Ефим Гаммер

Ефим Гаммер

Четвёртое измерение № 28 (592) от 1 октября 2022 года

Стиходжаз

Однострок и импровизация на его тему

 

Жизнь наша зачата с тоски

 

Жизнь наша зачата с тоски.

Зачать иначе не сумели.

И ни к чему здесь параллели,

когда история – витки.

 

Когда история – витки

 

Когда история – витки,

дожить попробуй до зарплаты.

Не видно в будущем ни зги,

и прошлое – отнюдь – не рядом.

 

И прошлое – отнюдь – не рядом

 

И прошлое – отнюдь – не рядом.

Оно в петле, где стыд и горе.

Соваться же туда не надо:

петля окажется на горле.

 

Петля окажется на горле

 

Петля окажется на горле,

Когда история – витки.

Товарищей не встретишь ныне в стойле,

Сегодня там тусуются братки.

Импровизация на тему

строчки Евгения Евтушенко:

«Пусть натянуты нервы как провода»

 

И над городом «Нет»,

и над городом «Да»

Божий высверкнул след,

но исчез без следа.

«Пусть натянуты нервы

как провода»,

город «Нет» город «Да»

поцелует в уста.

В их священный союз

не допущен порок.

город «Нет» скажет: «Да!»

С тем и спустит курок.

Импровизация на тему

строчки Андрея Вознесенского

«голос, украденной тьмой Лужников»

 

Не выгляжу покойником

на фоне мудрых слов,

а соловьём-разбойником

из наших Лужников

свищу-свищу напористо,

два пальца в рот вложив.

Свищу, и мне не боязно.

Свищу, пока я жив.

Импровизация на тему

строчки Бориса Пастернака

«Как птице мне ответит эхо»

 

Мой друг охотится за эхом.

И потому не любит город.

Однажды он ко мне заехал

и пригласил с собою в горы.

Я согласился, и мы вместе

карабкались по горным складкам.

Неверный шаг – и ухнешь в бездну,

вдогонку за душой, ушедшей в пятки.

Но эхо нас не сбило с толку.

Ущелья нас не подвели.

И голос – в небо, гулкий, долгий,

как отражение земли.

 

Импровизация на тему

строчки Максимилиана Волошина

«Кто передаст потомкам нашу повесть?»

 

Ну, что сказать? В архивах – ничего.

Ущербный век истории не ведом.

Укрылся вымыслом, на откуп дан поэтам

и превратился в мускул речевой.

Ну что сказать? Лес срублен топором.

А выдумки растут, в легендах роясь.

Чем дальше, тем объёмней повесть.

И нет живых. Лишь мёртвые кругом.

Импровизация на тему

строчки Елены Иоффе

«Когда мне исполнится вечер»

 

1

Исполнится вечер, исполнится.

Исполнится вечер полночью.

Еврейская удаль да русский размах –

исполнится вечер. На полных парах

приблизится поезд. А в небе – вечор! –

настырное скопище бодрых ворон.

И каждый чернец лихо каркает – с понтом:

«Я стрелочник ваших земных горизонтов!»

Исполнится вечер, обручится с ночью,

и снова сквозь бестолочь плыть к многоточью

слезы, обожжённой выдохом солнца,

либо надежде, что кто-то спасётся.

 

2

Душеприказчики мысли.

Душенастройщики нови.

Веет библейской жизнью

в сердце, душе и слове.

Когда вдруг исполнится вечер,

окажешься наготове,

что вечер твой тоже не вечен,

пришло: исполняться в слове.

На одной волне

Цитата – затем импровизация

 

Цецилий Стаций

«Живи как можешь, раз нельзя как хочется».

 

И жизнь войдёт в такой виток,

Что даже добрая пророчица

Тебя не пустит на порог.

 

Бодлер

«Работать не так скучно, как развлекаться».

 

Сколько ни смейся, устанешь смеяться.

 

Свифт

«Лишь очень немногие живут сегодняшним днём.

Большинство готовится жить позднее».

 

И лупят о стенку расквашенным лбом

В надежде на выигрыш в лотерею.

 

Герберт Джордж Уэллс

«Цинизм – это юмор в плохом настроении».

 

Душа не болит, если занята тлением.

И сердце не греет, и мысль не горит.

И лодка сверхсчастья разбита о быт.

 

Станислав Ежи Лец

«Подсунь свою мечту врагам».

 

Чтоб им ослепнуть, тут и там

Увидев при посредстве призм

Построенный в боях социализм.

 

Джазовая комедия на тему

«Кто виноват?»

 

Тема

 

Тропинки вымокли лесные.

Водою залиты следы.

Дожди, дожди по всей России.

И грусть. И ропот. И суды.

 

Импровизация 1

 

Дожди, дожди по всей России.

Из дали в даль. Из края в край.

Дожди, дожди. И часовые.

