Слово только оболочка,
плёнка жребиев людских.
На тебя любая строчка
точит нож в стихах твоих.
Всегда ли слово готово, став делом, реализовать свой потенциал? Как живётся тем, для кого слово стало делом жизни? Слово из книг и газет, из телевизионных программ. Слово или его преддверие. Ведь не зря талантливый поэт и тележурналист Татьяна Дейнегина написала: «В преддверии слова я снова замру – в преддверии слова, в преддверии чуда…»
В преддверии разговора с Татьяной Дейнегиной, давно уже ставшей одной из легенд Луганского телевидения, несколько слов о ней:
Татьяна Александровна Дейнегина родилась в селе Атаманово Красноярского края. В 1973 году окончила факультет автоматики и телемеханики Коммунарского горно-металлургического института. Более 30 лет работала на Луганском областном телевидении. Заслуженный журналист Украины. Победитель и лауреат многочисленных всеукраинских и международных конкурсов и фестивалей. Член национального союза писателей Украины, автор сотен телевизионных программ, многих поэтических сборников и замечательной повести «Последний день одиночества». В этом году в Киеве вышла в свет её монография «Мастерство телеведущего», рекомендованная в качестве учебного пособия для студентов. На её стихи написаны десятки песен, в том числе такими известными композиторами, как Никита Богословский, Оскар Фельцман, Юрий Дерский. Доцент кафедры культурологии и телекиноискусства национального педагогического университета имени Шевченко. Член редколлегии альманаха «Крылья». Лауреат литературных премий имени Владимира Сосюры и Никиты Чернявского. Мать четверых детей.
Поэт, прозаик, тележурналист со знанием сопромата, к тому же – многодетная мать. Такое сочетание само по себе – уникально. Но напрашивающийся вопрос о том, как всё это сочетается и как всё удаётся успеть, задавать нет смысла. Ибо ответ – на виду. Он – в телепрограммах, в книгах, в успешных детях, которые уже успели стать взрослыми со своими профессиональными и семейными достижениями. Он – в стиле жизни, который сама Дейнегина определяет так: «Нужное слово должно находиться в нужном месте».
Телевидение – фабрика людей для маленьких человечков?
– Татьяна Александровна, говорят, что поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке, проза – просто слова в лучшем порядке, а журналистика – первые попавшиеся слова в полном беспорядке. Вы согласны с этим?
– Владимир Даль писал, что журналистика – это срочная словесность. Но всякое определение условно. Есть стихи, как рифмованная проза. Есть проза, чтение которой просто вредно, как для вкуса, так и для разума, и есть статьи, написанные на уровне высокой поэзии, расширяющие кругозор и дающие обильную пищу для ума и сердца. Другими словами, каждое произведение – это отпечаток личности, таланта и взглядов автора. Всё это относится и к телевидению, которое отражает время и окружающую жизнь. Более тридцати лет я проработала в тележурналистике, и мне есть с чем сравнивать то, что происходит в нынешнем телеэфире. Причём, это совершенно не брюзжание, основанное на возрастных отличиях и особенностях. Но мне непонятно, почему наш эфир, практически, на всех каналах заполонили абсолютно низкосортные импортные фильмы, сериалы и подражательные иностранным программы. Почему советские фильмы (о которых можно говорить много и хорошего, и плохого, но в них, даже неудачных, был посыл добра и порядочности) показываются крайне редко, и, в основном, в дневное время, для пенсионеров, а они и так, в большинстве своём, люди воспитанные и нравственные. А вот молодым людям эти фильмы со своим воспитательным зарядом – ох, как были бы полезны. Почему импортные мультфильмы с их агрессией и цинизмом идут в самое «смотрибельное» время, оглупляя нашу детвору, выращивая в их душах бациллы дебилизма, насилия? Видимо, кому-то это выгодно? В то же время богатейший телеархив нашей студии – не востребован. Почему бы не показывать лучшие программы прошлых лет? Не зря телевидение называют сегодня политическим телеклубом. Кроме «мыльных» опер там чаще всего мелькают порядком надоевшие лики доморощенных политиков, которые намного дальше от народа, чем декабристы. Мнение народа, кстати, обезличенно. Оно – в неизвестно откуда берущихся соцопросах и рейтингах. А бесконечные токшоу, в которых нет ни тока, ни шоу! Почему-то вульгарность, развязность, безграмотность воспринимаются непременным атрибутом телеведущих.
