Время поэзии

(заметки о проведении конкурса «45-й калибр» сезона 2020)

 

Акцент-45:    Итак, завершён первый, самый трудоёмкий этап «45-го калибра»! На конкурс поступило 398 подборок. Из них для участия в следующем этапе принята 271.

В этом году отбор был, возможно, чуть более жёстким, чем в предыдущих сезонах, с целью несколько облегчить работу судей в полуфинале. Предстоит и без того нелёгкая работа: из 270-ти подборок выбрать 45, достойных войти в финал. Вдумайтесь только в эти числа: конкурс шесть человек на место – как в престижный ВУЗ! Благодарим команду модераторов, членам судейской коллегии желаем терпения и объективности, а всем конкурсантам – удачи. В добрый путь!

Своими впечатлениями, по сложившейся традиции, делится новый член жюри «45-го калибра» Елена Севрюгина.

 

* * *

 

Время, если понимать его не только, как отсчёт секунд и минут, но, прежде всего, как эпоху, часто бывает безжалостно к человеку, жёстко диктуя свои неумолимые требования. Мы как раз сейчас переживаем такой период, за которым, возможно, последуют немалые изменения – смена парадигмы мышления, уклада жизни, культурных традиций и т.д.

Но, слава богу, поэзия – это совершенно особое время внутри времени и совершенно особый мир внутри мира, существующий только по своим законам и неподвластный сиюминутным жизненным трудностям. Поэтому вопреки всем режимам самоизоляции, всем строжайшим запретам выходить на улицу, общаться, контактировать друг с другом, проводить мероприятия что-то остаётся неизменным – например, на сайте «45-й параллели» всё так же набирает обороты существующий вот уже девять лет поэтический конкурс «45-й калибр».

В настоящее время завершился этап модерации присланных поэтических подборок. Все судьи дружной командой принимали в нём участие, поскольку объём работы действительно велик.

 

Думаю, многим было бы интересно узнать мнение членов жюри о ходе проведения конкурса и уровне поэтических подборок этого сезона. Пока спешу поделиться своими наблюдениями.

Конечно, приток новых интересных авторов, их радостное открытие для себя организаторами конкурса и членами жюри – то, что всегда отличало и отличает «45-й калибр», является его визитной карточкой.

В то же время, сравнивая уровень нынешних работ с работами прошлого сезона, невольно для себя отмечаю не очень благоприятную тенденцию: своеобразную паузу роста, некий провал в появлении серьёзных, сформировавшихся поэтов. Лауреаты и победители прошлых лет, в числе которых можно назвать Светлану Пешкову, Алёну Бабанскую, Алёну Овсянникову, Анну Долгареву, Яну Юшину, Майка Зиновкина, Евгения Овсянникова, ушли, а новое поколение, им на смену, пока ещё не пришло.

Подборки новых авторов, пришедших к нам в этом году очень разные, но в то же время чем-то и похожие. Напомню, что конкурс проводится для всех желающих, поэтому приходит большое количество работ от начинающих поэтов, только нащупывающих свой путь к настоящему творчеству.

Увы, здесь постоянно приходится сталкиваться с разнообразными проявлениями недостаточной поэтической зрелости, либо недостаточной самостоятельности художественного мышления того или иного заявителя. Отдельные подборки грешат излишней пафосностью, другие – наличием очевидных штампов, третьи – тем и другим. Многие авторы мастерски овладели технической стороной вопроса, не осознавая в полной мере некоторых важных вещей. Например, того факта, что подлинного поэта отличает не следование какой-либо литературной традиции, не богатство рифмы и чёткое попадание в размер, даже не обилие художественных образов, а обязательное наличие своего поэтического «я», своего уникального взгляда на мир. Это именно то, что порождает и величие замысла, и свободу самовыражения, и отказ от общепринятых стандартов идеальности текста во имя его уникальности.

Любая неточность и кажущаяся небрежность рифмы, любое несоблюдение таких технических формальностей, как поэтический размер, длина строки, способ рифмовки могут быть прощены, если автор способен подчинить художественные средства величию замысла. Создать не просто яркую лубочную картинку, а новый портал, в который каждый читатель сможет полностью погрузиться – провалиться, как в кроличью нору, а потом вынырнуть и осознать, что мир оказывается не такой, каким он себе его представлял.

Увы, ярких, но в сущности банальных картинок, где больше вымысла, а не личной истории автора, оказалось намного больше, чем порталов. Многие поэты чем-то напомнили мне детей, добровольно лишающих себя сладкого, поскольку их взрослые и умные родители долго внушали им, что конфеты и пастила невероятно вредны для желудка, а вот овсяная каша на воде, суп-пюре или натуральный яблочный сок способствуют всяческому здоровью.

