Юлия Пикалова

Юлия Пикалова

Четвёртое измерение № 27 (627) от 21 октября 2023 года

Три коротких, три длинных, три коротких

Утро

 

ласточки взмыли выше,

звоном взрезая свод. 

отрок на землю вышел

из розоватых вод.

 

веки его невинны,

узки его ступни.

     яростный день нагрянет.

     ночь глухая накроет.

веки его мгновенны:

время, повремени!

 

Косая занавесь тумана

 

переливался и сиял солёный воздух океана.

лица коснулась кисея – косая занавесь тумана.

и закружилась голова, и ветер выдохнул осенний

такие нежные слова, что их убьёт произнесенье –

 

и будет будней череда,

и будет утро и заботы,

и будет мёртвая вода...

       ты плачешь? – 

что ты, что ты, что ты...

 

Горизонт завален

 

среднего класса средняя жизнь пристойна

дай бог, не вызовет у истории интереса

из отпусков пёстрые снимки везёте в стойло

на них деревья, за ними не видно леса

 

вы непричастны, просто кругом лихие

вы домолчались, вот и пришли за вами

но проморгают лучший снимок в архиве:

одинокое дерево и горизонт завален

 

Душа

 

Так храм оставленный – всё храм...

М. Лермонтов

 

здесь не идут богослуженья:

   здесь сны идут,

и фресок смазаны движенья,

   и сдвиг минут –

ушедшего приметы быта

   и бытия,

и всё разомкнуто, раскрыто,

    как жизнь моя.

 

сюда, бывало, люди, люди

   текли, текли

и разносили весть о чуде

   путём земли.

а ныне, ныне длится, длится

   иная быль:

зимою снег лежит в глазницах,

   а летом пыль.

 

а где же люди ныне, ныне,

   в чём ищут суть?

они оставили святыни

   и держат путь

по буреломам, по оврагам,

   покрытым тьмой...

(ты не устал читать зигзагом,

   читатель мой?)

 

зимою снег лежит в глазницах,

   а летом пыль.

душа моя, мне только снится

   иная быль:

душица, мята, люди, птицы,

   колокола...

душа моя, мне только снится,

   что я – была!

 

здесь не идут богослуженья:

   века идут,

и фресок смазаны движенья,

   и сдвиг минут.

и на разомкнутых орбитах

   звенеть звезда́м.

   

и небо в куполе пробито.

   и аз воздам.

 

Varisco Serafino

 

…не из нашего столетья.

А. Ахматова

 

Тот городок был новым для меня.

Я в нём нашла местечко потайное

У самой кромки озера. К нему

Спускаются заросшие ступеньки,

И дальше только озеро и я

Да чайки, накричавшиеся за день

И странно смирные.

 

Сюда живые звёзды наблюдать

Без неживого городского света

Ходила три бессонницы подряд,

Едва во тьме ступеньки различая.

Потом три дня шёл колыбельный ливень,

А, может быть, три месяца – не помню,

Всегда с трудом я понимала время.

Нет, не всегда:

В одной из прошлых жизней

Был календарь расписан по часам,

И время подчинялось этой сетке

И было исключительно квадратным.

Как хорошо, что это позади,

И время может течь совсем свободно

Или не течь вообще.

 

И вот спустя три дня или три года

Пришла я снова к узеньким ступеням –

И ничего не узнаю: туда ли

Попала я? Откуда этот свет

Торжественный? Неужто и сюда

Проникли фонари, и не осталось

На свете первозданных уголков?

Поблёскивали празднично ступеньки,

И, оступиться не боясь, я вниз

Почти бежала. Да, к воде, к воде! –

И – врезалась в серебряную стену,

И потеряла зрение на миг:

 

Луна!

Так вот какие полнолунья

Таит забытый богом городок!

Но что я говорю: «забытый богом»?

Не это ли – присутствие его?

 

И вот стою, лицом к лицу, как есть,

Благоговейно руки опустив,

Вся на свету, теряясь в этом свете,

На этом свете иль уже на том,

И строки не из нашего столетья

Текут через меня. Двадцатый век

Пришёл не сразу по календарю:

Ждал девятьсот четырнадцатый год.

А эти строки явно довоенны,

Но знают всё о Первой, о Второй.

И в самом малом здешнем городке

Вы обелиск найдёте с именами

Всех жителей погибших, и пропавших,

И умерших впоследствии от ран.

