Алексей Веселов

Алексей Веселов

Все стихи Алексея Веселова

Tасет

 

Как в пьесе

Джона Кейджа –

Весь вечер

Из одних пауз.

 

Я жду что сделать.

Я жду что сказать.

Я жду что подумать.

 

Половинная.

Четвертная.

Восьмая.

Шестнадцатая.

Тридцать вторая.

Шестьдесят четвёртая.

Сто двадцать восьмая.

 

Двести

Пятьдесят

Шестая.

 

И снова целая.

 

А я и не дождался.

Так как не знал

Чем заполнить

Паузы между паузами.

И негде было подглядеть.

 

А теперь посмотрите слайды

 

Передо мной

Экран с текстом

И картинками.

Я читаю текст.

Текст ставит проблему.

Задаёт вопрос.

Предлагает решение.

Ставит перед выбором.

Даёт альтернативу.

Нужно решиться.

 

Играет драматическая музыка.

Я нажимаю клавишу.

Моя судьба незавидна.

Я проиграл.

 

Вдруг

Воздух наполняется чем-то,

Чем-то неведомым.

Но не враждебным, а ласковым.

Что-то обволакивает меня.

Заполняет изнутри.

Мне хочется встать и прогуляться.

Хотя бы по комнате.

Мне хочется выйти на берег.

Он недалеко.

Я уже вижу берег.

Ветрено.

Спокойно.

Тепло.

Не снаружи, а внутри.

Я закрываю глаза.

Я заканчиваю упражнение.

Упражнение с чувствами.

Подход окончен.

Я медленно возвращаюсь домой.

В комнате темно.

Но во мне горит свет.

Только я его создал.

Только я за него отвечаю.

Он только для меня.

(Пока

Я пишу про него

Плохой текст)

Не гаснет.

Совсем.

Пока.

Ещё.

Он больше текста.

Который вроде его породил.

И лучше, чем на картинке.

Этот свет.

Но свет – это лишь условное название.

Так просто понятнее.

Такое подходит в строй

Этого плохого текста

Про хорошую вещь.

 

 

Датфил

 

Это не люстра.

 

Это – сушилка для фотоплёнок.

Мой папа устроил её так:

Из металлических уголков собрана рама.

От середины каждой стороны

Натянуты нитки.

Отражатель с четырьмя лампочками расположен выше.

Вся конструкция подвешена на четырёх проволоках.

Всё довольно просто.

­­­

Тонкие тени падают на потолок.

Плёнки висят на разогнутых скрепках.

Плёнки тихо шелестят от сквозняка.

На кадрах я узнаю себя.

Я узнаю себя и в тени на обоях:

Мы вдвоём с папой сидим на диване,

Вот

Тени от наших голов.

 

Но меня на диване нет.

Никого на диване нет.

Никакого дивана больше нет.

Это – тени от перегоревших лампочек.

Из четырёх исправны только две.

Всё так просто.

 

Я заглядываю за угол дома.

Маленькие голубые плиточки покрывают его.

Некоторые отпали.

Видно просто серую стену.

Я различаю силуэт маленькой свинки.

Вокруг лето.

Мы заглядываем за угол дома.

Но там нет ничего, кроме осени.

Кисло пахнут листья в лужах.

Кожей пахнет дедушкина куртка.

Я показываю на тёмный предмет.

Это – автомобиль в брезентовом чехле.

«Машина в мешке», – говорю я.

 

Мой дедушка сидит один в полутёмной комнате.

Я показываю на тёмный предмет.

Это – брезентовые шторы.

Я приношу дедушке чай, говорю с ним.

Закрываю шторы.

Ухожу.

А маленькая лампочка остаётся гореть.

Она ещё исправна.

Я смотрю на неё,

До тех пор,

Пока не становится больно глазам.

Сначала огонёк оранжевый, потом красный, потом зелёный.

Я закрываю глаза.

 

Я слышу долгий звонок.

Это звонят в дверь.

Нет, это звонит телефон.

Это один звонок или два?

Довольно простой сигнал.

