Эзра Лумис Паунд

Эзра Лумис Паунд

Эзра Лумис ПаундЭзра Паунд (1885 – 1972) – американский поэт, переводчик, эссеист, издатель и редактор, основоположник и признанный идейный лидер англо-американского модернизма, одна из наиболее противоречивых и легендарных фигур в литературе XX века.

Паунд вошёл в историю мировой культуры как новатор и бунтарь, влюблённый в традицию, убеждённый в том, что новое возникает в искусстве лишь путем палингенеза (возрождения) и переосмысления древних эстетических форм. Его творчество с юных лет было ориентировано на высокие образцы поэзии античности и трубадуров, раннего англосаксонского Средневековья и французского барокко, итальянского Ренессанса и Древнего Китая.

Своей главной задачей поэт считал синтез литературных достижений разных эпох в рамках масштабного итогового лирико-эпического полотна. Таковым и стали паундовские «Cantos» – едва ли не самое сложное по форме, многослойному содержанию и смешению разнообразных языков произведение мировой поэзии прошлого столетия. Переводя стихи великих поэтов прошлого, Паунд призывал не воспроизводить, но создавать их заново средствами современного поэтического языка (to make new). Значение Паунда в истории мировой литературы определяется не только его собственными творениями и исследованиями, но также тем влиянием, которое он оказал на собратьев по перу, на их творчество и понимание искусства. Достаточно упомянуть Джеймса Джойса и Эрнеста Хемингуэя, Томаса Элиота и Рабиндраната Тагора, Роберта Фроста, Уильяма Карлоса Уильямса, Хильду Дулитл, Мэриан Мор, Арчибальда Маклиша, Чарльза Резникоффа, Луиса Зукофски, Аллена Гинзберга – таков неполный список тех, на кого повлиял Паунд или кого он поддерживал и протежировал. Наконец, Паунд выступил требовательным редактором, определившим облик двух главных произведений англоязычной модернистской прозы и поэзии – «Улисса» Джеймса Джойса и «Бесплодной земли» Томаса Стернза Элиота.

Вместе с тем, Эзра Паунд снискал дурную славу своими профашистскими взглядами и симпатиями, которые за малым не привели его на электрический стул и оттолкнули от него даже самых благодарных друзей и поклонников. В США он практически одновременно был признан крупнейшим в истории американской литературы поэтом и изменником родины. Боллингеновскую премию Библиотеки Конгресса США Паунд получил (став в 1949 году её первым лауреатом), находясь на лечении в госпитале Св. Елизаветы, куда поэт, признанный невменяемым, был принудительно помещён, что и спасло его от смертной казни

Эзра Уэстон Лумис Паунд родился 30 октября 1885 года в Хейли (штат Айдахо). Обучался в Пенсильванском университете и Гамильтон-колледже. Получив степень магистра и став стипендиатом Харрисона, в 1906 году совершил первую исследовательскую поездку в Европу, поселился в Мадриде, где работал над диссертацией, посвящённой образу шута в драматургии Лопе де Веги. Затем недолгое время преподавал романские языки в колледже Уобаш в Индиане, но там пришёлся не ко двору и вскоре решил покинуть не только колледж, но и Новый Свет.

Весной 1908 года прибыл в Венецию (город св. Марка поэт полюбил всем сердцем и вернулся в него полвека спустя, чтобы найти здесь последнее успокоение).

В Венеции появился первый сборник Паунда «A Lume Spento» (1908), включавший 45 стихотворений и вызвавший благосклонный отклик британских критиков, отметивших, что дебютная книга молодого американца отличается дикой страстностью, абсолютной поэтичностью и одухотворенностью. В том же 1908 году Паунд обосновался в Лондоне и очень быстро вошёл в литературные круги английской столицы. Стал членом «Клуба поэтов» (рифмачей). Некоторое время работал секретарём у выдающегося ирландского поэта У. Б. Йейтса, который высоко ценил как литературный дар Паунда, так и его мнение по различным вопросам искусства. В 1910 году вышел в свет первый опыт Паунда-критика – книга «The Spirit of Romance» («Дух романской литературы»). Его тонкие стилизации и переводы античной, провансальской, итальянской, а позднее и китайской поэзии, которые сам он именовал «масками», привлекли к нему внимание поэтов и филологов, не всегда однозначно восторженное, но неизменно заинтересованное. Уже в своих ранних лирических экспериментах Паунд раскрыл возможности верлибра, чем определил последующее развитие англоязычной поэзии на поколения вперед. Он активно сотрудничал с такими авторитетными изданиями, как «Poetry», «English review», «The New Age», «The Egoist», «Blast», на страницах которых не только интенсивно печатался сам, но и открывал новые таланты. Выступил идейным вдохновителем и лидером таких модернистских течений, как имажизм и вортицизм. Творческую энергию Паунда, стремительно создававшего стихотворные циклы, многочисленные переводы, критические статьи и манифесты новых эстетических школ, друзья уподобляли внезапно пробудившемуся вулкану.

