Набор слов
Среди лубочных облаков,
чей облик ласковый так лаком,
крест самолётика готов
прикинуться небесным знаком.
Но там, я знаю, звон турбин,
раздолье праздным опасеньям.
…Лет в десять ездить я любил
в аэропорт по воскресеньям.
Тоска по странствиям прошла,
менять края неинтересно:
другие заняли дела
ребяческих стремлений место.
Не ведаю, как их назвать –
недосягаемые дали,
когда мои отец и мать
друг друга рядом не видали.
Дотянешься ли в ту же тишь,
а может, в ангельское пенье,
набором слов? ведь это лишь
ещё одно стихотворенье.
* * *
Не гудит трансформатор.
Отчего не гудит?
Был он страстный оратор
и большой эрудит.
Был горяч он до жженья,
не страшился потерь,
но, увы, напряженья
не осталось теперь.
Он кишит муравьями,
он ушёл в никуда,
он со всеми друзьями
разорвал провода.
Все скворчит и щебечет,
все лепечет и ржёт –
он лишь слух не калечит
и ни йотой не лжёт.
Выше, чем, бронзовея,
руку к небу воздеть,
эта мудрость забвенья –
не гудеть, не гудеть.
Интермедия
Я прописан в поэме –
я в ней сплю и курю,
и на мир в отдаленье
из оконца смотрю.
Утомило сиденье
взаперти этих глав –
уступаю идее
час убить, погуляв.
Выхожу из поэмы.
Гулко хлопает дверь.
Тишина в стенах темы
воцарится теперь.
Фаза нынче свободна –
отдыхает подряд;
пусть герои сегодня
что угодно творят.
Станут сонмы созвучий
различимы едва,
у межи неминучей
засинеют слова.
Будут тени клубиться,
маятою маня,
будет сумрак копиться
по углам, без меня.
Зыбких образов тыщи
отразятся во мглу.
Я вернусь в темнотище –
и, на ощупь, к столу.
Другой язык
Проклюнулось окно
белёсой синевой...
Что сказано давно,
то сделалось молвой.
Создав другой язык,
чей строй ни с чем не схож,
страницы древних книг
ты лишь переведёшь.
Мечись, листай тома –
отыщется к утру:
«Я не сойду с ума
и даже не умру».
Река
Какая ясность – так светло,
что словно не осталось тайны,
все мысли тёмные – случайны…
Прозрачно стылое стекло!
Какая ясность – о, октябрь –
ноктюрн, исполненный при свете!
Как будто нет нужды в ответе,
понятны: ветер – плеск – и рябь.
Какая ясность – как с листа –
все переливы, все мерцанья,
все блики… Вплоть до восклицанья:
«Какая – ясность?! Темнота…»
* * *
Профессиональная оскома –
всё в приёмах собственных знакомо!
Это как не выходить из дома,
воздухом прокуренным дыша.
Бывшие задиры, сердцееды
ныне большей частью домоседы
и ведут унылые беседы,
новизны в которых – ни гроша.
Вычеркнуть бы, что успел заначить,
бросить всё, забыть, переиначить,
чтобы снова что-нибудь да значить,
свет увидеть, словно в первый раз, –
так жужжит попавший в паутину
или, может, угодивший в тину,
только одолеет ли рутину,
в коей он давным-давно погряз?
Говорю открыто, без метафор:
автоплагиатом занят автор –
про монеты из своих же амфор
заявляет: новый-де чекан.
Самому же ночью не до шуток:
лунный лик и тот бывает жуток;
облачко, когда-то парашютик,
в петлю обращается, в аркан.
Седьмое чувство
В подражание АВ
Зачем вам, в чьих черепушках пусто,
шестое чувство?
Там и стандартный набор излишен,
где нет извилин.
Бегу, проклятья шля окаянным,
к седым полянам.
И, остывая мало-помалу,
вдруг понимаю:
шестое чувство уже не ново.
Хочу седьмого!
Уроки
Глиняный цикл
1. Замысел
Из шелеста и сырости, из прели
овражной мглы
незнаемое брезжится без цели
и похвалы.
Вздымается вне смысла и без пользы,
дрожит, растёт;
отбросит отблеск на речные плёсы,
но миг – он стёрт.
В живом объёме многое не ясно:
сплошной озноб,
неуловимость и непостоянство –
калейдоскоп.
Случайность, что помножена на льдинку
и птичий пух,
сметает неподвижную картинку,
смущая дух.
Так замысел, растёкшийся по щелям,
виясь, дробясь,
увидеть меж собой и воплощеньем
не хочет связь.
Материал, хоть выругайся, сложен,
размыт, как бред,
поэтому исходно невозможен
автопортрет.
Беру, однако, образ, что так зыбок,
рискну ваять –
себя из недомолвок и ошибок
сложу опять.
2. Подготовка материала
Приметы и предчувствия абсурдны,
я им не внял.
