке – тень поднебесной империи.
Так выглядит беглая география
страны, где абсурдные сны попирают явь.
Время Z
Представь себе: спину и темя
облизывает озноб,
ни вдоха, ни выдоха – темень.
Скованы сном
руки, в которых Ремингтон,
память, в которой ни зги.
Соседи, коллеги, прочие лемминги –
и все по твои мозги –
замерли в кадре, где скрежет зубовный.
Зомби в Москве – и в Нью-Йорке зомби.
Мир неподвижен,
в нём ужасы множатся.
Единственный выживший –
был осторожен.
Но тут выжидание не приветствуется,
сам-то себе не лги.
Вспомни, что ночь – не время, а место.
И быстро беги!
* * *
Выхожу на балкон и бросаю в небо кометы.
Раскурив у кромки горизонта ворох листьев золотых,
Обрывается день и летит за моря.
Я целую на прощанье лето.
Голубиные предрассудки
Очень редко
(особо от этого ценно)
в человеке
случаются перемены.
Ну, какие?
Велосипед или йога,
бокс, коньки,
или бабушек через дорогу
переводит –
такое вот хобби и всё,
не для профита –
чтобы быть весёлым.
Удивительно?
Не менее странно,
как мы, ближние,
это воспринимаем.
Жизнь – бульон,
без чудинок довольно пресный
Наши вон
чем, скажете, интересны?
Будто голуби серые,
жёванное переживаем,
а чудачит кто –
что мы делаем с непокрытыми головами?
* * *
День в меня стрелял, да я не помер;
Ночь дразнила сном и комарами.
Одолжи свой номер телефона,
Я сполна отдам тебе звонками.
* * *
Достаёшь из корзины сомнений
Черновые, непарные крылья.
Громким чохом расправившись с пылью,
Не скрывая щенячьих волнений,
Будишь дрыхнущую фантазию:
«Слышь, старушка, не всё ещё сказано!»
* * *
Если мы до сих пор живы,
Значит каждый из нас избранный,
Значит в наших луженых жилах
Кровь кровава, а жизнь жизненна.
* * *
Если с утра на улице хмарь,
Остаётся лишь яйца пожарить,
Чтоб хоть как-то отсутствие солнца поправить.
Но ты не бойся –
Это не осень.
Просто заговор календариков.
* * *
Забыть говорить,
Потерять от волнения голос –
Случалось –
Свалиться в колодец,
Проснуться забыть.
И жить в забытьи незамеченным колосом,
Бояться стыда и стыдиться надежды –
Остыть… Обернуться полозом.
Вот смех-то:
Любовью дышать, распадаясь на крохи,
Не легче,
Чем быть без любви,
Отморозив вечностью лёгкие.
Загостился
Впрочем, я загостился,
а город и не заметил.
Не уместился.
Бай-бай-наливай
и отчаливай.
Досвидос-Кальвадос.
На остров,
надолго. Всерьёз ли?
Вопрос,
как Родина – безответен.
Не удержался.
Чао-Блю-Кюрасао.
Зима была долгой
...it's been a long cold lonely winter.
Зима была долгой,
тебе такие не снились, Жора.
Зима выла волком,
а то подносила клыки прямо к горлу.
Не спать.
Кривотолки,
опутали мысли и действия (тоже кривые),
наполнили ленты
оранжевым, белым...
Живые
прогнозов эксперимента
не оправдали.
Немели
от холода, но не остыли.
Не правда ли
странно, согретые мартом,
не помним,
забыли:
тепла не отдать
охваченным дрожью –
свинство
почти такое же,
ну... как просить у бездомного
гостеприимства.
* * *
Когда народ идёт вперёд
И песню бравую поёт,
А в синем небе самолёт
В народ листовками плюёт,
И репродуктор глотку рвёт:
«Чего сидишь разинув рот?
Нас в рай позвали, идиот!»,
Я жду её, а вдруг придёт.
Колыбельная для насекомых
Приходишь домой – привет.
На кухне запах и свет;
все дома.
Паркуешь боты, и талой походкой –
туда где вехотки, зубные щётки,
обмылки, в сушилке носки и колготки;
смываешь остатки ситкома.
Искомое так и не вышло из комы.
Искомое так и осталось искомо.
