Алексей Веселов

Алексей Веселов

Четвёртое измерение № 13 (505) от 1 мая 2020 года

Упражнение с чувствами

Упражнение с чувствами

 

- Булочки.

- Смотреть (не важно на что).

- Смотреть на воду.

- Просто куда-то ехать.

- Текст.
- Чай с мятой.

- Спать.

- Ничего не делать, но как будто что-то делать.

- Вспоминать что-то из прошлого неожиданно.

- Компьютер, мигающий лампочками в темноте.

- Песню коростеля.

- На берегу что-нибудь искать.

- Прийти с вечеринки домой.

- Видеть, когда у другого получается искусство.

- Когда у меня получается.

- Запах камня (любого).

- Запах литографского известняка, когда он влажный.

- Когда у встречного на лице улыбка.

- Семечки яблок.

- Когда на кухню идёшь, а там уже играет радио.

- Первое января.

- Таблицу символов в Виндоуз.

- Когда только пришёл на остановку, и тут же подошёл автобус.

- Когда что-нибудь сделал, и это самому понравилось.

- Когда корова срывает пучок травы.

- Кататься на лыжах три часа.

- Медленно смотреть выставку.

- Когда кто-то рыбу поймал.

- Термобельё.

- Вазы в парке.

- Найти на асфальте гайку или винт.

- Венецию.

- Смотреть, как туалеты оформлены.

- Звук троллейбуса.

- Анемоны (цветы).

- Запах снега.

- Запах тины.

- Убирать стружки и опилки.

- Когда стих забыл и вспомнил.

- Акварельные карандаши.

- Платаны.

- Когда всё просто так.

 

А теперь посмотрите слайды

 

Передо мной

Экран с текстом

И картинками.

Я читаю текст.

Текст ставит проблему.

Задаёт вопрос.

Предлагает решение.

Ставит перед выбором.

Даёт альтернативу.

Нужно решиться.

 

Играет драматическая музыка.

Я нажимаю клавишу.

Моя судьба незавидна.

Я проиграл.

 

Вдруг

Воздух наполняется чем-то,

Чем-то неведомым.

Но не враждебным, а ласковым.

Что-то обволакивает меня.

Заполняет изнутри.

Мне хочется встать и прогуляться.

Хотя бы по комнате.

Мне хочется выйти на берег.

Он недалеко.

Я уже вижу берег.

Ветрено.

Спокойно.

Тепло.

Не снаружи, а внутри.

Я закрываю глаза.

Я заканчиваю упражнение.

Упражнение с чувствами.

Подход окончен.

Я медленно возвращаюсь домой.

В комнате темно.

Но во мне горит свет.

Только я его создал.

Только я за него отвечаю.

Он только для меня.

(Пока

Я пишу про него

Плохой текст)

Не гаснет.

Совсем.

Пока.

Ещё.

Он больше текста.

Который вроде его породил.

И лучше, чем на картинке.

Этот свет.

Но свет – это лишь условное название.

Так просто понятнее.

Такое подходит в строй

Этого плохого текста

Про хорошую вещь.

 

Датфил

 

Это не люстра.

 

Это – сушилка для фотоплёнок.

Мой папа устроил её так:

Из металлических уголков собрана рама.

От середины каждой стороны

Натянуты нитки.

Отражатель с четырьмя лампочками расположен выше.

Вся конструкция подвешена на четырёх проволоках.

Всё довольно просто.

­­­

Тонкие тени падают на потолок.

Плёнки висят на разогнутых скрепках.

Плёнки тихо шелестят от сквозняка.

На кадрах я узнаю себя.

Я узнаю себя и в тени на обоях:

Мы вдвоём с папой сидим на диване,

Вот

Тени от наших голов.

 

Но меня на диване нет.

Никого на диване нет.

Никакого дивана больше нет.

Это – тени от перегоревших лампочек.

Из четырёх исправны только две.

Всё так просто.

 

Я заглядываю за угол дома.

