Давид Самойлов

Давид Самойлов

Все стихи Давида Самойлова

C эстрады

 

Вот я перед вами стою. Я один.

Вы ждёте какого-то слова и знанья,

А может – забавы. Мол, поглядим,

Здесь львиная мощь или прыть обезьянья.

 

А я перед вами гол как сокол.

И нет у меня ни ключа, ни отмычки.

И нету рецепта от бед и от зол.

Стою перед вами, как в анатомичке.

 

Учитесь на мне. Изучайте на мне

Свои неудачи, удачи, тревоги.

Ведь мы же не клоуны,

но и не боги.

И редко случается быть на коне!

 

Вот я перед вами стою. Я один.

Не жду одобрения или награды.

Стою у опасного края эстрады,

У края, который непереходим.

 

1964

 

* * *

 

З. Гердту

 

Артист совсем не то же, что актёр.

Артист живёт без всякого актёрства.

Он тот, кто, принимая приговор,

Винится лишь перед судом потомства.

 

Толмач времён, расплющен об экран,

Он переводит верно, но в итоге

Совсем не то, что возвестил тиран,

А что ему набормотали боги.

 

1987

 

 

Бандитка

 

Я вёл расстреливать бандитку.

Она пощады не просила.

Смотрела гордо и сердито.

Платок от боли закусила.

 

Потом сказала: «Слушай, хлопец,

Я всё равно от пули сгину.

Дай перед тем, как будешь хлопать,

Дай поглядеть на Украину.

 

На Украине кони скачут

Под стягом с именем Бандеры.

На Украине ружья прячут,

На Украине ищут веры.

 

Кипит зелёная горилка

В белёных хатах под Березно,

И пьяным москалям с ухмылкой

В затылки тычутся обрезы.

 

Пора пограбить печенегам!

Пора поплакать русским бабам!

Довольно украинским хлебом

Кормиться москалям и швабам!

 

Им не жиреть на нашем сале

И нашей водкой не обпиться!

Ещё не начисто вписали

Хохлов в Россию летописцы!

 

Пускай уздечкой, как монистом,

Позвякает бульбаш по полю!

Нехай як хочут коммунисты

В своей Руси будуют волю...

 

Придуманы колхозы ими

Для ротозея и растяпы.

Нам всё равно на Украине,

НКВД или гестапо».

 

И я сказал: «Пошли, гадюка,

Получишь то, что заслужила.

Не ты ль вчера ножом без звука

Дружка навеки уложила.

 

Таких, как ты, полно по свету,

Таких, как он, на свете мало.

Так помирать тебе в кювете,

Не ожидая трибунала».

 

Мы шли. А поле было дико.

В дубраве птица голосила.

Я вёл расстреливать бандитку.

Она пощады не просила.

 

1944 - 1946

 

Блок. 1917

 

В тумане старые дворцы

Хирели,

Красногвардейские костры

Горели.

Он вновь увидел на мосту

И ангела, и высоту.

Он вновь услышал чистоту

Свирели.

 

Не музыка военных флейт,

Не звёздный отблеск эполет,

Не падший ангел, в кабарет

Влетевший – сбросить перья...

Он видел ангела, звезду,

Он слышал флейту, и на льду

Невы он видел полынью

Рождественской купелью.

 

Да, странным было для него

То ледяное рождество,

Когда солдатские костры

Всю ночь во тьме не гасли.

Он не хотел ни слов, ни встреч,

Немела речь,

Не грела печь,

Студёный ветер продувал

Евангельские ясли.

 

Волхвы, забившись в закутки,

Сидели, кутаясь в платки, –

Пережидали хаос.

И взглядывали из-за штор,

Как полыхал ночной костёр,

Как пламя колыхалось.

 

«Волхвы! Я понимаю вас,

Как трудно в этот грозный час

Хранить свои богатства,

Когда весёлый бунтовщик

К вам в двери всовывает штык

Во имя власти и земли,

Республики и братства.

 

Дары искусства и наук,

Сибирских руд, сердечных мук,

Ума и совести недуг –

Вы этим всем владели.

Но это всё не навсегда.

Есть только ангел и звезда,

Пустые ясли и напев

Той, ледяной свирели.

 

Увы! Мы были хороши,

Когда свершался бунт души,

Росли богатства духа.

Сегодня нам отдать их жаль,

Когда возмездья просит сталь

И выстрел ветреную даль

Простёгивает глухо!»

 

Да, странным было для него

То ледяное рождество

Семнадцатого года.

Он шёл и что-то вспоминал,

А ветер на мосту стенал,

И ангел в небе распевал:

«Да здравствует свобода!»

 

У моста грелись мужики,

Весёлые бунтовщики.

Их тени были велики.

И уходили патрули

Вершить большое дело.

Звезда сияла. И во мгле

Вдали тревогу пел сигнал.

А рядом «Интернационал»

Свирель тревожно пела.

 

Шагал патруль. Вот так же шли

В ту ночь седые пастухи

За ангелом и за звездой,

Твердя чужое имя.

Да, странным было для него

То ледяное рождество,

Когда солому ветер грёб

Над яслями пустыми.

 

Полз броневик. Потом солдат

Угрюмо спрашивал мандат.

Куда-то прошагал отряд.

В котле еда дымилась.

На город с юга шла метель.

Замолкли ангел и свирель.