 

Однажды возле маленькой часовни

В горах на одинокую табличку

Наткнулась я. Всего пять слов:

            SOLDATO

            VARISCO SERAFINO

            ПРОПАЛ В РОССИИ.

И ни лица, ни даты, ни намёка,

Кто и когда его увековечил

И почему на этой высоте.

Возможно, это был отец семейства,

И правнуки его живут на свете

И даже как-то съездили в Москву:

Вот фоточки на фоне Фьораванти,

Восторг в глазах, ушанки на морозе –

Как экзотична русская зима!

Возможно, это юноша безусый,

Единственный у матери, и та

Пережила его на сорок лет: подолгу

Живут здесь люди. Сорок лет ждала,

И даже больше, сорок и четыре,

Пока железный занавес не рухнул,

Но и за ним его не оказалось.

Как экзотична русская зима.

 

И вот стою, и все эпохи сразу

Текут через меня. Наверно, здесь

Портал для всех, кто памяти взыскует,

И в этой полнолунной тишине

Я чувствую присутствие в природе

Всех, кто до срока растворился в ней.

Об этом ли я думала, когда

Отправилась предсонно прогуляться?

Но с обелиском маленькая пьяцца,

И чёрная зеркальная вода,

И белая огромная луна

Меня вберут, со мною растворятся –

И не начнётся новая война.

 

Бетховен

 

Вы прикажете слугам не впускать Бетховена 

заблокируете его в мессенджерах и соцсетях 

одни воюют другие майнят биткоины

третьи интригуют и путаются в путях

четвёртые смесь предыдущих двух не попадают в вену

истерическая правда вступает в свои права

по невзорванному мосту французская армия входит в Вену

я смотрю с него на Дунай у меня кружится голова

 

Вы прикажете себе уехать уехать себя ломая

но сохраните пи́сьма наложив седьмую печать

я стою на мосту осень страшная и немая

«Вы спрашиваете как живу я предпочёл бы не отвечать»

рядом Наполеон взрывает крепостные стены

страх не добить лежачего низость и низачот

и под мостом голубая кровь из Вены

течёт течёт

 

лучше блэкаут чем шепоток и сплетни

чёрный квадрат в себе заключает всё

снявши голову хорошо смеётся последний 

над временем вравшим нам что всё унесёт

Ваши письма найдут через полтора века

переведут издадут я читаю их спустя два

жаль до меня сказали: от всего человека

нам остаётся часть речи у меня кружится голова

 

что ощущали Вы живьём обрубая

самоё себя беда здесь или вина

всё течёт течёт по Вене кровь голубая

и Вы живы пока вливается Вам она

разрушение опустошение барабаны и мародёры

город земля душа в огне в огне

значит в самом себе он будет искать опору

и найдёт заодно давая её и мне

 

я стою вцепившись в перила и в гулком громе

различать начинаю издалека едва

«только звуками – ах не слишком ли я нескромен

думая что звуки мне послушнее чем слова»

только звуками из бесформенной тьмы наощупь

и пускай он не слышит ни стереоканонад

ни тишины но так вернее и проще

потому что музыка – над

_________

По письмам Бетховена времён войны с Наполеоном.

В основном из переписки с Жозефиной Дейм,

найденной в 1950-х; прямые цитаты в кавычках;

ряд слов почерпнут из других писем (про разрушение,

опустошение и барабаны; про опору в себе...)

 

Сангина*

 

Достать чернил и плакать.

Борис Пастернак

 

1.

 

Что же, теперь мне знаком

Взгляд предающего брата.

Чтобы писать о таком,

Прежних чернил маловато.

 

Не заржавеет за мной:

Жгу (и глаза всё суровей)

Охру с сиенской землёй

Цвета запёкшейся крови.**

 

2.

 

Нет, не чернилами – сангиной,

сестрою крови и огня,

 

писать и слышать: «не солги нам»

от изучающих меня.

 

Писать – собой. А что в итоге?

Удар, урок, урон, укор?..

 

...Но на меня глядели боги

глубокими глазами гор.

 

_______

* От латинского. sanguis – il sangue (фр.) / le sang (ит.) / кровь

** Так получали сангину в прошлом.

 

Фигура умолчанья

 

Война – это мир.

Оруэлл

 

Когда забыть велит закон

значенья слов

и снов сохранность,

когда запретный рубикон

велят воспринимать как данность,

 

когда вонзённому в зенит

нельзя

ни стона,

ни мычанья –

то воздух зыблется, звенит

вокруг фигуры умолчанья.