Анастасия Русских

Анастасия Русских

Четвёртое измерение № 17 (437) от 11 июня 2018 года

Обречённый на жизнь

* * *

 

В телевизоре орёл наш Дон Рэба –

Это новости идут, не кино...

Ты опять бухаешь, чтоб забыть небо.

А оно тебя – забыло давно.

У него свои дела – идеалы,

Архетипы, свет, сокрытый во мгле...

И с него не стянешь вниз одеяло,

Хотя холодно-то – здесь, на земле.

 

На земле – раздрай, разборки, работа,

Вертухаи, боссы, альфа-самцы...

Все чего-то ждут и верят в кого-то,

Но не очень чтоб всерьёз – с легонцы.

И дождутся – будет срок. А что ж – люди ж...

Комары-мошка, Симургова сыть...

Ты растаешь, распадёшься, НЕ БУДЕШЬ...

Ты бухаешь. Чтоб об этом забыть.

 

За эпохою эпоха, исконно,

Абсолютно не рискуя собой,

Небо сеет нас – как зубы дракона –

Не считая, про запас, на убой.

Мифы Греции, преданья-былины...

Что? – цензура не коснулась былин?

Ерунда. Слыхал, что тело – из глины?

А для душ есть дорогой пластилин.

 

Но не вспомнить, как бы ты ни кумекал, –

Ибо кровь уже впиталась в песок, –

От кого в тебе есть пара молекул,

От кого – хороший, смачный кусок.

Полны кащенки царей-полководцев,

Но ни в ком из них – ни капельки лжи,

Ведь любой, хоть раз рождённый под Солнцем,

Всеми жившими под ним одержим.

 

Каждый скачет, словно мячик для гольфа;

Жизнь – не поле, да не клюшка – коса.

Кто хитрей – идёт в вампиры-вервольфы,

Пролонгирует апгрейд телесам.

Кто богаче – в заморозку, едва лишь

Три морщинки засечёт у виска...

Ты всего лишь человек.

Ты бухаешь.

Это значит – существуешь пока.

 

Только Царство обретается – Силой –

Встать у неба против горла ребром.

И не верь ты в эти сказочки, милый,

По беззубо-доходное добро.

Это просто из надземных колонок:

«Баю-бай», – несётся в вечной ночи...

Так что ты молчи, как рыба, ягнёнок.

Делай дело: рой подкоп и молчи.

 

* * *

 

Душа – это ящик, в котором кончается место,
И столько побитого молью скопилось на дне,
Что хочется просто забраться в уютное кресло

И тихо дремать. И прекрасное видеть во сне.
Летать между звёзд, оборвав поводок кислорода,
И трогать скопленья галактик незримой рукой...
Нет, дух не забудет, что он – не землянской породы,
Но женского рода – душа. Ей потребен покой.

Куда ей – носиться за духом в далёкие дали

И мерить чужой, непонятной вселенной края...
Душа – это ящик, в который так дружно сыграли
Мы – духи, знакомые с лёгкостью небытия,
Привычные жить без говядины и керосина,
Супружеских уз и надгробных торжественных плит...
Душе эта лёгкость воистину невыносима,
Её от присутствия духа трясёт и тошнит.

Сиятельный принц – он ведь может припомнить былое –
Как сдуру холопы её на престол возвели.
Она – только связь между небом и тёплой землёю,
Ей нечего связывать, если не будет земли.
Ей незачем быть и казаться возвышенной, если

Вернётся домой прошагавший сто тысяч дорог.
...Так лучше смертельно устать и устроиться в кресле –
И грезить о вечном...
И крепко держать поводок.

 

* * *

 

Мир настойчиво учит не видеть в себе греха,
Повторяет: «Халва», – и во рту становится слаще.
Но вторая серия фильма всегда плоха.
Не вторая, так третья. И дальше – по нисходящей.

Возрождения, новые шансы... Фальстарт, разбег...
Мир даёт тебе поводы, смотрит в глаза: «Ну как ты?»
Мир пытается снять вторую серию по тебе –
Не давайся.
Дерись, ломайся. Срывай контракты,
Требуй номер с джакузи и синими лошадьми,
Саботируй беседы с братвой, заседая в дабле...
Ты же знаешь: за эту дверь – только шагни, –
Тут же в лоб – хорошо, если в лоб! – приласкают грабли...