Маленькие голубые плиточки покрывают его.

Некоторые отпали.

Видно просто серую стену.

Я различаю силуэт маленькой свинки.

Вокруг лето.

Мы заглядываем за угол дома.

Но там нет ничего, кроме осени.

Кисло пахнут листья в лужах.

Кожей пахнет дедушкина куртка.

Я показываю на тёмный предмет.

Это – автомобиль в брезентовом чехле.

«Машина в мешке», – говорю я.

 

Мой дедушка сидит один в полутёмной комнате.

Я показываю на тёмный предмет.

Это – брезентовые шторы.

Я приношу дедушке чай, говорю с ним.

Закрываю шторы.

Ухожу.

А маленькая лампочка остаётся гореть.

Она ещё исправна.

Я смотрю на неё,

До тех пор,

Пока не становится больно глазам.

Сначала огонёк оранжевый, потом красный, потом зелёный.

Я закрываю глаза.

 

Я слышу долгий звонок.

Это звонят в дверь.

Нет, это звонит телефон.

Это один звонок или два?

Довольно простой сигнал.

Я закрываю глаза.

Звонок становится пустым и синеватым.

 

Волна накатывает на берег.

Волна откатывается от берега.

А выше вода стоит просто в канаве.

Там живут головастики, которые уплывут.

Канаву окружают одуванчики, которые улетят.

Нельзя просто ходить и чувствовать.

Нельзя так просто.

 

Сначала огонёк красный, затем жёлтый.

Один подсолнух возвышается над огородом.

Он смотрит на серый забор.

Он смотрит на бочку с чёрной водой.

Я показываю на тёмный предмет.

Это, наверное, галка.

Или кротовая нора.

Я показываю на тёмный предмет.

Но смотрю на подсолнух.

Пока не станет больно глазам.

Сначала огонёк жёлтый, затем синий.

Я закрываю глаза.

Высоко с липы смотрит белка,

Но в этом я не уверен.

 

Как и во всём остальном.

 

Tасет

 

Как в пьесе

Джона Кейджа –

Весь вечер

Из одних пауз.

 

Я жду что сделать.

Я жду что сказать.

Я жду что подумать.

 

Половинная.

Четвертная.

Восьмая.

Шестнадцатая.

Тридцать вторая.

Шестьдесят четвёртая.

Сто двадцать восьмая.

 

Двести

Пятьдесят

Шестая.

 

И снова целая.

 

А я и не дождался.

Так как не знал

Чем заполнить

Паузы между паузами.

И негде было подглядеть.

 

Кусочек жизни

 

Я много видел:

 

- как акварель превращается в грязь на листе

 

- как птица залетает в комнату и ищет выход

- не находит и грустит в углу рамы

 

- о, ещё белую цаплю на болоте

 

- трещины на синих руках, погружённых в глину

- какими водорослями пообедал прудовик

- как лошадь одна куда-то бежит, а ей кричат вдогонку

- как шмель прячется в норку в земле

- такое белое утолщение на скользком дождевом червяке

 

- чей-то зуб в земле под старым порогом

 

- как мягкая белая пыль ложится вдоль дороги тонкими узорами

- как поднимаются тени в соседней комнате за перегородкой

- когда включают настольную лампу

 

- кусочек темноты среди яркого дня – бабочку-адмирала

- темнота сворачивается в точку и улетает в лес

 

- сам лес как единое

- и разные его части

- и старую рессору в лесу нашёл

- она тоже часть леса

 

- и вороний глаз видел

- и летучую мышь видел – кто ж ещё так как она летает

- видел деревянные дома и жил в них

- лодку видел полностью затопленную

- как повисает на руках мокрая трава, когда плывёшь за кувшинкой

- как проезжает автомобиль, один за три часа или четыре

- и снова пустая дорога

- и толстого слизня на дороге видел

 

- облака многие видели, и я тоже видел

 

 Г о л о с: А больше ничего не видел?

 

Или вот история про плюшку.

