Наталья Перстнёва

Наталья Перстнёва

Четвёртое измерение № 13 (613) от 1 мая 2023 года

Невесомость

Прекрасная ложь

 

Тот, кто жил здесь, тот умер давно.

Сочен день, как вишнёвая мякоть.

Повторяется дважды кино.

Отчего же так хочется плакать?

 

Кто сказал, что известен финал? –

Всё обман, волшебство и искусство.

Что Создатель создал, то создал,

Это слишком красиво и грустно.

 

Покрываются сетью морщин

Юный месяц, сиреневый вечер,

Эти женщины этих мужчин,

Эти губы, улыбки и плечи.

 

С расстояния в тысячу лет

Ничего не изменится в парке.

Собирает Франческа букет,

Виноград пробегает по арке.

 

На картину случайно зайдёшь,

Промелькнёшь в проходном эпизоде.

И искусства прекрасная ложь

Повторит: «Ничего не проходит».

 

Когда камни запоют

 

Всего лишь ночь, она моя.

Плывём, Жанэ, плывём!

Ни ворона, ни воробья

Под проливным дождём.

 

Но как блестит мой чёрный плащ,

Как весела волна!

И мой хранитель, мой палач

Сегодня пьёт до дна.

 

Пусть только ветер за спиной,

Пусть тонут корабли –

Моя любовь и смерть со мной.

Ты веришь в край земли?

 

А там за краем будет дом,

Где мы уснём вдвоём,

Единым скованные сном.

Плывём, Жанэ, плывём!

 

На ветке вырастет звезда,

И камни запоют.

Но не разбудит никогда

Никто любовь мою.

 

Невесомость

 

Ночью птичьи силуэты

Танцевали у окна.

Есть в них птицы или нету,

Только видимость одна?

 

Бледной шторы невесомость,

Двадцать первый странный век…

Может, что-то в хромосомах.

Может, змея первый грех.

 

Что не даст нигде покоя,

Будет биться в тишине

Сердце древнее, чужое,

Не уснувшее во мне.

 

То, что станет рвать рубаху

И над пропастью плясать,

Где крылу не хватит взмаха

Лёгкость неба удержать.

 

Сирень

 

Ты, как всегда, не вовремя, любовь.

Ошиблась днём, цветами, адресатом.

Ты скажешь: «Ленты чёрные готовь,

Ведь я умру. Не будет виноватых».

 

Ты, как всегда, найдёшь, кому больней,

Пообещаешь обнимать сильнее.

И сколько есть у боли степеней –

Ты все пройдёшь, ничуть не сожалея.

 

Всё потому, что так устроен свет,

Что без тебя и солнца не бывает.

И я беру сиреневый букет,

И голубую ленточку вплетаю.

 

Иссечение

 

Т. А.

 

В свет серебряный, в след неживой

Обмакнули вишнёвые кисти…

Вот и вишня под бледной луной,

Всё звенит иссечением жизни.

 

Извлеченьем из снега на свет,

Удаленьем от мира и света…

Отчего-то согласия нет

Даже в слове мерцающем этом.

 

Только снег примиряет луну,

Обречённость, и зыбкость, и краткость.

Я тогда безнадёжно тону,

И живу, и люблю без остатка.

 

Фрэзи Грант задержала побег –

И снежинка накрыла ресницы.

Долго падает, падает снег.

Иссекается белая птица.

 

Изменения в природе

 

Я держусь за край накидки,

Но уходит вещество.

Остаётся призрак зыбкий,

Что-то легче ничего,

 

Невесомее, чем воздух,

Равнодушнее, чем снег,

Не цветок – а лепет розы,

Не слеза – а шелест век.

 

Изменения в природе.

На плече вороний крик.

Только птица жизнь уходит

Облаками напрямик.

 

Обрывок

 

Я здесь давным-давно жила,

Я камни эти домом помню.

Всё так же лестница бела

И мясом тянет от жаровни.

 

Кувшин разбитый во дворе,

Под ним пятно вина густеет.

Который год в календаре?

Какие мощи в мавзолее?

 

Что за эпоха, что за дом,

О чём кричит моя соседка?

И только дым стоит столбом,

И рот глотает воздух едкий.

                                

Ложится наземь первый снег.

Так начинается забвенье.

Так прячут сон под мрамор век,

Чтоб не увидеть продолженья.

 

Тонанцин

 

Из безыменной глубины

Всё в то же море безымянных.

Одно движение волны.

Одно дыханье океана.

 

Рожденье – выдох. Смерти вдох.

И между ними промежуток –

Текучей жизни краткий срок.

Глоток заката пряно жуток.

 

Как будто небо надо мной,

Куда-то хочется вернуться,

Сказать кому-то: «Боже мой,

Как быстро облака несутся!»

 

Моргнёшь – и детства не найти,

Лошадка с мячиком пропала.