Снег запорашивал купель.

Потом звезда затмилась...

 

1967

 


Поэтическая викторина

* * *

 

В этот час гений садится писать стихи.

В этот час сто талантов садятся писать стихи.

В этот час тыща профессионалов

садятся писать стихи.

В этот час сто тыщ графоманов

садятся писать стихи.

В этот час миллион одиноких девиц

садятся писать стихи.

В этот час десять миллионов влюблённых юнцов

садятся писать стихи.

 

В результате этого грандиозного мероприятия

Рождается одно стихотворение.

Или гений, зачеркнув написанное,

Отправляется в гости.

 

1981

 

* * *

 

Возвращенье от Анны,

Возвращенье ко мне.

Отпаденье от камня,

Восхожденье к волне.

 

До свидания, память,

До свиданья, война.

До свидания, камень,

И да будет волна!

 

Память – смертным отрада.

Камень – мёртвым почёт.

А благая прохлада

Пусть течёт и течёт.

 

До свидания, слава.

До свиданья, беда.

Ведь с волной нету слада,

И она – навсегда.

 

Память, память, ты – камень,

Ты под стать валуну.

Всё равно мы не канем,

Погрузившись в волну.

 

До свиданья, Державин

И его времена.

До свидания, камень,

И да будет волна!

 

Нет! Отнюдь не забвенье,

А прозрение в даль.

И другое волненье,

И другая печаль.

 

И другое сверканье,

И сиянье без дна…

До свидания, камень!

И да будет волна!

 

1971

 

* * *

 

Давайте защитим людей

От войн, обмана и насилья!

Иначе для чего нам крылья

Орлов, пегасов, лебедей?

 

Давайте проясним мозги,

Запорошённые враждою,

Промоем светлою водою

Глаза не видящих ни зги.

 

Давайте выправим хребты,

Замлевшие дугообразно,

Иначе назначенье праздно

Поэзии и красоты.

 

Давайте наше ремесло

Сравним с искусством врачеванья,

Ведь нету лучшего призванья,

Покуда существует зло.

 

И люди будущей земли,

Быть может, скажут нам спасибо.

Мы быть прекраснее могли бы,

Но быть уместней не могли…

 

1960

 

Двор моего детства

 

Ещё я помню уличных гимнастов,

Шарманщиков, медведей и цыган

И помню развесёлый балаган

Петрушек голосистых и носатых.

 

У нас был двор квадратный. А над ним

Висело небо – в тучах или звёздах.

В сарае у матрасника на козлах

Вились пружины, как железный дым.

 

Ириски продавали нам с лотка.

И жизнь была приятна и сладка...

 

И в той Москве, которой нет почти

И от которой лишь осталось чувство,

Про бедность и величие искусства

Я узнавал, наверно, лет с пяти.

 

Я б вас позвал с собой в мой старый дом.

(Шарманщики, петрушка – что за чудо!)

Но как припомню долгий путь оттуда –

Не надо! Нет!.. Уж лучше не пойдём!

 

1966

 

Девочка

 

Восемь дней возила иудеев

Немчура в песчаные карьеры.

Восемь дней, как в ночь Варфоломея,

Землю рыли и дома горели.

 

«Слушай, Бог!» – кричали их раввины.

«Слушай, Бог!» – рыдали их вдовицы.

И Господь услышал неповинных –

Спас одно дитя от рук убийцы

 

Девочка, растрепанный галчонок,

Бурей исковерканная птаха.

И глаза – не как у всех девчонок –

Полусумасшедшие от страха.

 

Я обнял несчастного ребёнка,

Сел на покосившемся крыльце с ней,

Расчесал ей волосы гребёнкой,

Волосы из «Песни Песней».

 

Девочка! И я ношу и грею

Под личиной грубой и несхожей

Сердце Божьей милости евреев,

Милости не заслуживших Божьей.

 

1944

 

 

* * *

 

День выплывает из-за острова

И очищается от мрака

С задумчивостью Заболоцкого,

С естественностью Пастернака,

 

Когда их поздняя поэзия

Была дневной, а не вечерней,

Хотя болезнь точила лезвия

И на пути хватало терний.

 

1980-1986

 

* * *

 

Деревья должны

Дорасти до особой высоты,

Чтобы стать лесом.

Мысли должны

Дорасти до особой высоты,

Чтобы стать Словом.

Больше ничего не надо,

Даже ухищрений стиха.

 

Не позднее 1980

 

Деревянный вагон

 

Спотыкался на стыках,

Качался, дрожал.

Я, бывало, на нарах вагонных лежал.

Мне казалось – вагон не бежал, а стоял,

А земля на какой-то скрипучей оси

Поворачивалась мимо наших дверей,

А над ней поворачивался небосвод,

Солнце, звёзды, луна,

Дни, года, времена…

Мимо наших дверей пролетала война.

 

А потом налетали на нас «мессера».

Здесь не дом, а вагон,

Не сестра – медсестра,

И не братья, а – братцы,

Спасите меня!

И на волю огня не бросайте меня!

 

И спасали меня,

Не бросали меня.

И звенели – ладонь о ладонь – буфера,

И состав

Пересчитывал каждый сустав.

И скрипел и стонал

Деревянный вагон.

А в углу медсестра пришивала погон.

 

А в России уже начиналась весна.