Я закрываю глаза.

Звонок становится пустым и синеватым.

 

Волна накатывает на берег.

Волна откатывается от берега.

А выше вода стоит просто в канаве.

Там живут головастики, которые уплывут.

Канаву окружают одуванчики, которые улетят.

Нельзя просто ходить и чувствовать.

Нельзя так просто.

 

Сначала огонёк красный, затем жёлтый.

Один подсолнух возвышается над огородом.

Он смотрит на серый забор.

Он смотрит на бочку с чёрной водой.

Я показываю на тёмный предмет.

Это, наверное, галка.

Или кротовая нора.

Я показываю на тёмный предмет.

Но смотрю на подсолнух.

Пока не станет больно глазам.

Сначала огонёк жёлтый, затем синий.

Я закрываю глаза.

Высоко с липы смотрит белка,

Но в этом я не уверен.

 

Как и во всём остальном.

 

Кусочек жизни

 

Я много видел:

 

- как акварель превращается в грязь на листе

 

- как птица залетает в комнату и ищет выход

- не находит и грустит в углу рамы

 

- о, ещё белую цаплю на болоте

 

- трещины на синих руках, погружённых в глину

- какими водорослями пообедал прудовик

- как лошадь одна куда-то бежит, а ей кричат вдогонку

- как шмель прячется в норку в земле

- такое белое утолщение на скользком дождевом червяке

 

- чей-то зуб в земле под старым порогом

 

- как мягкая белая пыль ложится вдоль дороги тонкими узорами

- как поднимаются тени в соседней комнате за перегородкой

- когда включают настольную лампу

 

- кусочек темноты среди яркого дня – бабочку-адмирала

- темнота сворачивается в точку и улетает в лес

 

- сам лес как единое

- и разные его части

- и старую рессору в лесу нашёл

- она тоже часть леса

 

- и вороний глаз видел

- и летучую мышь видел – кто ж ещё так как она летает

- видел деревянные дома и жил в них

- лодку видел полностью затопленную

- как повисает на руках мокрая трава, когда плывёшь за кувшинкой

- как проезжает автомобиль, один за три часа или четыре

- и снова пустая дорога

- и толстого слизня на дороге видел

 

- облака многие видели, и я тоже видел

 

 Г о л о с: А больше ничего не видел?

 

Или вот история про плюшку.

 

Плюшку испекли и положили на тарелку.

Если её съесть – её не станет.

О плюшке ты будешь жалеть, когда её съешь.

Будешь жалеть не о её потере,

Но о потере твоего желания съесть плюшку.

В этом мире только плюшка –

Идеальное выражение тёплого пред-чувства.

Идеальное выражение того невыразимо щемящего,

Что останется после.

 

Н е з н а к о м е ц: Что-то захотелось мучного.

 

Понятно, но ты слушай пока.

Вот ты представляешь себя в ванной?

Ванная – это такое особое место в квартире.

Место без времени.

Вот ты наполняешь ванну.

И сам в этот момент наполняешься желанием

Опуститься в горячую воду.

Вода плещется ласково,

Как у родного причала.

Ты ложишься и начинаешь смотреть в кафельные стены.

Вода приподнимает тебя.

Кажется, почти к самому потолку.

А весь мир остаётся где-то далеко.

Шаги соседей, шум машин, таинственные звуки в трубе.

Тихо отступают.

Ты остаёшься наедине

С хрупким своим одиночеством.

 

О б ы в а т е л ь: Да, бывает неплохо.

 

Или вот ты приехал за город весной.

Сладкий воздух наполняет твои лёгкие.

Ты делаешь вдох снова и снова.

Но на доли секунды

Прерывается твоё дыхание.

Словно слишком много воздуха.

Словно слишком много места вокруг.

Словно слишком много зелёной и синей краски.

Сердце делает двестипятьдесятшестую паузу.

 

Маленький пузырёк воздуха словно останавливается на полпути.

 

Ты оглядываешься вокруг.

Смотришь на открывшиеся тебе дали.

И тебе хочется уехать.

