Подборка стихов, участвующая в конкурсе «45-й калибр – 2018»
Россия, Санкт-Петербург
после нас раскинется река.
вместо нас останется река,
в глубине искать – не отыскать,
рвётся память – стариковский невод…
вместо сердца – мерная тоска
колокола, канувшего в небо.
вместо жизни - постоялый двор.
свет - и пепел. больше ничего.
вдох и выдох, хоровод наречий,
насекомый, птичий, человечий,
травяной ли, каменный ли гость
у судьбы – непрошен, безымянен…
кто тебя по имени помянет?
счастья принесет хотя бы горсть?
свет и пепел, человек и клевер.
электрички тянутся на север
вслед за поездами-вожаками,
лишь одна, заблудшая, на юг…
чтобы никогда не возвратиться,
бросишь в воду молодость свою
(кто-то скажет - это просто камень)...
где-то верят: потерявший плоть
вседержитель местного пошиба,
бывший житель – нынешний господь
(выдуманный, но зато красиво),
выходец из тамошних крестьян,
смотрит ослепительно и грустно
в чашу среднерусского житья
в трещинах развилистого русла.
как деревья весело горят!
отдают последние рубахи,
совершив положенный обряд.
поминальный столик пустыря.
снежным рисом вскормленные птахи.
потому ли, что память твоя – полынь,
разбазарена нежность из-под полы
за железной дорогой, за камышами -
ни за грош, за серебряное кольцо.
покрывается трещинами лицо.
оловянный солдатик,
стеклянный шарик
и не жалко ни сердца, ни живота,
и больница разинула ворота,
и приносятся люди, как будто в клюве,
в известковый осыпавшийся уют,
в медицину – медовую, цинковую.
пожуёт - и проглотит,
дай боже – сплюнет
потому ли, что время не одолеть,
первоклассники в парке искали медь,
по слогам выговаривали гербарий.
таял саван, в тетради звенел ручей.
где грачи, да не надо уже грачей,
все бригады на фронте и на пожаре.
медсестрица алёнушка, там, в огне,
все становится явственней и нужней.
кто летает в окне, погляди, алёнка.
там соседки летают – чирик и кар,
в чем родились – без трубок и без лекарств,
в только что оперившихся рубашонках.
там, где русалки выходят играть на речную мель,
где расстилается поле, еще не остыв от брани -
и самобранка-скатёрка, и ласковая постель,
а гимнастёрки по-братски закопаны с топорами,
где запылённый мужчина без женщины, как без ног,
полз по дороге, ведущей на деревенский праздник,
женщина всласть наливает колодезное вино
каждому чужестранцу. а после единым красным
делает губы и округляет квадраты дней,
преуменьшая немного, рассказывает иконе,
сколько же их, без следа, захлебнулось в её вине -
ветхозаветной вине, запрятанной под исподним.
всё передумано вдоволь, изношено до костей,
а уж такая была, что не передать словами:
и убирайтесь, и я не такая, и не из тех...
из деревянного ящика вновь доставала Ваню -
да молодого, с немного надорванным уголком,
да с полуграмотным выцветшим голосом на изнанке.
в небо глядишься – любуешься, как высоко
кружатся вестницы, соломенные веснянки.
издалека, из космоса, так хорошо смотреть,
как одноногий эдем за оградой бредёт на постриг
и опоясывает голубая лента чужую смерть,
словно бы разделяя местность на до и после.
1
земля земля смотри какие мы
из беспробудной тьмы извлечены
незнамо кем
за что
и почему
погашен свет, чтоб накрепко уснул
совсем седой, совсем вчерашний школьник.
всё убывал, а думал – в вышину
перерастает маму, и страну,
и коммунальный голый подоконник.
смотрю и набояться не могу:
воскресным утром урожаем зимним
чужая жизнь поспела на снегу.
а я ей ужаснулась на бегу
от молодости и до магазина.
2
я забываю шелеста азы
и листопада обморочный танец.
раздетый парк, утратив свой язык,
тысячепалой клинописью станет
царапать неба глиняный сюжет,
в котором только птица и случится…
на древнем сурдо – мой древесный жест,
мой монолог – на ломаном ветвистом.
а темнота, на крик переходя,
вдруг, всполыхнув, убийственно немеет
и сердце парка посреди дождя
прошито одиночеством скамеек -
уже без нас, развеявших себя,
несущих жизнь как хлебную повинность,
как человечью жертву голубям.
такие крохи – Господи, увидь нас…
кого еще ты у меня не взял?
бери и ешь, прожорливый октябрь, и
уж если их вернуть никак нельзя,
то сделай, чтоб почудились хотя бы -
там, где метро неведомая ветвь,
где, щурясь, под прицелом глаз и камер,
из-под земли на яркий божий свет
восходят люди сонными ростками.
и ничего пока еще не знаю,
лишь радуюсь, что мир, и май, и труд...
но белое постиранное знамя
вывешивает мама поутру
и говорит с утробой, точно с сыном.
спит бабушка, не покладая спиц -
становится гребёнкой и косынкой -
становится землёй и снова спит.
а мы её никак не отпускали -
всё ездили на поиски в санях,
бродили перелесками, песками,
высматривали в горле у меня…
кто пригласил осиновые войны
лупить по стёклам? а теперь смотри,
как детство неживое, ножевое
в земные проникает буквари.
вот кто-то чёрный по ночам пугает,
рядится то совой, то мертвецом
с висящими передо мной ногами -
и на двоих у нас одно лицо.
там, где площадка яростно хохочет,
в заборе дыры для отцовских глаз.
и август - непреодолимый отчим,
пока с работы мама не пришла.
ура, приходит! полная дарами!
окно открыла, занялась мытьём…
от мамы остаётся только рама
и в рамке - небо, и она на нём.
а бабушка связала всё на свете -
равнины, горы, горьких сыновей
и дочерей своих – и жизнь, и смерть их -
в колодце, в море, в скошенной траве.
а мы им имена навыдавали,
мы говорили: Николай, Андрей,
мы называли: Александра, Валя…
мы горечь обозначили словами,
переводили в непрямую речь.
так долго эти камни нарекали,
что пальцы пересохли и устали.
кто доиграет в мяч? река ли?
а может, лес, пока не постарел?
пока выводит на листве тетрадной
одну лишь маму, мир, весну и радость
и отдыхает каменная Таня,
по горло в серебре
Перейти к странице конкурса «45-й калибр – 2018»