По откосам бежали шальные ручьи.

И летели недели, года, времена,

Госпитальные койки, дороги, бои,

И тревоги мои, и победы мои!

 

1962

 

Дневник

 

Писал при свете фитилька

Дневник. Страницы дневника

Ещё дышали жаром боя,

Азартом русского штыка,

Огнём возвышенных мгновений,

Разрозненностью впечатлений.

 

Писал французский свой дневник

Поручик русский,

                              ученик

Парни, Шенье, Дидро, Декарта

И ненавистник Бонапарта.

 

Писал округло и легко

О том, как был хорош Нико,

Его наперсник и приятель,

Как был упорен неприятель,

Как дрогнул было левый фланг,

О том, как был ужасен вид

Отбитых у французов флешей,

Что Пестель-прапорщик как леший

Дрался и, кажется, убит.

 

Писал возвышенным пером

Про славный подвиг генерала…

Писал…

              Кругом огни привала

Дымились. Осень простирала

Свои печальные поля.

И ветер в гренадёрских соснах

Гудел, как мачты корабля…

 

Откуда было знать ему,

Поклоннику чужого слога,

Что приведёт его дорога

В Москву, и дальше, за Москву,

Через леса, через болота,

Пургой продутые насквозь,

Где воспитанье патриота

Недавно только началось!

 

Пиши, герой!

                      Пари, поручик,

Подобно лёгкому перу,

Пусть совесть будет твой попутчик

В бою, в Париже, на пиру.

 

И может быть, в том декабре

В рядах мятежного каре

Ты будешь стынуть на Сенатской.

И там направишь пистолет

На боевого генерала,

Героя прежних юных лет.

Но та десница, что карала

Врага, вдруг дрогнет… Странный век!

Ты пистолет уронишь в снег.

 

Пиши, пиши! Сверкай очами!

Поёт походная труба,

Дымят костры… А за плечами

России грозная судьба.

 

Не позднее 1962

 

* * *

 

Еврейское неистребимо семя.

И как его жестоко ни полоть,

Мы семь столетий имя, а не племя,

Страданье, воплотившееся в плоть.

 

Ответственны за все грехи Востока,

Испании, Германии, Руси,

Не требуй же теперь за око око,

Глас вопиющего, не голоси.

 

Пощады нет ни старцам, ни младенцам.

И каждый сильный слаб, а слабый яр.

Дымит, дымит невиданный Освенцим

И ямы разверзает Бабий Яр.

 

Но если в человецах мир настанет,

И ближнего не оскорбит никто,

Пускай нас до последнего не станет.

Я отпер дверь. И застегнул пальто.

 

1989

 

* * *

 

Если вычеркнуть войну,

Что останется – не густо.

Небогатое искусство

Бередить свою вину.

 

Что ещё? Самообман,

Позже ставший формой страха.

Мудрость – что своя рубаха

Ближе к телу. И туман...

 

Нет, не вычеркнуть войну.

Ведь она для поколенья –

Что-то вроде искупленья

За себя и за страну.

 

Простота её начал,

Быт жестокий и спартанский,

Словно доблестью гражданской,

Нас невольно отмечал.

 

Если спросят нас юнцы,

Как вы жили, чем вы жили?

Мы помалкиваем или

Кажем шрамы и рубцы.

 

Словно может нас спасти

От упреков и досады

Правота одной десятой,

Низость прочих девяти.

 

Ведь из наших сорока

Было лишь четыре года,

Где нежданная свобода

Нам, как смерть, была сладка.

 

1961

 

Железная мазурка

 

Мы в дом постучались ночью,

Нам сразу дверь отворили.

Тогда я увидел очи,

Очи панны Марыли.

 

Зрачки её были бездонны

От ужаса и от боли.

В них руки ломали мадонны

В огненном ореоле.

 

Над городом порохом пахло,

И жжёным железом, и толом.

Кудлатое пламя, как пакля,

Металось над старым костёлом.

 

Всё прядало и мельтешило,

И тени качались в проулке.

И сразу метель закружила

Под звуки железной мазурки.

 

О, старая польская лира!

О, музыка, слава и нега!

О, бледная панна Марыля

В мазурке света и снега!

 

Я дверь прикрыл за собою,

Шагнул я грубо и смело.

И окон стекло голубое

Плясало, дрожало и пело.

 

Окно озарялось ракетой

И сразу ночь выцветала.

Над женщиной полураздетой

Три зеркала хохотало.

 

А может, сама Марыля

Смеялася? Не сама ли?

В зрачках её, спутав крылья,

Три ангела руки ломали.

 

Снег вспыхивал за занавеской,

И дымы метались, как бурки,

Плясал городок мазовецкий

Под звуки железной мазурки.

                                       

Около 1961

 

 

* * *

 

Жизни первая треть.

Надо любить и смотреть

В мир очарованным оком.

 

Жизни вторая треть.

Замысел должен созреть

Где-то в укрытье глубоком.

 

Жизни последняя треть.

Осуществить.

Умереть.

 

1974

 

Завсегдатай

 

Из всех печей, из всех каминов

Восходит лес курчавых дымов.

А я шагаю, плащ накинув

И шляпу до бровей надвинув.

 

Спешу в спасительный подвальчик,

Где быстро и неторопливо

Рыжеволосый подавальщик

Приносит пару кружек пива.