Я мял руками чьи-то лица, судьбы –
я глину мял.
Она стонала! В каждом тихом стоне –
века, века.
Чья это плоть легла в мои ладони,
что так мягка?
Позволит ли увидеть, что в начале,
столетий дым?
Чьи помыслы и давние печали
взошли к моим?
Я трезв – я хиромантов дисциплину
видал в гробу!
Но всё же сам вминал в нагую глину
свою судьбу.
О, глиняная дактилоскопия!
Вот – глины ком:
моих ладоней линии скупые
остались в нём.
Они смешались с тысячами линий!
Лежу на дне:
я растворён в кромешной этой глине,
как та – во мне.
С ушедшими сливаться не желая,
себя кляня,
шепчу: «Ты, глина, дышишь как живая.
Верни меня!»
3. Лепка
Дотронулся – и прочь: какого чёрта,
ведь всё не так.
Дрожит, реверберируя, аорта
касаньям в такт.
Надавливая, округляю скулы, –
не ирокез;
глаза невыразительны и снулы –
сменю разрез.
Не в зеркало смотрю – ловлю на ощупь
покрой без швов.
Такая ограниченная площадь,
а что углов.
Когда б навскидку делалось, как фото,
ан не судьба,
и шлёпаются тяжко капли пота
на лоб со лба.
Смещенье угрожает ли потерей,
коль суждено
отправить внутрь недавний эпителий –
пустить на дно?
Я знаю: идентичность невозможна,
искусство – ложь,
и что займёт в итоге место мозга?
Лишь глина, сплошь.
Та глина, сквозь которую в зачатке
мерцал двойник;
в какой и я оставил отпечатки,
и всяк язык.
4. Обжиг
Отправив изваяние на обжиг,
в горнило, в печь,
себя от тепловых воздействий схожих
не уберечь.
Поджаривают будни то и дело,
их чад – что яд:
твердеет иссыхающее тело,
темнеет взгляд.
Пыл не стихает – в сумраке вечернем
от так же рьян;
предательским лобзает излученьем
телеэкран.
Огонь, запечатлённый в алкоголе,
в себя вберу
в плацкартном разухабистом раздолье,
в чужом пиру.
Куда от пиромании укрыться
в разгар страды?
Здесь не напиться даже из копытца
живой воды.
Но жизнь во мне порой подобна вещи,
творенью рук, –
крепчает, если пламя так зловеще
гудит вокруг.
Не сбился бы режим температурный,
не спёкся зной, –
поверхности покроет слой глазурный,
защитный слой.
5. Итог
В итоге – новый замысел, и только.
Попробуй, взвесь!
Мне сладок вздох в отсутствие итога,
как весть «я есть».
«Аз есмь» – звучит, наверное, весомей,
но холодней.
Вот стала же из тьмы физиономий
одна – моей!
А если утомит своя же внешность
в стезе земной,
воображаю, даром Божьим тешась,
себя – сосной.
Излучиной реки с печальным плеском,
обрывом, пнём,
чернеющим на взгорье перелеском,
тропинкой в нём.
Для сущего, как все, служу воронкой:
его черты
в часов песочных горловине тонкой
со мной на «ты».
Простое «быть» всегда удачей значу,
хоть в банке шпрот,
а напоследок наспех присобачу
катрен-экспромт:
«Ореха лист, растёртый в пальцах, терпок,
летуч, как йод,
а в ящике стола – лишь пара скрепок,
и снег идёт».
Инверсионный след
Небезопасное кочевье,
чей индоевропейский корень
через латынь пророс в сегодня,
покрыли кучевые волны,
и в щели меж двумя домами
витают знаковые сгустки,
и это носит то же имя –
простор от nebula до неба,
и знаю: больше не увижу
того диковинного солнца
ноябрьского, вишнёвым соком
ко мне вливавшегося в окна,
когда присел у телефона,
но мириады вариаций
всё той же темы неизбежны,
покуда время не иссякнет,
и, вроде подписи-печати
на документе человечка, –
след бахромистый на закате,
инверсионная засечка.
Записка Богу
Лбом упёршись в Стену Плача,
знай себе молчу.
Изъясню ли – вот задача! –
всё, чего хочу?
У меня корявый почерк –
есть досуг вникать?
Что, без букв и штучек прочих
обойтись – никак?
Не избрать ли связь немую,
без посредства слов?
Но к общенью напрямую
мало кто готов.
На мерзавца напороться
всем в себе претит:
вдруг под слоем благородства –
голый аппетит?
Лучше в слово, словно в тогу,
наготу облечь.
Сколько их, посланий к Богу, –
сыплют, что картечь.
Что ж, ступай, моя записка,
в щёлку меж камней.
В общем хоре даже писка
вряд ли ты слышней.
Вряд ли нашей карго-вере
ведом юный пыл,
но в словах, по крайней мере,
искренен я был.
© Георгий Яропольский, 2000–2015.
© 45-я параллель, 2019.