Борис Вольфсон

Борис Вольфсон

Четвёртое измерение № 30 (558) от 21 октября 2021 года

Основоположники, или Моя Нетретьяковская галерея

Карл и Сабина

 

Чувство вины – настоящей, мнимой…

Совесть отверзла пасть!

Кто изменил – поспешивший мимо

или посмевший пасть?

 

Этой дикаркой брошена мина

в твой вековой устой…

Карл говорит: «Уходи, Сабина!..

Не уходи, постой!»

……………………………………..

 

Знаком паучьим кто не прельстится?

Это его борьба!

А ученица, что ученица –

тёмная прядь со лба.

 

В дальнем краю запеклась рябина –

ягода, кровь, коралл...

«Мне повидать бы тебя, Сабина!»

«В этой ли жизни, Карл?»

……………………………………..

 

Годы излечат, годы для духа –

ландыш и зверобой.

Кто эта сгорбленная старуха,

брошенная тобой?

 

Та ли Сабина? Жутки и жалки

лица – базар-вокзал…

И по дороге к Змиёвской балке

Карл её не узнал.

___________________________________________

 

Карл Густав Юнг (1875–1961) – швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии. В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой и ученицей Сабиной Шпильрейн. В 1933–1945 годах активно поддерживал политику нацистов по «очищению арийской расы», издавал журнал, в котором выдержки из «Mein Kampf» были обязательным прологом к любой публикации.

 

Сабина Николаевна Шпильрейн (1885–1942) – российский и советский психоаналитик, педагог, ученица Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда. Родилась в Ростове-на-Дону. Здесь же, в Змиёвской балке, 11 или 12 августа 1942 года была расстреляна вместе с двумя дочерьми в ходе массового уничтожения нацистами еврейского населения города.

 

День рождения Вийона

 

1.

 

Студент и шалопай, он жил во время оно

и добывал слова, как горький мёд из сот.

Я чувствую себя учеником Вийона,

хотя и не сумел достичь его высот.

 

Он жизнь считал игрой и, как трубач на марше,

играя, проницал сей жизни существо.

Я младше на века, но всё же много старше,

и так же знаю всё, не зная ничего.

 

Поэтов никогда не жалует эпоха –

любая, их губя на плахе и в петле.

И Франсуа Вийон, как видно, кончил плохо,

но пережил себя и свой парад-алле.

 

Как с торбою дурак, с подарочным изданьем

ношусь. Он юбиляр, но где же торжество?

Повсюду принят он, хотя и с опозданием,

и так же знает всё, не зная ничего.

 

Иные времена – не то чтоб вне закона

поэзия, но нам она не по плечу.

Я чувствую себя учеником Вийона,

не знаю ничего, но вслед за ним лечу.

 

2.

 

Он мог бы и не сгинуть в тридцать лет,

найти убогий монастырь под Гавром

и регулярный предпочесть обед

сомнительным литературным лаврам.

 

Когда б он окончательно устал

пить, воровать, бездумно куролесить,

то воздвигать не стал бы пьедестал,

где, что ни день, его могли повесить.

 

Он мог вполне прикинуться немым,

бубнить под нос и не смотреть на лица,

и жестами показывать, как мим,

что хочет есть, гулять или молиться.

 

В пруду бы там водились караси.

Он их ловил бы братии на ужин.

А сочинять – да Господи спаси! –

кому поэт на этом свете нужен?

 

Бессмертный дар, которым наделён,

не выручит охальника и вора…

Так рассуждал бы Франсуа Вийон

за час до исполненья приговора.

 

Но если б отменили приговор,

другой, конечно, был бы разговор!

 

___________________________________________

 

Франсуа Вийон (между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432, Париж – после 1463, но не позднее 1491) – первый французский лирический поэт позднего Средневековья, выпускник Парижского университета, обвинялся в тяжких преступлениях, не исключено, что был казнён.

 

Пушкин

 

Был Пушкин в жизни некрасив. Коль в духе реализма

его возьмёмся описать, то прям таки урод.

Но был огонь в его глазах, и сила, и харизма –

и дамы падали к ногам, лишь открывал он рот.

 

Был Пушкин в жизни некрасив, дразнили обезьяной

его приятели, а он плевал на сей изъян.

Когда в укромном уголке он обнимался с Анной,

то был счастливей в этот миг всех прочих обезьян.

 

В делах любовных никогда не ведал безработиц

и никогда не уставал – скорей наоборот.

А после он кусал перо и сочинял отчётец,

и все молились на него, лишь открывал он рот.

 

Был Пушкин в жизни некрасив, но разве дело в этом!

Мы говорим: – Он наше всё! – да так оно и есть.

Он был счастливей всех вокруг, поскольку был поэтом,

а сам кричал, что сукин сын, неся благую весть.