Хочется опять в тесные стены.

Ты видишь себя пьющим чай на маленькой кухне.

Ты закрываешь глаза, и всё пред тобой

Оборачивается в бирюзово-голубую плёнку.

 

Среди солнечного дня ты засыпаешь на миг.

 

Н а б л ю д а т е л ь: Спать днём – это...

 

...не продолжай.

Ты ложишься в кровать

Вроде на пару часов.

Просыпаешься в полной темноте

С обрывками неясных сожалений,

С печалью в сердце.

 

В пустоту провалился

Целый длинный день

Со всеми его

Чаянными и нечаянными радостями.

А так много могло произойти!

 

С к е п т и к: А ты в этом уверен?

 

Нет.

 

Но сон и днём и ночью

Всё же не отступает:

 

Видишь маленькую коробочку

Деревянного дома

В объятьях клёна и бузины.

Видишь жёлтый огонёк одинокой лампочки,

Видишь красный уголёк в печи,

Видишь синий огонёк телевизора.

Последние летние травы

Уже отрастили длинные косы

И закрыли мой дом от холодных ночей.

Антенна смотрит в небо.

 

Вообще вокруг в мире –

Мягкое небо

С притаившимися в нём

Летучими мышами.

И в травах притаились кузнечики,

Но не литературные, а реальные.

И песня их слышна не как в кино,

А словно ощутимо сыплется отовсюду

Волна за волной.

И им вторит коростель.

 

И волна за волной

Уносят куда-то.

И снова не хватает дыхания.

 

Ты смотришь сперва на один предмет,

Затем на другой.

 

Но этих предметов нет,

Они остались на другой сетчатке.

Которой у тебя больше нет.

 

А на новой всё не то.

 


Поэтическая викторина

Львы и анемоны

 

Часть I

Интенсивность

 

Забегая вперёд, хочу в скобках заметить что-то важное. Я однажды уже забежал вперёд и там ничего хорошего не было. Не повторяй моих оплошностей. Не стоит забегать вперёд. Всё самое важное ты узнаешь и так.

Оставь разорванный конверт с нужным письмом на столе. Оставь недоклеенную телеграмму на столике в будуаре. Сделай так, чтобы лирически трепетала незадёрнутая занавеска. Сделай так, чтобы внезапным вихрем в комнату врывался куст сирени. Сделай так, и никак иначе. Сделай так, чтобы лирический субъект не сразу обнаружил письмо. А про телеграмму ему лучше вообще не знать.

 

Вставая утром, сначала медленно откинь одеяло, затем не спеша сядь на кровати. Обхвати голову руками в отчаянии. Эта пауза может длиться сколько угодно долго.

 

Если что-то забываешь, то забывай это. Но не пытайся забыть. Иначе твой хитрый мозг накрутит нейронов вокруг ничего. Но из кокона никто не родится. Кроме бледной бабочки твоих воспоминаний, которая сидит в углу и никуда не летит. Только пугает тебя ночью.

 

Наступает момент, когда с вечеринки нужно уходить. Темы для разговоров исчерпаны и повисает тишина. Некоторым явно хочется о чём-то договорить, но и они – один за другим – замолкают, сдавшись тишине. Кто-то более решительный резко встаёт и идёт, как оказывается, в сторону уборной. Но процесс уже запущен: все начинают потягиваться, шурша собирать вещи, хлопать себя по карманам. Увядающие призраки неоконченных бесед, похожие на призрачный дым, медленно воспаряют к потолку и исчезают там. 

 

После своего торжественного появления на авансцене, главный герой идёт в супермаркет, затем в аптеку, затем в булочную. Потом он приходит домой, задёргивает шторы и засыпает. Его беспокойный сон продолжается недолго. Он встаёт с постели и идёт гулять. Шторы остаются закрытыми, это важно.