 

Вторая кружка для студента,

Косого дьявола из Тарту,

Который дважды выпил где-то

И починает третью кварту.

 

Он в сером свитре грубой вязки,

По виду – хват и забияка,

Он пьёт и как-то залихватски

Разламывает шейку рака.

 

Он здешний завсегдатай.  Дятел,

Долбящий ресторанный столик.

Он мефистофель и приятель

Буфетчицы и судомоек.

 

Поклонник Фолкнера и йоги,

Буддизма и Антониони,

Он успокоится в итоге

На ординарном эталоне.

 

Он не опасен.  Пусть он шпарит

Двусмысленные парадоксы

И пусть себе воображает,

Что он силён в стихах и в боксе.

 

Мне нравится его весёлость,

Как он беспечен и нахален,

И даже то, как тычет в соус

Огрызок сигареты «Таллин».

 

А в круглом блюде груда раков,

Пузырчатый янтарь бокала,

И туч и дымов странный ракурс

В крутом окне полуподвала.

 

1972

 

* * *

 

Закатам облака к лицу,

Как Пушкину и Лермонтову гибель.

Подобен краткий ливень

Лиловому свинцу.

 

Когда закат похож на бой,

Взлетают грозные богини.

Здесь не сраженье меж собой,

А бой меж нами и другими.

 

1981

 

Конец Пугачёва

 

Вьются тучи, как знамёна,

Небо – цвета кумача.

Мчится конная колонна

Бить Емельку Пугача.

 

А Емелька, царь Емелька,

Страхолюдина-бандит,

Бородатый, пьяный в стельку,

В чистой горнице сидит.

 

Говорит: «У всех достану

Требушину из пупа.

Одного губить не стану

Православного попа.

 

Ну-ка, батя, сядь-ка в хате,

Кружку браги раздави.

И мои степные рати

В правый бой благослови!..»

 

Поп ему: «Послушай, сыне!

По степям копытный звон.

Слушай, сыне, ты отныне

На погибель обречён...»

 

Как поднялся царь Емеля:

«Гей вы, бражники-друзья!

Или силой оскудели,

Мои князи и графья?»

 

Как он гаркнул: «Где вы, князи?!»

Как ударил кулаком,

Конь всхрапнул у коновязи

Под ковровым чепраком.

 

Как прощался он с Устиньей,

Как коснулся алых губ,

Разорвал он ворот синий

И заплакал, душегуб.

 

«Ты зови меня Емелькой,

Не зови меня Петром.

Был, мужик, я птахой мелкой,

Возмечтал парить орлом.

 

Предадут меня сегодня,

Слава богу – предадут.

Быть (на это власть господня!)

Государем не дадут...»

 

Как его бояре встали

От тесового стола.

«Ну, вяжи его, – сказали, –

Снова наша не взяла».

 

1964

 

Маркитант

 

Фердинанд, сын Фердинанда,

Из утрехтских Фердинандов,

Был при войске Бонапарта

Маркитант из маркитантов.

 

Впереди гремят тамбуры,

Трубачи глядят сурово.

Позади плетутся фуры

Маркитанта полкового.

 

Предок полулегендарный,

Блудный отпрыск ювелира

Понял, что нельзя бездарней

Жить, не познавая мира.

 

Не караты, а кареты.

Уйма герцогов и свиты.

Офицеры разодеты.

Рядовые крепко сшиты.

 

Бонапарт короны дарит

И печёт свои победы.

Фердинанд печёт и жарит

Офицерские обеды.

 

Бонапарт диктует венским,

И берлинским, и саксонским.

Фердинанд торгует рейнским,

И туринским, и бургонским.

 

Бонапарт идёт за Неман,

Что весьма неблагородно.

Фердинанд девицу Нейман

Умыкает из-под Гродно.

 

Русский дух, зима ли, бог ли

Бонапарта покарали.

На обломанной оглобле

Фердинанд сидит в печали.

 

Вьюга пляшет круговую.

Снег валит в пустую фуру.

Ах, порой в себе я чую

Фердинандову натуру!..

 

Я не склонен к аксельбантам,

Не мечтаю о геройстве.

Я б хотел быть маркитантом

При огромном свежем войске.

 

1973 – 1974

 

* * *

 

Моё единственное достояние –

Русская речь.

Нет ничего дороже,

Чем фраза,

Так облачающая мысль,

Как будто это

Одно и то же.

 

1981

 

Над Невой

 

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

 

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

 

И плавно прилегают воды

К седым гранитам городским –

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским.

 

1961

 

 

* * *

 

Надоели поэтессы,

Их жеманство, их старенья.

Не важны их интересы,

Скучны их стихотворенья.

 

Выходите лучше замуж,

Лучше мальчиков рожайте,

Чем писать сто строчек за ночь

В утомительном азарте.

 

Не нудите постоянно,

Не страдайте слишком длинно,

Ведь была на свете Анна,

Ведь писала же Марина.

 

1982

 

* * *

 

Не имею желания

Возводить на крови

Фестиваль покаяния

И декаду любви.

 

Всё решится со временем

И не так-то легко

Всенародным прозрением...

До него далеко.

 

1988 или 1989

 

* * *

 

О, много ли надо земли

Для дома, для поля, для луга,

Чтоб травами пела округа

И море шумело вдали?

