Вокруг света за 180 мегабайт

Общеизвестно: ничто не происходит случайно, как и не проходит бесследно. Для Сергея Сутулова-Катеринича главным делом жизни была и остается поэзия, которую не смогли низвести «на нет» десятилетия журналистской работы, не отодвинуло на второй план иное творчество. Сергей, выпускник ВГИКа, писал сценарии, снимал документальное кино. Но вышло так, что через полтора десятка лет вновь засветилась в романтической душе Сутулова звезда, имя которой «45-я параллель».

Да, читатели, уверена: многие из тех, кто постарше, помнят всесоюзный международный ежемесячник, носивший название серединной северной широты – беспрецедентное для всего Северного Кавказа периодическое издание, первый номер которого датируется апрелем 1990 года. Именно тогда Сергей Сутулов и его собрат по журналистике Марк Шкляр созвали команду творческих людей, объединенных единой целью, выраженной в формулировке «Свидетельства-45»: «Газета стремится к повышению общей культуры, восстановлению памяти во всех ее аспектах, знакомит читателей с выдающимися людьми современности, приобщает аудиторию к общечеловеческим ценностям. Газета независима от политических партий, движений, частных лиц и организаций. «45-я параллель» – духовная родина русских и американцев, французов и китайцев, украинцев и итальянцев». Экая, поистине пушкинская, весёлость!..

В течение пяти лет «45-я» набирала обороты. Распространялась тиражом 200.000 (!) экземпляров в добром десятке стран ближнего и дальнего зарубежья, по всей России.

Наш земляк Александр Исаевич Солженицын познакомился с серией материалов «Корни и крона», посвященных его биографии, прочитав подшивку издания «45» в… библиотеке Конгресса США!

 

Масштабы ежемесячника впечатляли. И дело не в тираже. Удивлял особый культурный уровень газеты и приложения к ней – «Круг чтения». Увы, материальные и духовные пласты иной раз оказываются взаимосвязаны. Поздней осенью 1994 года «45-я параллель» вышла последний раз, оставив в сердце тысяч читателей, всей редакции и, конечно, «отца-основателя» звонкую сквозящую и чистую память о себе: как самое искреннее стихотворение.

А в июне 2006 госпожа Поэзия (или Удача?) дала Сергею Сутулову-Катериничу шанс возродить любимый проект. Правда, в несколько ином ключе. Жизнь не стоит на месте, все претерпевает изменения. Но есть вещи вечные. Как Слово.

«45-я» опять с нами – теперь в Интернет-формате. Именуемая поэтическим альманахом, доступна каждому, кто зайдет по адресу http://45parallel.net/

Экс- и newредактор постарался максимально сохранить лучшие традиции предшествующего проекта, продумал всё до мелочей: собрал новый (международный) состав редколлегии, неугомонно предлагает рубрики и конкурсы, ведет архивы, отыскивает поэтов хороших и просто замечательных, насыщая разнообразные разделы живым, истинным и – надеется – вечным. Посещаемость сайта временами удивляет самого Сергея: из каких только уголков Земли не заглядывают «на огонёк». Можно географию учить по заходам на сайт-45!

А в январе порадовала SK престижная в среде журналистов Ставрополья награда – премия имени Германа Лопатина за интернет-альманах «45-я параллель». Как говорит «виновник» торжества, историческая справедливость восторжествовала:

– Считаю, что этот профессиональный «Знак качества» по праву принадлежит и прежней, и новой команде соратников, единомышленников, сподвижников, которые верят в свет Слова...

 

Ещё не один год жизни впереди у «45-ой». Её виртуальные страницы пополнятся новыми разделами. И, конечно же, не один десяток авторов опубликуются, не одна сотня посетителей пройдётся по её южным городским улочкам или шумным проспектам мегаполисов, заглянет за город, побродит по лужкам, огородам, просекам, потом шагнет через океан, но и там встретит живущую повсеместно Речь Русскую.

 

Елена Гончарова

 

(Авторский вариант статьи для еженедельника «Наше Ставрополье», №4, 2007 год).