На прогулке персонаж неожиданно для зрителя проваливается в люк. Герой летит вниз и воображает своё будущее: вот он по совету интернет-маркетологов покупает нужные акции, получает сверхприбыль и становится сказочно богат. Он отправляется в Японию и в магазине музыкальной атрибутики покупает все статуэтки Хатсунэ Мику какие только может найти. Посреди Акихабары (秋葉原) он неожиданно для зрителя проваливается в люк.

Дальше вы всё знаете –  герой попадает в так называемую бесконечную восьмёрку, временную петлю, которая не распутывается до самого конца сериала.

Будущее героя туманно, более того, совершенно непонятно, где у него будущее, а где – прошлое. Далее он обречён безуспешно бороться с этими сущностями как с одеялом, которое  меньше своего пододеяльника и никак в нём комфортно разместиться не может.

Родственники героя, в свою очередь, сбережены от некоторых хлопот: шторы-то в квартире остались закрытыми, помните? Так что не нужно лезть наверх и закрывать их. Несмотря на то, что наш герой связал их края причудливым узлом.

 

Другой герой в совершенно другой день садится в автобус и едет на другой конец города в сторону кладбища. Он вспоминает пустой постамент памятника; решает найти могилу известного ранее композитора Карла Лёве.

Все сайты и путеводители утверждают, что надгробие находится на кладбище Айххоф, но на месте никаких указателей и табличек герой не обнаруживает. Вокруг цветёт весна, но герой пока не обращает на неё своё внимание. Наконец, сравнив один камень с фото, он находит могилу. Крест явно заменён на меньший и менее изящный, надпись на свитке практически стёрта, значительная часть картуша отколота.

 

Но всё-таки радость обретения наполняет героя. Серый, из ноздреватого камня памятник стоит среди мягкой зелёной травы, яркое весеннее солнце дробят высокие платаны. Молчаливо застыла расцветающая магнолия. Весна как обычно грустна, но не очень.

 

И с с л е д о в а т е л ь : И что всё это значит? Решительно ничего непонятно. Будь, пожалуйста, конкретнее.

 

Часть II

Весна

 

連歌ソロ

(рэнга соло, то есть только мной одним сочинённая)

 

Одним только вдохом

Встречаю весну.

 

За поворотом –

Полоса  разметки

Никуда не спешит.

 

Старая ива у пруда,

Лениво течёт вокруг.

 

Главная мысль стиха

Между камней мох

Стёртый и усталый.

 

Выщербленный порог

Гладкая блестит земля.

 

Посредине – репей.

Сам себя наградил

Рубиновым орденом.

 

Маленький камушек

На отмели после прилива.

 

Серый куличок

Застыл на миг,

Потом ещё на миг.

 

Задержал дыхание,

Запомнил путь.

 

Весной на меня наваливается странная какая-то тоска. Я все хочу

чего-то, мне скучно, я думаю о проходящей своей жизни, много сплю и встаю

осоловевший и разбитый. (Ю. П. Казаков)

 

Часть III

Вальс №3

 

По весенней реке мой путь одинок.

На воде грустной жизни река держит меня.

Я забуду как пела одинокая птица сегодня утром.

Но пройдёт только миг – и вспомню ещё голоса.

 

Я не думаю, что моя жизнь пуста.

Она наполнена счётными суффиксами для маленьких овечек.

Событиями на внутренней кухне моей души,

Где скромно светится старая неоновая вывеска.

 

Около  вывески небольшой стайкой вьются маленькие мошки.

Я тоже готова их сосчитать.

Они летят на след того света, который когда-то горел, но и сейчас горит.

Я хочу сказать о них, но мне о них нечего сказать.

 

Недалеко от меня – зелёная изгородь и на ней выстрижено место

Для жёлтого почтового ящика.

Который порой так бодро и весело выглядит,

Что мне неловко даже проходить мимо, а не только в него заглядывать.

 

Через день, наверное, наступит ещё день.

Я мысленно строю к нему воздушные мосты.

Беру то одну, то другую деталь, то третью деталь,

Но не помню, куда дела первую.

 

Я встаю утром, и меня несёт река из птичьих голосов.

Она несёт меня вдоль бетонных стенок.

У стен растёт незначительная трава, а также дерево, с которым я всегда здороваюсь.

