«45-й калибр»: в списках значился!

Конкурс, окончательные итоги +

лучшие стихи из-за кулисы-45

Сезон 2012 –2013

 

«45»: Вы перестали верить в чудеса? И совершенно напрасно, любезные поэты и читатели! Очередное доброе чудо связано с открытием доктора технических наук Сергея Плышевского. Нет, он пока не открыл новый элемент великой Периодической таблицы, зато явил имя нового лауреата конкурса «45-й калибр»!

21 июня 2013 года, в публикации «45-й калибр»: октябрьский старт – июньские итоги, мы сказали о том, что сопредседатель конкурса, вице-президент APIA в Северной Америке Сергей Плышевский объявит о своём решении по призу «Атлантифик» после 1 июля, когда вернётся из своей очередной дальней-долгой поездки. В ночь с третьего на четвёртое июля по московскому времени в редакцию пришло письмо из Оттавы, которое мы сейчас процитируем полностью, и вы, друзья, убедитесь: чудеса на белом свете случаются! 

Конечно же, в XXI веке путешественники всегда могут воспользоваться услугами и мобильной связи, и электронной почты. Ваш покорный слуга – не исключение. Вот и я во время своей поездки по городам и странам Европы общался с очень многими своими друзьями и коллегами.

Ещё дома, в Оттаве, без труда – по неповторимым интонациям! – вычислил, что в конкурсе под шифром R 033 находится подборка Михаила Анищенко, а под символами R 080 – стихи Игоря Царёва. И я практически не сомневался, что победителями нашего турнира станут именно эти, к сожалению, безвременно ушедшие из жизни авторы. О чём написал председателю конкурса. Так оно и случилось!

И – уже после объявления результатов! – попросил моего тёзку, Сергея Сутулова-Катеринича, прислать все тексты полуфиналистов, – с расшифровкой имён и фамилий. Дело в том, что в лонг-листе – среди целого ряда других! – мне приглянулись подборки, которые, по моему же разумению, могли претендовать на приз «Атлантифик»! Оставалось не только перечесть стихи, но и узнать, попали ли их авторы в список лауреатов… 

Итак, кто был у нас под «шляпой» R023? Выясняется – Юрий Берий. Стихи в выдержанной, классической манере. С ясностью повествования и стихотворными традициями русской литературы XIX века. В хорошем смысле этой временной отсылки. Техника стиха безупречна, но, пожалуй, однообразна – почти все стихи – ямбы, один анапест и один хорей. Опечатку нашёл – «обмокну». Но и замечательное словечко «смердь» отметил. Брюсов бы обзавидовался новой рифме на слово «смерть». А то – во всём русском языке! – только пять рифм, не считая уральских географических вроде «Сысерть» или «Бисерть». Помните, как Валерий Яковлевич торжествовал, обнаружив рифму «умилосердь». И как он потом убивался, когда такая рифма нашлась у Тредиаковского… Рифмы автора тоже не блещут новизной, а уж «страданья-мирозданья, безмятежность-безутешность, грехи-стихи» в серьёзных стихах вообще лучше бы не использовать. А стихи ведь очень серьёзные, особенно «Свердловск 1943», «Остановка» и «Киев 1941». На полном драматическом накале. И равнодушными не оставляют.

В стихах Игоря Панасенко, зашифрованных буквой и цифрами R031, напротив, одними ямбами и не пахнет. Здесь трёхсложники, дольники, пеоны и логаэды. Чувствуется раскованность автора – он, не колеблясь, увеличивает или уменьшает стих на стопу, если фактура материала этого требует.

За рифмами в карман автор тоже не лезет. Он без стеснения экспериментирует словоформами, образуя их из нанотехнологий и айфонов, и вообще – с вольностью Игоря-Северянина! – образует словечки «громоспазм, фотожаба, меведить». Он летает Не-Карлсоном, тоже очень изящно, с пропеллером под дугой, его «Лирическая шизофреническая» органически вплетает в себя «Белые столбы» Александра Галича, а хибинские мотивы отсылают к «Плато Расвумчорр» Визбора настолько искренне, что сердце щемит.

То ли чёрт, то ли бог в его стихах передвигается «пешком по воде, как простой рыбак», и фазовое превращение льда в воду открывает чёрта в боге, только уже поздновато окликивать его, да, впрочем, сам ещё придёт. Когда-нибудь он ко всем приходит.

Под «маской» R058 оказалась Анна Полетаева. Признаться, поместил её стихи в папку с отобранными кандидатами на приз после прочтения нескольких строк. Чтобы потом прочитать и тихо насладиться. Поэт не только сам живёт в стране (городе?) Макондо, не только строит его по прихотям своим, но и переносит туда читателя. Разновидность автора, который создаёт себе страну из подручных реальных деталей, – одна из двух наиболее значительных разновидностей поэтов.

(Отвлекусь, скорее для себя, чтобы потом вернуться, – вторая значительная разновидность поэтов – те, кто записывают продиктованные им свыше слова, и сами ничего в них не изменяют, при условии, что слышимость хорошая и исключена ошибочная трактовка).

Мне надолго запомнятся эти «Ты и ты, я и я», это – настоящее. 

 

На каждом – каждом – из которых

Опять распяты Ты и ты…

К губам Твоим смеясь подносим

Вчерашний уксус я и я. 

 

И вот эти стихи – тоже настоящие…

 

Я ведь тут, с тобою рядом, на дне колодца. 

 

Рад, искренне рад тому факту, что и без моих припозднившихся баллов Анна Полетаева оказалась в списке призёров нашего «Калибра»!

Ну а за «ширмой» R072 до поры до времени пребывала Виктория Кольцевая. Выдержанные и сдержанные стихи. Лёд и пламень удерживаются сильными магнитными полями изысканных приблизительных рифм, наряду со строгими трёхсложниками встречаются менее урегулированные дольники.

Вы замечали, что подчас драматический эффект сильнее, если не кричать? Вот, в этих стихах, он усилен внешним спокойствием форм. Богатым набором средств передаются запахи моря и акающие переулки портовых городков, многозвучны не только больное горло, но и имена святых у уличных старушек. Замечательны реминисценции русского языка из старых времён – «цыган на цыпочках» или эти козы с капустами, которых надо тасовать в лодке, чтобы не съели волки.

Прочёл стихи, не отрываясь. А потом поаплодировал решению коллег: Виктория элегантно попала в компанию лауреатов.

Вообще-то и за плотной «световой завесой» – типа R076 – без труда просматриваются тексты, принадлежащие перу Лады Пузыревской. Это такая плетёнка из стихов, где слова, казалось бы, на 99 процентов употреблены локально… пока не вчитаешься. А когда вчитаешься, из этих локальных обрывков цепочек слов и жизней, искорками вспыхивают отдельные картины, через которые можно проложить пунктир из настоящего в будущее, из окружающего мира – в себя, и наоборот.

Стихи безупречны по форме, словнику и фонетике. Замечательные рифмы, часто песенное звучание, разнообразный ритмический рисунок стиха. Единственная – даже не претензия – оговорка, которую я бы сделал, возможно, имеет значение не для всех, для меня – имеет, но я ведь говорю о своём восприятии. Приходится продираться через подавляющее обилие декораций. Если я сейчас употреблю конструкцию «я бы» и сформулирую, как бы я это написал… то это уже буду я, а не автор. Оставим это, и с честью поклонимся замечательному сформировавшемуся поэту, мастеру, у которого есть чему поучиться. Браво, Лада! «Калибр» – тебе в награду!

Из этих пяти рассмотренных мною претендентов нужно дать только один приз, и душа разрывается на части. Приходится чёркаться на бумажке, считать и сравнивать плюсы и минусы, но и тогда непросто принять решение. Но, приняв его, пора уже и объявить лауреата приза «Атлантифик»: Игорь Панасенко. Ему присущи виртуозное владение инструментом стихотворчества, широчайший диапазон семантического поля, раскованность, лёгкость, искренность, цельность и гражданская позиция настоящего поэта. Да-да, тот самый автор, которому чуть-чуть не хватало до проходных 90 баллов. Теперь всё стало на свои места: с моим голосом Игорь Панасенко – и лауреат, и обладатель премии «Атлантифик». Обещаю Вам, сударь, деньги из Оттавы и до Апатит доберутся!

 

Сергей Плышевский,
вице-президент APIA в Северной Америке,
сопредседатель конкурса «45-й калибр»

 

«45»: Сегодня, 21 июля 2013 года, объявляются окончательные итоги конкурса «45-й калибр»!

 

Михаил Анищенко (посмертно, Шелехметь) –

победитель

международного поэтического

конкурса «45-й калибр»,

обладатель гран-при,

приз президента Союза писателей XXI века

Евгения Степанова

 

Игорь Царёв (посмертно, Москва) –

победитель

международного поэтического

конкурса «45-й калибр»,

обладатель гран-при,

приз президента Союза писателей XXI века

Евгения Степанова,

приз литературно-музыкального салона

«Дом Берлиных»

 

Сумма ГРАН-ПРИ в размере 45 тысяч рублей разделена, и эти деньги вдовы поэтов уже получили. Так же, как и дипломы.