Дорогие и уважаемые мои поэты, уже или ещё не участники «45-го калибра», позвольте обратиться к вам с бесхитростной просьбой: пожалуйста, освободите своего внутреннего ребёнка от назойливого голоса внутреннего родителя, закормившего его преснятиной – дайте ему поскорее шоколадку, чтобы он не плакал и не скучал. Откажитесь от вами же придуманной системы запретов и рекомендаций, якобы необходимых для создания среднестатистического качественного произведения. Представьте, что вы – герои Кэрролла, ныряющие в совсем другое измерение.

Представили? А вот теперь пишите – и присылайте свои подборки нам. Мы их обязательно оценим.

А пока хочется оценить то немногое, но действительно ценное, что сделало конкурс интересным, приятным.

Некоторые авторы, уже достаточно известные и именитые, которых мы хорошо знаем по прошлым сезонам, снова порадовали нас своим появлением и высочайшим уровнем поэтического мастерства. Разные стихи и строки оставляют разное, но неизменно яркое впечатление, по-разному воздействуют на сферу наших чувств и внутреннее состояние.

Кто-то пишет так, будто гордой, почти каменной поступью проходит по эпохам, мирам, обращаясь ко всем сразу, но ни к кому в частности. Даже если и есть такое обращение, оно скорее формальное – связанное с размышлениями автора о жизни и творчестве. А всё, что остаётся невольно причастному к данному священнодействию читателю – холод мрамора, дыхание времени, его непреклонность и неумолимость:

 

Это будут простые рифмы,

крошка, простые тропы.

Ничего в этой жизни не повторив, мы

ощутим, как невидимый кто-то обрежет стропы,

и вокруг будет только воздух,

и мы в нём камнем

пронесёмся на фоне скоплений звёздных

и в бездну канем.

 

Кто-то создаёт своё особое, уникальное пространство для мифотворчества, расширяя границы обыденного, видит в предметах и явлениях их неявную, скрытую от остальных природу:

 

Белая, уставшая от сна,

С пряником зима в окне стоит.

Дождались. А сердце не стучит,

И сама от счастья не пьяна.

 

Здесь в забытом Господом краю

От гостей хорошего не ждут.

Постоят, посмотрят и уйдут

В жизнь свою и в пряничность свою.

 

Спросит братец старшую сестру:

– Кто к тебе сегодня приходил?

– Это ангел снился поутру.

– Белый?

– Белый.

– Значит, Гавриил.

 

Есть авторы-концептуалисты, способные увидеть в  бытовом сакральное, чувствующие свою сопричастность всему сущему в мире, проживающие каждое явление как личный опыт духовной связи с предметами и людьми:

 

Вот пилот чего-то не расслышал,

и махнул рукою – Дьявол с ним!

Прогуляться в южном небе вышел

новый небольшой Ерусалим…

 

Пусть и борт-стрелок и борт-механик

не поймут уже, что, завалясь,

он уходит в вечность, как Титаник,

что с Тобою вышел он на связь.

 

А есть такие строки, в которых простота и ясность изложения гармонично сочетаются с катарсисом и высшей сакральностью. Стихи-молитвы, в которых автор, обращаясь к возвышенному, всё же не забывает о земном и, соединяя личное с общечеловеческим, пишет от имени себя:

 

Творящие, то благо, то беду…

Ты молишься, что я переведу.

И гул стоит вселенский от молитв,

И с двух сторон у времени болит.

 

Попались мне и стихи-водовороты, утягивающие за собой, заставляющие переживать удивительные метаморфозы, когда ты уже и не человек, а причудливое насекомое, способное увидеть фасеточным зрением ускользающие от остальных, мгновенно мелькающие детали бытия; постигающее особую философию жизни «головою вниз»:

 

Жизнь в общем-то такая муха –

на непонятном языке

жужжит, жужжит тебе над ухом

о потолке.

И слово подкрепляет жестом,

шагая головою вниз,

и лишь подумаешь об этом –

глядишь, и сам уже повис.

И весь такой вот окрылённый

паришь под белым потолком,

на липкой ленте закреплённый.

Подёргивая хоботком,

следишь, как падают фасетки,

теряясь в темноте, и слух

жужжа снижается до ветки,

которой отгоняют мух.

 

Авторам этих и некоторых других строк я хочу выразить свою особую благодарность за свершившийся акт священнодействия – за переворот в сознании и уникальную возможность побывать в другом измерении, из которого мы уже не сможем выйти абсолютно прежними.

 

На «45-й параллели» время поэзии длится всегда, и именно здесь должны встретиться и пересечься все измерения, широты и долготы, все новые галактики и безымянные планеты. В помощь им – «45-й калибр»!

Все, кто по каким-то причинам не успел вскочить на подножку последнего вагона уходящего «Калибра», – встречаемся через год!

 

Елена Севрюгина