 

Плюшку испекли и положили на тарелку.

Если её съесть – её не станет.

О плюшке ты будешь жалеть, когда её съешь.

Будешь жалеть не о её потере,

Но о потере твоего желания съесть плюшку.

В этом мире только плюшка –

Идеальное выражение тёплого пред-чувства.

Идеальное выражение того невыразимо щемящего,

Что останется после.

 

Н е з н а к о м е ц: Что-то захотелось мучного.

 

Понятно, но ты слушай пока.

Вот ты представляешь себя в ванной?

Ванная – это такое особое место в квартире.

Место без времени.

Вот ты наполняешь ванну.

И сам в этот момент наполняешься желанием

Опуститься в горячую воду.

Вода плещется ласково,

Как у родного причала.

Ты ложишься и начинаешь смотреть в кафельные стены.

Вода приподнимает тебя.

Кажется, почти к самому потолку.

А весь мир остаётся где-то далеко.

Шаги соседей, шум машин, таинственные звуки в трубе.

Тихо отступают.

Ты остаёшься наедине

С хрупким своим одиночеством.

 

О б ы в а т е л ь: Да, бывает неплохо.

 

Или вот ты приехал за город весной.

Сладкий воздух наполняет твои лёгкие.

Ты делаешь вдох снова и снова.

Но на доли секунды

Прерывается твоё дыхание.

Словно слишком много воздуха.

Словно слишком много места вокруг.

Словно слишком много зелёной и синей краски.

Сердце делает двестипятьдесятшестую паузу.

 

Маленький пузырёк воздуха словно останавливается на полпути.

 

Ты оглядываешься вокруг.

Смотришь на открывшиеся тебе дали.

И тебе хочется уехать.

Хочется опять в тесные стены.

Ты видишь себя пьющим чай на маленькой кухне.

Ты закрываешь глаза, и всё пред тобой

Оборачивается в бирюзово-голубую плёнку.

 

Среди солнечного дня ты засыпаешь на миг.

 

Н а б л ю д а т е л ь: Спать днём – это...

 

...не продолжай.

Ты ложишься в кровать

Вроде на пару часов.

Просыпаешься в полной темноте

С обрывками неясных сожалений,

С печалью в сердце.

 

В пустоту провалился

Целый длинный день

Со всеми его

Чаянными и нечаянными радостями.

А так много могло произойти!

 

С к е п т и к: А ты в этом уверен?

 

Нет.

 

Но сон и днём и ночью

Всё же не отступает:

 

Видишь маленькую коробочку

Деревянного дома

В объятьях клёна и бузины.

Видишь жёлтый огонёк одинокой лампочки,

Видишь красный уголёк в печи,

Видишь синий огонёк телевизора.

Последние летние травы

Уже отрастили длинные косы

И закрыли мой дом от холодных ночей.

Антенна смотрит в небо.

 

Вообще вокруг в мире –

Мягкое небо

С притаившимися в нём

Летучими мышами.

И в травах притаились кузнечики,

Но не литературные, а реальные.

И песня их слышна не как в кино,

А словно ощутимо сыплется отовсюду

Волна за волной.

И им вторит коростель.

 

И волна за волной

Уносят куда-то.

И снова не хватает дыхания.

 

Ты смотришь сперва на один предмет,

Затем на другой.

 

Но этих предметов нет,

Они остались на другой сетчатке.

Которой у тебя больше нет.

 

А на новой всё не то.

 

* * *

 

– Смотри,

Взъерошенное какое.

Дерево.

Мы вместе

Встречаем рассвет.

 

* * *

 

Нежно?

А как ещё?

Тихо?

Негромко?

В унисон со шлепком лапкой?

Песенка уточки

На пруду

Ранним утром.

 

* * *

 

Секвойю

По карте даже

Так и не нашёл.

И весь промок.

Но, думаю,

Не зря.

 

* * *

 

Мысли

Не о том.

Но тем

Они и ценны.