 

 

Лауреатами международного поэтического конкурса «45-й калибр» стали 17 человек. Вот их имена и фамилии (список даётся в алфавитном порядке):

 

Андреева Ольга (Ростов-на-Дону, Россия)

Белкин Борис (Ньюарк, США) –

приз президента Союза писателей XXI века

Евгения Степанова

Данилова Стефания (Санкт-Петербург, Россия) –

приз президента Союза писателей XXI века

Евгения Степанова

Делаланд Надежда (Москва, Россия)

Ковальджи Кирилл (Москва, Россия)

Кольцевая Виктория (Ровно, Украина)

Кондратьев Констанин (Воронеж, Россия)

Пайков Валерий (Бнэй АИШ, Израиль)

Панасенко Игорь (Апатиты, Россия) –

приз вице-президента APIA

в Северной Америке Сергея Плышевского

«Атлантифик»

Парщикова Людмила (Липецк, Россия) –

приз главного редактора «45-й параллели»

Сергея Сутулова-Катеринича

«Лель и параллель»

Полетаева Анна (Ереван, Армения) –

приз президента Союза писателей XXI века

Евгения Степанова

Пузыревская Лада (Новосибирск, Россия) –

приз президента Союза писателей XXI века

Евгения Степанова

Ракитская Эвелина (Москва, Россия) –

приз литературно-музыкального салона

«Дом Берлиных»

Сипер Михаил (Масарик, Израиль)

Шенфельд Ольга (Чикаго, США)

Якобсон Григорий (Нью-Йорк, США) –

приз президента Союза писателей XXI века

Евгения Степанова

Яропольский Георгий (Нальчик, Россия)

 

Из обещаний учредителей, данных в Положении о конкурсе «45-й калибр», осталось выполнить два. И это происходит сегодня же! Мы публикуем конкурсные подборки победителей и лауреатов, в подзаголовках указывая, кто из них под каким шифром проходил – стало быть, в списках значился! Стихи читатели смогут увидеть на авторских страницах «калибристов». Наш веб-мастер Александр Шапошников уже прописал в «45-й параллели» и тех лауреатов, которые не были пока представлены в альманахе.

Ниже мы публикуем те самые «стихи из-за кулисы-45», о которых говорила Ирина Акс. Члены жюри полуфинала – по просьбе Ирины – отобрали наиболее интересные, на их взгляд, произведения, авторы которых либо не прошли в финал, либо не попали в шорт-лист…

 

Иллюстрации:

так выглядят дипломы конкурса «45-й калибр», 

отправленные победителям, лауреатам и судьям –

дизайнер Татьяна Литвинова 

Лучшие стихи: из-за кулисы-45

Борис Винарский

 

В списках значился: R020

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Письмо в Карелию

 

Милая! через тысячу тонн проводов

как незнакомца читаешь меня на сайте.

Если бы голос тебе был докрикнуть готов,

он бы кричал «не бросайте!..».

 

Знаешь, в Москве сейчас пасмурно, дождь;

только что всполохи в тучах немых прогорели, и

судя по Яндексу, если ты подождёшь,

скоро начнутся дожди и в Карелии.

 

Город мой так изменился, так поплохел,

всё здесь чужое в такт общему подражанию,

люди настолько убоги, что хочется (hell!)

плюнуть в лицо каждому горожанину.

 

Время с пространством слились в одно вещество

через дефис, может быть, запятую.

Как ты там, милая? Я ничего.

То есть вообще ничего – пустую…

 

Наталия Кравченко

 

В списках значилась: R026

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Взвалю на чашу левую весов
весь хлам впустую прожитых часов,
обломки от разбитого корыта,
весь кислород, до смерти перекрытый,
все двери, что закрыты на засов,

вселенское засилье дураков,
следы в душе от грязных сапогов,
предательства друзей моих заветных,
и липкий дёготь клеветы газетной,
и верность неотступную врагов.

А на другую чашу? Лишь слегка
её коснётся тёплая щека,
к которой прижимаюсь еженощно,
и так она к земле потянет мощно,
что первая взлетит под облака.

 

Андрей Канавщиков

 

В списках значился: R034

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Игра

 

Как в детстве весело играть,

Как звонок смех в саду летящий,

С веранды, знаешь, смотрит мать,

И ты – весёлый, настоящий.

 

В игре ты видишь лишь игру,

Ей отдаваясь беззаботно,

И мчишься, только на ветру

В глазах предательски-щекотно –

 

Предощущеньем взрослых слёз,

Когда чужая давит сила,

Когда игра идёт всерьёз

И жизнь давно нас подменила.

 

Садовых листьев чёрный дым

Унёс в невиданные дали.

«Как мало пожили...» – твердим.

И эхо слов: «Не доиграли...»

 

Сергей Скорый

 

В списках значился: R038

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

 

Памяти Якова Рудя

    

Я не знаю, сколько проживу –

есть секреты за семью замками,

но всё чаще глажу я руками

эту землю, листья и траву.

 

И в былом каком-то пустяке

вдруг черты встречаю совершенства,

и неизъяснимое блаженство

дарит чья-то песня вдалеке.

 

А порой гляжу: на склоне дня,

по тропе на алом небосводе

мальчик, так похожий на меня,

босиком за горизонт уходит…

 

Анна Виноградова   

 

В списках значилась: R044

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Я видела счастье. Оно под окном целовалось беспечно.

Ему облаков улыбались слегка кучерявые лица.

Какой-то прохожий не смог удержаться в течении встречном –

и просто взлетел, удивляясь, не в силах спуститься.

 

Я видела – руки на плечи легли, замерев на минуту.

Мгновенно набросила осень на них маскировку из листьев.

И только машины надменно и гордо гудели кому-то,

надеясь закончить свой день ослепительным блицем.

 

Не сможет насильно захлопнуть все окна стремительный ветер.

Ему не стряхнуть с рукавов и голов своенравную осень.

Посланец богов, он подхватит – и бросит в копилку столетий

заполненных счастьем секунд эдак пять... или восемь.

 

Иван Машнин

 

В списках значился: R046

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Песси

 

За стеной соседи лаются,

Во дворе ларёк горит,

Что, когда и где взрывается –

Бодро диктор говорит.

И в газетах сплошь чернуха:

Кто, кого и как убил…

Книжку взял читать у внука –

Мужик собачку утопил.

Вон афиша на воротах –

Кинофильм «Угрюм-река»,

Драмтеатр – про Идиота

И даже в опере – «Тоска»!

…Остался только гастроном –

Заливать тоску вином…

 

Татьяна Аксёнова-Бернар  

 

В списках значилась: R049

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Пошли в кафе – пить кофе с коньяком,

Где каждый пан панически знаком

Со стихотворной грамотой Бодлера

И вдохновлён Вийоном, для примера...

 

Пошли в кафе – пить кофе, есть салат.

Здесь каждый пан – поэт, а, значит, брат

Нам по перу и по дурной привычке –

Прикуривать от незажжённой спички...

 

Пошли в кафе – пить кофе и коньяк,

Здесь каждый пан – поэт и каждый пьян

Невыпитым ещё бокалом страсти

И ненаписанным шедевром... Здрасьте!

 

А вот и мы! А вот и наш бокал...

Здесь каждый – пан и потому пропал

В Отечества кофейной круговерти.

Жизнь выпита, есть только гуща смерти,

 

В которой мы пытаемся прочесть:

Кому – когда из тех, кто нынче здесь,

Чей жест любой до боли нам знаком...

– Что будет пан?

– Два кофе с коньяком...

 

Галина Щекина   

 

В списках значилась: R051

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Он был чёрен, и худ, и ободран, –

Арестовано солнце за тучей –

И насмешливо лёгок, и бодр он,

Невозможный, ничей, неминучий!

Он родился, когда убивали,

Среди горя и тленности выжил,

Рай мифический нужен едва ли,

Ад кромешный привычнее, ближе.

Так возник человек издалёка –

Вечный путник без сна и приюта,

И повёл он презрительным оком,

Явно знак подавая кому-то.

Подносили шипучие кубки –

Отвергал и еду, и напитки.

Признавал лишь отраву и трубку,

Диких песен измятые свитки.

…Добираюсь до вас только к ночи.

А насчёт этой новой подборки –

Тот поймёт, кто смириться не хочет.

Гениально от корки до корки.

Не волнуйтесь, зашла на минуту –

Вам оставлю журнал и лекарство.

Мне назначено в шесть к институту,

Страшный дождь и в маршрутках мытарство.

В перегруженной памяти вашей

Я осталась в заляпанных ботах,

В детских двойках и рисовой каше –

Хохоча, и в слезах, и в заботах.

Но, скрывая тоску и усталость,

Удаляясь, как эхо аккорда,

Как собака с задумчивой мордой,

У дверей я осталась, осталась.

