Галина Ульшина

Галина Ульшина

Золотое сечение № 10 (430) от 1 апреля 2018 года

Рыжие кошки уже не видны

Вершинное

 

На вершине  воздух имеет другой состав,
даже формула  крови  здесь меняется у людей:
на секунду мечтаешь  сподвижником  стать  Христа,
а потом – хоть  Демоном, лишь бы разок взлететь
над наростами крыш, над царапинами дорог,
любопытствуя, к окнам прижать щеку:
как они поживают, те, кому Бог помог
не сорвать до сих пор термоядерную чеку?
Понимаешь: ты слаб, и не в силах любить друзей,
так «желая осла его», «и жену его, и вола»,
что согласен  летать, чтоб на ближнего поглазеть,
не  вникая, где Кришна, где Будда и где Аллах.

Словно мысь, пробирается мысль, и смысл
изменяется, Слово на ложь сменив –
земно-водные, скользкие, млеко-упитые мы,
а «по образу и подобию» – это миф.

Поклянёшься  вернуться, где небо – взмахни рукой,
где любая вершина маняща, что твой Тибет...
На вершине горы воздух имеет  состав другой –
это на спуске будет понятно тебе.

 

Векторное

 

Неужто в зелени прозрачного листа

таится сила мощи коревища,

что в тёмном подземелье тупо ищет

и пищи, и тщеты себе под стать,

диктуя кроне ноты вечных птах

о вызволенье из немого плена?

 

Так – тусклым светом звёзд кричит Вселенная

о том, что всё – лишь символ,  тлен и прах…

 

Пусть учит Станиславского Фома,

но, верь – не верь, всё в вечность ускользает,

хоть тысячи томов пиши, прозаик,

а  прослывёшь как горький графоман

с трактатом «О магичности Листа»,

(чем мельче – тем небесней и моложе,

и так на корневище не похож он,

что финиш принимается за старт).

До Солнца, вверх! – вперёд, листок! – к Луне,

отбросив прежний путь без сожалений,

без пут! – свободен, как свободен гений –

и окрылён  незнанием вполне.

 

К магическому кругу подойдя,

он рухнет наземь, круг замкнув собою,

не принявши бессмысленного боя

под капли стылые осеннего дождя.

 

...О, логика сокрытых предпосылок!

В твоём ли тайнобрачии найти

единственные верные пути,

чтобы собрать хоть часть,

а не рассыпать

картину мира, разгадавши пазл

со зрением фасеточным, как муха...

 

И, выбирая меж крылом и брюхом,

постичь глубокодремлющее «Аз»

(зелёное, в прожилках кровь сквозит),

чтоб вертикаль узрить, к первостоку,

к тому, глубинному, питающему соком,

и выгнуть круг – до вектора в зенит.

 

Будничное

 

Пионеры, сносившие галстук до дыр,
мы просрали страну, наш убит командир,
и от книг непрочтённых – отечества дым –
вот такую страну отдаём молодым…

Мы просили ума? На тебе! На – тебе!
Ума-таешься, право, его ублажать.
Ум – расчетлив, остёр (динозавров хребет),
до небес не достанет, здесь: тленье и ржа...
Умо-рочешься проку искать от ума,
сгоремычешься до облысения, факт.
Оставалась бы дууурой, скрутила б роман
папироской, в косыночке и – на рабфак.
Ни Платона с Платеном, Моне и Мане,
ни Ивановых – Жорж ли или Вячеслав? –
никого бы не знать, и зачем они мне,
если к вечеру я превращаюсь в осла,
перевезшего груз, прожевавшего дрянь…

Под закрытой обложкой болит Томас Манн…
Завтра снова вставать в несусветную рань,
и горит под подушкой роман.

 

Опавшее

 

Рыжие кошки уже не видны на траве,
тихо листва шелестит триолет об ушедшем.
Вам – ворошить,  говорить, зимовать, здороветь.
Мне – затаиться, как кошке, надевшей ошейник.

Знаю – исчезну, но зреет подспудный протест,
(старая кошка – бывала, умна, терпелива),
только не сложишь из лап её правильный крест,
как ни примеривай, ляжет смирение криво.
Что – как плоды потеряли свой императив?
что – как посевы отныне пусты и безвлаги?..

Листья шуршат триолет на простой леймотив –
не отличат, безъязыкие, регги от раги.

Значит, слова перестали к надежде взывать,
свой подступил звукоряд – невозможно молчанье!
Слово уловлено, словно мышонок в зубах –
Спеть, отпустив?... Заглотнуть?...
И – горланишь  отчаянно.