 

Одна за другой вышли в свет его поэтические книги «Personae» (1909), «Exultations» (1909), «Canzoni» (1911), «Ripostes» (1912), «Cathay» (1915), «Lustra» (1916), «Umbra» (1920). В 1920 году публикуется программная поэма «Хью Селвин Моберли: жизнь и знакомства», посвящённая культурной атмосфере Лондона начала века. Приблизительно в 1915 Паунд приступает к реализации замысла, захватившего его на всю оставшуюся жизнь. Постепенно отказываясь от малых поэтических форм, он год за годом и из десятилетия в десятилетие пишет гигантскую лирико-эпическую «поэму с дозой истории» – «Cantos».

 

Эта небывалая по форме и объёму задач герметическая поэма была призвана стать кристаллизацией его взглядов на историю человечества и мировой культуры, соединив в себе глубокую исповедальность и поразительную широту освещения эстетических, философских, экономических и политических проблем в том сплаве, что возник в парадоксальном мировоззрении автора. «Cantos» были задуманы одновременно как нескончаемый лирический дневник и необъятная культурно-историческая панорама, а также как своеобразная «сумма» общечеловеческих духовных ценностей, и выходили частями в период с 1919 по 1970. Однако проект длиною в жизнь так и остался незавершённым.

В 1921 году Паунд поселяется в Париже, где становится одним из центров бурлящей культурной жизни. Он тесно общается с Андре Бретоном, Жаном Кокто, Эриком Сати, Игорем Стравинским, Джеймсом Джойсом, Коко Шанель и многими другими идейными вдохновителями и новаторами эпохи, среди прочих – с молодым Эрнестом Хемингуэем (последний вспоминал о своем ученичестве у Паунда тепло и благодарно в «Празднике, который всегда с тобой»: «Эзра… научил меня не доверять прилагательным»). В этот период Паунд выступил редактором «Улисса» Дж. Джойса и «Бесплодной земли» Т.  С. Элиота – эту прославленную поэму автор посвятил ему, как старшему учителю и превосходящему мастеру: «Эзре Паунду, il miglior fabbrо».

С 1924 Паунд обосновался в итальянском городе Рапалло, где прожил вплоть до принудительной отправки на историческую родину в качестве обвиняемого в государственной измене на исходе Второй мировой в 1945. Он не просто приветствовал фашистский режим Бенито Муссолини и открыто симпатизировал дуче, видя в нем едва ли не титана Возрождения, но сознательно пошёл на сотрудничество с этим режимом в сфере антисемитской, а затем, – после вступления США в войну со странами «оси», – и антиамериканской пропаганды. В эти зрелые годы Паунд, и раньше критиковавший свою родину, её образ жизни и культуру, уже не довольствовался маской разочарованного эстета-изгоя, но взял на себя роль неистового проповедника и ниспровергателя. Больше того, он вызвался наставлять и направлять на путь истинный сильных мира сего, государственных мужей, экономистов, политиков, с которыми пытался вступить в переписку или полемику. Ещё до начала войны Паунду ставили в вину то, что уединившись в Рапалло, вдали от мировых событий, спрятавшись в башне из слоновой кости и постоянно вводя себя в состояние глубокого поэтического транса посредством собственных же «Cantos», он активно, а порой даже агрессивно предлагал миру невнятные и в политическом плане сомнительные рекомендации по его оптимальному переустройству. Путая политику и поэтику или ставя знак равенства между ними, он вторгался на ту весьма опасную территорию, где его компетентность была минимальна. Однако умозрительными социально-философскими, политологическими и экономическими построениями дело не ограничилось: пресловутый альянс с итальянским фашизмом в разгар военного противостояния обернулся серией радиопередач откровенно профашистского и антиамериканского характера, которые транслировались на США. Даже после падения режима Муссолини Паунд упрямо выходил в эфир с призывами не прекращать сопротивление и защищать европейские ценности от вандалов-янки, при этом пользовался радиостанцией марионеточной Республики Сало. Вспомним: в прославившемся своей натуралистической жестокостью фильме Паоло Пазолини «Сало, или Сто двадцать дней Содома» персонажи-фашисты, в предчувствии своей неминуемой гибели затеявшие жуткую садистическую оргию, упоённо цитируют стихотворение Паунда.

