Алексей Веселов

Алексей Веселов

Четвёртое измерение № 6 (570) от 21 февраля 2022 года

Две поэмы

Элегия №1

Незначительное знание

 

Что такое элегия?

Ну как сказать, просто так ведь не скажешь.

Просто взять и сказать.

Просто от нечего делать ты размышляешь о всяком таком –

Вот и получается элегия.

Вот кто-то пролетел мимо –

Вроде бы птица.

Кто-то перебежал через дорогу –

Это наверное белка или крыса.

Кому какое дело?

Не всё ли равно?

Но ты замечаешь зачем-то.

 

Ты дотрагиваешься до яркого пятна на стене.

Луч солнца,

Скользнул по ковру,

Преломился в аквариуме.

И на стене остался яркий

Кусочек видимого спектра.

На бледных обоях зацвёл.

И почему я о нём сейчас вспомнил?

Может быть тогда я впервые увидел

Настоящие цвета,

Для того чтобы периодически думать о них

В настоящее время.

 

Не самая плохая тема для раздумий.

 

Вращается чёрный виниловый диск.

Вращается и чуть поскрипывает.

Вкрадчивый голос рассказывает историю про

Двух лягушек: одной из Осаки, другой из Киото.

Одной из Осаки, другой из Киото.

И я так ясно вижу.

Как они проживают свою

Лягушачью жизнь

Между двумя городами

Старой Японии.

 

Вот случилась засуха

И обе лягушки

Отправились в путь в поисках лучшей доли:

Киотская лягушка отправилась в прибрежную Осаку,

А лягушка из Осаки – в столичный Киото.

Невелика была вероятность,

Но они встретились

На вершине высокой горы

Лягушки встретились на вершине высокой горы.

 

Обменявшись приветствиями

Они пожаловались друг другу

На ужасную засуху,

Которая наступила сразу в обоих городах.

– Ну раз уж везде всё засохло, то нет и резона так далеко скакать,

Надо поворачивать домой.

Сказала одна лягушка.

Другая тотчас с ней согласилась.

Но обидно же вот так возвращаться c полдороги.

– Дай-ка хоть взгляну на море,

Посмотрю, какое оно.

Сказала лягушка из Киото.

– А я хоть издали полюбуюсь

На столичные дворцы.

Вторила ей лягушка из Осаки.

Встали лягушки на задние лапки

И стали смотреть вдаль.

– И где же море?

Воскликнула лягушка из Киото.

Никакого моря я и не вижу;

А вижу точь-в-точь родной Киото.

– И где же дворцы?

Воскликнула лягушка из Осаки.

Я вижу в точности родную Осаку,

Ничего-то и нет интересного в Киото.

 

А дело было в том,

Что глаза у лягушек

Расположены на макушке;

И когда они задрали кверху свои головы,

То каждая могла видеть

Только ту местность,

Откуда сама же и пришла.

 

Разочарованно повздыхав,

Да попрощавшись друг с другом,

Отправились лягушки в обратный путь –

Каждая в свой город.

И всем встречным лягушкам,

И своим деткам

И родственникам

Рассказали они

Что всё везде одно и то же.

 

И с тех пор квакают все лягушки в Киото

Что никакого моря

На свете нет.

 

И с тех пор квакают все лягушки в Осаке

Что дворцов и вовсе не бывает на свете.

 

Львы и анемоны

 

Часть I

Интенсивность

 

Забегая вперёд, хочу в скобках заметить что-то важное. Я однажды уже забежал вперёд и там ничего хорошего не было. Не повторяй моих оплошностей. Не стоит забегать вперёд. Всё самое важное ты узнаешь и так.

Оставь разорванный конверт с нужным письмом на столе. Оставь недоклеенную телеграмму на столике в будуаре. Сделай так, чтобы лирически трепетала незадёрнутая занавеска. Сделай так, чтобы внезапным вихрем в комнату врывался куст сирени. Сделай так, и никак иначе. Сделай так, чтобы лирический субъект не сразу обнаружил письмо. А про телеграмму ему лучше вообще не знать.

 

Вставая утром, сначала медленно откинь одеяло, затем не спеша сядь на кровати. Обхвати голову руками в отчаянии. Эта пауза может длиться сколько угодно долго.