 

Варианты известны: плюс-минус Главный Герой

В расписных декорациях энного тысячелетья...
Но от имени той, что ступила на твердь второй,
Я спрошу: ну и как тебе в паре работать – с третьей?.. –
Исповедуя правила, что изложил Главреж,
Объясняя про съёмки... про съём... про правила съёма...

А по правилам правду, родной, сколько ни режь, –

Всё одно – по сценарию очередного «Дома»,
Будь он «два» или «стопицот миллионов сто»,
Это шоу – реалити, если смотреть нетрезво.
А ведущий – ну, тот, кто правит... сам знаешь кто...
Он уверен, что ты на вписку, а не проездом:

Снова дубли... и грабли... и обля! – обратно в лоб...
Стоп! –
...прикинутая слегка человеком ветошь...
Отсмотри напоследок ряды бесконечных проб
И скажи, наконец, – себе, – что уже не веришь,
Как затёкшая в теле душа простирает руки
К порожденью фантазии Мориса Метерлинка...

Кто мяукнул «Мотор!»?
Уберите камеру, суки.
Здесь нельзя снимать.
Это частная вечеринка.

 

Такое счастье...

 

Мне так нужна несчастная любовь! –

Чтоб связывать хотя бы пару слов.

Чтоб их хотя б выталкивать из горла.

А тут счастливой – как шарахнет в лоб,

И по лбу... и в дыхалку... –

                                     ну, попёрло!

 

Всё, муза в коме – не позвать врачей.

Сжигаю горечь прожитых ночей,

Чтоб в дело всё, чтоб подчистую – в топку!

И слог всё жарче, строки – горячей,

Кастальский ключ, как с горных круч ручей,

Бурлит, ревёт, обваривает глотку,

 

Грозя её не понарошку сжечь.

...Да что ты гонишь, Настя, это желчь, –

Кастальский ключ имел отличный градус!

Любовь же, как всегда, не терпит лжи;

Ей, как всегда, с прибором положить,

Беду она приносит или радость.

 

Она бытует в нас, как паразит,

Неспешно пролагающий транзит

Через живые души человечьи,

Ходами прогрызая их насквозь,

Как ржавый гвоздь, дробящий кисти кость,

Нацеленный не в доску, а в предплечье... –

 

Такое счастье выпадет душе.

А что до райских кущ и шалашей,

Блаженства, неги ласковой... – да бросьте!

Но мы выносим это, не скуля,

И подпеваем бравое ля-ля,

Замкнувши боль на центр удовольствий.

 

Довольно.

К недовольству нет причин.

Поём, лажаем, шепчем ли, молчим –

Всё ей в прокорм,

Всё ей одной во славу.

Так что чело печалью не кручинь –

И брось искать кастальские ключи:

Парнас – вулкан. Он извергает лаву.

 

Ну всё, не плачь. Не бойся. Не молчи.

 

* * *

 

Не пиши о земном.

                              О земном – без тебя напишут.

Так напишут, что спросишь: «Где это?!» –

                                                               «А у нас!»

Слишком много влюблённых в жизнь,

                                             не смотрящих выше,

Слишком много оставивших Родину –

                                                          про запас.

 

Удержись за неё –

                           настоящую, основную,

Без границ, конституций,

                               скинхедов, царей, гэбья.

Мертвецы – мертвецам.

                                     Эта чаша их не минует.

Напиши о другой –

                            приготовленной для тебя.

 

Вспомни: светлое небо.

                                    Господь поутру весёл,

Треплет за уши мелких,

                                    напутствует уходящих.

И ты знаешь,

                    что снова вернёшься к Нему за стол,

А как выйдешь – так кажется:

                                  ищешь – да фиг обрящешь.


Нет дороги на Родину –

                                  сколько б ни гнать коней,

Нет своих среди тел,

                                 обернувших собою души.

Здесь забыли о ней.

                               Здесь никто не грустит о ней,

За неё принимая

                          различные части суши.

 

Принимая за веру –

                             трусливый отказ понять,

Принимая за смысл –

                              приключения рук и чресел...

Нет дороги на Родину –

                                   сколько б гусей ни гнать,

Нет своих среди душ,

                                 на которых ветвится плесень...

