Подборка стихов, участвующая в конкурсе «45-й калибр – 2017»

Юлия Пикалова[вне конкурса]

Италия, Озеро Комо


ДЕВОЧКА С КОСОЙ

Обол за перевозку под землёй.

Привычно дожидается светило

Там, наверху. 

Но девочка с косой

В оплату перевозки не входила.

Она тебе в вагоне роковом

Поулыбалась призрачно, как счастье,

И лишь слегка задела рукавом:

Ведь ты ещё ни с кем не попрощался.

 

И прогремели правила игры:

Нет разницы плохим или хорошим.

С тобою рядом рушились миры,

А твой был не обрушен, а отброшен,

И перевозчик до конца довёл

Вагонов сцепку в грохоте и дыме.

Другие заплатившие обол

Отправятся вагонами иными,

 

А ты поднялся.

Наверху всё те ж

С экранов откровенничают криво.

Напрасно просишь: тишина, утешь! –

Нет громче тишины, чем после взрыва!

А девочка, мелькнувшая едва,

Как будто померещилась, но всё же

Её прикосновенье рукава

Ты будешь вечно чувствовать на коже.


О ГЛАВНОМ

Буфет невзрачный придорожный.

Чад пережаренных котлет.

У шоферóв глаза острожных.

Раздатчица неясных лет

грустит под песенку о главном

на незнакомом языке:

“What can I do to make you love me?

What can I do to make you care?”


СИНИЦА

А-е
 

На веранду мою

Залетела недавно синица,

Опрокинула чашку,

Ударила зеркалу в грудь.

Как забилась она,

Обретя человечьи границы!

Как боялась я тронуть её,

Чтоб свободе вернуть!

 

Так и билась она во все окна.

Не сразу, не сразу

Разомкнула прозрачный, но прочный

И пристальный круг…

Нам же – нравится знать,

Что очерчено наше пространство

Городскою стеною,

Верандою,

Контуром рук,

 

Ибо тело имеет

Привычные с детства пределы

Для движения крови,

Дыханья, биенья сердец.

И для нас безопасны отрезки:

Год, месяц, неделя.

И для нас соразмерно и слито:

Начало, конец.

 

Но с тобою однажды пойму

Предрассветною ранью

В тот особенный, тонкий, святой,

Целомудренный час:

Наше имя – любовь.

Горизонт нам последнею гранью.

И чем дальше идём,

Тем он дальше уходит от нас.


ДВЕ ПЬЕТЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО

"И высочайший гений не прибавит / Единой мысли к тем, что мрамор сам / Таит в избытке…" (из стихов Микеланджело)

 

Перед её пьетою мир немеет
И замирает. Неизбывен миг.
Такая скорбь названья не имеет,
Но мрамора светлей пресветлый лик.

 

Она, скорбя, тебя в веках прославит.
Юна, как ты. В величии простом.
"И высочайший гений не прибавит
Единой мысли..." – ты поймёшь потом,

 

Пройдя всю жизнь в её красе и муке.
Уходит всё. Уходу нет конца.
Т в о я    пьета. Ты отпускаешь руки.
Никто не видит твоего лица.

 

Но тем из нас, кто утерял надежду,
Готовясь руки, как и ты, разжать,
Ты скажешь: Тот незримо мир удержит,
Кого никто не в силах удержать.

_____

Две пьеты Микеланджело: ранняя (1496 –1501) и поздняя, незавершённая, он работал над ней до последних дней своей жизни (1550 –1564). Сравнение очень много говорит о его творческом пути.


ШИПОВНИК

Этот мир предрассветный
пока ещё мглою окутан;
дремлют даже влюбленные,
свет своих глаз погасив.
Я же снова в бессменном дозоре:
в иные минуты
лишь поэты бессонные ведают, как он красив!

 

А когда я уйду
и останется утро слепое —
все слова на стихи израсходовав до одного,
я хочу стать пчелой, залетающей в белый шиповник,
залетающей в самую глубь,
в сердцевину его.


Перейти к странице конкурса «45-й калибр – 2017»