 

Борис Вольфсон

 

В списках значился: R054

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Кто я?

 

Если волка посадить на цепь,

взвоет волк, ну а потом, глядишь,

и залает, и начнёт вилять,

увидав хозяина, хвостом.

 

Хорошо, не волк, но волчий сын

или внук привыкнет и начнёт

лаять, и вилять хвостом, и грызть –

нет, не цепь, а брошенную кость.

 

Волки станут псами и, из рук

дожидаясь ласки и еды,

никогда смотреть не будут в лес,

даже если их не покормить.

 

Я – сын волка, я ещё не пёс,

но уже не волк – не тот кураж.

Я привык ходить на поводке,

но пока его не полюбил.

 

Я на воле выжить не смогу,

а в неволе – смертная тоска.

Днём я всё же лаю на котов,

но скулю и вою по ночам.

 

Ирлан Хугаев  

 

В списках значился: R057

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Антиподы

 

У обскурантов нет курантов,

но есть пожарный с каланчой

предупреждать смутьянов Кантов

и Диогенов со свечой.

 

И вовсе не такой повеса,

и не охоч до равных драк:

он – мракобес – боится беса,

предпочитающего мрак.

 

Зато святители с очами

И просветители, очки

Воздев на нос, мерцают сами,

Не зная страха бдят ночами,

Как звёзды или светляки.

 

Днём не заметишь светляка,

А в ночь видать издалека.

Но как средь бела дня прекрасен

Камзол навозного жука!

 

Елена Иванова

 

В списках значилась: R059

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Сегодня

 

Утро настало, и Солнца державу

Дланью возносит над миром Восток.

К вечеру пальцы устало разжал он –

В огненный

Солнце скатилось

поток.

 

Замер, зверино принюхался Запад…

Кровью запахло. Прихлынула тень…

Чья

   загребает державу ту

лапа –

Это покажет нам завтрашний день.

 

Спуталось всё: предсказания ложны,

Знаки обманны старинных примет.

Сумрак ли в мире сгустится тревожный?

Иль воссияет невиданный свет?

 

Что там замыслил Верховный Правитель?

Прочны ли обручи звёздных орбит?..

Все говорят: поживём – и увидим.

Только бы взять нам на жительство вид…

 

Виктор Шаханин   

 

В списках значился: R060

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

За пазухой

 

Загремят под дождь раскаты грома,

Или снег повалит за окном –

Я живу за пазухой у дома,

Обогретый светом и теплом.

Чистый воздух, речка и деревья

Утопают в тишине святой –

Я живу за пазухой деревни,

Позабыв о жизни городской.

Сбросив суеты постылой гири,

Созерцая вечность бытия,

Я живу за пазухой Сибири –

Не забыла милая земля.

Ощущая мощь единой силы,

Пусть зовут заморские края,

Я живу за пазухой России,

Оживает Родина моя!

Оборвётся где-нибудь дорога,

Всё пройдёт, забудутся стихи.

Хорошо за пазухой у бога,

Но смогу ли отмолить грехи?..

 

Ольга Неподоба

 

В списках значилась: R064

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Фотография парнишки  

 

Снаряжение парнишки, не пришедшего с горы…

Сиротливые излишки в пыль проигранной игры…

Три железочки, шнурочек, каска, штопаный рюкзак,

Да блокнот где пара строчек про любовь и просто так…

 

Фотография парнишки… пара общих горьких фраз,

Не герой, не покоритель…

                        В первый раз он, в первый раз…

Над хребтом ревёт вертушка, плачет женщина в пальто,

В этой сломанной игрушке не узнал его никто.

 

На ветру, сжимаясь в стайку, ждут девчонки грузовик,

Парни курят без утайки, старший сушит пуховик…

Изумленье до одышки, обломившийся карниз…

Вся история парнишки …

                      не спустившегося вниз.

 

Александр Гумённый

 

В списках значился: R065

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

жена модница

 

жена модница ушла

в салон красоты

а я подумал

хорошо бы сделать

маникюр души

чтобы никто не заметил

какие мы ранимые

 

Илья Клейнер

 

В списках значился: R068

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

исцеление

 

JK

 

слабым шершавым светом

брезжит подобно мести –

утро наглеющим фертом

в синем чулке из шерсти.

 

пыльных вещей склад,

приторный лад музыки,

лень источает взгляд,

мокрые губы Юдифи

 

память – морская звезда

или плавниками рыба

мерцающая всегда

в сумеречном порыве.

 

как галилейский гость,

сердце спокойно тронешь

кудрями, венчиком роз,

вдруг хрипловатым тоном.

 

Олег Копылов

 

В списках значился: R069

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Светят

 

Подсолнухи над городом вразлёт

Так ослепительны так желчны

так прекрасны

что злые гости города не властны

над тем что было что произойдёт

 

И мрак и вихрь

И ужас и чума

престолы и господства

власти силы

всё в стороне

подсолнухи красивы

красивы

светят

светят

что там тьма

 

Медлительная девочка зима

срывает лепестки

в подольчик млечный

Но свет не меркнет

ведь

Подсолнух вечен

И светит

светит

светит

что там тьма.

 

Александр Волин

 

В списках значился: R070

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Я теперь живу под Москвою

И не верю сам, что живу,

Я похож на чудо морское

Или детский сон наяву.

Я вожу пустую посуду,

И к вожжам окаянным привык,

Дал мне кличку смешную «сударь»

Пьяный кучер, седой старик.

 

Я и сам уже очень старый,

Я забытый герой былин,

Семь веков я скитался с табором,

Засыпал в золотой пыли,

Просыпался в лучах рассвета

И плясал, как чёрный огонь,

И скакал я быстрее ветра –

Вороной первозданный конь.

 

И седок мой летел, как птица,

Но куда-то текли года,

Люди стали, теснясь, коптиться

В душных каменных городах.

Век привольный в былины канул,

И повсюду волшебник злой

Заколачивал землю камнем,

Разлучая людей с землёй.

 

И шныряет, снуёт повсюду

Пробивная орда машин.

Я вожу пустую посуду,

В этой жизни я стал чужим.

Видно, ветер, да степь, да воля

Только нам нужны, лошадям,

Может люди тем и довольны,

Что толкутся по площадям?

 

Людям жить по особой моде,

Эту моду им и менять.

Но всегда по старинной морде

Эти люди гладят меня,

Люди часто толкутся рядом,

Ждут, чтоб я им что-то сказал,

Лошадиным печальным взглядом

Погружаясь в мои глаза...

 

Ия Кива

 

В списках значилась: R071

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Малыш и Карлсон

 

Малыш Карлсону пишет:

 

«Я очень боюсь здесь спиться,

Тут полно собак, но так не хватает людей,

В хороводе теней попадаются самоубийцы

И больные саркомой, раком и СПИДом,

Это место все называют концлагерем Freedom,

Ты по карте быстро найдешь, прилетай поскорей».

 

Карлсон пишет в ответ:

 

«Растолстел. Заржавел пропеллер.

Да и бомж я давно, на крышах теперь не живут,

По ночам, как и прежде, будит северный ветер,

И летаю сомнамбулой лишь при полной луне,

Хоть нигде не прописан, жду тебя в гости ко мне,

Я сейчас на пустом корабле, в одной из кают».

 

Голубиная почта работает без выходных,

Чтоб прочлись все слова, что доверили карандашу,

А к Стокгольму, тенью шурша, подступил птичий грипп,

Малыш Карлсону пишет, а Карлсон в ответ – Малышу.

 

Эльдар Ахадов

 

В списках значился: R075

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Закрой глаза

 

Закрой глаза и загляни туда,

Где голоса, звеневшие когда-то,

Ещё текут, струятся, как вода,

Которой нет начала и возврата.

Закрой глаза, и ты увидишь их,

Друзей, тобой отчаянно забытых:

Дурашливых, весёлых, молодых,

Не спившихся, не хворых, не убитых.

 

И ты увидишь там, на глубине,

Где всё дрожит, мерцает и таится:

Туманный свет в распахнутом окне,

Счастливые, смеющиеся лица.

Вода на миг застынет, как стекло,

Скользнут и растворятся отраженья…

Не бойся слёз, когда оно пришло

Единственное правильное зренье.

 

Наталья Троянцева

 

В списках значилась: R077

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Нектарин в пору зрелой груши

 

Плодов столь сочно обнаженье,

Что, нетерпенье возлюбя,

Вторгается воображенье

Всем существом – само в себя,

Уравнивая неизменно

В так вожделенном полусне

Плоть мирозданья во Вселенной

И женский силуэт в окне.

 

Анвар Исмагилов

 

В списках значился: R081

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Словно стеклянные

   бокалы разбиваются где-то вдали.

Неужели мы всё же увидимся, два волчонка

                                             Даррелла иль Сальвадора Дали?

