Ольга Гулинкина

Ольга Гулинкина

Автор – от первого лица:

Ольга ГулинкинаЕсли бы я знала, кто я... Оболочек, впрочем, много: химик, эколог, учёный слегка, издатель, журналист, поэт.  Ну и тайцзи-цигун, насквозь, через всё это. Недавно, случайно, в конкурсе «Стиходелика» заняла первое место. Странные ощущения, нехарактерные ранее, привыкаю…

Мне очень повезло в том, что меня никогда не тяготило одиночество. Я ощущала себя, как целостную непреходящую данность, некую искру, которая, если другие люди оставляли меня в покое, горела сильнее, чётко высвечивая все мои связи-потоки со всем миром. А их было великое множество. Дождь, ветер, река, солнце, деревья, небо, земля были связаны со мной своими живыми пульсирующими нитями, и в каждый момент ощущалась полнота бытия. Мои верлибры – это попытка даже не рассказать, а передать другим своё мировосприятие, полноту ощущения и силу пространства: дождя, который наполняет силой и идёт сквозь меня, неба, которое начинается прямо здесь, сразу, от кожи... Мой резонанс. Музыка пространства, которая перетекает в верлибры и живёт, как река, иногда превращаясь в водопад. Отсутствие ограничений формы позволяет верлибру внутри самого себя осуществлять «развитие музыкальной темы», следуя законам, применимым к музыкальным произведениям. По сравнению с верлибрами, так называемое «квадратное» стихотворение способно лишь к развитию смысла внутри закольцованного, однообразного звучания на протяжении всего стихотворения. Но я пишу не только верлибры. Классические формы гармоничны, как правильные аккорды. Моя задача в этом случае – наполнить их словами и смыслами, гармонизирующими пространство и человека. А иначе зачем? Мы в ответе за то, что отпускаем в мир. Мы в ответе за экологичность произнесённого слова, за то, вылечит наше слово кого-либо или убьёт, сгармонизирует пространство или внесёт в него непоправимый диссонанс. Степень этой ответственности велика, но слабо осознаваема. Силу слова с библейских времён ещё никто не отменял. Стихи – это один из мощнейших инструментов преобразования пространства и человека. А вот насколько оно будет в лучшую сторону – зависит от нашей нравственности, интуиции, понимания многогранности влияния каждого слова и ответственности за те произведения, которые мы выпускаем в мир.

 

* * *

 

Ведущая поэтических программ в бард-клубе «Альма Матер».

Член Союза Писателей XXI века.

 

… плюс рифмованные верлибры

У каждого автора – своя «химия» выстраивания поэтического мира. У Ольги Гулинкиной – свободно льющиеся верлибры. Только вот они местами… рифмуются.  Это похоже на ритмически организованную поэтическую речь со внутренними рифмами. Безусловно, не все стихи Гулинкиной – верлибры. Однако я обращаю внимание, в первую очередь, на произведения, отмеченные свежестью восприятия и подачи. Как сказал поэт Константин Кедров, любой авангард – это просто хорошо забытая традиция. Вот и стиль верлибров Ольги Гулинкиной уже встречался прежде в русской поэзии. На память приходит поэма Семёна Кирсанова «Зеркала». Тем не менее, опыт Кирсанова замечен широкой поэтической общественностью не был. Может быть, потому, что его голос звучал совсем негромко на фоне громовержцев поэтической эстрады 60-х. Вот и пришлось Ольге Гулинкиной заново «изобретать велосипед», не зная, что это тоже – традиция, только забытая.

Стихи Гулинкиной – это и лирика, и эпос одновременно. Эпос души лирической героини. Начало новой строки и концовка предыдущей рифмуются в верлибрах Ольги Гулинкиной по принципу дольников. Во всём остальном – это традиционный верлибр, восходящий ещё к «Александрийским песням» Михаила Кузмина. Текучесть, перетекание воспоминаний и состояний из одного в другое – сквозная тема лирики Ольги Гулинкиной.

На самом деле, это всё тот же «поток сознания», открытый ещё Рильке в «Записках Мальте Лауридс Бригге». Поэты не очень-то любят говорить о том, что нечаянно подключились к космическому каналу связи и «качают» оттуда рифмованные строки. Поскольку это, естественно, уменьшает заслугу стихотворца в сотворении. Поэт Ольга Гулинкина, наоборот, не страдает такого рода скрытностью. «Стихи для меня – прежде всего, попытка гармонизации пространства и человека, направленный поток энергии и лишь потом – литература», – признаётся автор многих замечательных стихотворений. И ещё стихи у Гулинкиной – это, как сформулировал ещё Гоголь, «выбранные места из переписки с друзьями». «Стихами я просто разговариваю с друзьями», – признаётся Ольга.

Безусловно, Ольга Гулинкина ещё не достигла в своих стихах той степени мастерства, которая присуща зрелым художникам слова. Однако она сумела достичь необыкновенной  лёгкости и естественности в своей лирике. Её верлибры – действительно ни на кого не похожи! Насколько она сумеет наполнить обретённую свободу образного мышления свежим содержанием в своих новых произведениях?

 

Александр Карпенко

Подборки стихотворений