 

P.S. Ни килобайтами, ни мегабайтами не измерить чудо Поэзии. Пусть каждый из читателей отыщет в публикуемой ниже подборке созвучные его сердцу и душе строки, прилетевшие в «Сорок пятую» со всех концов света.

 

Ирина Аргутина (Челябинск, Россия)

Детские игры

 

– Детка, а где твоя кукла другая,

новая и нарядная?

– Мамочка, я пока поиграю

старой, любимой, ладно?
 

…Тише, бедняжка, так не годится

плакать, моя красавица!

Завтра ты выйдешь замуж за принца –

он тебе, правда, нравится?
 

Много детишек будет, наверное,

может, целых двенадцать.

Будет он сильный, будет военный,

будет с врагом сражаться.
 

Ранят его, но совсем немного,

раз – и вылечим раночку…

– Детка, во что ты играешь?

– В Бога.

В доброго Бога, мамочка!

 

Александр Габриэль (Бостон, США)

 

* * *

 

Когда она приходит – ничего,
по сути, не меняется на свете:
всё так же невозможно волшебство,
всё те же, как и прежде, дождь и ветер.

Она не сверхъестественна. Она
ничуть не прекращает снег колючий,
и ярче не становится луна,
и не уходят грозовые тучи.

Но даже сознавая наяву,
что мир при ней отнюдь не ближе к раю,
когда она приходит – я живу,
когда она уходит – умираю.

 

Иван Зеленцов (Москва, Россия)

 

* * *

 

И счастье в том, мой друг, что счастья нет.

Являясь нехватающей запчастью

души, нас гонит по ухабам бед

и в зеркалах маячит ежечасно,

как некий вечный двигатель, исстарь

ревёт о жизни, и сама дорога –

оно и есть. Как мыслящая тварь –

глаза и слух слепоглухого Бога.

 

Александр Кабанов (Киев, Украина)

 

* * *

 

Напой мне, Родина, дамасскими губами
в овраге тёмно-синем о стрижах.
Как сбиты в кровь слова! Как срезаны мы с вами –

за истину в предложных падежах!

Что истина, когда – не признавая торга,
скрывала от меня и от тебя
слезинки вдохновенья и восторга
спецназовская маска бытия.

Оставь меня в саду на берегу колодца,
за пазухой Господней, в лебеде…
Где жжётся рукопись, где яростно живётся
на Хлебникове и воде.

 

Станислав Ливинский (Ставрополь, Россия)

 

* * *

 

Закусывая сном креплёное вино,

он ждёт её звонка четвёртый день. Короче,

да пусть меня простит индийское кино,

любовь не из замков, а из дверных цепочек,

как видно, состоит: такое вот табу.

Снежинки за окном, как знаки умноженья:

так умножает Бог в уме твою судьбу

на чью-нибудь ещё… И – минимум движенья.

 

Наталия Литвинова (Копегаген, Дания)

 

Островное посланье

 

Сергею Шестакову

 

 

По раскрытой ладони читай островное посланье,

Рассыпая с ресниц метрополии пёструю пыль.

Здесь анапест копыт потревоженной маленькой лани

Даже внятней для уха, чем цокот двустопной толпы.

Друг мой давний! Я здесь научилась наречью

Перламутровых чаек и красночешуйчатых рыб.

И качается вздох долгожданным дождём Междуречья,

И пульсирует звук, упадая в бездонный разрыв.

Здесь листают ветра подорожную дюн в крабьей тине,

И куда ни взгляни: зыбь да рябь – ни сморгнуть, ни прочесть.

На подушечках пальцев не рвётся, дрожит паутина:

Пусть на ощупь хотя б – но поёт потаённая весть.

 

Яков Маргулис (Мельбурн, Автралия)

 

* * *

 

Пора наверх. Наш старый уговор:

Там снег. Там детства яркие картинки...

Из-под колёс выхрустывают льдинки.

Вершина вышла крашеной блондинкой

На сцену с задником зелёных гор.
 