 

Если что-то забываешь, то забывай это. Но не пытайся забыть. Иначе твой хитрый мозг накрутит нейронов вокруг ничего. Но из кокона никто не родится. Кроме бледной бабочки твоих воспоминаний, которая сидит в углу и никуда не летит. Только пугает тебя ночью.

 

Наступает момент, когда с вечеринки нужно уходить. Темы для разговоров исчерпаны и повисает тишина. Некоторым явно хочется о чём-то договорить, но и они – один за другим – замолкают, сдавшись тишине. Кто-то более решительный резко встаёт и идёт, как оказывается, в сторону уборной. Но процесс уже запущен: все начинают потягиваться, шурша собирать вещи, хлопать себя по карманам. Увядающие призраки неоконченных бесед, похожие на призрачный дым, медленно воспаряют к потолку и исчезают там. 

 

После своего торжественного появления на авансцене, главный герой идёт в супермаркет, затем в аптеку, затем в булочную. Потом он приходит домой, задёргивает шторы и засыпает. Его беспокойный сон продолжается недолго. Он встаёт с постели и идёт гулять. Шторы остаются закрытыми, это важно.

На прогулке персонаж неожиданно для зрителя проваливается в люк. Герой летит вниз и воображает своё будущее: вот он по совету интернет-маркетологов покупает нужные акции, получает сверхприбыль и становится сказочно богат. Он отправляется в Японию и в магазине музыкальной атрибутики покупает все статуэтки Хатсунэ Мику какие только может найти. Посреди Акихабары (秋葉原) он неожиданно для зрителя проваливается в люк.

Дальше вы всё знаете –  герой попадает в так называемую бесконечную восьмёрку, временную петлю, которая не распутывается до самого конца сериала.

Будущее героя туманно, более того, совершенно непонятно, где у него будущее, а где – прошлое. Далее он обречён безуспешно бороться с этими сущностями как с одеялом, которое  меньше своего пододеяльника и никак в нём комфортно разместиться не может.

Родственники героя, в свою очередь, сбережены от некоторых хлопот: шторы-то в квартире остались закрытыми, помните? Так что не нужно лезть наверх и закрывать их. Несмотря на то, что наш герой связал их края причудливым узлом.

 

Другой герой в совершенно другой день садится в автобус и едет на другой конец города в сторону кладбища. Он вспоминает пустой постамент памятника; решает найти могилу известного ранее композитора Карла Лёве.

Все сайты и путеводители утверждают, что надгробие находится на кладбище Айххоф, но на месте никаких указателей и табличек герой не обнаруживает. Вокруг цветёт весна, но герой пока не обращает на неё своё внимание. Наконец, сравнив один камень с фото, он находит могилу. Крест явно заменён на меньший и менее изящный, надпись на свитке практически стёрта, значительная часть картуша отколота.

 

Но всё-таки радость обретения наполняет героя. Серый, из ноздреватого камня памятник стоит среди мягкой зелёной травы, яркое весеннее солнце дробят высокие платаны. Молчаливо застыла расцветающая магнолия. Весна как обычно грустна, но не очень.

 

И с с л е д о в а т е л ь : И что всё это значит? Решительно ничего непонятно. Будь, пожалуйста, конкретнее.

 

Часть II

Весна

 

連歌ソロ

(рэнга соло, то есть только мной одним сочинённая)

 

Одним только вдохом

Встречаю весну.

 

За поворотом –

Полоса  разметки

Никуда не спешит.

 

Старая ива у пруда,

Лениво течёт вокруг.

 

Главная мысль стиха

Между камней мох

Стёртый и усталый.

 

Выщербленный порог

Гладкая блестит земля.

 

Посредине – репей.

Сам себя наградил

Рубиновым орденом.

 

Маленький камушек

На отмели после прилива.

 

Серый куличок

Застыл на миг,

Потом ещё на миг.

 

Задержал дыхание,

Запомнил путь.

 

Весной на меня наваливается странная какая-то тоска. Я все хочу

чего-то, мне скучно, я думаю о проходящей своей жизни, много сплю и встаю

осоловевший и разбитый. (Ю. П. Казаков)

 

Часть III

Вальс №3

 

По весенней реке мой путь одинок.

