Вячеслав Лобачёв

Вячеслав Лобачёв

Новый Монтень № 1 (421) от 1 января 2018 года

Покоритель Ниагары

Вячеслав Лобачёв и Элла КрыловаЧто происходит с отечественной поэзией? Да ничего с ней не происходит. Как была, как есть, так и будет. В России сонм замечательных поэтов, которых, к сожалению, мало кто знает. И не только в России, но и во многих странах есть поэты, которые своим творчеством обогатили мировую культуру. Однако и зарубежных поэтов далеко не каждый знает на их родине. Почему так происходит?

Дело в том, что настоящая поэзия требует вдумчивого чтения. Это не набор рифмованных строк, а неожиданное откровение, или, если вам так будет угодно, открытие иного виденья давно известных событий. Здесь автор полностью обнажает свою душу, ничего не утаивая от почитателей своего таланта. Значимые стихи требуют вдумчивого чтения. Вот в этой последней фразе и зарыто отношение большинства читателей к поэзии. Самое главное – понять для себя: стихи ли это или случайная попытка рифмования. Для этого требуется время. И ещё. Значимые стихи заставляют думать. Вот эти два фактора – отсутствие времени и желания шевелить мозгами – отталкивают от поэзии большинство читателей. К этому следует добавить отсутствие общей культуры, вкуса.

И, тем не менее, с каждым годом армия любителей настоящей поэзии становится всё больше и больше. Да, их количество не сопоставимо с читателями прозаической литературы, которые не всегда могут дать достойную оценку тому или иному стихотворению, но сам факт расширения поэтической аудитории не может не радовать.

Не следует забывать и о таком факторе «удушения» поэтической литературы, как отсутствие к ней коммерческого интереса у издателей. И если появляются на прилавках книжных магазинов сборники стихов, то все они, как правило, выпущены за счёт автора тиражом, редко превышающим 500 экземпляров. Та поэтическая вольница, которая присутствовала в России во второй половине прошлого века, вряд ли когда повторится. Нам завидовал весь мир. Известные поэты той поры издавались баснословными тиражами. Сто тысяч экземпляров – это ещё не предел. Издание одного поэтического сборника – и автор безбедно мог прожить целый год. А сегодня… поэт, забудь про гонорары! Почти для всех авторов поэзия стала не профессией, а хобби. Но по большому счёту поэзия – это прежде всего состояние души…

Интересно знать, каким образом история сохранила для нас имена и работы поэтов далёкого прошлого? Гомер и Аристотель, Омар Хайям и Петрарка, Данте Алигьери и Хадына (автор «Слова о полку Игореве»), Франсуа Вийон и Шекспир… Известно, что книгопечатание зародилось в Китае в 581 году н. э., затем постепенно начало распространяться на Восток,  и лишь в 1300 году появились первые оттиски на ткани в Европе. 

До наших дней не дошло ни одного поэтического текста той поры, чтобы он был представлен в печатном виде. Вся дошедшая до нас поэзия былых времён сохранилась в виде рукописей. Выходит, что переписчик был одновременно и первым редактором, и первым продюсером, который выбирал автора для своей работы. Ведь наверняка, кроме выше перечисленных поэтов и драматургов, стихи и пьесы писали их современники. Тогда почему именно их выбрал переписчик? Каков был критерий отбора? Почему именно их работы сохранила история до наших дней?

Как нам кажется, редактор-переписчик выбирал прежде всего талантливых авторов, тех, чьё творчество нравилось народу, чьи стихи легко запоминались, отвечали чаяниям своего времени. Авторов, чьи поступки и характеры привлекали к себе все слои общества, тех, кто были личностями. Без этих условий вряд ли можно было реализовать рукопись. Думаю, что и сегодня талантливая личность всегда сможет найти свою ступеньку в епархии мировой литературы.

Наше субъективное мнение предполагает, что сейчас в России работает около ста поэтов мирового уровня. Но даже и они не все знают, и не все слышали друг о друге. Что уж тут говорить о почтеннейшей публике?

И вот одним из таких поэтов смело можно считать Эллу Крылову. Автор более сорока поэтических сборников, имеющая массу публикаций как в печатных, так и электронных отечественных и зарубежных СМИ, лауреат и призёр многих международных конкурсов, число которых не поддаётся точному подсчёту, – это лишь маленькая толика того, чем по праву может гордиться поэт. А вот полученное письменное благословение от Папы Римского Иоанна Павла II много чего стоит, не говоря уже о фразе, сказанной в одном из интервью Иосифом Бродским: «Мне в затылок дышит Элла Крылова».

Когда читаешь стихи Крыловой, удивляешься их напору, их мощи, их силе. На читателя обрушивается поток поэзии, сопоставимый разве что с Ниагарским водопадом. Но если водопад замерзал, делая себе передышку в 1848 и 1912 годах, то Элла Крылова работает без выходных.

Если открыть любой её сборник, то под каждым стихом стоит дата его написания. Как правило, они размещены день за днём, словно полк солдат, выстроенный к параду. Случается, что одним днём помечены два стиха, а случается пропуск – отсутствие очередной даты. Однако это не означает, что Элла Крылова в этот день не работала над очередной рукописью. Просто поэт весьма трепетно относится к своему творчеству, и посчитал, что это стихотворение не достойно публикации, оставив его в черновиках.

Элла постоянно нацелена на поэзию, постоянно живёт в ней. Невозможно представить современный поэтический мир без стихов этого поэта. Возьмём для примера два последних поэтических сборника: «Образы и образа» (изд-во «Геликон Плюс», 2017 г.), и «Летопись нищей души» (изд-во «Новое Время», 2017 г.). В этих, как и в предыдущих книгах, затронуты темы, которые всегда тревожили душу поэта: о любви, о Боге, о смерти, о смысле жизни, о творчестве.… А ещё есть несколько стихотворений, посвящённых мужу, недавно ушедшим маме и брату, и даже кошечке Саше, погибшей от рук ветеринаров, кошечке, которую Элла любит как родную дочь. И все эти стихи, естественно, писались в разное время и с разным настроением, но с болью в сердце. Благодаря этим обстоятельствам глубже начинаешь понимать чувства поэта, горечь невосполнимых утрат.

 

* * *

 

Мы попали в не лучший век

и не лучшее государство.

Стал материей человек,

трудно верить в Господне Царство.

 

Трудно верить в бессмертье душ,

если видишь одно лишь тело.

Всем потребен нам Божий душ,

оживляющий дух умело!

 

Чтобы реально показать боль утрат, отражённых в поэзии автора, нужно просто перепечатать здесь все стихи, в которых присутствует эта тема. Увы! Это невозможно сделать.

Что касается детального разбора творчества Эллы Крыловой, тематической систематизации её стихов, требуется серьёзная литературоведческая работа, соизмеримая с написанием докторской диссертации. И хочется думать, что найдётся такой человек, который всерьёз и надолго заинтересуется поэзией Эллы Крыловой. Он просто обязан понять, что её стихосложение безгранично, как Ниагарский водопад.

 

Творчество

 

Удел поэта Бог мне дал,

и сердце моего накал

рождает стихоизверженье,

оно сродни самосожженью.

 

Из пепла Фениксом опять

взлетаю, чтоб в пути собрать

дрова для нового костра.

О, Муза, грозная сестра!

    

Смею надеяться, что поэзия Эллы Крыловой оставит заметный след не только в культурной жизни нашей страны, но и мирового поэтического содружества.

 

Октябрь 2017, Москва