Или так и останемся

   густо залитыми фресками на внутрицерковных сводах,

и не увидит никто, и не воссияет природа,

и промолчит насмешливо вечность – много мните вы о себе!

вы – единое целое, а прочие ищут уюта в сиротской судьбе.

 

Да, соглашаюсь покорно, выю подставив свою,

под дребезжанье аккорда, под хулы и помойную вашу струю –

чистого от природы не сможет никто превозмочь

день – пусть будет ваш, трезвый и алчный день,

нам же оставьте ночь! Ночь! Ночь!

 

Там мы останемся в малой клетушке три на пять, нечего взять.

Только луна взойдёт и будет победно сиять,

и Орион призывно большой туманностью будет зиять,

не надо туда смотреть – можно сойти с ума

под этим раскидистым небом райских кущ,

а ты посмотри на себя – ведь это же ты сама!

 

В бледно-сиреневом мареве лунных бликов, гуляющих по стене,

словно волшебные листья сумаха, блуждающие по спине,

пахнущие увяданьем августа и даже серпом сентября,

ровно готовящим жертвенник для костра без тебя.

 

Так и проходит жизнь. Рядом мы и вдалеке.

Порох в пороховницах, кони стоят налегке,

тихо прядая ушками, но молчит серебряная труба.

Стонет выпь вдалеке, болотная даль груба.

 

Что ми шумит – банально, а ложится на слух и поёт.

Брось же печали свои, ещё предстоит перелёт

с дальнего берега в тихий лесной уголок.

Но ведь не для того я принцессу сюда уволок!

 

Смехом зальётся она, увидав медвежий убогий уют,

и в маленькие ладони, припевая, тряпку большую возьмёт,

выгнав меня, бездомного, из дому, как я думал,

на улицу – чтоб ни гу-гу-ни-ни-ни!

Вот и попробуй фальшивым уютом её обмани!

 

Впрочем, я не об этом.

Трудно быть и жить рядом с поэтом.

Одновременно.

 

...Ом мани падме хум...

 

Александр Гусев

 

В списках значился: R082

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Передозировка наркотиков

 

он умер от передозировки наркотиков

она умерла от передозировки наркотиков

они умерли от передозировки наркотиков

ты умер от передозировки наркотиков

ты умерла от передозировки наркотиков

вы умерли от передозировки наркотиков

я умер от передозировки наркотиков

мы умерли от передозировки наркотиков

 

президент говорит о передозировке наркотиков

главная новость передозировка наркотиков

в москве плюс пять и передозировка наркотиков

мид назвал передозировку наркотиков

салют в честь передозировки наркотиков

россияне отдохнут на передозировку наркотиков

снижены цены на передозировку наркотиков

 

передозировка наркотиков выстрелит

молилась ли ты на передозировку наркотиков

люблю тебя передозировка наркотиков

погиб поэт невольник передозировки наркотиков

преступление и передозировка наркотиков

война и передозировка наркотиков

даша васильева и передозировка наркотиков

 

славой жижек о передозировке наркотиков

карл маркс и передозировка наркотиков

экзистенциальная передозировка наркотиков

расовая передозировка наркотиков

революционная передозировка наркотиков

классовая передозировка наркотиков

религиозная передозировка наркотиков

мировая передозировка наркотиков

 

Виктор Владимиров

 

В списках значился: R083

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

В этом городе

 

В этом городе больше дворов, чем дворовых собак,

в этом городе жизнь лишь в торговых рядах и шалманах.

О щербатый асфальт спотыкается тень моя так,

что наличная медь салютует победно в карманах.

 

В этом городе если и движется время, то мимо и прочь,

оставляя для прошлого чёрные дыры и ниши.

Здесь с горбатых окраин стекают и утро, и ночь.

В этом городе ночь мне была долгожданней и ближе.

 

Воздух детства ищу, как последнюю ищут любовь,

в переулках кривых, жертвах костного туберкулёза.

Я пролил в этом городе первую сладкую кровь,

и пролью, вероятно, последние горькие слёзы.

 

Я брожу по нему, я – один из нечастых гостей,

ощущая в себе то варяга, а то пилигрима.

Этот город – осколок двух разных

                                         империй до мозга костей,

или вечное «и» в столкновении мира и Рима.

 

Я брожу по нему не один в свой последний приезд,

вместе с тенью своей на стене составляющий сэндвич,

и когда темнота бутерброд этот медленно съест,

значит солнце уже закатилось всем телом за Гринвич.

 

Я любил его улицы, их речевой вавилон.

Я люблю его весь, вместе с жовто-блакытной облаткой,

этот город поехавших крышей домов и племён,

то есть истинный город времён развитого упадка.

 

И пока я не знаю: теперь он мне друг или враг? –

нас сближают портреты его новоявленных денег.

Уплывает перрон и весь город в сплотившийся мрак,

а динамик в купе надрывается, как неврастеник.

 

Дарья Хмелёва

 

В списках значилась: R089

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Использовать бы сто веков

На понимание Вселенной.

Вдруг существует сто миров,

Где все телами также бренны.

И сколько в тех мирах Богов?

Кто к ним взывает ежедневно?

И сколько в тех молитвах слов?

Которые поют смиренно...

 

Сергей Арутюнов

 

В списках значился: R091

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Подустав материться

В этот век молодой,

Под струю антифриза

Подставляя ладонь,

Не узришь в откровеньях

Сколько ни диогень,

Ледяной муравейник,

Половодье огней.

 

Где киношку крутили,

Зазывали в игру,

И дымили градирни

На холодном ветру,

Где когда-то в двадцатом

Закрутилась юла,

И текла по фасадам

Предрассветная мгла.

 

Провода обрывая,

Синевато искря,

Дребезжали трамваи,

Полыхала заря.

Тлела смысла щепотка

Через телебубнёж,

И хотелось чего-то,

А чего, не поймёшь.

 

Понапрасну пророчим,

Прорываясь вперёд:

Кто родился рабочим,

Так в говне и помрёт.

Сколько оземь ни бейся,

Сколько муки ни дли,

Не расслышится песня

В очерствелые дни.

 

Елена Хейфец

  

В списках значилась: R092

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Дождь, расплескав алмазов россыпь,

Украсил зонтики и лица.

Так август по дворам струится,

Стекая в солнечную осень.

 

Так ускользающее лето,

Стараясь сгладить впечатленье,

К столбам прибило объявленье:

«Проходит все. Пройдёт и это».

 

Татьяна Виноградова

 

В списках значилась: R094

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Уходим в миф. В ненастную мечту.

Уходим навсегда из вашего штрих-кода.

России больше нет. Но в мифе я прочту

Благую, тяжкую, живую память рода.

 

Писать о том, что вижу за окном?

Ещё, быть может, в гражданина поиграться?

Россия сожжена. И дом – не дом.

И только в мифе свет живой остался.

 

Перун и Велес, Мокошь и Дажьбог,

Русалки, дисы и вилисы, помогите!

Лес вырублен. Болит его фантом.

Вы, пращуры, на бой благословите!

 

Уходим в миф, в ненастную мечту...

Но стонет Иггдрасиль, и Ольга мстит древлянам.

Понеже – есть предел. Мы перешли черту.

России нет. Есть только миф кровавый.

 

Мария Беленькая

 

В списках значилась: R095

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

   

* * *

 

На блузке срываются петли и каждое слово, как выстрел…

Тобою дожжённая спичка, наложница чьих-то ночей…

Смахнув рыжеватые пряди, уйдёшь нарочито и быстро,

Оставив меня за дверями «потерянных в прошлом ключей».

 

Проверено: в доли секунды, протягивать руки – ближе,

Попробовать отвернуться, попробовать стать ничьей…

Порочного шёлка платье опять на крючок нанижешь –

Мою козырную роскошь – рыдать на твоём плече.

 

Лариса Белевич

 

В списках значилась: R098

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Спасибо, Всевышний, за горечь и сласть,

За то, что когда-то не дал мне упасть,

За мрак полуночный, за ласковость дня,

За то, что трясёшь и лелеешь меня.

За боль униженья – повышенный чин,

За яркость горенья и тленье свечи.

 

Спасибо, Всевышний, за небо и твердь,

Спасибо за жизнь и спасибо за смерть.

 

Геннадий Кацов

 

В списках значился: R100

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Последнее – тридцать одно…

То дождь повсеместно рассеян,

То память: всё помнится, но

На сером, на сером, на сером.

 

И смазанность контуров, букв

Продрогших на мокрой газете –

Когда бы вошёл кто-нибудь,

Он стал бы последним на свете.

 

Прощальный, промартовский гром

В отсутствие света и тени

Как напоминанье о том

Единстве меж нами и теми.

 

Елена Бровкина

 

В списках значилась: R101

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Легко, бездумно, громогласно,

В порыве злого торжества

Мы в ближнего швыряем страстно

Немилосердные слова.

Но сколько требуется силы,

Чтоб шёпотом произнести

И запоздалое «Мой милый!...»

