Южный Урал, Южная Австралия, далее – везде
Фестиваль «Сокровенные свирели “45-й параллели”» стартовал!
«Длинный» февраль открыл счёт творческим акциям, прошедшим с интервалом в несколько дней в Челябинске и Мельбурне и напрямую связанным с нашим фестивалем «Сокровенные свирели “45-й параллели”». В России «кашу заварила» Ирина Аргутина, а в Австралии «банкет продолжил» Залман Шмейлин. Отчёты о двух встречах под знаком-45 мы публикуем сегодня.
То ли ещё будет! Ведь в марте эстафетную палочку поэтического марафона подхватили Ростов-на-Дону, Ставрополь и Москва…
15 февраля – в Челябинске
Творческую встречу старших школьников с Ириной Аргутиной провели в одной из челябинских библиотек. 15 февраля пришли 15 девятиклассников в возрасте 15 лет плюс учителя и библиотекари. Немного, но как слушали!
Ирина рассказала об альманахе, его тридцатилетней «общей» и 14-летней «новейшей» истории, рубриках, поэтах, редакторах – техническое оснащение позволило показать работу сайта 45parallel.net на экране. Потом были стихи – в прекрасной атмосфере внимания, интереса, погружения и понимания. Возможность задавать вопросы была реализована сполна, причём задавали их почти одни парни – зацепила, видимо, их эта поэзия, и один из вопросов был: «А как у вас происходит рождение и написание стихотворения?»
Когда в конце встречи ребята попросили автограф для школы, Ирина написала: «Спасибо за ваши глаза – я видела, как вы слушали. Будьте счастливы».
Удивительно, но даже после общего «фото на память» и цветов, когда автор подарила несколько книг школе и библиотеке, ребята не поспешили разойтись: они снова расселись и тут же начали читать! Вот такая получилась встреча – тёплая и, пожалуй, обнадёживающая.
23 февраля – в Мельбурне
23 февраля 2020 года в рамках фестиваля, посвящённого замечательным событиям в жизни «45-й параллели», мельбурнское ЛИТО «Лукоморье» и редакция альманаха «Витражи» провели круглый стол (квадратный, прямоугольный – в общем, обильный на закусь, как всегда).
С учётом даты (23 февраля – как-никак, большая часть присутствующих мужчин честно отслужила и т.д и т.п.), за круглым столом прозвучали тематические стихи и песни наших австралийских авторов и заокеанских авторов альманаха «Витражи». Часть из них прилагается. На снимке популярный в Мельбурне бард Яков Маргулис (родом из города Курска) исполняет песню «Весна на Шпрее», на слова Залмана Шмейлина, написанную специально по этому поводу.
Залман Шмейлин
Весна на Шпрее
С рассветом – в атаку, вдоль Унтер-ден-Линден.
Последняя ночь беспросветно черна.
Припомнит из Гёте комбат Сёма Фридман
А Моня Солпейтер осушит до дна.
С рассветом – в атаку, машины застыли.
Исписана мелом, по-свойски, броня.
Весна разгулялась с интимным посылом.
Её и не думал никто отменять.
Как по расписанью – от корки до корки
По всем закоулкам – под стать временам –
Весна на дорогах, весна на задворках,
Весна в поднебесье, повсюду весна.
И в сердце солдата найдётся местечко,
Размякнет в предчуствии майской грозы
Набухнет слезой – не от страха увечий.
Его по-пустому, за так, – не сразить.
Он горем обучен, за ним – пол-Европы.
У кадждого метра – такая цена!
Разменной монетой – солдатские хлопоты
И ночь, эта ночь бесконечно длинна.
С рассветом – в атаку, вдоль Унтер-ден-Линден.
Над струями Шпрее хмельная весна.
Припомнит из Гёте комбат Сёма Фридман
А Моня Солпейтер осушит до дна.
* * *
На севере – зябко, на юге – тепло.
Есть определённость – опорная точка.
Но вдруг нас как будто на Марс занесло
Нас – с чисто земными и сердцем и почками.
Здесь всё непривычно, в новинку, врасплох.
Неловкий шажок – и адью, до свидания.
Здесь всё наше прошлое – чага, нарост.
На этой твердыне – мы гости незваные.
Здесь вся наша техника – мусор и хлам.
На Марсе летают движением мысли.
Ты только подумал – и ты уже там
Где в списках нигде, никогда и не числился.
Здесь свет Возрождения – гнусный расизм,
В нём нет ни малейшей искры марсианства.
Все наши вершины для них – это низ,
А наше искусство – зазнайство и хамство.
Здесь климат меняет ремоутконтрол.
Нажал – и пустыня сменяется тундрой,
Иль парус пятнит океанский простор.
К такому привыкнуть, конечно же, трудно.
Как наше родное запущено вдрызг –
Вам всё объяснят просвещенные гиды.
И только привычный антисемитизм
Здесь тоже присутствует в развитом виде.
Александр Грозубинский
Сейчас Февраль, не видать Апреля
У вас, по слухам, Апрель всё реже.
А мы живем на другой параллели.
И всё-таки на параллели же.
А так у нас всё просто. Открыто.
И мы играем в другие игры.
И мы здесь и не знаем, чей он, Крым-то,
Мы здесь не претендуем на Крым.
Но этим жить и печалиться вам ли?
Мы с вами далеко, но мы вблизи.
Желаю славно пофестивалить
На сломе наших лет, ваших зим.
Александр Кабанов
Зимний призыв
1.
Теперь призывают в армию по-другому:
сначала строят военную базу поближе к дому,
проводят газ, электричество, тестируют туалет,
ждут, когда тебе стукнет восемнадцать лет.
И тогда они приезжают на гусеничных салазках,
в караульных тулупах и в карнавальных масках.
Санта-прапорщик (сапоги от коренного зуба)
колется бородой, уговаривает: «Собирайся, голуба,
нынче на ужин – с капустою пироги…
жаль, что в правительстве окопались враги…»
Именную откроешь флягу, примешь на грудь присягу,
поклянёшься, что без приказа – домой ни шагу.
2.
А вот раньше – был совсем другой разговор:
тщательный медосмотр через секретный прибор –
чудовищную машину, размером с военкомат,
чьё гудение – марсианский трехэтажный мат,
пучеглазые лампы, эмалированные бока,
тумблеры, будто зубчики чеснока…
…Тех, в чём мать родила – отводили на правый фланг,
тех, в чём отец – оттаскивали на левый фланг,
и всем, по очереди, вставляли прозрачный шланг:
славянам – в рот, ну а чуркам – в задний проход,
набирали идентификационный код,
вспыхивал монитор, и вслед за бегущей строкой
всем становилось ясно: откуда ты взялся такой.
О, сержант Махметов, не плачь, вспоминая, как
ты сжимал приснопамятный шланг в руках.
Потому, что увидел казахскую степь, а потом –
свою маму – верблюдицу с распоротым животом,
перочинным младенцем на снег выползаешь ты,
шевеля губами неслыханной остроты:
«Говорит, горит и показывает Москва…»
Потому тебя и призвали в пожарные войска.
В Челябинске – метели, а в Мельбурне – лето. Вот такие свирели на двух континентах. Сокровенные. Откровенные.