Таина Ким

Таина Ким

Четвёртое измерение № 26 (482) от 11 сентября 2019 года

В двух жизнях от весны

Я ведь знала…

 

Вновь по нервам играет осень. Хочет джаз, а выходит блюз.

Дождь упрям, как всегда несносен, праздно пробует дни на вкус.

Собираю в охапку сказки – идиотка – ни дать ни взять!

Надеваю лицо на маску, прикрывая седую прядь.

 

– Снова к терниям через звёзды? – насмехаясь, твердит мистраль. –

Слишком поздно для бала, поздно на стопу примерять хрусталь.

Ты ведь знала… – вздыхает ветер, повторяя твои слова, –

Сможет небо сорваться с петель, если нос в облака совать,

 

сможет небо упасть на землю и расплющить собой мечты.

«Я ведь знала…» – рассудку внемлю, – «я ведь знала, что знаешь ты!»

Месяц в небе, меня услышав, опечалено свесил рог.

– Снова полночь прогрызли мыши? – ветер точит сарказмом слог.

 

Лист кленовый дрожит на ветке. Он устал за меня дрожать.

Бал осенний собрал объедки, но пытается в позу встать.

Нам балы навевают скуку... В параллельности двух прямых

мы танцуем, смыкая руки, каждый шаг превращая в стих.

 

На руинах воздушных башен открываю тебе секрет:

– Я из тыквы сварила кашу. Будешь пробовать или нет?

 

2015

 

Вернуться в весну

 

Январь... Но в округе весна без границ: 
резвится ручей на лужайке, 
раскинулся пышный ковёр медуниц, 
и тучек игривые стайки, 
как рыбки, по небу плывут и плывут… 
Вдруг дочери возглас:

– Ой, папка, ты тут? 
Мы с мамой тебя наконец-то нашли! 

(от солнца проснулись веснушки)
Смотри, есть кагор, упаковка маслин, 
нарезка, тарелки и кружки –
устроим пикник!

Расстилать стала плед… 
Внезапно растаял её силуэт. 


Жена говорит мне:

– Вино открывай. 
Пока я с бутылкой возился, – 
исчезла. Ей вслед закивала трава. 
И ветер неистово взвился, 
завыл, заскулил, словно раненый пёс, 
вино опрокинул и вскрик мой унёс. 
Багровые тучи, несясь над ручьём, 
бока безобразно раздули. 
И молнии в тело впивались моё 
нещадно, как зубы акульи. 
Стук сердца, казалось, грозу заглушал, 
а мир стал туманен, бесцветен и мал. 


Сквозь сумрак я слышу вдали голоса: 
– Разряд… Заработало… Хватит… 
– Счастливчик. Полгода – и будет плясать… 
– Супруга и девочка – насмерть… 
– Машину по трассе на льду занесло… 
– Добавь кислород и введи трасилол… 

В палату влетает сквозь форточку снег, 
стекая слезами по стенам. 
Я чувствую – жив, но по капельке смерть 
питает меня внутривенно, 
и тщетно желаю навеки уснуть. 
Господь, отпусти мою душу в весну...

 

2016

 

Фрау Марта

(из цикла «Военная рапсодия»)

 

Сорок третий. Берлин. Суббота. Безмятежная гладь небес.

На рояле играет Отто – штурмбаннфюрер из войск СС.

Он играет для фрау Марты – драгоценной своей жены

(год назад с ней венчались, в марте, под чудовищный вальс войны).

 

Фрау Марта под пьесу Листа вспоминает:

московский быт, разведшколу,

как очень чисто по-немецки слова зубрит –

фройляйн Марта шпионкой будет в роковой для отчизны час.

Сорок первый. Легенда. Губен. И в Берлин километры трасс.

 

…Встреча с Отто – вне всяких планов. Статный парень. Умён. Речист.

Марта ищет, в сердцах, изъяны, но находит один – фашист.

Да и тот исчезает вскоре в глубине светло-синих глаз:

Отто с ней никогда не спорит, за неё он и жизнь отдаст.

Отто страстен, заботлив, нежен. И уютно с ним, и тепло.

Он словами ей душу режет, поминая войну, как зло.

И, бросаясь от «долга» к «Liebe», предавая себя саму,

Марта гибнет. Бесславно гибнет, погружаясь рассудком в тьму.

 

…Брак одобрен шифровкой «центра»: ближе к вермахту – больший прок.

Ведь у Марты стальные нервы и на жалость порог высок.

 

…Пробегают недели живо, донесеньям ведя учёт.

Марта только в любви правдива, в остальном же супругу лжёт.

 

…Накануне субботы явка. Дан приказ. И приказ суров:

«Переброска. Уходишь завтра. Устранить. Коридор готов».

Вьётся ветер холодный, гадкий, «устранить» Марте вслед скулит.

А в ладони дрожит взрывчатка. А на выбор – то меч, то щит.

 

Заблудилась слеза в ресницах, и до судорог сжат кулак.