Большое облако в груди.

И только солнце стало алым.

 

А мне бы руку протянуть

И ухватить его за гриву.

Приподними меня чуть-чуть.

И всё же красное красиво.

 

Лицо Марии в облаках.

Росой войны облиты склоны.

Она одна стоит в глазах,

Как Гваделупская Мадонна.

 

Свита

 

Она была в большом и малом,

Она во все стучала двери,

Да просто с петель дверь срывала,

Ей оставалось только верить.

 

Война со свитою своею.

Не до стихов и не до жиру.

Но в свиту – в эту ахинею,

Что поползла свиньёй по миру,

 

И чавкает в твоём мозгу,

И проповедует с корыта…

Война в лицо глядит врагу,

Но человечину ест свита.

 

Свиное рыло ни при чём,

Оно играет королеву.

И убивает не мечом,

А тем, что храм равняет хлеву.

 

Сверчки

 

Как тишина густеет от сверчков! –

Земная и нездешняя повсюду.

Пусть этот мир не стоит пары слов,

Их откровенье равнозначно чуду.

 

Оно звучит из тысячи времён –

О том, что было, было и проходит,

О том, что самый обречённый сон

В сравненье с ними никуда не годен.

 

О том, что где-то прячется душа

От всей тоски – хотя бы в этом теле.

О том, что больше некуда бежать,

Когда они безжалостно запели.

 

Аленький цветочек

 

М. В.

 

Кто-то сказал по случаю *

Открывшейся невзаимности:

«Писать надо было лучше,

Наверное». Божьей милости

 

Хватило бы на обычное,

Осталось бы на земное.

Кружат твои опричники

Белые надо мною.

 

Грозен ты, грозен, Батюшка

Неба, земли и моря.

Если меня спохватишься –

Место найдёшь пустое.

 

Лишь пустоте пожалуешь

Блик отразить во взоре,

Лепет цветочка алого,

Право с тобою спорить.

 

* К/ф «Объяснение в любви»

 

Объяснение в любви

 

как в кино

 

Был на свете Филиппок,

Был, писал о чём-то книжки.

Проходила между строк

Жизнь эпохи и мальчишки.

 

А о чём он их писал –

Разве в этом дело, Зина?

Что-то он такое знал,

Но сказал наполовину.

 

Как захочешь назови

(Всё рано ведь не читала)

Объяснение в любви,

Для которой жизни мало.

 

Вот и всё, окончен срок.

Почему же знаю, Зина,

Где-то пишет Филиппок

Ту, вторую, половину?

 

Где опять малым-малы

Все отпущенные сроки…

Ты бы вымыла полы,

Больше смерти будут строки.

 

Жуть

 

Т. В-вой

 

Вид этой жути разбудил.

Но, даже выбравшись на волю

Под гроздья комнатных светил,

Стоишь один, как в чистом поле, –

 

И ветер теребит плечо.

Не ветер вовсе, а дыханье.

Ни холодно ни горячо.

Не проповедь, не наказанье.

 

Понятно разом всё и так,

Что человеку непонятно.

Ты дал не рубль, не пятак

И не возьмёшь уже обратно.

 

Нет, всё же дура человек,

Глядит – копеечка простая,

А не кончается вовек –

И как спустить её не знает.

 

Перед таким любая жуть

От безысходности бледнее.

Казалось бы, ещё чуть-чуть…

Нет, никогда не протрезвеет.

 

Маттиола

 

Пахнет стираным бельём,

Маттиолой или чем-то,

Что обычно ни при чём,

Но за рамкою момента

 

Продевает нить в иглу,

И латает, и сшивает

Всё, что падает во мглу,

А до дна не долетает.

 

Потому что и на дне

Пахнет лето маттиолой.

И, разбитая, нежней

Блюз играет радиола.

 

Чем печальнее мотив,

Тем торжественнее вечер

Говорит своё: «Прости,

Но тебя пришить мне нечем».

 

Лорелея

 

Где-то есть этот город и есть этот дом,

Человек у окна и метель за окном.

Близорукий старик – словно пепел и дым, –

Я не знала его никогда молодым.

 

День и ночь у окна он не гасит огня,

Где бы я ни была, он глядит на меня.

И белёсые губы, немея,

Повторяют в бреду: «Лорелея».

 

Он придумал меня на речном берегу,

Но замёрзла река, и деревья в снегу –

В божьем воске отлитые цапли.

Чьё-то время стекает по капле…

 

Он его собирает в большие снега,

Простыню расстилает на все берега,

И приходит к нему Лорелея,

Все прозрачнее и ледянее.

 

Как старик постарел, не увидит она,

Только пепел и дым, и на небе луна

Облака распахнула мальчишке.

 

Он обнимет немецкую книжку

И уснёт у слепого окна.