Иногда я не здороваюсь, и мне весь день потом неловко.

 

Где-то за перекрёстком меня встречает гул города.

Где я встречу тебя, но скорее всего нет.

Потому что я не знаю, кто такой ты, да и себя в весенней грусти

Мне с трудом удаётся отыскать.

 

Я всё ищу приметы наступающей весны: цветущие анемоны или

Приглушённое радио из окна, играющее джаз.

Я не очень люблю джазовую музыку, но весной я люблю её слушать

Стоя посреди переулка, застыв в смешной позе с неловко поднятой рукой.

 

Когда-то пройдёт и весна, и лето, и наступит неизвестность.

Но до этого часа ещё далеко и можно быть собой.

Перебирая прошлое как рисовую крупу, я откладываю плохие семечки в сторону,

Но может они – и есть самые лучшие, я не знаю.

 

Хочу найти ответ.

 

И с с л е д о в а т е л ь : Ну и нашла ли она ответ, как вы думаете?

 

Часть IIII

Стихии

 

У ботинка заминается пятка.

Нет времени

Поправить.

Бежишь вперёд –

Там – что-то интересное.

 

Ботинки коричневые и блестят.

Коричневая утоптанная земля.

 

Глаза привыкают к темноте.

С той стороны дырявой крыши

Тоже ничего не видно.

Чёрный большой клён ворочается.

 

В тёмном закутке только гриб растёт.

 

Мягкий торф в руках точно шёлковый

Переливается.

Плотность земляных слоёв –

Какая она? Мне интересно.

Если что-то надолго

На траве оставить –

Образуются в земле лагуны,

Пещеры,

Закрытые белыми змеистыми стеблями

Травы без листьев.

 

А тем временем

Листики манжеток

Наполняются росой.

Пришёл посмотреть на них.

И на остывшее костровище

С полусгоревшей этикеткой

Консервной банки

«Завтрак туриста».

На ней нарисован остров,

Зовущий вдаль.

 

Вокруг туман,

Но утром

Он рассеется.

 

Свежий воздух рассеет его.

Как тогда.

 

Мы с дедушкой

Запускали воздушного змея.

Маленький квадратик

Из натянутой плёнки

На голубом небе.

Марка,

Приклеенная на тревожное письмо

Или на радостное письмо

Приклеенная.

 

Через много лет полученное

Письмо.

 

Моему дедушке

Уже девяносто один.

Он опиливает рейки,

Оклеивает их бумагой.

Проблема теперь с хвостом.

А ещё надо найти подходящую леску.

Дедушка торопится,

А я по-прежнему

Неопытен в изготовлении бумажных змеев.

Не знаю, чем помочь.

Только стою и смотрю.

Но всё же в итоге

Маленький змей

Почти готов.

 

Почти готов.

 

Почти. Готов.

 

Почти.

 

* * *

 

Мысли

Не о том.

Но тем

Они и ценны.

 

* * *

 

Нежно?

А как ещё?

Тихо?

Негромко?

В унисон со шлепком лапкой?

Песенка уточки

На пруду

Ранним утром.

 

* * *

 

Секвойю

По карте даже

Так и не нашёл.

И весь промок.

Но, думаю,

Не зря.

 

* * *

 

– Смотри,

Взъерошенное какое.

Дерево.

Мы вместе

Встречаем рассвет.

 

 

Упражнение с чувствами

 

- Булочки.

- Смотреть (не важно на что).

- Смотреть на воду.

- Просто куда-то ехать.

- Текст.

- Чай с мятой.

- Спать.

- Ничего не делать, но как будто что-то делать.

- Вспоминать что-то из прошлого неожиданно.

- Компьютер, мигающий лампочками в темноте.

- Песню коростеля.

- На берегу что-нибудь искать.

- Прийти с вечеринки домой.

- Видеть, когда у другого получается искусство.

- Когда у меня получается.

- Запах камня (любого).

- Запах литографского известняка, когда он влажный.

- Когда у встречного на лице улыбка.