 

26 июля 1943 года окружной суд США в округе Колумбия возбудил дело по обвинению Эзры Паунда в государственной измене. Американские войска вошли в Рапалло 1 мая 1945, и вскоре поэт был арестован. После предварительных допросов его перевели в Пизу, где располагалась центральная гауптвахта сухопутных сил США в Италии. Здесь содержались мародёры, насильники, убийцы. Шестидесятилетнего Паунда поместили в стальную клетку для особо опасных преступников размером шесть на шесть футов, стоявшую под открытым небом: командование опасалось, что профашистски настроенное местное население может сделать попытку освободить именитого узника.

Страх смертной казни, смешанный с быстро развившейся клаустрофобией, палящее солнце, пыль, полная изоляция, запрет на любое общение, включая разговоры с охраной, плохое питание оказали разрушительное воздействие на расшатанную психику поэта: вскоре он перестал узнавать окружающих, потерял память, его начали преследовать галлюцинации и кошмары… Этот опыт («На меня обрушился мир…») найдёт отражение в наиболее проникновенной части «Cantos» – «Пизанских песнях», за которые поэт, благодаря стараниям собратьев по перу и несмотря на своё плачевное положение, в 1949 году будет удостоен Боллингеновской премии Библиотеки Конгресса США.

В ноябре 1945 поступает приказ об отправке Паунда в Вашингтон, где его ожидает суд. Поставленный при психиатрическом освидетельствовании диагноз «паранойя» спасает поэта от смертной казни, обрекая на многолетнее заключение в госпитале св. Елизаветы. Двенадцать лет уходит на его вызволение из этой психиатрической тюрьмы.

 

В 1957 после личного обращения Роберта Фроста к президенту США, петиции, подписанной Жаном Кокто, Грэмом Грином, Игорем Стравинским и Уильямом Сарояном, а также ходатайств Э. Хемингуэя и Т.  С. Элиота (в защиту Паунда выступали и другие видные деятели культуры) одиозный мэтр модернизма смог выйти на свободу. Он был освобождён с негласным запретом писать на политические темы (которым, по словам того же Хемингуэя, следовало ограничить «охотничью лицензию Паунда»). Выбросив руку в фашистском салюте перед репортёрами, поэт ступил на борт теплохода «Христофор Колумб» и отправился в Италию.

Последние годы жизни Эзры Паунда прошли в затворничестве и запоздалом раскаянье. Подобно Дон Кихоту, незадолго до смерти прозревшему и осознавшему всю иллюзорность и безрассудность былых рыцарских устремлений, он устыдился своих антисемитских взглядов и утопических идей, озвученных под аккомпанемент чудовищной мировой бойни, и признал, что «Cantos» в конечном счёте оказались чем-то вроде единолично возведённой вавилонской башни, в которой чужеродные друг другу языки так и не пришли к гармоничному полифоническому звучанию. Считая этот проект «бессмыслицей», он завершил его покаянными строками:

 

Я пытался Рай написать

Не вспугните

Пусть ветер расскажет,

какой он, рай.

 

Да простит мне Господь всё, что Я

содеял

Те, кого Я люблю, да простят мне

всё, что Я содеял.

 

Согласно легенде, Паунд, всю жизнь витийствоваший, перед смертью замолчал. Вступать в диалоги он был склонен с немногими избранными, например, с Алленом Гинзбергом, видевшим в нём предтечу битнического поколения и пророка американской исповедальной поэзии; или с Паоло Пазолини, который, решив взять у поэта-фашиста интервью, задавал ему беспощадные вопросы. «Молчание само выбрало меня», – говорил он. И, указывая на сердце: «Вот, где ад».

 

Эзра Паунд умер ночью 1 ноября 1972 года во сне, отпраздновав в узком кругу восемьдесят седьмой день рождения. Могила Паунда находится на кладбище Сан Микеле в Венеции. Там же похоронены его великие русские современики Дягилев и Стравинский. А также Иосиф Бродский, неприязненно относившийся к Паунду из-за политических (антисемитских) воззрений последнего, но, по собственному признанию, тоже не избежавший его школы и переводивший в юности стихи крупнейшего американского поэта-модерниста.

 

Илья Имазин

 

См. также:

Александр Генис. Без языка. Эзра Паунд / Иностранная литература 1999, №9.

http://magazines.russ.ru/inostran/1999/9/genis.html

Ян Пробштейн. Эпоха Паунда. K 130-летию со дня рождения Эзры Паунда (1885 – 1972) http://gefter.ru/archive/16418

Подборки стихотворений