И выстраданное «Прости…»

 

Александра Осинцева

 

В списках значилась: R103

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Милый, слушай меня, ибо нет мне другого счастья,

Кроме слова к тебе, и протянутых всуе рук.

В час, когда глядишь мне в глаза с таким участьем,

Я, словно Ева, роняющая яблоко, роняю звук.

 

В час, когда ты спишь, Бог приносит мне весть благую.

Утро через портьеру густой преломляет свет.

Ангел крылья сложил. Ангел нежно в висок целует.

Бог с тобой. Лишь меня с тобой рядом нет.

 

Екатерина Полумискова

 

В списках значилась: R106

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

С кем ты нынче, Рассея моя горемычная?

Аки сокол паришь, али вьёшься ужом,

Иль как встарь, в кабаке попиваешь «Столичную»?

Только племя пропащее русскоязычное

Заблудилось давно в диком поле чужом.

 

Так давно, что пути не поведает верного

Ни журавль в небесах, ни синица в руке.

Кто-то виски хлебает от горя безмерного,

Кто ругает судьбу от предчувствия скверного

На великом, могучем своём языке.

 

А на родине тропками бродят туманными

Заплутавшие в необозримой стране

Коренные, свои, что слывут «россиянами».

Всё за длинным рублём да с пустыми карманами,

С вечной фигой в бездонной российской казне.

 

Эх, Рассея! Народ твой рассеялся по миру –

Чтобы выжить иль просто красиво пожить,

А без веры, любви да надежды – уж помер бы.

Не изменит удача счастливому номеру,

Не тужи, только вожжи покрепче держи!

 

С бубенцами на тройке – забава привычная,

Отлетела тоска да неволя опричная,

Русский долго седлает, да ездить мастак.

Где ты нынче, Рассея моя горемычная?

Словно сокол паришь или как?

Или как…

 

Валентина Монжаренко

 

В списках значилась: R107

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Мой Пушкин

 

Как Пушкина читает Лановой! –

Приёмник источает душ мажорный,

вещая мне единственной волной,

что Пушкин подъезжает под Ижоры.

 

Вот он взлетает птицей на крыльцо,

и не Вельяшева*, а будто я встречаю

поэта, наливаю чашку чаю,

а он к моей щеке приник лицом.

 

И так порывист, весел и речист,

и пылок так, и так безмерно нежен,

и взгляд его по-детски безмятежен,

и как пред богом, сам душою чист.

 

Ещё не с ним пока что Натали,

над Чёрной речкой снег кружится белый…

Ах, если б так!

Но из своей дали

предотвратить беду я не успела!

 

Ну а пока – всё просто и легко,

лошадки у крылечка замирают,

и псы ижорские так заполошно лают,

и между нами время не легло.

 

И словно Пушкин, а не Лановой,

через века несёт мне весть благую,

и ямщичок с похмелки всё богует…

И длится жизнь за радиоволной.

 

---

*Екатерина Васильевна Вельяшева –
двоюродная сестра А. Н. Вульфа,

друга А. С. Пушкина, которой поэт

был увлечён в 1828 году. Одной из

этих встреч посвящено стихотворение

А. С. Пушкина «Подъезжая под Ижоры…»

 

Надежда Будаева

 

В списках значилась: R108

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Колокольчик

 

Выше гор, выше неба и выше мерцания грёз,

Выше чувств, что венчают все смыслы бескрайней Вселенной,

Тоньше ласки лучей, тоньше грусти печальных берёз

Льётся песнь колокольчика чисто и так вдохновенно.

 

И от самых глубин охлаждённой веками Земли

Эта песнь отражается вширь полнозвучным каноном,

И, беспечно качаясь волнами, над светом летит

И игриво вращает планету своим перезвоном.

 

Благодатные звуки струятся по шёлку реки,

А на ней лоскутами небесными выкроен вечер

С голубыми топазами звёзд, чьи огни далеки,

До которых в глубокую ночь долетает лишь ветер.

 

Колокольчик так нежно лазоревой дымкой укрыт,

Так нарядно овит он в сплетённые косами травы,

Так тепло и душевно и так, безупречно звенит

Выше снов его голос тончайшею гранью октавы.

 

Нахум Виленкин

 

В списках значился: R114

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

...она вошла в вагон

села напротив

положила на столик

черную мотоциклетную каску

с таким видом

будто это

голова Олоферна...

 

Елена Балагина

 

В списках значилась: R133

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

 

Войди,

       как в храм,

в осенний лес,

Войди,

      как в храм,

Где купол сосен – 

      до небес,

Наш Нотр-Дам.

Где мох цветной

      лежит в ногах,

Нежней

      ковра,

Где прелых листьев

      аромат

И – 

тишина!

Приди на день,

       зайди на час,

На пять

       минут,

Хоть иногда

       наедине

С собой

       побудь!

Почувствуй кожей

       этот миг,

Весь этот

мир!

Стволы берёз,

      как образа,

Чисты,

      светлы.

И пусть не знаешь ты

      молитв,

Ну, что ж

      с того?

В осенний лес,

      как в храм, войди

Без праздных

слов.

 

Андрей Галкин

 

В списках значился: R137

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Рукописи

 

вы видали,

как горят рукописи?

рукописи горят плохо

 

видимо, плохие рукописи,

вот у них всё и через пень-колоду!

 

а хорошие – пых и готово дело

и от них сразу теплее

 

некоторые вообще как порох:

ба-бах – и срывает крышу

 

а зависит от того, чего в них понапишут!

 

когда рукопись поступает в редакцию

её так и проверяют:

 

пых – и нету? –

значит, хорошая была рукопись

можно было напечатать

 

Владимир Лавров

 

В списках значился: R140

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

Лицедей

 

Звук выпадает, как в расстроенном рояле,

О, этот жёлтый клавиш тишины.

С кем обменялся я в тот день ролями?

Кто автор пьесы? Кто из-за спины

Подсказывает жесты, фразы, чувства,

И занавес приподнимать велит?

Мой зритель! Ты на празднике искусства?

Нет, в балагане! Солнце, как болид,

Сгорело в небе и душа болит…

 

Я лицедей! Смешны мои попытки

Прожечь глаголом черствые сердца!

Я знаю, что пора, собрав пожитки,

Уйти в «бродячие»! За рюмочку винца

Смешить на площади народ, стуча по бубну,

Быть скоморохом, прибаутки петь,

За три копейки притворяться глупым,

За пятачок в сопелку просопеть

Мотивчик плясовой, притопнуть лихо,

Состроить рожу, шлепнуться на зад,

А вечером сидеть в потёмках тихо,

Забравшись незаметно в чей-то сад.

 

И если сохраню свою удачу,

То дурочка-девчонка прибежит,

Найдём стожок, а как же нам иначе,

Пусть месяц верный нас посторожит!

Весна! Любовь! Какая роль, однако –

Быть с ней неисчерпаемым всю ночь!

А на рассвете старая собака

Пролает в спину: Убирайтесь прочь!

 

Я лицедей! И гавканье привычно,

Почти аплодисменты для меня,

Прощай, девчонка! Знаю, что вторично

Меня отыщешь в сутолоке дня,

И мы продолжим диалог с природой,

Какой огонь сжигает мне нутро?

Всё будет так, клянусь своей свободой!

Прощай, девчонка! Где у вас метро?

Мне надо съездить за актёрским гримом,

Укрыть глаза от синей духоты,

Сегодня вечером попробую быть мимом

В большом театре города, где ты

Одна сидишь с цветами на галерке.

Прощай, родная! Помаши мне с горки!

Я непременно возвращусь во сне.

Пока, девчонка! Радуйся весне!

 

Екатерина Оленина

 

В списках значилась: R149

«45-й калибр» – из конкурсной подборки

 

* * *

Он был поэтом,

он был

шутом.

Скитался по душам.

И всем был странен.

Имел не сердце –

печали ком.

Звезды осколок

носил в кармане.

Царапал руны

на той коре,

что ободрал

с мирового древа

(то было древо жизни, скорей,

чем древо познанья

в саду, где Ева

с Адамом

польстились на хитрый плод,

сочтя любомудрие

слаще веры).

И руны ожили

в свой черёд,

и бытия

обнажили нервы.

Он был поэтом,

он магом был.

Скитался по городам

и весям.

Но в силу величья

его судьбы,

в них стало тесно ему

кудесить.

Солярный чёлн,

человек-каноэ,

плывя по травам

и палым листьям,

он оттого в мир уплыл

иной,

что в этом –

лимит красоты превысил.

«45-й калибр»:
октябрьский старт – июньские итоги

Поэтический марафон «45-й калибр», стартовавший 21 октября 2012 года, завершён. Его итоги подведены 21 июня 2013 года, в День рождения нашего альманаха.