 

О, много ли надо земли,

Чтоб очи продрать на рассвете

И видеть как шумные дети

Пускают в ручьях корабли,

 

Чтоб в зарослях возле села

Черёмуха жарко дышала

И ветвь поцелуям мешала –

И всё ж помешать не могла?

 

О, много ли надо земли

Для тропки, просёлка, дороги,

Чтоб добрые псы без тревоги

Дремали в нагретой пыли?

 

О, много ли надо земли

Для истины, веры и права,

Чтоб засека или застава

Людей разделить не могли?

 

1958

 

* * *

 

Обратно крути киноленту,

Механик, сошедший с ума.

К тому небывалому лету,

За коим весна и зима.

 

Крути от июня до мая

Обратного времени ход,

Что стало моим – отнимая,

Приход превращая в уход.

 

Пускай разомкнутся объятья,

Покажется шляпа в руке.

И слёзы в минуту отъятья

Покатятся вверх по щеке

 

Спиною подамся к перрону,

Прощанью бессмысленно рад,

Рукою махну изумлённо,

И поезд потянет назад.

 

Уйдут станционные зданья,

Просторный откроется вид.

И смутное счастье незнанья

Тревожно черты озарит.

 

Крути мою ленту обратно.

Злорадствуй, механик шальной.

Зато я увижу двукратно

Всё то, что случилось со мной.

 

Я прожил ни много ни мало

Счастливых и сумрачных лет.

Я фильм досмотрю до начала

И выйду из зала на свет...

 

1979

 

Памяти Смелякова

 

Мы не были на «ты»

(Я на семь лет моложе),

И многие черты,

Казалось, в нас не схожи.

 

Он был порою груб

И требовал признанья.

Но вдруг срывалось с губ

Заветное желанье –

 

Желанье быть таким,

Каким он быть боялся.

И с неба серафим

Тогда к нему спускался.

 

Тогда в распеве строф,

Немыслимых вначале,

Звучали пять-шесть слов,

Что спать нам не давали.

 

Наверное, он знал,

Что восхваленья пошлы,

И что к его словам

Прислушаются позже.

 

И вот уже молва

К поэту благосклонней...

Он вырос, как трава

На каменистом склоне.

 

И отошёл легко

В блаженный сон России.

Смеляков

Ярослав Васильич.

 

1972

 

Плотники

 

Плотники о плаху притупили топоры.

Им не вешать, им не плакать – сколотили наскоро.

Сшибли кружки с горьким пивом горожане, школяры.

Толки шли в трактире «Перстень короля Гренадского».

 

Краснорожие солдаты обнимались с девками,

Хохотали над ужимками бродяги-горбуна,

Городские стражи строже потрясали древками.

Чаще чокались, желая мяса и вина.

 

Облака и башни были выпуклы и грубы.

Будет чем повеселиться палачу и виселице!

Геральдические львы над воротами дули в трубы.

«Три часа осталось жить – экая бессмыслица!»

 

Он был смел или беспечен: «И в аду не только черти!

На земле пожили – что же! – попадём на небеса!

Уходи, монах, пожалуйста, не говори о смерти.

Если – экая бессмыслица! – осталось три часа!»

 

Плотники о плаху притупили топоры.

На ярмарочной площади крикнули глашатаи

Потянулися солдаты, горожане, школяры,

Женщины, подростки и торговцы бородатые.

 

Дёрнули колокола. Приказали расступиться.

Голова тяжёлая висела, как свинчатка.

Шёл палач, закрытый маской, – чтоб не устыдиться.

Чтобы не испачкаться – в кожаных перчатках.

 

Посмотрите, молодцы! Поглядите, голубицы!

(Коло-тили, коло-тили в телеса колоколов.)

Душегуб голубоглазый, безбородый – и убийца,

Убегавший из-под стражи, сторожей переколов.

 

Он был смел или беспечен. Поглядел лишь на небо.

И не слышал, что монах ему твердил об ерунде.

«До свиданья, други!

Может быть, и встретимся когда-нибудь:

Будем жариться у чёрта на одной сковороде!»

 

1937

 

* * *

 

Подстригай и прореживай кроны,

Чтоб плоды наливались полней,

У поэзии те же законы –

Надо слово прореживать в ней.

 

Находи и вырезывай лишнее,

Не жалей и прореживай вновь!

Видишь: строчка спелою вишнею

Разбивается в кровь.

 

1989

 

 

Последний проход Беатриче

 

По окончаньи этой грустной драмы

Пусть Беатриче снова просквозит.

Разъехались кареты. До утра мы

Одни. И нам не нужен реквизит.

 

Ах, реквизит не нужен. Только тени

Вещей, предметов, туч, деревьев, трав.

Я предпочту играть на голой сцене,

Всю нашу бутафорию убрав.

 

Я бы сыграл одни лишь наважденья,

Но вдруг услышу Беатриче шаг,

Когда она походкой Возрожденья

Минует зал и делает мне знак.

 

Уже от глаз моих бегут предметы,

И только слышатся её шаги.

Ты – силуэт. Все вещи – силуэты.

Не вижу, Беатриче, помоги!

 

Не надо. У меня не хватит духа

На монолог – венец старинных драм.

Ступай. Уже мне яду влили в ухо,

А остальное доиграю сам.

 

Сыграю среди этой ахинеи

Деревья, травы, тучи и дожди...