И сквозь глаза, в экраны смотрящие,
любимых, в медийный ящик играющих,
ныряешь технично, как чемпион,
в свой шанс не жить насекомо –
сон.
Люди Икс
Встречаются люди-сосны –
Высо-о-окие.
Люди-кремень – острые
Не значит жестокие.
Люди-бетонные блоки –
Тяжёлые на подъём.
Пластиковые глоки,
И ружья с резным цевьём.
Бывают люди-осины –
Трясутся без остановки.
Люди из парусины,
Люди из оцинковки.
Со всеми вами непросто,
Спасибо, что и нескучно,
Тебе, человек-солнце,
тебе, человек-туча.
В детстве к разбитым коленкам
Прикладывали подорожник,
Сквозь кожу вплелись в мои гены
Его волокна, похоже.
Вот общество – гладь асфальта,
Где каждый голыш на посту,
Да будь ты хоть глыба базальтовая,
Я сквозь тебя прорасту.
Медленной фурой в Китай
Что я знаю о дальнобойщиках?
Они везут разговоры:
длинномерные, полуночные,
добрые.
Что я знаю о проститутках?
Иначе несут тот же груз.
Беседы в такси, электричках, маршрутках
миля за милей – на ус.
Что я знаю об автостопщиках?
Они растут на обочинах,
их разговоры легче и проще,
в рюкзак умещаются точно.
Я ничего не знаю о трассе,
которая в зеркале тает
попутной, но и без того прекрасной,
Медленной фуры в Китай.
* * *
На опушке дремучего города,
В неказистой панельной избушке
Ждал ли повода сердце слушать
Или рушить боялся вечное
(Просто глупое или гордое)
Заблужденье миров поперечных
В неподдельности их параллельности;
Но до срока слова не рёк,
Балансировал между строк,
Между слов и звуков в отдельности;
Был похож, матерясь и немея,
Не взведённый до апогея
Револьверный чернёный курок.
Огни небольшого города
Ехал, смотрел сквозь окно маршрутки
«Огни небольшого города».
Сошёл на Учебной. У моей куртки
есть капюшон – здорово.
Надел.
Шаг, другой, переход, поворот.
Ближе к реке – холодрыга;
люди на остановках подпрыгивают
и... любят Сибирь,
да-да,
беспредельно.
Иначе зачем же пружинить джигу,
когда можно в Сочи стричь барыши?
Непостижимо
для внешних-нездешних,
и очень похоже на фильм.
А мне не впервой попадать в Заэкранье.
Здесь спят под открытым небом трамваи.
Им снится:
идут, не оглядываясь, полулица
и даже не замечают музыку,
сопровождающую их всю жизнь.
* * *
Один лысеющий одуванчик
Придумал подколку для тополей
Достал из темечка (не пожалел)
Самый пушистый воланчик
И красивым, убористым, одуванчиковым
Почерком сделал пометку на семечке:
Отправь это сообщение
Всем… самым близким друзьям,
И будет тебе везение.
И, кстати, это – не spam.
И тополя купились. Пчхе!
От Марка
В начале не было слова,
не было просто.
А было проще простого –
родился и рос.
Тянулся к плодам и солнцу,
не слушая мнений;
а с точки зрения социума
это – грехопадение.
И вынесли приговор:
всюду влачить тень.
И вор пригвоздил: «Вор!»
И ночь стала день.
В ней рукописи горели
не хуже книг,
и лица фюреров грели
блицы и крик.
Многих ли чтит Википедия:
Бруно, Коперник, Гус?
А мяса неназванных ведьм
вороны помнят вкус.
Потом, говорят, была Ева –
в апокрифе Маргарита –
и вспомнилось знаний древо,
в стыде забытое.
Полёт двух небесных тел
один пророк начертал,
Мудрыми чтимый за то, что смел,
иными – за то, что Шагал.
Оттепель
Во дворах замерзают машины,
масло стынет
в звенящих картерах.
Простыней на ветру февраль мельтешит,
и едва ли возможен март.
Но, как стартер,
скрипя провернётся
зачарованный мир
и порвёт сон.
Люди выйдут из тёплых квартир,
принесут с собой...
– Солнце?
– Аккумуляторы.