Конкурс собрал под свои знамёна небывалое для турниров с такой формулой – подборка + регистрационный сбор – число авторов. Сообщение об этом, перестав быть новостью, тем не менее, убедительно-весомо. В «Калибре» на первом этапе рассматривалась 131 подборка, на втором, в полуфинале, 48. Важно подчеркнуть: судьи действительно не знали имён и фамилий поэтов – подборки оставались зашифрованными до самого конца. И масштабность конкурса, и его географическое разнообразие по-настоящему радуют. Думаю, не только меня, но и всех друзей «45-й параллели».

Но есть и великие печали: Михаил Анищенко и Игорь Царёв, принявшие участие в этом смотре, к сожалению, ушли из жизни: Михаил Всеволодович умер 24 ноября 2012 года, Игорь Вадимович – 4 апреля 2013-го. Хочется верить: там, на небесах, они уже знают о результатах конкурса.

Мне остаётся довести до сведения участников и болельщиков итоги турнира.

Итак, победителями конкурса «45-й калибр» – учитываются суммарные голоса членов жюри второго этапа плюс голоса сопредседателей конкурса – объявляются Михаил Анищенко (Шелехметь) и Игорь Царёв (Москва).

Сумма ГРАН-ПРИ в размере 45 тысяч рублей делится поровну, и эти деньги отправляются вдовам поэтов. Так же, как и дипломы. В наградных документах будет, увы, стоять слово: посмертно.

Лауреатами воистину международного поэтического конкурса «45-й калибр» стали 16 человек. Вот их имена и фамилии (список даётся в алфавитном порядке):

 

Андреева Ольга (Ростов-на-Дону, Россия)

Белкин Борис (Ньюарк, США)

Данилова Стефания (Санкт-Петербург, Россия)

Делаланд Надежда (Москва, Россия)

Ковальджи Кирилл (Москва, Россия)

Кольцевая Виктория (Ровно, Украина)

Кондратьев Констанин (Воронеж, Россия)

Пайков Валерий (Бнэй АИШ, Израиль)

Парщикова Людмила (Липецк, Россия)

Полетаева Анна (Ереван, Армения)

Пузыревская Лада (Новосибирск, Россия)

Ракитская Эвелина (Москва, Россия)

Сипер Михаил (Израиль)

Шенфельд Ольга (Чикаго, США)

Якобсон Григорий (Нью-Йорк, США)

Яропольский Георгий (Нальчик, Россия)

 

От имени соучредителей турнира, членов редколлегии-45 (и, конечно же, от имени своего, собственного) сердечно поздравляю поэтов, ставших лауреатами. Кстати сказать, из 18 авторов, отличившихся в финале, только трое пока не представлены в нашем альманахе. Но это дело поправимое, поскольку через месяц, 21 июля 2013 года, мы дадим, как и обещали, подборки победителей и всех лауреатов.

Справка для самых дотошных участников. В шорт-лист попали подборки, набравшие от 90 баллов. Судей финала – 15 человек. Стало быть, в среднем лучшие подборки получали по 6 баллов – от одного «жюрящего»

Справка для ценителей парадоксов: за подборку Михаила Анищенко два судьи дали всего по… 3 балла.

Сожалею, но ничего поделать не могу: за лауреатской чертой остались такие замечательные, на мой взгляд, поэты, как Татьяна Аксёнова-Бернар, Сергей Арутюнов, Андрей Канавщиков, Геннадий Кацов, Владимир Лавров, Владимир Макаренков, Александр Ратнер… Но конкурс на то и конкурс – число призёров ограничено изначально, а судейство вслепую жёсткое, без оглядки на имена и регалии.

{AUTOGRAPH}Есть и другие новости – в рамках нашего поэтического смотра. Итак, обладателями заявленных призов стали:

Игорь Царёв и Эвелина Ракитская – приз литературно-музыкального салона «Дом Берлиных», по $250;

Михаил Анищенко, Игорь Царёв, Борис Белкин, Стефания Данилова, Анна ПолетаеваЛада Пузыревская, Григорий Якобсон – приз президента Союза писателей XXI века Евгения Степанова – публикации стихотворных подборок победителей (обладателей ГРАН-ПРИ) и пяти лауреатов конкурса в журналах «Дети Ра» и «Зинзивер»;

Людмила Парщикова – приз главного редактора «45-й параллели» Сергея Сутулова-Катеринича «Лель и параллель», 10 тысяч рублей.

Имя обладателя приза вице-президента APIA в Северной Америке Сергея Плышевского «Атлантифик» ($ 300) будет названо после 1 июля: учредитель премии сейчас не может прочесть все подборки, прошедшие в шорт-лист, – странствует по миру.

Стихотворения под общим заголовком «Лучшие стихи: из-за кулисы-45» также должны увидеть свет 21 июля. Автор этой идеи Ирина Акс намерена явить нам интересные строки, оставшиеся за кадром шорт-листа. 

Нужно ли говорить о том, что обещанные грамоты и денежные призы найдут отличившихся? (О победителях было сказано особо.)

Ну а станет ли «45-й калибр» традиционным, загадывать не буду. Доживём до осени.

Отдельная благодарность – уже только от себя – всем без исключения членам жюри конкурса и соучредителям турнира – за бескорыстное служение Русскому Слову и дружескую поддержку проекта!

Персональные благодарности, безусловно, тоже прозвучат:

Георгию Яропольскому – за название конкурса;

Татьяне Литвиновой – за разработку логотипа конкурса «45-й калибр» и дизайн дипломов;

Лере Мурашовой – за участие в работе жюри двух этапов;

Александру Шапошникову – за профессиональное отношение к файлам участников и, улыбнусь, сохранность всех регистрационных сборов.

 

Сергей Сутулов-Катеринич,
председатель конкурса «45-й калибр»

 

Иллюстрация:

Марк Шагал «Автопортрет и муза (Мечта)», (1917 – 1918)

Этот длинный, длинный, длинный, длинный Лонг!

Закончен первый этап конкурса «45-й калибр». Сегодня мы публикуем Лонг-лист – список полуфиналистов, который является результатом серьёзной работы всех членов жюри полуфинала. На конкурс была подана 131 стихотворная подборка. Если учесть, что участие в конкурсе было платным, то количество участников смело можно назвать рекордным. Каждому члену жюри необходимо было прочитать и оценить 1179 стихотворений!

Подборки поступали членам жюри на ознакомление и оценку в закодированном виде – для обеспечения независимого и максимально объективного судейства. Но абсолютная справедливость и объективность возможны, как известно, только в Царстве Божием. Как сказал Антон Дельвиг, «Пушкин! Он и в лесах не укроется; Лира выдаст его громким пением». Может быть, сравнение не совсем корректное, однако у каждого есть любимые поэты, с чьим творчеством хорошо знаком и чей стиль узнаешь всегда, под любым кодом. Для меня среди нескольких прочих такими оказались недавно ушедшие от нас Игорь Царёв и Михаил Анищенко.

Больно сжалось сердце, когда в очередной подборке, уже насторожившись на первом стихотворении (экспрессия, темперамент, точность метафоры, живые образы!), я читаю знакомую строчку и понимаю, что это подборка скончавшегося несколько месяцев назад Михаила Анищенко. Успел послать. С Игорем Царёвым получилось наоборот: только успела прочесть его подборку и порадоваться – какая удачная (да у него плохих стихов-то и не было), как пришла неожиданная весть, что у него остановилось сердце. Вот так в процессе отбора переплелись поэзия, жизнь и смерть.

Вообще, когда речь заходит об анонимных поэтических конкурсах, мне всегда вспоминается история с конкурсом, организованным Валерием Брюсовым в 1911 году. Конкурс был анонимный, и когда вскрыли конверт с именем победителя и Брюсов понял, что победило стихотворение тогда ещё совсем молодой Марины Цветаевой, которую он недолюбливал и не ценил как поэта, он объявил, что первое место не занял никто, а второе место заняла Цветаева. Смешно, не правда ли? Вот тебе и вся хвалёная объективность. Именно по поводу этого инцидента была написана знаменитая эпиграмма Цветаевой:

 

                        В. Я. Брюсову

 

Улыбнись в моё «окно»

Иль к шутам меня причисли, –

Не изменишь всё равно!

«Острых чувств» и «нужных мыслей»

Мне от Бога не дано.

Нужно петь, что всё темно,

Что над миром сны нависли...

– Так теперь заведено. –

Этих чувств и этих мыслей

Мне от Бога не дано!

 

Это я к тому, что если нет стремления приблизиться к истине, если на первом месте у организаторов конкурса стоит не любовь к поэзии, а любые другие интересы, то никакие правила и условия не обеспечат справедливого и объективного судейства. Гарантией этого может быть только коллегиальное принятие решений компетентным жюри, члены которого, перефразируя Станиславского, любят не себя в поэзии, а поэзию в себе. И в других.

Самое ценное, что можно вынести из опыта судейства, это, конечно же, открытия – новые интересные и талантливые авторы, имена которых пока скрыты под малопоэтичными «псевдонимами» RNNN. Самые запомнившиеся моменты – когда понимаешь: вот оно, настоящее поэтическое Слово, достойное не только Лонга нашего конкурса, но и, самое главное, широкой читательской аудитории.