Играть себя мне с каждым днём труднее.

Не нужно, Беатриче. Уходи.

 

1985

 

* * *

 

Престранная наша профессия –

Стихи сочинять на ходу,

При этом держа равновесие,

Подобно танцорам на льду.

 

Руками при том не размахивай,

Чтоб зря не потешить людей.

Питайся росинкою маковой

И ветром роскошных идей.

 

Да чем ещё можно бездельнику

Оплачивать аховый труд!

Шатается по Переделкину,

Где в рифму вороны орут.

 

И думают люди соседские:

Бездельники, мол, чудаки...

Престранная наша профессия –

Гуляючи мыслить стихи...

 

1980

 

Пустырь

 

Подвыпившие оркестранты,

Однообразный цок подков.

А мне казалось – там пространство,

За садом баронессы Корф.

 

Там были пустыри, бараки,

И под кладбищенской стеной

Храпели пыльные бродяги,

Не уходившие домой.

 

А кладбище цвело и пело

И было островом травы.

Туда бесчувственное тело

Везли под грузный вздох трубы.

 

Но дальше уходили трубы

Вдоль белокаменной стены,

И марши не казались грубы,

А вдохновенны и нежны.

 

Над белым куполом церковным

Вдруг поднималось вороньё.

А дальше – в свете безгреховном

Пространство и небытиё.

 

И светом странным и заветным

Меня пронизывал дотла

При звуках музыки посмертной

Осколок битого стекла.

 

1968

 

Пушкин по радио

 

Возле разбитого вокзала

Нещадно радио орало

Вороньим голосом. Но вдруг,

К нему прислушавшись, я понял,

Что все его слова я помнил.

Читали Пушкина.

 

Вокруг

Сновали бабы и солдаты,

Шёл торг военный, небогатый,

И вшивый клокотал майдан.

Гремели на путях составы.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман».

 

Мы это изучали в школе.

И строки позабыли вскоре –

Во времена боёв и ран.

Броски, атаки, переправы...

«Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман».

 

С двумя девчонками шальными

Я познакомился. И с ними

Готов был завести роман.

Смеялись юные шалавы.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман».

 

Вдали сиял пейзаж вечерний.

На вётлах гнёзда в виде терний.

Я обнимал девичий стан.

Её слова были лукавы.

«Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман».

 

И вдруг бомбёжка. «Мессершмитты».

Мы бросились в кювет. Убиты

Был рядом грязный мальчуган

И старец, грозный, величавый.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго тешил нас обман».

 

Я был живой. Девчонки тоже.

Туманно было, но погоже.

Вокзал взрывался, как вулкан.

И дымы поднялись, курчавы.

«Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман».

 

1984

 

Пятеро

 

Жили пятеро поэтов

В предвоенную весну,

Неизвестных, незапетых,

Сочинявших про войну.

 

То, что в песне было словом,

Стало верною судьбой.

Первый сгинул под Ростовом,

А второй – в степи сырой.

 

Но потворствует удачам

Слово – солнечный кристалл.

Третий стал, чем был назначен,

А четвёртый – тем, чем стал.

 

Слово – заговор проклятый!

Всё-то нам накликал стих...

И оплакивает пятый

Участь этих четверых.

 

1973

 

Другая редакция последних двух строк:

И живёт на свете пятый,

Вспоминая четверых.

 

Первый сгинул под Ростовом – Павел Коган (1918–1942) погиб под Новороссийском.

А второй – в степи сырой – Михаил Кульчицкий (1918–1943) погиб под селом Трембачёво Луганской области.

Третий стал, чем был назначен – Борис Слуцкий (1919–1986).

А четвёртый – тем, чем стал – Сергей Наровчатов (1919–1981).

 

Рубеж

 

Свет фар упирается в ливень.

И куст приседает, испуган.

И белый, отточенный бивень

Таранит дорогу за Бугом.

 

Рубеж был почти неприметен.

Он был только словом и вздрогом.

Всё те же висячие плети

Дождя. И всё та же дорога.

 

Всё та же дорога. Дощатый

Мосток через речку. Не больше.

И едут, и едут солдаты

Куда-то по Польше, по Польше.

 

1944

 

Свободный стих

 

В третьем тысячелетье

Автор повести

О позднем Предхиросимье

Позволит себе для спрессовки сюжета

Небольшие сдвиги во времени –

Лет на сто или на двести.

 

В его повести

Пушкин

Поедет во дворец

В серебристом автомобиле

С крепостным шофёром Савельичем.

 

За креслом Петра Великого

Будет стоять седой арап Ганнибал –

Негатив постаревшего Пушкина.

Царь в лиловом кафтане

С брызнувшим из рукава

Голландским кружевом

Примет поэта, чтобы дать направление

Образу бунтовщика Пугачёва.

 

Он предложит Пушкину виски с содовой,

И тот не откажется,

Несмотря на покашливание

Старого эфиопа.

 

– Что же ты, мин херц? –

Скажет царь,

Пяля рыжий зрачок

И подёргивая левой щекой.

– Вот моё последнее творение,

Государь. –

И Пушкин протянет Петру

Стихи, начинающиеся словами

«На берегу пустынных волн…».

 

Скажет царь,

Пробежав начало:

– Пишешь недурно,

Ведёшь себя дурно.