«Воссоздание внутри себя мира»
– Кому как не вам сравнить, сопоставить день вчерашний и день нынешний – через призму ТВ-экрана…
– Не секрет, что на экране нынче всё меньше передач о людях села, о шахтёрах, машиностроителях. Тех самых программ о ПРОФЕССИОНАЛАХ. Мы всё больше развлекаем – бездумно и бесполезно. Когда в прямом эфире идёт обмен СМС-сообщениями и электронными посланиями зачастую нецензурного содержания, меня просто оторопь берёт. Воистину, телевидение может быть и другом, и врагом, и воспитывать, и развращать. Кстати, вызывает уважение цикл программ «Лица Луганщины» телекомпании ЛОТ, в котором талантливо говорится о тех, кто прославил себя и свой край добрыми делами, ратными подвигами, достижениями в искусстве и литературе. Среди героев – и пять писателей (Владимир Даль, Борис Гринченко, Михаил Матусовский, Владислав Титов, семья Алчевских). И это подтверждение, что восток Украины – это не только промышленность, но и культура. И поэзия жизни здесь столь же естественна, как и проза.
В борьбе за демократию и свободу слова мы перепутали их со вседозволенностью. Мы бездумно потеряли на телевидении апробированный в течение не одного десятилетия институт редактирования, отождествив его с механизмом цензуры. Следствием этого стало заполнение телеэфира жаргонизмом, лексикой «с улиц», и ненормативной лексикой. Но можно ли забыть, что какими бы сверхсовременными, самыми совершенными видами техники, «всевидящими» и «всеслышащими» инструментами, не владел тележурналист, основой его мастерства, основой тележурналистики было и остается слово. Не потеряли актуальность обозначенные Владимиром Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка» трактовки: «Слово — исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои. Человеку дана речь, скоту немота. Слово есть воссоздание внутри себя мира». И, на мой взгляд, по-прежнему остается современным утверждение корифея Би-Би-Си Брюса Льюиса, который ещё три десятилетия тому назад утверждал, что обязательными качествами телеведущего должны быть положительная энергетика и обаяние, мгновенная реакция, чувство юмора, высокий уровень интеллекта и образованности. И, главное, умение любить людей.
Помню, в день гибели Владислава Листьева у нас в объединении был отгул. У всех были свои планы. Но, узнав о трагедии, мы вышли на работу, не сговариваясь, и вещание студии в тот день начали стихами, посвящёнными памяти коллеги, чей талант и интеллигентность остались в памяти и зрителей, и телевизионщиков. Это я к тому, что атмосфера в студии определяет и тон выпускаемых программ.
В преддверии счастья…
– Атмосфера любви и дружбы – и в ваших литературных произведениях. А какие книги сегодня на столе у писателя Татьяны Дейнегиной? Какой видится сегодняшняя литература?
– Перечитываю «Золото Леонтовича» Николая Ночовного, стихи Василия Голобородько, Николая Малахуты, Ивана Низового …Читаю «Зелёный шатёр» Людмилы Улицкой, романы Лины Костенко, Анатолия Крыма, Василя Шкляра… Это – только часть того, что лежит на столе. Радует, что не так давно изданы две хорошие книги о Михаиле Матусовском, где приведены и многие его песенные стихи. Появились замечательные фотоальбомы Валерия Кошелева и Юрия Хромушина, в которых рядом с фотографиями – стихи Матусовского и современных луганских поэтов. Готовится к печати собрание сочинений Михаила Львовича. Это наша история, наша культура. Ждут своего часа повести Владислава Титова, который при жизни стал героем, спас своих товарищей в шахте, потерял обе руки. Нашёл в себе силы и написал несколько талантливых книг, среди которых – «Всем смертям назло». Её перевели на десятки языков. А сегодня школьники с трудом понимают, о чём речь, когда спрашиваешь их, кто такой Владислав Титов. Согласна с утверждением, что «литература – тоже новости, которые не устаревают». Это новости, которые могут помочь понять окружающий мир. Хотя, происходит это не всегда.
Слово Татьяны Дейнегиной отзывается теплом и любовью – оно звучит в стихах и прозе, с университетской кафедры. Оно – в душах многих и многих людей, в том числе, четверых детей и мужа Николая, которые гордятся ею и любят безмерно.
Одна из её книг называется «Счастливая на сотни лет вперёд». В названии – кредо поэта и личности. Быть счастливой, невзирая ни на что. «Счастливая на сотни лет вперёд, я возведу внезапную обиду в такую степень, что не разберёт обида свою прежнюю обитель. Не разглядит своих случайных рук, не распознает своего участья – обвитый необыденностью круг неообобщённым обернётся счастьем…»
Так и живём мы все – в преддверии слова, в преддверии счастья.
Добавить комментарий