{AUTOGRAPH}Материал для голосования мы получали двадцатками, которые формировались по мере поступления подборок от авторов, т.е. в хронологическом порядке. И здесь опять в процесс оценки вмешивался Его Величество Случай. Психологически трудно, почти невозможно не отметить заветной «единичкой» ни одну подборку в группе, так же, как и отметить больше половины авторов в каждой конкретной «двадцатке». Поэтому могло получиться так, что отмеченная «единицей» подборка в более слабой группе, возможно, получила бы «ноль», попади она в группу более сильную, – всё познается в сравнении. Но список авторов, прошедших в финал, свидетельствует о том, что членам жюри удалось сохранить при оценке максимальную степень объективности, насколько это вообще возможно в поэзии, где впечатление очень во многом зависит от вкусовых пристрастий. Это, впрочем, характерно для всех творческих конкурсов.

К сожалению, многие подборки были составлены неровно – наряду с сильными стихотворениями в них присутствовали и гораздо более слабые и даже откровенно неудачные стихи. Чтобы поощрить способных авторов, член жюри полуфинала Ирина Акс подала отличную идею – опубликовать самые удачные стихи из подборок, не прошедших отбор в Лонг-лист, в «45-й параллели». Идея была принята на «Ура!» всеми членами жюри, что ещё раз доказывает, как ответственно и серьёзно подходили судьи к своим обязанностям, как внимательно и доброжелательно прочитывались все присланные подборки.

Итак, уже можно смело сказать, что конкурс – состоялся, уровень его весьма высок (см. список участников). Итоги полуфинала подведены с учётом голосов председателя конкурса Сергея Сутулова-Катеринича и сопредседателей – Ирины Аргутиной и Сергея Плышевского. Теперь остаётся «всего лишь» выбрать победителей и лауреатов. По продолжительности этот этап гораздо короче полуфинала, но по азарту, по интенсивности, по ответственности – гораздо насыщеннее. Жюри полуфинала передаёт эстафету финалистам и желает им удачной охоты!

Тем, кто не вошёл в Лонг, мы говорим: не огорчайтесь. Может быть, ваше время ещё не пришло? Непривычная эстетика с трудом пробивает себе дорогу к всеобщему признанию. Спасибо всем – без исключения – участникам конкурса, и всем – дальнейших творческих успехов!

 

Лера Мурашова  

«45-й калибр»: имена и фамилии полуфиналистов
ЛОНГ-ЛИСТ

  1. Аксёнова-Бернар Татьяна
  2. Андреева Ольга
  3. Анищенко Михаил
  4. Арутюнов Сергей
  5. Ахадов Эльдар
  6. Белкин Борис
  7. Берий Юрий
  8. Виленкин Нахум
  9. Виноградова Татьяна
  10. Владимиров Виктор
  11. Вольфсон Борис
  12. Герасимова Александра
  13. Гринвальд Анатолий
  14. Данилова Стефания
  15. Делаланд Надежда
  16. Дронфорт Дина
  17. Исмагилов Анвар
  18. Канавщиков Андрей
  19. Кацов Геннадий
  20. Кива Ия
  21. Ковальджи Кирилл
  22. Ковсан Михаил
  23. Кольцевая Виктория
  24. Кондратьев Констанин
  25. Кравченко Наталия
  26. Лавров Владимир
  27. Макаренков Владимир
  28. Максимейко Юлия
  29. Максимова Светлана
  30. Неподоба Ольга
  31. Пайков Валерий
  32. Панасенко Игорь
  33. Парщикова Людмила
  34. Писарева Наталья
  35. Полетаева Анна
  36. Полумискова Екатерина
  37. Пузыревская Лада
  38. Ракитская Эвелина
  39. Ратнер Александр
  40. Сипер Михаил
  41. Скорый Сергей
  42. Тодорцев Андрей
  43. Ульшина Галина
  44. Царев Игорь
  45. Шенфельд Ольга
  46. Щекина Галина
  47. Якобсон Григорий
  48. Яропольский Георгий

«45»: Тот самый калибр!

День космонавтики, конечно же, дарит великому множеству людей светлые эмоции. И улыбка Гагарина незабываема! В историю альманаха-45 этот день будет вписан ещё и потому, что 12 апреля 2013 года стало ясно: конкурс «45-й калибр» вышел на «околоземную орбиту» – число его участников перевалило за отметку в 100 человек. А это – прямое доказательство жизнеспособности нового проекта: изначальная предстартовая идея оказалась верной и плодотворной.
Не скроем, были и сомнения, и волнения. Опыт проведения конкурсов у нас, слава Богу, есть. Но «45-й калибр» априори задумывался как турнир для тех, кто принимает решения не с бухты-барахты и не рассчитывает на пресловутое авось. А тут ещё скептики подливали масла в огонь: мол, поэты – народ капризный, им ваши заморочки с регистрацией ни к чему. Вот и наберётся дюжины две-три графоманов, не больше, и фраза о Международном поэтическом конкурсе «45-й калибр» с его повышенной «убойной силой» и масштабностью окажется пустым звуком…
{AUTOGRAPH}Теперь бессонные ночи позади… И количество участников, и их состав, честное слово, радует! Ниже публикуется список авторов, зарегистрированных в турнире. Не исключаем, что он будет дополнен – заявки продолжают поступать. А в мае – никак не позже 21 числа (с учётом «космических цифр») – будет обнародован лонг-лист. Как и обещали, имена лауреатов и обладателя ГРАН-ПРИ мы назовём в день рождения интернет-альманаха 45parallel.net – 21 июня 2013 года.
Искренне благодарим всех авторов, принявших участие в турнире!
Особая благодарность судьям – за принципиальность и бескорыстное отношение к делу! 
 
Сергей Сутулов-Катеринич,
председатель конкурса «45-й калибр»
Ирина Аргутина и Сергей Плышевский,
сопредседатели конкурса «45-й калибр»
 

Список участников конкурса «45-й калибр»

  1. Аберман Виктор
  2. Азамат Алиа
  3. Акимова Елизавета
  4. Аккерманцева Инна
  5. Аксёнова-Бернар Татьяна
  6. Алыев Рустам
  7. Андреева Ольга
  8. Анищенко Михаил
  9. Аронсон Ирина
  10. Арутюнов Сергей
  11. Ахадов Эльдар
  12. Балагина Елена
  13. Белевич Лариса
  14. Беленькая Мария
  15. Белкин Борис
  16. Берий Юрий
  17. Бернард Ян
  18. Бровкина Елена
  19. Будаева Надежда
  20. Бурцева Виктория
  21. Ващенко Юрий
  22. Велкаяйев Егдже
  23. Веселова Нина
  24. Виленкин Нахум
  25. Винарский Борис
  26. Виноградова Анна
  27. Виноградова Татьяна
  28. Владимиров Виктор
  29. Волин Александр
  30. Вольфсон Борис
  31. Галибузов Николай
  32. Галкин Андрей
  33. Герасимова Александра
  34. Головин Геннадий
  35. Григорьев Анатолий
  36. Гринвальд Анатолий
  37. Грэхем Владислав
  38. Гуменный Александр
  39. Гусев Александр
  40. Данилова Стефания
  41. Даршт Таня
  42. Делаланд Надежа
  43. Денкевиц Николай
  44. Дронфорт Дина
  45. Евсюкова Алевтина
  46. Еремеев Константин
  47. Ерошин Владимир
  48. Жарков Сергей
  49. Жидков Леонтий
  50. Журавлёва Екатерина
  51. Зиновьева Светлана
  52. Зызаров Сергей
  53. Иванов Валентин
  54. Иванова Елена
  55. Исмагилов Анвар
  56. Кадыров Салават
  57. Канавщиков Андрей
  58. Каплан Людмила
  59. Кацов Геннадий
  60. Кива Ия
  61. Кирштайн Ингрид
  62. Клейнер Илья
  63. Клюева Галина
  64. Ковальджи Кирилл
  65. Ковсан Михаил
  66. Коломенский Михаил
  67. Кольцевая Виктория
  68. Комкина Рона
  69. Кондратьев Констанин
  70. Копылов Олег
  71. Кордун Татьяна
  72. Коротяев Владимир
  73. Кравченко Наталия
  74. Криворучко Олег
  75. Курченко Виктория
  76. Лавров Владимир
  77. Лаврова Зоя
  78. Ложко Вячеслав
  79. М’Арт Евгений
  80. Макаренков Владимир
  81. Максимейко Юлия
  82. Максимова Светлана
  83. Мальцев Игорь
  84. Матвеева Екатерина
  85. Машнин Иван
  86. Монжаренко Валентина
  87. Мурзин Виктор
  88. Насонов Андрей
  89. Неподоба Ольга
  90. Оленина Екатерина
  91. Осинцева Александра
  92. Осипова Татьяна
  93. Остроухов Анатолий
  94. Павлюченко Анатолий
  95. Пайков Валерий
  96. Пальшина Маргарита
  97. Панасенко Игорь
  98. Панасовская Валентина
  99. Панов Павел
  100. Парщикова Людмила
  101. Писарева Наталья
  102. Полетаева Анна
  103. Полумискова Екатерина
  104. Пономарёв Виктор
  105. Пузыревская Лада
  106. Ракитская Эвелина
  107. Ратнер Александр
  108. Розенберг Наталья
  109. Рослова Ирина
  110. Рубцов Сергей
  111. Сарита Лея
  112. Свитка Андрей
  113. Семёнова Любовь
  114. Сипер Михаил
  115. Скорый Сергей
  116. Сомова Елена
  117. Стикина Наталья
  118. Стологоров Лев
  119. Тодорцев Андрей
  120. Троянцева Наталья
  121. Ульшина Галина
  122. Харин Алексей
  123. Хейфец Елена
  124. Хмелёва Дарья
  125. Хургаев Ирлан
  126. Царев Игорь
  127. Шаханин Виктор
  128. Шенфельд Ольга
  129. Щекина Галина
  130. Якобсон Григорий
  131. Яропольский Георгий 