 

И, снова прицелив в поэта рыжий зрачок,

Добавит: – Ужо тебе!..

 

Он отпустит Пушкина жестом,

И тот, курчавясь, выскочит из кабинета

И легко пролетит

По паркетам смежного зала,

Чуть кивнувши Дантесу,

Дежурному офицеру.

 

– Шаркуны, ваше величество, –

Гортанно произнесёт эфиоп

Вслед белокурому внуку

И вдруг улыбнётся,

Показывая крепкие зубы

Цвета слоновой кости.

 

Читатели третьего тысячелетия

Откроют повесть

С тем же отрешённым вниманием,

С каким мы

Рассматриваем евангельские сюжеты

Мастеров Возрождения,

Где за плечами гладковолосых мадонн

В итальянских окнах

Открываются тосканские рощи,

А святой Иосиф

Придерживает стареющей рукой

Вечереющие складки флорентинского плаща.

 

1973

 

 

Свободный стих

 

Свободный стих –

для лентяев,

для самоучек,

для мистификаторов

(когда без точек и запятых).

 

Но в руках настоящего мастера

он являет

естественную силу речи,

то есть мысли.

 

Организованный стих

организован для всех –

для посредственности и таланта,

он подстёгивает вдохновение

и подсказывает метафору.

 

Надо быть слишком уверенным

в собственной ценности,

чтобы посметь изъясняться

свободным стихом.

Отыдите, нерадивые!

 

1976

 

* * *

 

Слепого мальчика ведёт собака.

Она внимательна и осторожна.

Научена переходить дорогу.

Ведёт подростка к магазину «Хлеб».

Подросток чист и хорошо одет...

Поэт! Вообрази, что ты ослеп!

Что за тебя собака ищет след!

Что у тебя, поэт, собачье зренье!

Перечитай своё стихотворенье.

Перечитай!

                    Потом меня прости.

Ведь я и сам уже ослеп почти.

А я ведь сам уже почти оглох.

Поводырём мне станет Кабысдох.

 

1987

 

Солдат и Марта

 

Первую брачную ночь Марта и драгун Рааб

провели в доме пастора Глюка.

Из «Разысканий об императрице

Екатерине Первой» т. I, с. 86

 

Он. Любимая, не говори.

Что надо нам прощаться!

Пускай до утренней зари

Продлится наше счастье!..

 

Она. Драгун! Драгун! Ведь завтра бой,

Нам суждены печали.

Не на разлуку ль нас с тобой

Сегодня обвенчали?..

 

Он. Любимая! Не говори.

Что надо нам прощаться!

Но пусть до утренней зари

Продлится это счастье!..

 

И грянул бой. И обречён

Был город. Град чугунный

Низвергся. Рядом с трубачом

Упал воитель юный.

 

Его латали лекаря.

И он узнал от друга,

Что слух идёт: мол, у царя

Живёт его супруга.

 

Там купола, как янтари

Над старою Москвою…

 

Он. Любимая! Не говори!

Вот я перед тобою…

 

Она. Зачем здесь этот инвалид,

Игрушка чьих-то козней!

Беги! Не то тебя велит

Убить супруг мой грозный!

 

Он. Любимая! Не говори!

Как разошлись дороги!..

Спокойно властвуй и цари!..

 

И он упал ей в ноги.

 

Она. Деньгу солдату! Пусть он пьёт!

Не знает сам, что мелет!

Гляди, коли Великий Пётр

Словам твоим поверит!..

 

Он. Любимая! Не говори!

Уже настало утро!

И поскорей умри, умри.

Та ночь Мариенбурга!

 

Она. Да, поскорей умри, та ночь!

Умри, то утро боя!

Солдат, ступай отсюда прочь, –

Я не была с тобою.

Ступай, ступай, хромой драгун,

И обо мне – ни звука!

Забудь про то, что ты был юн,

Про свадьбу в доме Глюка.

И пей хоть день, хоть два, хоть три –

Хоть до скончанья света!..

 

Он. Любимая! Не говори!

Не говори про это!..

 

1973

 

Старая мама

 

Как червячок, закутавшийся в кокон,

Полуслепая и полуглухая,

Она грызёт тихонько домик свой,

Чтоб маленькою бабочкой взлететь

И, шёлк судьбы оставив, умереть.

 

1980

 

Стихи и проза

 

Мужицкий бунт – начало русской прозы.

Не Свифтов смех, не Вертеровы слёзы,

А заячий тулупчик Пугача,

Насильно снятый с барского плеча.

 

Мужик бунтует против всех основ,

Опровергая кесаря и бога.

Немая Русь, обильна и убога,

Упрямо ищет сокровенных слов.

 

И в русской прозе отречённый граф

С огромной силой понял суть боренья:

Что вера без любви – одно смиренье,

А при любви – отстаиванье прав...

 

Российский стих – гражданственность сама.

Восторг ума, сознанье пользы высшей!

И ямбов ломоносовских грома

Закованы в броню четверостиший.

 

А в Пушкине всё соединено –

Век чаяний и грёз и наши лета,

Свобода летописца, честь поэта,

И прозы соль, и грозное вино

 

Поэзии...

Года бегут, бегут...

И время нас стихам и прозе учит.

И сочинителей российских мучит

Сознанье пользы и мужицкий бунт.

