Ананда Риц

Ананда Риц

Четвёртое измерение № 22 (586) от 1 августа 2022 года

А музыка ушла, и без неё – ни слова не исполнить

* * *

 

Ноябрь. Ночь. Лиловый город

Размыт дождями в силуэт.

Последний лист, как мёртвый голубь,

Летит, летит на мёртвый свет.

 

Молчит печаль. Молчит тревога.

И, сколько спящих не буди,

Лишь только шепчет призрак бога

Губами призрака любви.

 

* * *

 

И всех простить. Любить и помнить

Лишь только музыку во всём.

Всё – сад округ меня альковный.

Всё – дом.

Перебирать, как руны, листья,

Где сад сияет холодней,

И сны седых евангелистов

Стоят в воде.

Здесь всё – листва. В листве. С листвою.

Обречено в касанье рук.

И обрывается – любое –

Во свет и звук.

И распыляется, и гаснет.

Здесь всё – листва. И всё – костёр.

Здесь только музыке прекрасной

Простится всё.

 

* * *

 

В каждом ветре блаженном – лес,

затонувший под небом северным,   

В каждой птице взлетевшей – крест,

вознесённый над каждым деревом,

Гость, пришедший с лесным дождём.

мимолётное чувство родины.

Человек человеку – дом,

на осеннем мосту построенный.

 

* * *

 

Нам не уйти из этих мест,

Где торжеству осенних месс

Уже обещана награда.

И бьётся праздничный хрусталь,

И проливается печаль

На грудь заплаканного сада.

 

Мой сад, мой суд, мой дикий рай,

Испей всю нежность через край,

Как эту гибельную осень,

С протяжной милостью дождей.

Не будет музыки нежней,

Счастливее и смертоносней.

 

Кочевье ветхое певцов,

Корми сердца своих птенцов

Сухим огнём и поздним хлебом.

Живи, поруган и любим,

Осенний мой Ершалаим,

Под гнётом гнёзд и римским небом.

 

* * *

 

Когда усну, я в сны возьму себе

Птенцовый пух, лежащий на воде,

Пчелиный свет вечернего огня

Над лодкой, не доплывшей до меня.

И вербный звук единственной струны –

Сквозь ласточкой простреленные сны.

 

* * *

 

Как беден звук последнего «люблю»,

Бумажных снов под выцветшей обложкой.

Дешёвый день, подобно воробью,

Ещё клюёт подсолнечные крошки.

 

Но хлынет сумрак, рухнет под откос,

Затопит дом тюремною водою.

Качнёт фонарь. И корабельный пёс

На скрип луны услужливо завоет.

 

* * *

 

Жизнь –

это внезапные птицы,

умноженные на

один неприрученный ветер.

 

всё остальное –

лишь течение

долгого-долгого неба.

 

* * *

 

Если долго тосковать по небу,

то окажется, что

это вовсе не жизненные драмы

протаранили твоё сердце.

 

это просто ласточки

приютились

на обрывах.

 

* * *

 

Смотря в спину уходящего,

розы превращаются

в руины

 

* * *

 

В астрах

прячутся гнёзда

встревоженных

аистов

 

* * *

 

Впустил в окно ветер.

Как трепещет занавеска

проколотым крылом

бабочки

 

* * *

 

В каждой ромашке

ночует

капля солнца,

разбившегося

о землю

 

* * *

 

из мгновений любви, в вековом январе,

из всего наваждения зимнего,

дай запомнить не снег в прошлогодней траве,

а багряную ягоду в инее.

 

* * *

 

а в город – только на день, под четверг...

потрогать снег, осевший на шиповник,

запомнить пленный берег, плавный бег –

и ничего другого не запомнить.

и вновь туда, где нежно, где родство,

где нет мостов, лишь ветер над водою...

в забытость мест, в заброшенность листвой,

ночующей на солнечной ладони.

 

* * *

 

Осталась только дудка из стекла.

Бескровность трав. Сухие губы. Полдень.

А музыка? А музыка ушла,

И без неё – ни слова не исполнить.

Вода ночует в тридевятой тьме,

Версальский дождь падением испуган.

Цепная степь. И ветер – по земле.

И к Богу – бег. По солнечному кругу.

 

* * *

 

по какому-то высшему тайному праву

обретаются в людях деревья и травы,

словно нет им счастливей земли.

и зимуют внутри, и цветут осторожно;

о, кого, мне скажи, не целил подорожник,

и шиповник – кого не клеймил.

 

* * *

 

где сад ночной теряет цвет,

тоскует лунный человек,

среди стеклянных бродит стен

и шепчет всё: зачем,

зачем?..

ему не больно, не темно,

он стал одним далёким сном

в кругу печальных хризантем.

но шепчет всё: зачем,

зачем...

в нём всё ещё звучит Шопен,

и молча – вслед:

je t`aime

je t`aime...