 

Последняя женщина

 

Королевна, инфанта – таланта, цехина, обола
не возьму у тебя, мне знакомы до желчи, до боли,
до победы в глазах – от служения и до восстания –
этих  взглядов касанья.
Не царица, не львица – но пусть повторится надежда,
что в груди залатаем дыру и задышим как прежде,
свою ноту возьмем без клавира на клавишах мира –
как свистят эти дыры!..
Ни сестра, ни жена, ни сама, от испуга – подруга,
я возьму твою долю, и боль убаюкают руки,
видишь – снова рассвет, этот свет, это утро в зачатке –
как слова на тетрадке.
Не блудница, не инокиня, не святая –
я осенняя женщина, стало быть, я – золотая,
Я – последняя женщина, богом обещана даром,
запылаю пожаром…

 

Фермопильское

 

Кому-то в Дубаи, кому-то в Пхукет – там хорошо, без купюр.
Левой рукой на правой руке делаю маникюр.

Вновь ассирийский разрушен храм – мой оседает дом.
Сытый внутри шевелится хам – видимо, дело в нём.
Можется – скорбью скорбеть мировой, хочется – есть и спать,
альтернативно уйти в запой, в баню, на фитнес, в спа…
Но зависть к героям разлита в веках, память о них саднит:
вот, в Фермопилах разбили врага, и каждый из них погиб.
Как Леонид покупал свой дом? Ласков с женой был, груб? –
чтобы в ущелье остаться с клинком, вбитым врагом в грудь…
Также лепёшки пекла жена, мёд вытекал из сот,
когда его участь была решена и братьев его трёхсот.
«Душу за други»...
Так выбор мал, необозрим полёт,
много ли надо солдату ума, чтобы выйти вперёд –
выбрав, уже ощутив сродство с дымом родных пепелищ?

Тогда – ты ложишься всем телом в ствол! – навстречу судьбе летишь.

 

Фицжеральдовое

 

Это море – аккордами бьёт через край,
поглощая шумы, возражения, ропот,
приводя в соответствие трам-та-ра-рай,
гоп со смыком и джазовые синкопы.
Здесь
ни хлопок, ни ладан, увы, не растёт,
гулко волны вздымают кырымские камни,
и вбивается пауза медным гвоздём,
в прихотливую не музыкальную память.
Слышишь? –
чайки блюзуют, сорвавшись в фальцет –
на подпевках сирены, что бэк-вокалистки:
про Кырым*,
про Кырым,
за Кырым оце всэ –
так что волны смывают и крошат столицы
мировые – так! – море понтово поёт,
Понт Евксинский
с зажатой в Босфор горловиной,
а на саксе козёл, съев последний пейотль,
(идиёт или муфтий, вдруг ставший раввином),
выдувая чужие пенёнзы в дуду,
нам пророчит беду:
тара-рам,
ду-ду-ду –
всем пророчит беду на крови нам.
Здесь слагается лишь доминант-септаккорд,
не решенный ничьим музыкальным законом…
Элла, детка,
сдружившая с Торой попкорн,
научи нас спивать унисоном!
Напои же, мой Дон,
твою грудь, Посейдон,
Summertime – растекись шоколадом! –
в полусне не удары настенных часов,
это более чем  миллионный Ростов
слышит там, в ДНР, канонады.
Элла, девочка, море чернее тебя –
только скалы белы да коряги –
по-ми-ри, негритянка, славянских ребят,
спой им блюз,
как «из греков(!) – в варяги».
 

*Кырым − татарское название города, распространившееся на весь полуостров Крым.

 

Цикличное

 

юбочки колокольчиком
шляпки балы их величества
тюрьмы бомбисты подпольщики
облики меж обличьями
залп юнкера госпитали
броневики революция
Харбин упокой Господи
к стенке вернёмся Турция
нынешнее правительство
Крупская с пионэрами
Шагин. Шагал из Витебска
над Парижем фанерою
Тише воды челюскинцы
репродукторы Пленумы
Осоавиахим Союзкино
Сталин  заветы Ленина
кудрявая что ж ты не рада
тройки расстрельные списки
зэки конвой Правда
неотречение близких
вставай ты такая огромная
всё для Победы воронки
эшелоны груженые
раненные вести с фронта
жизнь будто день хрущёвка
в космосе и балете
воскресенье прощенное
Сталина бы болеем.

 

Портрет 2

 

«Гвозди бы делать из этих людей»

Николай Тихонов. «Баллада о гвоздях» , 1922.

 

Он духом не ведал о Гёте и Данте,
цитировал Сталина, чтил команданте,
и красную корочку ВКП(б)
хранил как кресало в холодной избе.
Он знал, что с чеченами будет война,
он видел, как плакал последний вайнах,
уверен: «лес рубят – щепки летят»,
считал: несогласных – топить, как котят.
Жена непокорная бита – тиха,
скончалась, хитрюга, на ней бы пахать.
Он зыркает глазом слепого орла
в мечте, чтоб расквартировалась гёрлА.
Порядок в постройках, соседям пример:
и по цепи  пёс, и для куриц вольер –
завидуют, суки, порядку его,
глядят исподлобья, как дарят плевок,
и косятся вдаль, на закопанный ров,
где батько расстреливал местных врагов,
ить, с тридцать седьмого при НКВД
грозою был батька в земле и в воде.

