Наталья Уварова

Наталья Уварова

Четвёртое измерение № 21 (297) от 21 июля 2014 года

И смотри, как смотрят в последний раз

 

В списках значилась: R 123

«45-й калибр» – конкурсная подборка

 

Лес Пасхальный

 

Вот вчера – безмолвье, а нынче – гам.

Как трепещет сердце и ждёт чудес.

Затаив дыханье, как входят в храм,

Ты войди неспешно в весенний лес.

 

Так останься с лесом наедине –

Без айфона, пива и сигарет.

Берега-стволы, ты на самом дне,

Над тобой колышется тусклый свет.

 

Отрекись от города хоть на час –

Город сковывал тысячью обручей.

И смотри, как смотрят в последний раз –

Вот растет трава, вот бежит ручей.

 

Возжелай душою и сердцем всем

Этот лес, волнуясь и трепеща.

Как желают сущие во гробех

Прикоснуться к краю Его плаща.

 

* * *

 

Мне приснилось, что муж мой покончил с войной,

Он вернулся и худ и сед.

И сказал мне: скорее пойдем домой.

Я сказала, что дома нет.

 

Муж вернулся с войны, он был худ и хром.

Май звенел. Зеленели поля.

Он сказал: не беда, мы построим дом.

Милый, это не наша земля.

 

Муж сказал, что отныне покончил с войной.

Где была она – та война?

Он спросил, но ведь ты навсегда со мной?

Милый, я не твоя жена.

 

Мы сидели долго – спина к спине.

В чистом поле костер догорал.

Мне приснилось, что муж мой был на войне

И не понял, за что воевал.

 

Бабочка

 

Бабочка. Так невесома, мала и нуждается в малом.

Живой лепесток. Яркий лоскутик лета.

Тает, порхает, радует глаз твой усталый.

Она существует и здесь и нигде или где-то.

 

Ты же телесен, объемен, весом, многозначен,

Что возомнил, раз нуждаешься в славе и лести?

Не о таких ли «герои на людях не плачут»?

Ты обитаешь в уютном безрадостном месте.

 

Мненья чужие – твоя основная пища.

Дни коротаешь в липкой густой обиде.

Лучше и впрямь бы не покидать жилища.

Если только за пивом. И чтобы никто не видел.

 

Клеишь в альбомы кусочки чужого лета.

С горестью думаешь, что у тебя все так тухло.

Вот тебе мир в квадрате стеклопакета:

Курят соседи, дети хоронят куклу.

 

Новый квартал заслоняет тебе рассветы.

Кожей второю стал серый растянутый свитер.

Вон он – твой мир в серенькой рамке планшета:

Геи бунтуют, Обама приехал в Питер.

 

Веришь ли в мир ты – блестящий, безмерный, певучий,

Если сомненья свои водрузил, словно знамя на древко.

Вспомни о бабочке. И докажи, чем ты лучше

Этой бесцельно порхающей однодневки.

 

Через час после увольнения

 

Пятнадцатое июля.

Был Город удушлив и жарок.

Расстегнутые, распахнутые

выскакивали из арок

и припадали к фонтанам,

жадно щупая влагу –

как будто на всех не хватает

кондиционерного блага,

как будто на миг лишь вырвались

из туфель, костюмов, халатов,

из офисных крематориев,

из фирменных казематов…

И я такая свободная

средь них, спотыкаясь, бреду,

как вечная Таня Савичева,

выжившая в аду.

 

Золушка

 

Фея, хочу веселиться

и платье в пол.

Вот тебе, детка, – пшеница,

да грязный стол.

 

В доме скрипят половицы
и ни души.

Детка, какого принца?

Да не смеши!

 

Пламя в камине пышет,

да нож остёр.

Вот, напеки пышек

для злых сестёр.

 

Фея, луна в зените,

а в замке – бал.

Киснет бельё в корыте,
грядёт скандал.

 

Принца узреть украдкой,

Одним глазком.

Детка, поверь, что в замке,

Что под замком.

 

Фея, а я сквозь морок

Туман, бурьян.

Детка, хрусталь дорог

Да кучер пьян.

 

У замка светла аллея,

А в сердце – мгла,

Что же ты детку, фея,

Не сберегла…

 

* * *

 

Основная наша профессия – не роптать.

Все дороги, куда бы ни шёл – приведут домой.

Заруби на носу, завяжи узелок, запиши в тетрадь,

Перед тем, как отправиться завтра в последний бой.

 

Не сорваться, с ума не сойти – вот уже благодать,

Не участвовать в гнусной кадрили карикатур.

Основная наша профессия – фильтровать

Всё, что льётся из чёрных безжалостных амбразур.

 

Отчего без разбору торопимся пожирать,

что ни кинут нам, будто нынче и глад и мор?

Основная наша профессия – понимать,

Что они начеку, даже если выключен монитор.

 

Как они наступают – за стаей стая, за пядью пядь,

Их плацдармы – твоё нехитрое бытие.

Основная наша профессия – рассказать –

Их Освенцим – в твоей измученной голове.

 

Не роптать – даже если сцена твоя – эшафот,

Перед тем, как затихнуть навеки, сронить словцо.

Видишь, солнце лучами вонзается в мой живот.

Видишь, радуга упирается мне в крыльцо?

 

Основная наша профессия – не роптать.

Все дороги, куда бы ни шёл – приведут домой.

 

Кризис среднего возраста

 

Вот так и взрослеешь – годам к тридцати пяти:

Промокший, палёный, оглохший от медных труб,

И как откровенье – ещё середина пути,

но волос твой сед, а голос прокурен и груб.

 

Пожалуй, всё выпито, пройдено всё и истёрто до дыр,

Ты вязнешь в болоте случайных и мелочных дел.

Восторг подростковый: Да, я завоюю весь мир!

Меняешь на вздохи,  что многого не успел.

 

А что тебе нужно? – Потуже набить закрома.

Здоровый цинизм, как вакцина от жизненных драм.

А личная жизнь? Да и тут все обширно весьма –

От инстаграмма до ста обжигающих грамм.

 

И вдруг настигает, уже не любить вот так –

До спазма, до боли, дотла выжигая нутро.

А та, что спит рядом – банальность, рутина, пустяк,

Ты входишь в неё ежедневно, как входят в вагон метро.

 

Вот так существуем – воюем, наводим уют.

Воронка житейская – служба, машина в кредит.

О том, что должны – узнаем из повестки в суд,

О том, что любимы, когда лишь под сердцем болит.

 

Вот так и плутаем: на ощупь, впотьмах, наугад.

Не помня закатов, восходов, и прочих явлений в природе.

Не помним ни вздохов,  ни взглядов, ни памятных дат,

Но кто-то всё ищет себя среди звёзд и под утро находит…