 

...Ах, страшилки-ужастики

                                         в лагере перед сном...

«Забери меня, папа...» –

                                      и дождик стучит по крыше.

Напиши о хорошем. О добром.

                                                А о земном –

Не волнуйся, найдётся кому.

                                             Без тебя напишут.

 

* * *

 

Почему ты ешь веник, зверюга?!
Аль мы рыбы тебе не даём?
Али с грубой клетчаткою туго

В организме пушистом твоём?
Али вискаса в доме нехватка?..
Ну скажи, это видано где ж?!
Я тебя призываю к порядку,
А ты слушаешь, рыжий, да ешь!

Не могу вечерами заснуть я –
Всё пытаюсь понять: без балды,
Чем вот эти корявые прутья
Лучше всякой хорошей еды?
Ты же ведь не бобёр, и не лемминг,
А смотри: грызунам-то под стать!
И тобою обглоданный веник –
Просто стыдно ж гостям показать!

Вон – тушёнка на блюдечке тухнет,
Валерьянка не пита стоит...

Почему ты – как сунешься в кухню –
Вечно мордою в веник зарыт?!
Неприглядная эта картина

Наблюдается с самой весны...

Почему ты жрёшь веник, скотина?!
Ну пожалуйста, мне объясни!

...Но решение этим вопросам
Я нашёл. Уже всё на мази:
Веник – фтопку. Приду с пылесосом.
И попробуй его погрызи!

 

Двадцать лет спустя. Монолог

 

Итак, моя радость, подай мне бензопилу,
Которая пашет на солнечных батарейках.
Она застоялась, как верный сурок, в углу.
Как лишние миллионы в руках Корейко.

Довольно гонять косяки невесёлых дум –
Мол, в этом паршивом мире всё слишком просто.
Пойдём, моя радость, в седой допотопный Doom,
Шугнём для порядку седых допотопных монстров.

Они там не знают, который век на дворе,
Не в курсе, что главный злодей сто раз обезврежен...
Пойдём-ка и врежем рок в этой дыре.
И ролл, моя радость, и ролл непременно врежем...

 

Ну что ты хочешь?! – чтоб бабушка запила?
Пошла охмурять дедов или малолеток?..
Ну нет... Если в доме присутствует бензопила,
Ей следует дать спилить пару крепких веток.

Нарезать лапши из летучеголовых стай,
Проветрить кишки зомбакам,
Помочить в сортире...
Пойдём, моя радость.
Снимай этот шлем, снимай...

Ещё залетишь там – в своём виртуальном мире...

 

* * *

 

Обречённый на жизнь

                       не расходует время на драки,

Не пытает гадалок,

                           не просит халявы с небес,

У него за спиной –

                          двадцать две ездовые собаки,

Но растаял весь снег –

                       и теперь лишь пешком через лес.

 

Всё легко и светло,

                            и любая дорога открыта;

И теперь он – Король,

                    не какой-нибудь там Следопыт...

Кто другой – чуть чего –

                  скажет «Ой!» и откинет копыта;

А ему так нельзя:

                          у него уже нету копыт.

 

Это вам хорошо:

                      радикальнейше левым и правым,

Вечно спорить, кто прав,

                            а кто лев; кто орёл, кто змея...

А ему так нельзя:

                           он уже ознакомлен с уставом,

В коем к первой статье

                                     отсылает вторая статья.

 

При движенье по волнам

                         держась неестественно прямо

И являя собой

                      два ответа на вечный вопрос,

Он глядит с изумленьем

                               на ваши трагедьи и драмы

И не может поверить:

                                   неужто вы это всерьёз?!

 

Неужели скакать

                            то по бабам, то вовсе по коням,

Представляет для вас

                               объективно реальную жесть?..

Обречённый на жизнь –

                                   до поры одинок и непонят.

Но он вас подождёт.

                                 У него теперь время-то есть.

 

Он и сам был таким,

                         когда, снега не тронув следами,

Мимо ржавую кто-то пронёс

                                              на заплечье косу,

И бессмертье обрушилось –

                                      резко, не предупреждая,

Где-нибудь по дороге в столовую,

                                                        в третьем часу.

 

* * *

 

Раненым эхом военного горна
Тихо в крови растворяясь,
Медленно – копится – катится – к горлу –
Ярость!