Международный поэтический конкурс
«45-й калибр»

Редколлегия альманаха «45-я параллель» объявляет о проведении Международного поэтического конкурса «45-й калибр», само название которого не только намекает на то, что от участвующих в конкурсе произведений ожидается повышенная «убойная сила», но и указывает на масштабность проекта, рождённого в Ставрополе – городе, расположенном на 45-й параллели.

К участию в этой «литературной поверке» приглашаются поэты разных стран – независимо от возраста, членства в творческих союзах и наличия (или отсутствия) публикаций в нашем издании.

Конкурс «45-й калибр» призван выявить ярких талантливых авторов, способных показать и доказать своё особое видение мира, уложившись в заданный объём поэтической подборки.

 

Порядок проведения конкурса

 

В конкурсе «45-й калибр» (подчёркиваем ещё раз) может принять участие любой человек, пишущий стихи на русском языке, – вне зависимости от страны его временного (или постоянного) проживания, а также возраста, участия в творческих союзах, степени условной известности, наличия/отсутствия публикаций – как в нашем издании, так и в иных сетевых или бумажных проектах. 

Поэтические произведения принимаются по адресу: poems@45parallel.net

1. Потенциальный участник указывает свои имя и фамилию, а также город и страну проживания, предварительно перечислив регистрационный сбор в размере 450 рублей ($15) и сообщив о переводе по адресу:

alex@45parallel.ru         

2. «45-я параллель» не является юридическим лицом и не занимается коммерческой деятельностью. Общая сумма средств, поступивших от заявочного взноса/регистрационного сбора, направляется на выплату ГРАН-ПРИ в размере 45 тысяч рублей ($1500), оплату услуг провайдера и дизайнера, разработавшего логотип конкурса 45-К, и другие организационные нужды. Все члены жюри участвуют в проекте на добровольных началах, без вознаграждения. Если средств будет собрано недостаточно, а спонсоров не найдётся, организаторы оставляют за собой право снизить размер ГРАН-ПРИ. 

3. Особо оговариваем: регистрационный сбор – безусловно добровольное пожертвование участника конкурса в фонд ГРАН-ПРИ: он не облагается налогом и не возвращается.

Наиболее удобный для себя способ перевода денег любой из участников может узнать, обратившись по адресу: alex@45parallel.ru              

В каждом случае в комментарии к платежу желательно указывать, что перевод не облагается НДС, а также фамилию отправителя. 

4. Объём конкурсной подборки – 9 стихотворений: не больше и не меньше. Объём каждого из стихотворений – не свыше 45 строк. При этом общий объём подборки не должен «зашкаливать» за 300 строк. 

5. Тексты присылаются в формате Word (doc). Гарнитура – Times New Roman, кегль – 12, междустрочный интервал – одинарный. Желательно употребление буквы «ё». 

6. Подборки не должны дублировать уже имеющиеся в Сети или в печатных журналах публикации, хотя максимум три стихотворения могут быть обнародованы и до конкурса «45-й калибр» (о чём необходимо сказать в заявке, обозначив место публикации того или иного текста). При этом публикации на сайтах, где действует принцип «самиздата», в расчёт не берутся. 

7. Тематика конкурсных подборок – на усмотрение авторов, однако жюри не будет рассматривать произведения с ненормативной лексикой, а также тексты, нарушающие соответствующие законы РФ или иных государств, в которых проживают наши авторы.

 

Сроки конкурса и порядок подведения его итогов

 

1. Конкурс проводится в период с 21 октября 2012 года по 21 июня 2013 года.

2. Приём подборок завершается 21 апреля 2013 года.

3. Фамилии участников, прошедших этап регистрации, обнародуются на сайте-45 в период с 1 по 21 апреля 2013 года.

4. Жюри рассматривает подборки, в которых фамилии авторов зашифрованы, иными словами, ни один из членов жюри не должен знать, чьи тексты он прочитывает и судит. Ключи к шифрограммам находятся только у двух членов редколлегии, не входящих в состав жюри.

5. Итоги полуфинала обнародуются в период с 1 по 11 мая 2013 года. В полуфинале предполагается участие не менее 45 авторов.

6. Шорт-лист конкурса «45-й калибр» публикуется в период с 21 мая по 1 июня 2013 года. В шорт-лист включаются имена 15 претендентов на ГРАН-ПРИ.

7. Имя обладателя ГРАН-ПРИ обнародуется 21 июня 2013 года, ему/ей и будет отправлен соответствующий диплом, победитель также получит главный приз в размере 45 тысяч рублей ($1500).

8. 21 июня 2013 года также называются имена лучших (из числа поэтов, включённых в шорт-лист) в специальных номинациях: 

  • приз литературно-музыкального салона «Дом Берлиных» в размере $500; 
  • приз вице-президента APIA в Северной Америке Сергея Плышевского «Атлантифик» (от Атлантического до Тихого океанов – за поэтическую океанскую ширь, безупречную технику стихосложения и владение русским языком) в размере $300; 
  • приз президента Союза писателей XXI века Евгения Степанова – публикации стихотворных подборок победителя (обладателя ГРАН-ПРИ) и пяти лауреатов конкурса в журналах «Дети Ра» и «Зинзивер»; 
  • приз главного редактора «45-й параллели» Сергея Сутулова-Катеринича «Лель и параллель» (за свирельные мелодии и точность рифм) в размере 10 тысяч рублей. 

Обладателю ГРАН-ПРИ, призёрам и лауреатам по электронной почте высылаются фирменные дипломы «45-й калибр» с подписями председателя и сопредседателей конкурса, а подборки победителей и лауреатов, то есть всех поэтов, включённых в шорт-лист, публикуются в альманахе «45-я параллель» в номере от 21 июля 2013 года.

 

Председатель конкурса:

Сергей Сутулов-Катеринич (Ставрополь, Россия)

 

Сопредседатели:

Ирина Аргутина (Челябинск, Россия)

Сергей Плышевский (Оттава, Канада)

Евгений Степанов (Москва, Россия)

 

Жюри финала: (возможны изменения)

Рита Бальмина (Нью-Йорк, США)

Анатолий Берлин (Лос-Анджелес, США)

Александр Габриэль (Бостон, США)

Олег Горшков (Ярославль, Россия)

Валерий Дашкевич (Поттсвиль, США)

Виктор Каган (Даллас, США)

Сергей Кузнечихин (Красноярск, Россия)

Виталий Молчанов (Оренбург, Россия)

Лера Мурашова (Москва – Нальчик, Россия)

Юрий Перфильев (Москва, Россия)

Валерий Рыльцов (Ростов-на-Дону, Россия)

Владимир Саришвили (Тбилиси, Грузия)

Сергей Смирнов (Кингисепп, Россия)

Эсмира Травина (Харьков, Украина)

Виктор Фет (Хантингтон, США)

 

Жюри полуфинала: 

Ирина Акс (Нью-Йорк, США)

Евгения Баранова (Ялта, Украина)

Анатолий Богатых (Москва, Россия)

Николай Ильин (Ташкент, Узбекистан)

Валентина Кизило (Санкт-Петербург, Россия)

Наталья Крофтс (Сидней, Австралия)

Вячеслав Лобачёв (Москва, Россия)

Лера Мурашова (Москва – Нальчик, Россия)

Наталья Резник (Боулдер, США)

Елена Рышкова (Оффенбах на Майне, Германия)

Сергей Хомутов (Рыбинск, Россия)

Иван Шепета (Владивосток, Россия)

 

Члены жюри – независимо друг от друга – оценивают конкурсные работы. На первом этапе по схеме: +1, 0, –1, а на втором – по 10-бальной шкале. При этом на втором этапе 15 баллов каждый из членов жюри даёт одному потенциальному, по его мнению, победителю. Члены жюри не участвуют в конкурсе.