На воде грустной жизни река держит меня.

Я забуду как пела одинокая птица сегодня утром.

Но пройдёт только миг – и вспомню ещё голоса.

 

Я не думаю, что моя жизнь пуста.

Она наполнена счётными суффиксами для маленьких овечек.

Событиями на внутренней кухне моей души,

Где скромно светится старая неоновая вывеска.

 

Около  вывески небольшой стайкой вьются маленькие мошки.

Я тоже готова их сосчитать.

Они летят на след того света, который когда-то горел, но и сейчас горит.

Я хочу сказать о них, но мне о них нечего сказать.

 

Недалеко то меня – зелёная изгородь и на ней выстрижено место

Для жёлтого почтового ящика.

Который порой так бодро и весело выглядит,

Что мне неловко даже проходить мимо, а не только в него заглядывать.

 

Через день, наверное, наступит ещё день.

Я мысленно строю к нему воздушные мосты.

Беру то одну, то другую деталь, то третью деталь,

Но не помню, куда дела первую.

 

Я встаю утром, и меня несёт река из птичьих голосов.

Она несёт меня вдоль бетонных стенок.

У стен растёт незначительная трава, а также дерево, с которым я всегда здороваюсь.

Иногда я не здороваюсь, и мне весь день потом неловко.

 

Где-то за перекрёстком меня встречает гул города.

Где я встречу тебя, но скорее всего нет.

Потому что я не знаю, кто такой ты, да и себя в весенней грусти

Мне с трудом удаётся отыскать.

 

Я всё ищу приметы наступающей весны: цветущие анемоны или

Приглушённое радио из окна, играющее джаз.

Я не очень люблю джазовую музыку, но весной я люблю её слушать

Стоя посреди переулка, застыв в смешной позе с неловко поднятой рукой.

 

Когда-то пройдёт и весна, и лето, и наступит неизвестность.

Но до этого часа ещё далеко и можно быть собой.

Перебирая прошлое как рисовую крупу, я откладываю плохие семечки в сторону,

Но может они – и есть самые лучшие, я не знаю.

 

Хочу найти ответ.

 

И с с л е д о в а т е л ь : Ну и нашла ли она ответ, как вы думаете?

 

Часть IIII

Стихии

 

У ботинка заминается пятка.
Нет времени
Поправить.

Бежишь вперёд –
Там – что-то интересное.

Ботинки коричневые и блестят.
Коричневая утоптанная земля.

Глаза привыкают к темноте.
С той стороны дырявой крыши
Тоже ничего не видно.
Чёрный большой клён ворочается.

В тёмном закутке только гриб растёт.

Мягкий торф в руках точно шёлковый
Переливается.
Плотность земляных слоёв –
Какая она? Мне интересно.
Если что-то надолго
На траве оставить –
Образуются в земле лагуны,
Пещеры,
Закрытые белыми змеистыми стеблями
Травы без листьев.
 

А тем временем

Листики манжеток

Наполняются росой.

Пришёл посмотреть на них.

И на остывшее костровище

С полусгоревшей этикеткой

Консервной банки

«Завтрак туриста».

На ней нарисован остров,

Зовущий вдаль.

 

Вокруг туман,

Но утром

Он рассеется.

 

Свежий воздух рассеет его.

Как тогда.

 

Мы с дедушкой

Запускали воздушного змея.

Маленький квадратик

Из натянутой плёнки

На голубом небе.

Марка,

Приклеенная на тревожное письмо

Или на радостное письмо

Приклеенная.

 

Через много лет полученное

Письмо.

 

Моему дедушке

Уже девяносто один.

Он опиливает рейки,

Оклеивает их бумагой.

Проблема теперь с хвостом.

А ещё надо найти подходящую леску.

Дедушка торопится,

А я по-прежнему

Неопытен в изготовлении бумажных змеев.

Не знаю, чем помочь.

Только стою и смотрю.

Но всё же в итоге

Маленький змей

Почти готов.

 

Почти готов.

 

Почти. Готов.

 

Почти.