И затяжной собачий лай.

 

Гниют наличники резные.

И рожь гниёт, не видя свет.

Дожди, дожди по всей России.

И нет Мессии. Нет и нет!

 

Импровизация 2

 

Приметы времени такие –

не разобидеть бы кого.

Кто виноват? Пишу стихи я,

и знать не знаю ничего.

 

Емелька из легенд отозван.

Прогнали Стеньку сквозь экран.

И боль – тоска. Но поздно, поздно

рвёт на груди меха баян.

 

Импровизация 3

 

Но нет, но нет стези заветной,

всесветной, ясной и прямой!

Умом я тронусь! Незаметно

я стану кем-то, но не мной.

 

Импровизация 4

 

Чиновником, партийцем, боссом,

властителем, чужой судьбой.

А я хочу бежать – пусть босым! –

но лишь за истинным собой.

 

Импровизация 5

 

Уходят малые – большие.

Уходят люди невзначай.

И незаметно… Были-жили,

хлеб с маслом ели, пили чай.

 

Им ничего уже не страшно!

Так пусть они доскажут речь.

А где? Как будто это важно…

Важнее камень скинуть с плеч.

 

Импровизация 6

 

Забытье – странная услада.

Но вот проснулся, и опять

на выбор: ад иль то, что рядом,

с названьем – рай. Куда шагать?

 

Податься в рай? Пустое дело.

Баклуши бить? Гулять в саду?

А замордованное тело

работы просит хоть в аду.

 

Вдруг – сверх зарплаты – рубль положат?

Путёвкой в рай вдруг наградят?

Что размышлять? В руках всё Божьих.

И спорить что? Привычней ад.

 

Импровизация 7

 

Но донесли. И по начальству

пришлось наладить обходной,

чтобы послали в одночасье

опять за долюшкой земной.

 

– Привычней ад? Ну, что ж, не сетуй!

Сейчас запустим в твою мать!

И запустили, как ракету,

туда, где жаждал побывать.

 

Импровизация 8

 

И вот я там, в земной прихожей.

В конце туннеля – свет и гам.

– Мессия – да? Посланец Божий?

– Посланец. Да! Послали к вам!

 

– Пришёл по адресу, Россия!

Ты не робей, ходи сюды!

…И вышел я. Дожди косые.

И грусть. И ропот. И суды.

 

Автор джазовой комедии

 

Кто виноват?

Бум-бум! Бам-бам!

Направо – нос.

Налево – глаз.

А истина ночует

там,

где нас...

Нет нас.

Джазовая композиция на тему

«Былое и думы»

 

Тема:

 

Всё призрачно,

что вижу я в былом…

Колеблемый

незримыми ветрами,

Иду сквозь жизнь.

А жизнь,

меняя рамы,

идёт во мне –

и тоже –

напролом.

 

Рояль

 

Страдать, стыдиться, увядать

и сознавать тайком,

что больше, чем случилось знать,

не знать уже потом.

На болевые рубежи

не побежать стремглав,

клочки израненной души

лечить настоем трав.

Не изыскать в себе путей –

неведомых, как встарь.

И ощущать среди людей

сгоревшей тайны гарь.

Страдать, стыдиться, увядать

и строить мёртвый дом,

где больше, чем случилось знать,

не знать уже потом.

 

Саксофон

 

В строке не сыскать нам

уютного слова,

такого родного –

не слова, а крова.

И мучиться, мучиться,

мучиться снова,

как будто мученья –

основа живого.

Куда ни податься,

Везде мы «не здешни»,

И всюду нам «здешние»

сны безутешны.

А вешние ветры,

как прежде, поспешны.

Но наши углы

уже вовсе не смежны.

 

Контрабас

 

И на той, и на этой

чужбине

плачут козыри

битыми картами.

Обернулись

Ваалы Астартами,

запекаются идолы

в сплине.

Заплутали

заёмные боги

на дороге,

датами выстланной.

И подобно

последнему выстрелу,

при последнем

затеряны вздохе.

 

Кларнет

 

Поднимался

паводком души

и кружил

по суводи рассвета.

Если и случались

миражи, –

не на лжи,

больной

тоской и бредом.

Если и случались, –

за гроши

миражи

я раздавал поэтам.

 

Ударные

 

Флаги

спускают

по умершим.

Мёртвые

сраму

не имут.

Мёртвые

кости

не стынут.

Мёртвое

сердце

не греет.

Мёртвая

совесть

молчит.

 

Автор композиции

 

Астрономы,

сидящие

под блестящими на солнце

куполами глаз

моей возлюбленной,

обнаружили

на расстоянии

тысячи парсеков

голубые туманности –

мои

голубые глаза.

И все они

тотчас

были удостоены

Нобелевской премии –

стоило мне

всего раз улыбнуться…

Посмеёмся над этим,

друзья.