 

Умел он страсти укрощать и поверять бумаге

заметы сердца и ума, и мрак, и блеск светил.

Но страсти было через край и через край отваги.

Эх, почему ж он их тогда пером не укротил?

 

Лежал он маленький в гробу, в снегах кружили бесы.

Но были не страшны ему метель и смена вех.

И не кончался краткий век ревнивца и повесы,

который всех здесь был умней да и красивей всех.

___________________________________________

 

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва – 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) – великий русский поэт, драматург, прозаик, заложивший основы современной русской литературы.

 

Малевич

 

Там, где уголь замещает мел,

где холмы, а следом буераки,

вспышка света – я преодолел

световой барьер, лечу во мраке.

 

Здесь я оказался поделом.

Заплутав средь мысленных апорий,

глаз вперяю в чёрный окоём –

горизонт квадратных траекторий.

 

Будущее выжжено дотла,

прошлое не обретает плоти,

в пустоте повиснув, как стрела,

цели не достигшая в полёте.

 

Но пространство надвое деля,

сам себя догнать я не умею.

Эта угловатая петля

сдавливает мозг, подобно змею.

 

И поняв, что ночь всегда темна,

испытав различные аллюры,

я в полёте натыкаюсь на

Чёрного квадрата кракелюры.

__________________________________________________________________________

 

Казимир Малевич (11 [23] февраля 1879, Киев – 15 мая 1935, Ленинград) – живописец, писавший картины в жанре супрематизм, который им же и был разработан, создатель легендарного «Чёрного квадрата».

 

Перельман

 

1.

 

То, чем занимается Гриша Перельман,

понимает, может быть, человек пятьсот,

а для прочих жителей там сплошной туман

или дым, чтоб выкурить пчёл из старых сот.

 

То, чем занимается этот чемпион,

ценности практической не имеет, но

то, что отказался он хапнуть миллион,

даже и в теории странно и смешно.

 

Он о чём-то думает – мы не знаем, как –

в ореоле гения и с клеймом глупца, –

хочет упорядочить мировой бардак

и проникнуть пробует в замысел Творца.

 

Но пока что некому переделать мир.

По такому случаю, мелко семеня,

он несёт в авосечке гречку и кефир,

с целью поддержания брючного ремня.

 

Мысли интересные бродят на заре

в голове нечёсаной – успевай, пиши, –

и привет из космоса шлёт Пуанкаре,

с целью поддержания мозга и души.

 

Разобрать каракули прочим нелегко –

снова напрягаются лучшие умы.

А в открытом космосе киснет молоко,

но оси прецессию не заметим мы.

 

2.

 

Бумажный хлам, словесный лом,

незыблемый, как номер СНИЛСа

и строй железных аксиом,

пока ты в них не усомнился.

 

Густеет мрак, клубится смог,

но точка борется с пространством,

и только почва из-под ног

уходит с вечным постоянством.

 

Сомнамбулический кисель –

смешенье чувств, простые мысли.

И некому грозить отсель,

и вёдер нет на коромысле.

 

Но пусть давно утрачен форс,

себя не растерявший, здесь я

стою, как гордый контрфорс

вселенского неравновесья.

 

Я говорю себе: не ной,

смирись с унылой новизною

и в мыслях строй Ковчег, как Ной,

но с логикой совсем иною.

 

Всё это лишь игра ума,

пустоты словоговоренья,

но может быть, огонь и тьма,

и схема нового творенья.

 

3.

 

Сумбур – не вместо музыки, сама

гармония в обличии сумбура –

сводящая с беззвучного ума

в семь нот и семь цветов клавиатура.

 

Пространства прохудившийся мешок:

дождь льёт из дыр, дом чёрен и уродлив.

И гром, и голубой электрошок,

и дерева мгновенный иероглиф.

 

Какой непоэтический экстаз!

Какие Гойя, Фолкнер или Скрябин!

Гимн саморазрушенья, меткий сглаз,

но следопыт расхристан и расхлябан.

 

Под метроном в окно летящих брызг

проходит время точку невозврата

сквозь скрип и скрежет, сквозь разбитый вдрызг

мир звуков в форме чёрного квадрата.

 

И Пифагор квадратных чёрных дыр

не видит, где горит его лампада.

Нацелившись в зенит, летит в надир

безумная мелодия распада.

 

Со звоном осыпаются века,

но разлетевшись клочьями тумана,

вновь возникают из черновика

какого-нибудь Гриши Перельмана.

 

Чтоб сунув руку вечности в карман,

нащупал там иную партитуру

иных гармоний новый меломан,

отдавшись с упоением сумбуру.

___________________________________

 

Григорий Перельман (родился 13 июня 1966 г., Ленинград) – выдающийся российский математик.