Предков ли древних, кудлатых титанов –

Бунт – вызревает – в мышцах;
Тянется, кожу взрывая, упрямо –
Выше! –


В праведном – или неправедном гневе

Все загражденья рушит...
...Что я забыла там, в слякотном небе?! –
Душу?..

 

* * *

 

Мир – это вечный туман. Все константы шатки.
Пару шагов шагнёшь – а проходишь пять.
Позднее утро. Ёжик звонит Лошадке

И говорит: «Не достало тебя – пахать?»

Ветер ленивый сухую листву ерошит,
Бэтмен кружится над лесом, как некий знак.
«Очень достало, – Ежу отвечает Лошадь. –
Очень-преочень. Не представляешь – как».

Звон подстаканников. Стук каблуков – за кадром.
Филин глядит в колодец, но видит лёд.
Ёжик заходит в туман на четыре ярда

И уточняет: «Ты слышишь меня? Алё!»

Лошадь кивает. Воздух похож на студень.
Волны от жестов расходятся полчаса.
«Ты представляешь, здесь, кажется, ходят люди!» –
«Что ты?!» – «Серьёзно. Я слышала голоса», –

«Не обращай внимания, это глюки», –
«Экий ты скептик, однако...» – «Да, я такой».
Воздух крадёт шаги, поглощает звуки,
Млечное марево стелется над рекой.

Чуть улыбнёшься – и солнышко вдруг проглянет,
Чуть опечалишься – тут же начнётся дождь...
Людям не стоит шарахаться здесь, в тумане.
Мало ли что случится, пока ты ёж.

 

* * *

 

На Голгофе бы тоже –
                 жевали чипсы

И лакали «Клинское» –
                 что с нас взять...
Ты ошибся, Господи,
                 Ты ошибся.
Нас не стоило, Господи,
                 создавать.
Бесполезные годы –
                 сто раз по двадцать.
Если я не права –
                 намекни, пойму...
Мне же свойственно, Господи,
                 ошибаться:
Я ж по образу, Господи,
                 Твоему.

 

* * *

 

Я последнее время смотрю с изумленьем в тетрадку:
Кто в ней пишет ночами, ваяет из строк этажи?!
Почерк вроде бы мой. Но, отточенный, ровный и гладкий,
Слог становится злым, и сухим, и всё больше чужим.

Заповедные тропки фантазий кривятся в прямые,
Вдохновения трепет священный сводя к ремеслу,
И словцо шоколадно-фруктовое – «шизофрения» –
Мне всё чаще ласкает взыскательный внутренний слух.

Всё вершится по правилам камня, бумаги и ножниц -
До тех пор, пока сборочных точек не больше, чем три.
Но, позволив натуре своей многогранность и сложность, –
Ожидай революций и прочих тусовок – внутри.

Побеждает – сильнейший. Он может быть мудр и спокоен,
Справедлив, милосерден и щедр... не судя – не судим...
Только все эти прелести – ломаной... флэшки не стоят

Перед тем, что в итоге он должен остаться один.

И, раз должен, – останется. Пирровой горечи полный,
Стопроцентный триумф зафиксирует  Хаос-статист,
Из глубокой насмешливой тьмы наблюдая безмолвно,
Как в давилке души – без малейших попыток спастись –


Погибают поэты, бомжи, алкоголики, гейши, –
Бесполезная, сентиментальная голь и рваньё –

И из воплей и хруста – встаёт одинокий Сильнейший.
И находит тетрадь.
И глядит с изумленьем в неё...

 

Особенности жаргона 2000-х

 

Яркий лучик бьёт наотмашь

По седому январю.
Ты такой – стоишь и смотришь.
Я такая – не смотрю.

Ветер явно дует с юга:
Воздух – хмель и волшебство.
Ты такой: привет, подруга!
Я такая: чё-кого?

Я иду неторопливо,
Мне бы надо на трамвай...
Ты такой: давай по пиву!
Я такая: ну давай...

Пиво, джин, коктейль, текила...
Тают зимние снега.
Ты такой: прикинь, чё было!
Я такая: ни фига-а!

Солнце каплями стекает

По сосулькам, льёт рекой...
Ты такой... а я такая:
Ты какой-то не такой!..