Он – скромное Федя сменил на Фидель,
от грозных парадов, как прежде, фигел,
за противоречия дети его
лишились наследства. Теперь никого.
Курортная зона – живет как в раю
у государства на самом краю,
властитель подворья из касты южан –
он стар – но по-прежнему страж рубежа.

Он вечером бродит в безлюдных местах
(здесь трудно с безлюдьем) –
и медленный страх –
ишь, скока людишек! – вползает под дых, –
веселых, упитанных, с женами их,
неверных и слабых, негожих на гвоздь,
вредителей, – эх-ма! – в стране развелось,
а справиться с алчной толпою не смог
ни Сталин, ни Гитлер,  ни Мао, ни Бог...

Как море бушует!.. – он сел на песке, –
вот, схиму бы взять и пожить как аскет,
все бросить, уехать, в какой-нибудь скит,
туда, куда батько ссылал – в Соловки!..
Он вытянул ноги, и, галькой шурша,
почуял: в нутрях всклокотала душа,
и с мыслью, что пёс не допустит чужих,
и куры подохнут без пищи – затих.

 

Степное

 

Красный язык лизнул стратосферу – зной.
Земная Собака тщетно пытается охладиться.
 

Дрожащее марево шкуры её степной
рыжеет местами, будто она – тигрица.
Но это неправда.
Седые её бока
сжались на рёбрах в судорогах апноэ.
Крик перепёлки,
жалобы мелких  птах –
до жаворонков не долетают в зное.
Что им? – купаются, падая с высоты,
тонкими крыльями струны сфирот смыкая...

Слушай же небо, Собака,
пред тем, как тебе остыть! –
музыка сфер изначально была святая...

...вот ...по горячей спине пробежала дрофа за жуком –
ей бы не уронить свой титул «степной страус» –

пе-ре-ка-ти-ла Собака в горле застрявший ком,
чувствуя, как повышается в Небе градус.

Лёгкая шерсть ковыля серебрится, запоминая штиль,
небо сосёт в бездонность зрачки мутноватые песьи,
дёрнулась голова, носом смахнув Итиль,
ветром поднявши облако черной взвеси.

Запахом тлена  ударило…
Чует – повсюду  гарь…
Смрад и разорище  битвы цивилизаций.
Экая разница вечности:
хан ты? каган или царь? –
коли не суждено ничему на Земле остаться?

...в глотке сливая шипенье и птичий свист,
припавши на лапы, в попытке исторгнуть слово,
взвыла Собака-земля, переходя на визг,
имя не помня уже своего, земного...

Стихшую  степь  наполняли чёрные облака,
выдуваясь из линии лопнувшего горизонта –
это татарская конница, на  чёртов помин легка,
выбивала позёмку.
_______________________________________________________________
Итиль (Атиль) − столица Хазарского каганата в середине VIII-X веков. Согласно средневековым источникам, находился в дельте Волги, однако археологические поиски Итиля пока не дали результатов, и точное его расположение остаётся неизвестным. Его описания оставлены в арабо-персидской географической литературе и в «Еврейско-хазарской переписке».

 

Розановское

 

Я – сучье племя. Голубых кровей
отчаянно храня переизбыток,
среди сородичей своих недоубитых,
пропагандистов племенных и сытых,
смотрюсь и веселей, и здоровей.
Горация читаю на суку
семейству врановых, живущему три века,
пока фонарь всесилен над аптекой,
пока язык Полонского и Фета
не откусил ни инкуб, ни суккуб.
Я выживаю, словно ирокез.
Толстовский слой давно перепахали –
где снег, как будто диссиденты, валит,
там крепких текстов нам видать едва ли,
здесь на литературе ставят крест.
Так и умру, издавшись на свои,
сомкну уста, как Розанов в могиле,
поём и пляшем – не читаем – мы ли?
чтоб через век его изъять из пыли
и  в колокол отчаянья звонить.

 

Мантра

 

Меня ты бросишь – я не вымру. Нет.
Я стану толще, может быть, и тише,
сойду в экологическую нишу –
in vitro, в трудоголики, в Рунет,
 в дела семьи (не путать с cosa nostra),
покрытосеменным взойду цветком,
увижу, как вразнос запущен дом,
и как во мне нужду имеет остро,
тем и спасусь.
Ты  не был Иисус –
овцой являлся, бренный человече...
И рана зарубцуется навечно,
и желчь приобретёт солёный вкус.

 

Праздник любования луной

 

Зной жестокий, и розы – бумагою на ветвях,

раскалённые камни вспыхивают на разломах,

женщины распахнулись, что клювы затихших птах,

в мареве не узнаёшь знакомых.

 

А вчера, не поверишь – сугроб на сугробе –  снег,

в нём синевели тени, стоя ногами на запад...

Лето – это взлететь в мезозой и оттуда смотреть

в закипающий стерилизатор.

 

Кажется, так после жизни выглядеть будет ад,

даже  луна раскалилась – красный свинцовый сурик,

щуриться привыкаем как дальний сосед- азиат,

любоваться луной  по японски – «цукими мацури».