- Семечки яблок.

- Когда на кухню идёшь, а там уже играет радио.

- Первое января.

- Таблицу символов в Виндоуз.

- Когда только пришёл на остановку, и тут же подошёл автобус.

- Когда что-нибудь сделал, и это самому понравилось.

- Когда корова срывает пучок травы.

- Кататься на лыжах три часа.

- Медленно смотреть выставку.

- Когда кто-то рыбу поймал.

- Термобельё.

- Вазы в парке.

- Найти на асфальте гайку или винт.

- Венецию.

- Смотреть, как туалеты оформлены.

- Звук троллейбуса.

- Анемоны (цветы).

- Запах снега.

- Запах тины.

- Убирать стружки и опилки.

- Когда стих забыл и вспомнил.

- Акварельные карандаши.

- Платаны.

- Когда всё просто так.

 

Элегия №1

Незначительное знание

 

Что такое элегия?

Ну как сказать, просто так ведь не скажешь.

Просто взять и сказать.

Просто от нечего делать ты размышляешь о всяком таком –

Вот и получается элегия.

Вот кто-то пролетел мимо –

Вроде бы птица.

Кто-то перебежал через дорогу –

Это наверное белка или крыса.

Кому какое дело?

Не всё ли равно?

Но ты замечаешь зачем-то.

 

Ты дотрагиваешься до яркого пятна на стене.

Луч солнца,

Скользнул по ковру,

Преломился в аквариуме.

И на стене остался яркий

Кусочек видимого спектра.

На бледных обоях зацвёл.

И почему я о нём сейчас вспомнил?

Может быть тогда я впервые увидел

Настоящие цвета,

Для того чтобы периодически думать о них

В настоящее время.

 

Не самая плохая тема для раздумий.

 

Вращается чёрный виниловый диск.

Вращается и чуть поскрипывает.

Вкрадчивый голос рассказывает историю про

Двух лягушек: одной из Осаки, другой из Киото.

Одной из Осаки, другой из Киото.

И я так ясно вижу.

Как они проживают свою

Лягушачью жизнь

Между двумя городами

Старой Японии.

 

Вот случилась засуха

И обе лягушки

Отправились в путь в поисках лучшей доли:

Киотская лягушка отправилась в прибрежную Осаку,

А лягушка из Осаки – в столичный Киото.

Невелика была вероятность,

Но они встретились

На вершине высокой горы

Лягушки встретились на вершине высокой горы.

 

Обменявшись приветствиями

Они пожаловались друг другу

На ужасную засуху,

Которая наступила сразу в обоих городах.

– Ну раз уж везде всё засохло, то нет и резона так далеко скакать,

Надо поворачивать домой.

Сказала одна лягушка.

Другая тотчас с ней согласилась.

Но обидно же вот так возвращаться c полдороги.

– Дай-ка хоть взгляну на море,

Посмотрю, какое оно.

Сказала лягушка из Киото.

– А я хоть издали полюбуюсь

На столичные дворцы.

Вторила ей лягушка из Осаки.

Встали лягушки на задние лапки

И стали смотреть вдаль.

– И где же море?

Воскликнула лягушка из Киото.

Никакого моря я и не вижу;

А вижу точь-в-точь родной Киото.

– И где же дворцы?

Воскликнула лягушка из Осаки.

Я вижу в точности родную Осаку,

Ничего-то и нет интересного в Киото.

 

А дело было в том,

Что глаза у лягушек

Расположены на макушке;

И когда они задрали кверху свои головы,

То каждая могла видеть

Только ту местность,

Откуда сама же и пришла.

 

Разочарованно повздыхав,

Да попрощавшись друг с другом,

Отправились лягушки в обратный путь –

Каждая в свой город.

И всем встречным лягушкам,

И своим деткам

И родственникам

Рассказали они

Что всё везде одно и то же.

 

И с тех пор квакают все лягушки в Киото

Что никакого моря

На свете нет.

 

И с тех пор квакают все лягушки в Осаке

Что дворцов и вовсе не бывает на свете.