Зря надела каблуки я,
Нынче б – в ботах, и в плаще...
Мы такие... никакие.
Никакущие ваще!

 

Слишком человеческое...

 

Массаракш...
Если эта планета покрыта башнями,
То не зря мы их сносим
Себе
Каждую пятницу,
Сокрушаясь потом
И открещиваясь от вчерашнего –
Мутно-страшного,
Продолжая к нему же пятиться.

Человеческое –
Не лечится освенцимами,
Грязью, подлостью, ложью, –
Ничем вообще не лечится.
Поголовно,
Подушно,
У каждого –
Абстиненция.
Всепланетная ломка

По этому –
Человеческому.

И казалось бы –
В чём прикол,
Ну за что держаться-то?!
За вот эти мешки

С ограниченным сроком годности?.. –
Приходящие в ветхость

От лёгенькой радиации,
От несчастной любви,
Чумы

И излишней скромности?!..

Правда в мир пробирается крадучись –
Снами, фильмами,
Сквозь посты преисподней

С коптильнями и котельными.
То, что нас не убьёт –
Нас не сделает слишком сильными.
Мы привыкли.
Нам дозы как раз и нужны –
Смертельные.

Если даже из рая нагрянет
Спецназ с заданием

И слезинку последнюю детскую вытрет насухо,
Мы найдём, из чего

Выжать новый запас страдания,
Дань почтенья отдав –
Вместе с форою –
Захер-Мазоху!

Не выискивай синим взглядом своим доверчивым,
Где же вражеский центр,
По привычке затвором клацая...
Нет здесь башен, мой мальчик,
Громить абсолютно нечего.

И поэтому – шансов нет

Отключить трансляцию.

 

* * *

 

Ночью
Мир,
Освободившийся

От людей,
СТановится наСТоящим –
И так СТоит.
Отдыхает, стряхнув человечий настырный день,
Обретая наспех свой изначальный вид...
В этой глуши, где ни фонарей, ни витрин,
Но пыль на тропинках – осыпанный звёздный свет,
Я живу в квартире под номером 23
И примерно на столько себя ощущаю лет.

Пень в виде чёрной собаки меня поутру

Провожает тяжёлым взглядом за поворот.
Если представить, скажем, что я не умру

Ещё лет 400 – веришь? – он оживёт.

Мог бы и раньше – в лесу, вдалеке от глаз;

А во дворе – пень пнём...

                                      Впрочем, суть не в нём.

Просто – когда начинается третий час,
Жизнь оживает – и делает ход конём.

Будешь безмолвен – возможно, увидишь, как,

В землю вминая лапы, шурша листвой,
Ночь –
    пантера, спущенная с поводка, –
Резвится, звенит созвездьями, ловит свой
Хвост.
    Изо всех щелей вытекает тушь,

Масляный воздух лунным пронзён ножом...
Таинство шагом нескромным – только нарушь, –

Каждая тень в упор промолчит: «Чужой!»

Мир уже начал шататься в основах, плясать и плыть,
Резкость настройки сбивая, ворчать, скрипеть берестой,
Влажно дышать, глубины добавлять в углы
Зрения. И, чтоб остаться снова пустой,
Улица пропускает тебя: «Скорей проходи!»
Но ты не спешишь. Ты знаешь свои права.
И дерево прямо по курсу –
Один в один –
Туманность
«Конская
Голова»...

 

Сторожам всех времён и народов посвящается...

 

Сторожа – жильцы иного мира, –
Где заметней мелочей значенье,
Где пространства делаются шире,
И секунд прозрачное теченье
Тишиной раздроблено на струи;
И случайным звукам пышным эхом

Есть где разбежаться врассыпную –
И друг другу не служить помехой...

Сторожам известны тайны ночи
(Ночь и день – две разные планеты!):
Как весь мир на время обесточить

И подправить схемку до рассвета –
Может, по расчётам хитромудрым,
Может, по заданию из Центра, –
Чтобы новый мир явила утром
Горизонта алая плацента...

Сторожей разбросанное братство –
В редких окнах маячки стоватток,
Утонувших в темноте глазастой
Спящих городов сухой остаток...
Снова – до утра качать в ладонях
Мир – и чай горячий в блюдце мелком, –
И, облокотясь на подоконник,
Счёт вести летающим тарелкам...