Возле футора смерть ютится, вторя звукам: тик-так, тик-так…

И, ответив улыбкой кроткой на призыв: «Дорогая, спой», –

Марта рядом садится с Отто:

– Я спою. В унисон с то...

 

2016

 

Живой

(из цикла «Военная рапсодия»)

 

Дымное солнце застыло в зените,

тянутся тонкие ломкие нити

с грязного неба, а жгучие – страсть!

Держится наша пехота, бранясь.

– Чёрт, нет патронов, а битва в разгаре…

– Слева по флангу фашистские твари…

– «Чайка», у нас два десятка потерь,

«Чайка», не слы… Громов, кабель проверь!

 

– Есть, командир! – я рванул из окопа.

Эх, для отваги б сейчас пару стопок.

Быстро ползу. Замираю. Ползу.

Пули, как оводы, из амбразур

носятся в поле, безжалостно жалясь.

Богу давлю безответно на жалость:

смилуйся, я ж не связист, а сапёр…

Вдруг за спиной раздаётся:

– Егор!

Сердце достало до глотки до самой.

Я обернулся. Не верится:

– Мама?!

Тело как будто проткнули ножи.

Крикнуть пытаюсь:

– Стреляют! Ложись!

 

Замерли время, и битва, и мысли.

В воздухе вязком снаряды повисли.

Вскинулся на ноги – к маме бегом.

Пахнет топлёным она молоком,

сдобой и солодом. Платье в цветочек

с детства знакомое…

– Здравствуй, сыночек.

И забываю на миг о войне.

Рядом стоим в гробовой тишине.

 

– Ты похудела. И косы… где косы?

Волос был русый, а нынче белёсый.

Та же в янтарных глазах глубина.

Как там сестрёнка, здорова она?

Мать улыбается, голос печален:

– Ох, и пострел ты, всё так же отчаян…

Вывезли немцы сестру из села

вроде как в Шлибен. Её не нашла.

День ото дня распухали могилы –

голодно было, так голодно было.

Страшно и горько. То оспа, то тиф…

С батей твоим снова вместе, он жив,

снова, как в юности, треплет мне нервы.

– Мам, да ты что? Он погиб в сорок первом,

нам же пришла похоронка о том!

– Жив. За тобою отправил, пойдём.

 

– Нет, не могу, мне приказано ротным.…

Взрывов не слышно. Молчат пулемёты.

Что-то не так. Что-то явно не так.

Глянул я наземь и словно обмяк.

Нет, невозможно, чтоб нас было двое:

кто он, свинцом искорёженный? Кто я?

– Слушай, Егорушка…

– Мама, постой! Мама, я… умер?

– Живой ты, живой…

 

2019

 

Отфонарное

 

Давным-давно за юрким мотыльком 
носилась ты безудержной девчонкой, 
за ветер зацепившись рыжей чёлкой, 
рассыпав звонкий хохот, а потом 
ловила зайцев солнечных в ладошку 
и кашей их кормила понарошку... 

Мне помнится: швырнула ты портфель 
со злостью на зелёную скамейку, 
ругая одноклассника Валерку, 
за то, что он красив, как топ-модель; 
и загадала, с пальца сдув ресницу, 
спустя десяток лет с ним обручиться… 

Я свет ронял на первую любовь 
сквозь темноту восторженной аллеи, 
где губы в нежном трепете алели 
от теплоты невысказанных слов. 
Влюблённости подобны фейерверкам. 
Ты вышла замуж. Но не за Валерку... 

Все осени имеют жалкий вид, 
надев дожди. Я наблюдал однажды, 
как ты, плывя корабликом бумажным 
в одной из них, расплющилась о быт. 
Мелькали годы мимо, мимо, мимо, 
меняя красоту необратимо... 

Сегодня ходишь, трогая клюкой 
асфальт дырявый, взгляд утратив зоркий. 
Я тоже покосившийся, с подпоркой, 
жду слома в суматохе городской. 
Но до сих пор в глазах твоих при встрече 
играют искры юности беспечной. 

 

2017

 

Шелкопряд

 

Спит гусеница 

Чай утоляет жажду 
Смерть совсем близко

 

Восточный ветер в роще шелковиц 
сбежал от ччи юэ, играя в прятки. 
Жара, пронзая воздух кисло-сладкий, 
баюкает сапсанов и синиц 
и Хуанлуна – стража жёлтых вод, 
лежащего в тени на мягких травах. 
А шелкопряд(ка) ткёт уютный саван 
из нитей невесомых. День придёт, 
она сгорит на радость Си Линши, 
рассыплется, едва качнётся кокон, 
и в звуке раскрутившихся волокон 
монетный звон услышат торгаши. 
Пока жива, с усердием прядёт, 
мечтая в мотылька переродиться. 
Который из чаёв императрицы 
её и возвеличит, и убьёт? 
Который из ветров, срывая лист 
со спящею личинкой, бросит в чашку 
забавный миф, и роща станет чащей, 
невольно затенив фарфор и рис? 
Потянется дорога сквозь века 
от Рима до Сианя и обратно, 
озолотив чиновников стократно, 
вельможам бросив под ноги шелка… 

Мне гложет память странный эпизод: 
вцепился полдень в яркий небосвод, 
донфон коснулся ветви шелковицы, 
вернувшись в рощу. Чай императрице 
с почтением служанка подаёт… 
____________________________ 
*ччи юэ – июль 
*Хуанлун – жёлтый дракон 
*Си Линши (Лей Цзу) – жена Жёлтого императора,

которая по преданию обнаружила кокон

с шелкопрядом, упавший в чашку чая. 
*донфон – восточный ветер 
*Сиань – город провинции Шэньси –

конечный пункт Шёлкового пути.

