Элла Фонякова

Элла Фонякова

Элла ФоняковаХудожник и писатель (прозаик, драматург, переводчик, поэт).

После окончания Ленинградского университета много лет работала в Сибири как журналист. Первая книга – повесть о ленинградской блокаде «Хлеб той зимы», во многом автобиографичная – была впервые напечатана в Новосибирске, затем неоднократно переиздавалась, была переведена на несколько языков (английский, немецкий, болгарский, эстонский, фарси).

Повесть «Сопредельность» (о жизни интернациональной – русско-латышской – ленинградской семьи) была удостоена премии имени Гоголя на Санкт-Петербургском литературном фестивале (2005).

Пьесы ставились на сценах театров и на радио.

В последние годы писала и публиковала стихи (преимущественно свободные – верлибры).

Вышло четыре поэтических сборника. 

 

(про то и это эллы фоняковой) 

Стихи в ленту текущих новостей не попадают, потому что современное общество стихами интересуется мало, а поэты устали доказывать себе самих себя. Написать стихи, попасть в журнал, опубликовать книжку – ещё не значит выйти в свет, поэтому стихи теперь не объединяют, а скорее даже разлучают внутренних и внешних людей информационного общества. А жаль! Мне показалось, что одностишие Эллы Фоняковой, под многозначительным названием «Экономическая ода», заслуживает широкой пропаганды вдоль дорог на так полюбившимся нашей эпохе баннерам. Вот этот текст:

ООО! ООО! ООО!

Элла ФоняковаЛучше не скажешь о текущем моменте истории! Всего одна буква использована автором, но как точно и много поэт поведал о современной ситуации в стране, которую захватили «оошки» разных мастей, прививая мистификацию социального процветания наших дней. Такой текст не мог родиться двадцать лет назад, он будет непонятен и через полвека. Он умрёт в сегодняшнем дне с нами и в нас. Но сегодня – это блестящая опоэтизированная характеристика, выхваченная из текущей современности, которая тяготеет к новой золотой лихорадке минуты славы, которой одурачены новые телетолпы России.
Именно на таких поэтических фактах построена книга верлибров Эллы Фоняковой – мгновение, деталь, зарисовка, вырванные взглядом питерского поэта и журналиста из контекста повседневности и записанные в дневник. Где бы ни побывал поэт последние два года, он всюду находит повод для написания коротких и расширенных поэтических текстов, которые могут сказать читателю больше о времени и эпохе, чем многие информационные ленты.
Что можно поведать нового о двух цивилизациях – русской и американской? Тома исписаны, создавая новую ритмическую идеологию противостояния. Но вот поэт подсмотрел ещё одну большую разницу, не в нашу пользу, в крохотном эпизоде, который мог остаться незамеченным, если бы не оказался рядом летописец:
 

Мэр флоридского Санкт-Петербурга
Дружески пожал нам руки…
Гостей «фром Рашия» представили ему
Прямо на улице, во время парада
В честь дня рождения
Мартина Лютера Кинга.
Нашу краткую беседу
Внезапно прервала девочка,
Вертевшаяся рядом:
У неё на обуви развязался шнурочек!
Двухметровый мэр,
Мигом согнувшись в три погибели,
Ловко и аккуратно шнурок завязал.
Девчушка устремилась
Вслед удаляющемуся
Праздничному шествию…
Эпизод застрял в памяти.
Помню, мне тогда подумалось:
А нашей-то молодой демократии,
Пожалуй, до ихней-то старой,
Ещё далековато…

 

Невольно возникает желание этот текст превратить в листовки, и положить на рабочие столы Президента, губернаторов и мэров городов всей России. Ведь поэт рассмотрел что-то большее в чужой жизни, чего не доносят наши журналисты, и чего так не хватает нам. Или наши властители способны только публично целовать живот неизвестного мальчика перед телевизионными камерами, когда знают, что этот кинопоступок будет показан по всему миру. А завязать шнурок ребёнку, когда это нужно по ходу дела, без сценария, написанного заранее, русским не по силам?
Поэзия живёт подслушивая тишину, где подлинные лирические герои остаются незамеченными. Эту метамысль диктует божественным глаголом верлибра поэт Элла Фонякова. Мне часто кажется, что век литературы закончился, а писатели остались и продолжают сочинять то, что никому больше не понадобится… Но разве можно равнодушно пройти мимо такого текста:
 

Он пил, курил, распутничал в своё удовольствие.
Но глаза его жены светились любовью.
Он мог внезапно уехать надолго, неведомо куда.
Её глаза светились любовью.
Мог выгрести на водку всю домашнюю заначку.
Но её глаза светились любовью.
Он хворал, старился, дряхлел.
Её глаза светились любовью,
Потом его не стало.
Её глаза продолжают светиться
Любовью…

 

Поэтический дневник Эллы Фоняковой убеждает, что по-прежнему в современном мире разлита поэзия, которой торгашеская повседневность отказывает в праве на существование. Главное, что эти факты и события встретил поэт, увидел их и донёс читателю, как капельки дождя сквозь увеличительное стекло божественного глагола.
 

Владимир Монахов

 

Печальный постскриптум

 

Запись на форуме-45...

12.04.2012 13:35:19

Не стало замечательного художника, писателя и поэта, нашего автора Эллы Фоняковой. Скорбим...

Подборки стихотворений