Юлия Пикалова

Юлия Пикалова

Четвёртое измерение № 4 (352) от 1 февраля 2016 года

Испове-дальние

Свидетель

 

Алексею Володину, пианисту-поэту

 

Мир

умер

до утра,

отравлен ночью.

Впал в забытьё,

не досчитав до ста.

Но я – свидетель:

вижу я воочью,

как всюду проникает пустота!

 

Мне каждый вдох даётся всё труднее,

всё невозможней размыканье век.

Земля летит.

Я улетаю с нею,

последний неуснувший человек.

 

Она летит,

летит ко дну колодца.

Вселенная пустынна и глуха…

Тогда

в груди стеснённой колыхнётся

Ещё не стих – предчувствие стиха.

 

Определение музыки

 

О музыка, ты приворот,

Ты – поворот вне воли,

Ты – зов распахнутых ворот

И нараспашку ворот.

 

О музыка, ты приговор,

Ты – заговор горячий,

И всё, что было до сих пор,

Ты делаешь – иначе!

 

О музыка, зачем тебе

Моё смятенье видеть?

И по прикушенной губе

Меня – немедля – выдать!

 

Этим летом

 

Всё сокровенье ― в откровенье,

Бутоны – в буйные цветы,

И кровь вскипает за мгновенье:

Иду на Вы? Иду на Ты?

 

О, где укрыться этим летом!

Идут стихи, они не лгут ―

И скажут всё, казня поэта

За неотпущенное с губ.

 

Тридцать три

 

Тридцать дней без сна и ещё три дня –

Прежде, чем узнать, кто ты для меня.

 

Ты и цель, и путь,

И воздух, и грудь,

Ты и сон, и явь:

Что любо – представь!

 

Времечко, успей расстелить траву:

Три да тридцать дней – как переживу?

 

Ты и перст, и крест,

Колокол окрест,

Капля и купель,

Ласковое «Л»…

 

Тридцать дней и три – бдеть мне до зари:

Взрыв! – мечтать навзрыд – и ответный взрыв!

Вихрь – упругий, рви! – и ответный вихрь!

И озноб во мне,

И огонь во мне.

 

Ты

Тропа и след,

Тот, кого здесь нет,

Русло и река,

Музыка – и рука…

 

Эх, судьба

 

Эх, судьба моя, судьба,

Звонкая копеечка.

До утра столбом гульба –

Спать ещё успеется!

 

Эх, судьба моя, судьба,

Девочка кудрявая:

Не щадя шального лба –

За тобой, упрямая!

 

Подфартило удальцу

Поцелуем в темечко:

То ли поведёшь к венцу,

То ли сразу к стеночке.

 

Мне с тобой, моя краса,

Всё одно – погибельно.

Эх, кудрявые власа,

Девочка на выданье!

 

Так не выдай до утра,

Девочка фартовая:

Рано, вроде, помирать,

Хоть на всё готовый я!

 

Кому?..

 

Гудит многоголосье тем,

Гудит, но не идёт в строку:

Кому печаль мою повем?

Кому повем мою тоску?

 

Стихи теснят осаду стен

И клетку рёбер, но в плену

Кому печаль мою повем,

Мою любовь,

Мою вину,

Меня?..

      Но нет для лба плеча,

Водой холодной лоб обдам:

Кому повем мою печаль,

Кому печаль мою отдам?

 

Шагнула б запросто за край –

Да вот осталась на краю.

Из всей вселенной выбирай:

Кому – повем – печаль – мою…

 

Возгонка

 

Крученье (сердца извлеченье),

Крученье (жилы, кости – в жгут!),

Крученье: пряное перченье,

И под котлом поленья жгут.

 

Начнут крутое кипяченье

(Мельканье пальцев – плеч – ключиц),

И будет – чувств разоблаченье,

И с пышным паром – излученье,

И об–лученье, об–реченье:

О страх сердечный – отключись!

 

А пар пусть совлечётся в тучи

И мир напоит допьяна.

Кручина, горной кручи круче,

Ты будешь преодолена!

 

Кручина, что крушины горше,

Тебя возгонят на верхи:

Из соли слёз, из жил и кожи

Выходят лучшие стихи!

 

Оболочки

 

Ваши слова хороши: хороши

их оболочки.

Знаете, им не хватает души:

ровные строчки.

 

Их вызывать из интимнейших тем,

сердцем не дрогнув?

Яркое – тенью делать зачем?

Целое – дробным?

 

Кто бережётся сердечных атак,

знает ли чудо?

Любят – не так! и скучают – не так!

Я – научу Вас!

 

А оболочки? Цена им пятак,

песням без звука.

Что же Вы замерли сердцу не в такт?

Дайте же руку!

 

Stream of Consciousness (поток сознания)

 

Before you slip into unconsciousness I’d like to have another kiss,

another flashing chance at bliss, another kiss, another kiss…

The Doors

 

в потоке шёпота и лепета,

и долгих гласных,

и восхищения, и трепета,

и глаз, опасных

в своём блаженстве и безумии

(мозг – обесточен!),

без подлежащих и сказуемых,

ещё – без точек,

ещё – без пауз (о, беспамятство

горячей речи!)