И – первый шаг. Как по Луне Армстронг,

По белизне... Хоть не скрипит, а мило...

Но если ты к себе и вправду строг,

То между строк, где реплики-восторг,

Прочтёшь ремарку-вздох: «Увы, всё было...»
 

Банальность хлопьев увлажнит щеку.

Двуличье снега – кару и награду,

Привычно принимаешь, как зарплату:

В степи он – белой смертью ямщику,

В горах он – белой жизнью водопаду.

 

Иван Рассадников (Санкт-Петербург, Россия)

 

* * *

 

Полустанок – лодка в море медуницы –

Уплывает, увлекаемый приливом.

Проводите нас обратно, проводницы,

До неправды, до несчастия счастливых.
 

Простодушные шаги звучат белёсо,

Налетая на ромашковые мели.

Разгадала ты: гадание – на слёзы,

Островами костровища каменели.
 

На ступенях, не торгуясь, разменяли

Чёт и нечет, письмена очарованья.

Разлетятся оловянными перстнями

Послесловий одиноких волхвованья.
 

Две горсти и две молитвы, но едва ли

Вертолётный шмель сведёт одну с другою,

На бурунах поцелуи обрывая,

Ленты света оставляя за собою.

 

Ольга Родионова (Филадельфия, США)

 

* * *

 

Спать нельзя на закате – приснятся чужие дворы,

Где без знания правил игры не надейся на праздник,

Где всегда королева выходит, смеясь, из игры,

И нелепых своих кавалеров казнит или дразнит.

Чередою затмений накажут дерзающих жить,

А дерзающих петь в темноте переловят, играя,

Осторожные дети умерят беспечную прыть

В обветшалых дворах-одиночках уездного рая.

И, когда, просыпаясь, захочешь бежать со всех ног,

Будешь вязнуть, не в силах ступней оторвать от ступенек,

И увидишь того, кто тогда был совсем одинок –

И теперь одинок, как избранник, изгнанник, изменник.

Не смотри на него – он по-прежнему жизнью влеком,

Или смертью лелеем: игра – это тоже наука.

Раскололась луна, как тогда, под его каблуком.

И глаза его в точности те же – стихия и мука.

Он глядит на часы, понимая не много в часах:

Он всегда обвинял наше время в отсутствии смысла.

И пустеют дворы, растворяясь в ночных голосах,

И луна в небесах, как разбитая чашка повисла.

 

Алексей Сомов (Сарапул)

 

* * *

 

Вот белый свет. Вот это я и ты.

Вот это снова ты. Вот мы с тобою.

А дальше – разведённые мосты

и дым над нарисованной трубою,

орущие под окнами коты,

зонты, диваны, новые обои,

виолончели, скрипки и гобои

и скомканные нотные листы,

прощания, обиды, нелюбови,

последний шаг до тлеющей черты –

и вдруг, среди огромной, как в соборе,

невероятной, гулкой немоты –

короткие глухие перебои...
 

Ты замечала – до чего пусты

глаза без страха, жалости и боли?

 

Эсмира Травина (Харьков, Украина)

 

* * *

 

Земля

до сих пор

не сошла с орбиты

только потому,

что каждую секунду

кто-то произносит:

я люблю тебя…
 

Даже

когда ты спишь,

я повторяю:

я люблю тебя, –

вдруг в этот миг

все заняты

другими делами?

 

Михаил Этельзон (Нью-Йорк, США)

 

В стиле ретро

 

Лоре

 

Звучала музыка Шопена,

В бокалах алых пела пена –

Шампаня нас, «Вдова Клико».

Вы были веточкой жасмина:

И ароматна и невинна...

И я вдыхал Вас глубоко.
 

И звуки томного Шопена,

И я шатен, и Вы – шатенна,

И все слова уже тесны.

Камин манил к себе огнями

И, как суфлер, следил за нами,

И мы горели вместе с ним.
 

Губами вкуса шоколада

Ещё шептали Вы: «Не н-надо...»

Лишь граммофонная игла

Играть закончила Шопена

И, недовольная, ши-пела,

Но помешать нам не могла...