 

2017

 

Невеста

 


Росы выпали алой влагой, 
гвалт сорочий наполнил лес –
«Вы слыхали? На дне оврага 
звери видели – вот бедняга! –
труп невесты…»  –
Раздался треск, 
заскрипели, качаясь, ели, 
изгоняя тугу из дупл, – 
«Хоть убийца – прохвост умелый, 
да как только заря зарделась, 
тело дёрнулось, захрипело 
и оскалило лисий зуб! 
Говорят, не впервой такое – 
оживают невесты, но 
что-то в них не совсем людское 
и пугающе-роковое, 
а в зрачках – до беды черно». 


Собирались в церквушке местной 
прихожане в одно из утр. 
На венчание шла невеста 
и ворчала – в притворе тесно, 
платье – широко, туфли – трут. 
Брови хмурила то и дело, 
разгорался в глазах костёр, 
злобно рыкнула на омелу… 
Мать, крестом осенив, присела – 
уж не сглазил ли кто дитё? 

Трепетали акаций гроздья, 
вместе с ветром пускаясь в пляс. 
За любовь! – голосили гости, 
и вином растекались тосты, 
и ломились столы от яств. 
Под фатой спрятав локон рыжий, 
жениха уверяла: «Люб!» 
Только тем, кто сидел всех ближе, 
будто грезилось – не-на-ви-жу! – 
в поцелуях, слетавших с губ. 


А сороки от места к месту, 
продолжали судить-рядить: 
«Вы почуяли – пахнет местью? 
Сердца не было у невесты – 
снова выгрызли из груди! 
У оврага-то, лисья шкура, 
там, где давеча труп нашли! 
Вы видали? В рубахе смурой 
Леший гневно глазёнки щурит, 
по-недоброму молчалив… 
Говорят, не впервой такое – 
что разлучницам спасу нет. 
Пожалеть бы кому покойниц, 
кабы делали те благое…» 
Кто же в тело невесты вдет? 


Молодой обнимал супругу, 
говорил: 
– Я навеки твой, 
нет надёжней меня в округе! 
Но ответ: «Ту же ложь, тварюга, 
ты не раз повторял другой», – 
промолчала жена бесстрастно, –
«После бросил – не клят не мят…» 
Гасло солнце, и свадьба гасла, 
платье белое стало красным, 
словно ткань пропитал закат. 

В спальне шторы едва задёрнув, 
скрыла огненный окоём, 
и супруга окутал морок. 
Платье красное стало чёрным, 
словно шитое вороньём. 
– Помнишь, девицу тешил ложью, 
соблазнил и успел забыть? – 
засветилась супруги кожа, 
изменился лик… 
– М-матерь Божья! 
Т-ты ж утопла! Не может быть! 
На колени пал: 
– Кто ты? Кто ты? 
И вцепился в её подол. 
Усмехнулась та косорото: 
– Расплатиться моя забота 
с тем, кто к смерти любовь привёл. 
Тут же в полночь скатился вечер, 
и, сверкнув золотым клыком, 
месяц хищно вонзился в печень… 
Тень девичья, ссутулив плечи,
поспешила покинуть дом. 


Леший помнил: холодным летом 
заблудилась одна душа, 
в подвенечный наряд одета, 
горевала, что не отпета, 
поклялась отомстить при этом, 
и в лисицу, вздохнув, вошла. 
Скорбный визг небеса наполнил, 
гвалт сорочий в лесу повис – 
до рассвета ему не смолкнуть: 
«Вы видали лисицу в полночь? 
Лапы белые, пасть – в крови! 
Говорят, не впервой такое – 
убивает неверных, но, 
что-то в этой лисе людское, 
притягательно-роковое, 
а в душе – до бела черно…»

 

2018

 

А завтра был декабрь…

 

А завтра был декабрь. Всё так же сер,
как перед ним январь, упавший в сырость.
Ждал осени озябший голый сквер,
и ветви, словно острые рапиры,
пронзали надоедливый туман,
и город первым снегом не был пьян.

Я будто бы осталась в декабре,
где время вспять несётся неизменно,
где хочется и жить, и умереть,
любить и не любить одновременно
под мерный стук непрошенных дождей.
И свято верить на исходе дней,

что будет лето ныне и вчера,
омыв жарой сентябрьские остатки.
Расплавятся на солнце вечера.
Закаты, убегая без оглядки,
оставят для ночей цветные сны… 

Но был декабрь…  В двух жизнях от весны.

 

2015