* * *
Просыпаюсь засветло
горстью бисера из мешка прохудившегося,
не красивым узором, как некоторые –
будто стёклышки в калейдоскопе,
а бесфокусно, неосмысленно.
Позитив оторвать и выбросить;
Моего настроенья небритого объективно уже не скрыть.
Рождественский невермор
Ворон ест то, что было оленем
с благодарностью, с радостью, без презрения.
Проезжающий мимо тлен
проливает на свитер с оленями свой старбак,
отправляя жене сообщения:
Как отличник?
[....]
Двояк?
[....]
Зацеплю пельменей.
[....]
И косит на обочину,
где спасение
происходит без армий, бубенчиков,
и песнопений.
Дальний свет.
Неразборчив,
застенчив,
но жив
черноризец отскочит в кювет
за мгновение
до,
а после
у него будет вдосталь
времени
накануне приезда сочельных машин,
чтоб поужинать и решить:
кто презренен,
кто зрел,
кто прозрел,
кто олень,
где добро,
а где удобрение.
Не поможет ни брань,
ни страховка,
ни сожаление.
С благодарностью, с радостью, без презрения
собирает с падали дань,
тот кто бродит по бровке
вселенной.
* * *
Старые верные кеды
Несут меня по асфальту;
Не то чтобы непоседу,
Но и не без азарта.
Можно немного федулиться
На бестолковое лето,
Но важно – гуляя по улице,
Уметь идти по планете.
Уезжай
Тридцать лет, как в былине:
печь, работа, вай-фай.
За сюжетную линию
не заступай.
За границами – гомики
и язычники.
Верь в царя, экономику
и опричников.
По кирпичику перекладывай
быт на бит.
Труд и глад вылей в пёсий лай
ядовитый.
Быстрый сон: у порога
посох и сума.
Это к дальней дороге – тут
много ль надо ума.
Полно верного ветра ждать,
хлеба кус жуя.
Уезжай, Илья.
Уезжай, Илья!
Долго, брат, не раздумывай.
Que tu sabes?
Выбирай: аверс – Дублин,
реверс – Буэнос-Айрес.
Хороший, плохой, эпистолярный
Нормальные люди не пишут писем,
максимум эсэмэски.
По праздникам – в личку по-быстрому,
ещё комментарии неинтересные
и близорукие,
ну или умные, глубокие и занимательные.
Так бедный и одинокий Туко
и стал притворяться писателем.
Листать словари: композиция, тропы...
Выучился на лингвиста.
В чужих сапогах заскорузлые стопы,
между пустыней и виселицей.
Уютно?
Как в перестрелке. Да было бы с кем поболтать.
Грустно, когда, не читая, рвут
письма его адресаты.
* * *
Я живу на пятом этаже,
В доме на окраине Вселенной.
Из множества значений переменной:
Витрин, подъездов гаражей...
Твоё окно – единственное верно.
к атлантам (à laУолт Уитмен)
Мои сопассажиры по трамваю,
По улицам сопрохожие!
Неужто не помните вашего имени,
Гордые великаны?!
Ё моё, Земляне!
На наших плечах покоится небо!
о поэтовой чести
Я вижу странные сны
И иностранные фильмы.
Пальцами пыльными
Буквы резные
В незрелые складываю слова.
С пиратским добром не ищу острова;
На Кудыкину гору
Со своим помидором
Я иду, улыбаюсь
И не боюсь.
обида
Прогнал с дороги самурай, как быдло.
Разве это обида?
Зловредный кто-то умыкнул из хижины повидло.
Разве это обида?
Сакура в цвету…
Была.
Вчера.
А поэт был пьян и ничего не видел.
Обидно.
письма в Макондо
Одолев притяженье дивана,
Я наскрёб табака из карманов.
Пнув долой ненавистные тапочки,
Жду звонка в полусне тошнотворном
На полу, у ног телефона.
Мне приснилось, что мёртвые бабочки
Не простят нам жестокость влюблённых.
подорожник
Небо бездомно прячет улыбку
В созвездиях и образах,
Но песни мои, даром шитые лыком,
Глядят ему прямо в глаза.
Пусть умники мира, как будто подростки,
Ведутся на всякий вздор;
Я – подорожник на перекрёстке,
Где Солнце встаёт в упор.