 

1957–1974

 

Три отрывка

 

        1

 

«Кара! Кара!» – крикнул ворон.

«Кайся!» – прозвенел топор.

Это осень всем просторам

Наш вчерашний разговор

Повторила.

                  Значит, где-то

Надо воспроизвести

Исповедь интеллигента

Кающегося... Прости!

 

        2

 

Странно мне, что с приближением смерти

Я о ней не думаю при свете

Дня. Но если не заснул,

Чую под щекой дрожанье рельса,

Холод голой стали и экспресса

          Приближающийся гул.

 

        3

 

Вот что доступно только гениям:

Обдать нас, как волной и пеной,

Захватывающим движением

Реальности обыкновенной.

 

А если уж потребна исповедь,

То следует Экклезиаста

Не обинуясь, перелистывать.

Однако иногда.

                          Не часто.

 

Не позднее 1988

 

* * *

 

Ушёл от иудеев, но не стал

За то милее россиянам.

По-иудейски трезвым быть устал

И по-российски пьяным.

 

1981

 

 

* * *

 

Фрегат летит на риф.

Но мы таим надежду,

Что будет он счастлив

И что проскочит между

Харибдою и Сциллой,

Хранимый Высшей Силой.

 

Что остаётся нам?

Убавить паруса.

Удерживать штурвал.

И, укрепясь молитвой,

Надеяться на то,

Что внемлют небеса

И пронесут фрегат

Над Сциллой и Харибдой.

 

1989

 

* * *

 

М. Козакову

 

Что полуправда? – Ложь!

                                        Но ты не путай

Часть правды с ложью.

                                     Ибо эта часть

Нам всем в потёмках не даёт пропасть –

Она ночной фонарик незадутый.

 

Полухарактер – ложный поводырь.

Он да конца ведёт дурной дорогой.

Характер скажет так с мученьем и тревогой:

«Я дальше не иду! перед тобою ширь.

 

И сам по ней ступай. Нужна отвага,

Чтобы дойти до блага. Но смотри:

За правды часть и за частицу блага

Не осуди, а возблагодари!»

 

Ах, грань тонка! На том горим!

Часть... честь... «Не это» путается с «этим».

Порой фонарик правды не заметим,

За полуправду возблагодарим.

 

А наши покаянья стоят грош.

И осуждения – не выход.

Что ж делать?

Не взыскуя выгод,

Судить себя. В себе.

Не пропадёшь.

 

1986

 

* * *

 

М. К.

 

Я никогда не пребывал

В любовном исступленье Блока,

Не ведал ревности Востока,

Платок в слезах не целовал.

 

Влюблялся весело и просто,

Безумствовал. И в те года

Порой в порыве сумасбродства

Летел неведомо куда.

 

Не то чтоб лавры Дон-Жуана

Меня прельщали, но была

Любая женщина желанна

И увлекала, и звала.

 

И был вокруг туман любовный

И ночи светлые без сна.

И голос робкий и неровный,

Шептавший милых имена.

 

1980

 

* * *

 

Я рад, что промахнулся, Генрих Белль,

Что в то мгновенье духом оробел

И пуля сбила только кисть рябины.

Кровь дерева упала в глубь травы...

Мне кажется, что это были вы,

Такой же, как и я. Почти такой же.

Я понял в этот миг, что мы похожи.

 

Я понял, Генрих Белль, что это вы,

Когда увидел в прорези прицела

Согбенную округлость головы,

Порыв и страх согнувшегося тела,

Шинели вашей грязное пятно.

Я вдруг почувствовал, что я не вправе

Решать за Бога, жить вам иль не жить,

И то, что я не волен вас судить.

 

Я с облегченьем передоверял

Вам роль судьи. На спусковом крючке

Застыл мой палец. Ну, стреляйте, Генрих!

Вам сразу пять секунд даётся верных!

Стреляйте, если можете стрелять.

И просвистела пуля. И опять

Мне на плечо скользнула кисть рябины,

Кровь дерева упала в глубь травы.

На сей раз, Генрих, промахнулись вы.

 

Да, между нами не было войны,

Мы заключили с вами перемирье.

Но только вы и я. Ведь рядом в рост

Вставал фашист, вояка и прохвост,

Убийца, освенцимский ницшеанец...

Стреляйте, Генрих! Уступаю вам,

Дарю вам, Белль, свой самый лучший выстрел...

 

Вы опустили автомат. Увы!

Мне кажется, что это были вы!

Но я не промахнулся, Генрих Белль!

Я выстрелил. И в прорези прицела

Я увидал, как оседает тело.

Немудрено попасть в такую цель!

 

1962

 

* * *

 

Я рано встал. Не подумав,

Пошёл, куда повели,

Не слушая вещих шумов

И гулов своей земли.

 

Я был весёлый и странный,

Кипящий и ледяной,

Готовый и к чести бранной,

И к слабой славе земной.

 

Не ведающий лукавства,

Доверчивый ко словам,

Плутал я – не заплутался,

Ломал себя – не сломал.

 

Тогда началась работа

Характера и ума,

Восторг, и пот, и ломота,

Бессоница и луна.

 

И мука простого помола,

Под тяжким, как жернов, пером,

И возле длинного мола –

Волны зелёной излом...

 

И солоно всё, и круто,

И грубо стало во мне.

И даже счастья минута.

И ночь. И звёзды в окне.

 

1969