 

Игры Бога

 

Эйнштейн сказал: «Бог не играет в кости».

Я не знаю, что он имел в виду.

Лео Эпштейн

 

Нильс Бор усмехался: умник, а вот же силён нести

какую-то околесицу про кости и Божий нрав.

Но Эйнштейн, отрицавший принцип неопределённости,

был, с точки зрения Бога, по-своему тоже прав.

 

Бог, конечно, играет в кости, и порой результат коряв,

но Он знает его заранее и рассчитывает шутя

вероятность и относительность, ни разу не потеряв

ни одной зачуханной цифры и лишних не приобретя.

 

В подведомственной вселенной заканчивая аудит

и видя, что всё по плану – мгновения и века, –

Бог, как ребёнок, радуется, и компьютер Его гудит,

а мощность этой машины офигительно велика!

__________________________________________________

 

Альберт Эйнштейн (14 марта 1879, Ульм, Королевство Вюртемберг, Германия – 18 апреля 1955, Принстон, Нью-Джерси, США) – великий физик, автор теории относительности и множества других работ, в том числе в области квантовой механики.

 

Нильс Бор (7 октября 1885, Копенгаген – 18 ноября 1962, там же) – великий физик, один из создателей квантовой механики.

 

Трое

 

Устроен мир, конечно же, не так,

как пишут легковесные поэты.

Разгадывать загадки не мастак,

я полагаюсь на авторитеты.

 

Недавний век – философ Кьеркегор,

на мир глядящий из-за мутных стёкол;

а много раньше – боги Тор и Гор,

один во льдах, другой – частично сокол.

 

По чашам разливает Тот кагор,

Исиду ждут как дорогую гостью

Тор с молотом, с железным клювом Гор,

а Кьеркегор – в очках и с толстой тростью.

 

Гор – древний Гамлет, верящий молве.

Коварный Сет нальёт отраву в ушко.

Но Сириус-Осирис в синеве

прожжёт дыру, как лазерная пушка.

 

Тор полон сил, а Гор намял бока

не Сету, а себе, – на плоской фреске

похожий на цыплёнка табака

в доспехах медных и турецкой феске.

 

Философы и боги, но харизм

на всех не хватит, жизнь иссякнет скоро.

Рождается экзистенциализм

в болезненном сознанье Кьеркегора.

 

Пески Сахары дремлют, как укор,

льды Арктики потрескивают грозно.

Тор – с молотом и с тростью Кьеркегор,

Гор одноглазый, – небо нынче звёздно.

 

Подобьем белых жертвенных ягнят

два облачка, и лунный свет мелькает.

А боги тайну знают, но хранят.

Да и философ только намекает.

_________________________________________________________________________

 

Сёрен Обю Кьеркегор (5 мая 1813, Копенгаген – 11 ноября 1855, там же) – философ, основоположник экзистенциализма.

Тор – скандинавский бог грома, дождя, бурь и плодородия.

Гор, Тот, Сет, Исида, Осирис – древние египетские божества.

 

Николай Гумилёв

 

К собственному расстрелу

нельзя отнестись несерьёзно.

Нужно отринуть досаду,

а вместе с нею − надежду,

не думать, будет ли больно

и что после смерти ждёт.

 

Всё это важно, конечно,

но от тебя не зависит.

Да и к тому же скоро

ты это сам узнаешь,

жаль, рассказать не сможешь

и написать стихи.

 

Ну а сейчас ты должен

лечь и поспать немного

и успокоить нервы,

чтобы, когда закуришь

перед расстрелом, руки

были твои тверды.

_________________________________________________________________________

 

Николай Степанович Гумилёв (1886 – 1921) – русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик. 26 августа 1921 года расстрелян ЧК по обвинению в участии в антисоветском заговоре.

 

Марина

 

Накатят круглые, в кубе, в квадрате,

как наводненье, шальные воды.

Неужто снова стихами к дате

отметим, чтобы забыть на годы?

 

Накатят плоские, неживые,

не ножевые, петлёй на вые.

И псы завоют сторожевые,

как по покойнику, не впервые.

 

Это признание пораженья,

жалкий отказ от законной роли.

Тело и впрямь прекратит движенье 

крови, и лимфы, и просто боли. 

 

Может быть, эти шальные воды,

смывая невыносимость быта,

и есть проявление той свободы,

когда ты своей рукой убита?

 

Не обозначены время и место,

мины опять избежали трала.

Где ты на кладбище, неизвестно,

будто и вовсе не умирала.

_________________________________________________________________________

 

Марина Ивановна Цветаева (1892 – 1941)  – русский поэт Серебряного века, прозаик, переводчик. Покончила с собой 31 августа 1941 года в Елабуге.