уста молчавшие – распаяны

восторгом встречи,

слова беззвучные – из digital

рванулись в голос,

они и дожили, и выжили,

теперь их голод

неутолим часами, сутками,

годами, жизнью,

и вот лишаемся рассудка мы:

«скажи! скажи мне!» –

звенит сердечною аварией…

когда случится,

мы с Вами будем – разговаривать

совсем как птицы!

 

(Не)познанный

 

Мой неузнанный,

Мой непознанный.

Тропы узкие,

Лето позднее.

 

Осень ранняя,

Губы спелые.

Умираю – так

Прикипела я

 

И к устам твоим,

И к перстам твоим,

И к плечам твоим,

И к лучам твоим –

 

Из лукавых глаз,

Из бедовых фраз.

 

То ли бог не спас,

То ли – наградил:

У меня сейчас

Счастие в груди:

 

Мастью – узнанный,

Сердцем – познанный.

 

Пояс

 

Кем ты была? Беглым обликом всего,

что в переломное мгновенье чувства

доводит женщину на твоей руке

до размеров физической несовместимости

с человеческим ростом, точно это не человек,

а небо в прелести всех плывших

когда-либо над тобой облаков.

Пастернак – Цветаевой, 1926

 

Кем был я? (кем я был… кем был… а был ли я…)

……………………………………………………

Не знаю, что сказать тебе, любимая.

       Сомненья есть, и в том сомнений нет.

Однако пусть заполнит многоточия

читатель о себе: был бы неточен я,

       когда писал бы только свой портрет.

 

Кем ты была? Вселенной беглым обликом,

мгновеньем преломлённым, белым облаком,

       не женщиной, но – Женщиною, той,

которой явлен дух; и свет, колеблющий

пустоты лестниц, леса и полей ещё,

       к тебе нисходит с полной прямотой.

 

Вот ты – в моей руке, несовместимая

с обычными словами типа «ты моя»,

       с земным несовершенным языком,

с обычных рук обычными касаньями,

но мы – мы от обычного спасаемы,

       поскольку там, где ты – иной закон.

 

Иной закон и химии, и физики.

На сердце, хочешь, формулами высеки?

       Готово церой лечь под стилус твой.

Биение висков твоих под прядями –

как бомба с часовым, когда ты, глядя мне

       в глаза, распустишь пояс часовой.

 

У черты

 

…Но мы с ним такое заслужим,

Что смутится Двадцатый Век.

А. Ахматова

 

На краю. На грани. На кромке.

      (Бьётся голос в гортани ломкий.)

          Руки вытянув в темноте,

двое – мы – чем только влекомы? –

     безошибочно незнакомы,

          с двух сторон подошли к черте.

 

Так бывало в мире и прежде.

     Век Двадцатый, сто лет надежды

          и крушений надежд в пыли

лишь утроили жизни жажду:

     недошедшие, видно, страждут,

          чтоб потомки за них дошли.

 

Будет каждому да по вере.

     Не доехали двое в Веймар:

          не хватило веры – кому?

Нам – достанет веры и нерва.

     Так давай смутим Двадцать первый,

          чтобы жарко стало ему!

 

Каких ещё чудес мне надо

 

Каких ещё чудес мне надо,

Какой гармонии, пока

Есть предрассветная прохлада,

И сладость в чашечке цветка,

И весь восторг ночных нашествий

И слов, и образов, и сцен!

 

Но – строк моих несовершенство…

Но – робость в чашечках колен…

 

Придёт

 

Любовь выскочила  перед  нами, 

как  из-под  земли  выскакивает  убийца 

в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

 

О, как меня лихорадит!

И дни, и ночи в борьбе.

Я всё отдаю – тетради,

Тетради отдам – тебе.

 

Руины, трофеи, звёзды

Текут сквозь меня, смотри!

Но лучший мой стих не создан,

Он жжёт меня изнутри.

 

Он жжёт меня и не стынет,

Прозрениям нет числа.

Глаза мои золотые

Бессонница обвела.

 

Бессонница – друг мой. С нею

Я видеть не устаю,

Как брошусь тебе на шею

И губы в губы волью.

 

И будет громадной жажда –

Я долго тебя ждала!

А стих – он придёт однажды.

Как финка из-за угла.

 

Без слов

 

Книгу должен писать читатель.

Лучший читатель читает закрыв глаза.

М. Цветаева

 

Слышать – шёпоты трав,

   Слышать – скрежеты льдов,

      Гулы глубоких руд.

Тот в поэзии прав,

   Кто сумеет без слов:

      В музыку заберут.

 

Он бессловесен, дух.

   Он обнимает – всех,

      Он поведёт – двоих.

Я обращаюсь – в слух,

   Я обращаюсь – в смех,

      Я обращаюсь – в стих.

 

Всеми всплесками век,

   Всей текучестью рук

      Главное изреки:

Я из тысячи рек

   Распознаю, о друг,

      Голос твоей реки.