Часто улыбка и есть главное

«45»: Поэт, родившийся 110 лет назад, точнее – 29 июня 1900 года и бесследно исчезнувший 31 июля 1944-го, носил имя Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери. Не спешите поправлять нас: мол, вы, собратья и сосёстры по разуму, ошибаетесь – всем известно, что Экзюпери француз, лётчик по профессии, работал в жанре прозы, стало быть, Антуан – писатель. Русский писатель Николай Гоголь называл свой роман «Мёртвые души» поэмой. Случайно ли? А французские поэты Бодлер, Рембо, Верлен, писавшие ритмизованной прозой? Ну и Тургенев, который Иван Сергеевич – сам?! Как такие аргументы вам? Предлагаем читателям-45 эссе, написанное автором нашего альманаха Витой Пшеничной… Творчеству поэта Антуана де-Сент Экзюпери посвящается.
 
Наша странная, сквозь десятилетия, сквозь несколько поколений связь, взращивается с далёкого Детства до сих пор, обрастая всё новыми и новыми впечатлениями-образами, стоит только взять в руки книгу о Маленьком Принце или почитать письма, принадлежащие перу автора этой сказки-поэмы.
Он всегда с пониманием выслушает и по строчкам или от главы к главе, ненавязчиво, выведет к тем словам, которые утешат в сложную минуту душевного неравновесия. Находясь в мощном «силовом поле» его записей и персонажей книг, я чувствую себя под защитой, которой лишена в жизни. И когда, кажется, всего полшага остаётся до отчаяния, я выуживаю из нестройного ряда изданий на полке тоненькую, потрёпанную книжицу, словно хватаюсь за спасительный круг. И раскрываю её на любой странице – потому что каждая пропитана заботой о человеке, любовью к нему. Значит, и ко мне…
Потому что с детства запомнилось «…такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…»
Потому что мы давнишние приятели с «тишиной, полной грусти, когда вспоминаешь тех, кого любишь…»
Потому что «среди людей тоже одиноко…», особенно в нашем почти обезумевшем от самого себя мире, а на маленькой планете Экзюпери человеку ещё возможно вспомнить о том, что он – жив…
Иногда меня преследует навязчивая мысль о том, что в действительности все мы – заложники. Причём, заложниками мы сделали себя сами, добровольно, за довольно короткий исторический (что для Истории двадцать лет!) период, подготовив идеальную почву для обстоятельств, которые теперь в большей степени управляют нами, нежели мы – ими. В фантастических фильмах и книгах, как правило, центральными персонажами «от Зла» становятся созданные человеком существа (живые, компьютерные – не суть), в какой-то ключевой момент вышедшие из-под его контроля. Сидя в уютном зальчике или дома на диване совсем не страшно отслеживать перипетии злоключений главных героев.
Страшно, когда понимаешь, что ты сам, твои дети, знакомые, другие люди – персонажи одной «долгоиграющей», тщательно запутанной истории отнюдь не выдуманной! Страшно, потому что эта история, если перечислить её нынешние «идеалы» и «ценности» – даже на историю не тянет – настолько мелочно, приземлено и сужено её сознаньице. Статус и имидж, залаченные волосики и наманикюренные пальчики, сытые животики и удовлетворённые первичные инстинкты, а над всем этим – деньги. Вот – и основа, и цель, и возможность самореализации, и загадочная «нирвана», к которой «все стремятся», но о духовной (не материальной!) составляющей которой мало кто просвещён.
Почему, как случилось то, что мы посмели столь быстро отказаться от того, чем кормились наши души в течение столетий?! Воистину подумаешь, а в себе ли мы были в тот переломный для России час, когда на глазах рушилась дружная, многонациональная страна, когда по её руинам и пепелищам бродили юные тогда поколения, натыкаясь на тела своих же братьев, родителей, друзей? Уверена, именно тогда-то зародилась в них, уцелевших, жестокость и цинизм, дающие ныне чудовищные плоды.
В их да и наших душах наступившее великое смятение и смута не оставили места Богу и Духу. И в который раз в час сильного испытания мы безвольно отказались от них, чтобы теперь, в самом начале XXI века, попытаться вновь призвать отверженных и признать за ними Первое Слово, правое Слово.
В одной из своих работ Антуан де Сент-Экзюпери писал, что «в трудный час она (Португалия – П.В.) извлекла на свет свои чудеса… Она выставила напоказ своих великих людей. От железа и стали захватчиков она заслонилась своими поэтами, землепроходцами, первооткрывателями… Неужели её посмеют раздавить – её, наследницу столь славного прошлого?» 
Как похоже на нас!.. И как близко мы подошли к черте понимания, что наш великий народ, имеющий колоссальное духовное наследие, только им и в нём имеет шанс на спасение от общества, выступающего захватчиком, в руках которого вместо «железа и стали» – цинизм и поклонение Мамоне, подавляющих в человеке человеческое.
Как скоро позабыли мы, что «…всё выцветает, если ничему не служит», а «…политика лишь тогда имеет смысл, когда она помогает раскрыть духовную сущность человека»!.. Культура, не поставленная на службу человеку, обречена на вымирание, и, что самое главное: этот процесс необратим, но взаимосвязан. И уже впору говорить о сохранении славянской (русской) цивилизации.
Пласт на первый взгляд неподъёмен. Но только на первый взгляд, ведь всё всегда начинается с человека, а человек начинается с семьи: «Главное – чтобы где-то сохранялось всё (вплоть до бабушкиных сундуков и незамысловато вышитых, полинявших от старости салфеток. – П.В.), чем ты жил прежде. И обычаи. И семейные праздники. И дом, полный воспоминаний. Главное – жить для того, чтобы возвратиться…»
Нам же пока и возвратиться некуда, семьи разрознены либо в них царит разлад и непонимание, обычаи – стали почти атавизмами, хотя и поддерживаются локально, на территориях, как правило, удалённых от «центра». «Семейные праздники» ограничены днями рождений в кафе да шумным новогодьем, сдобрены «корпоративами», крайне редко предполагающих присутствие вторых половин, не говоря уж о детях. По нашим блочным квартиркам по ночам не витают воспоминания, а зеркала вместе улыбок и счастливого разноголосого смеха помнят наши хмурые от хронического недосыпания лица, наши гримасы от крика, ругани, беспомощности что-либо изменить… И многоэтажные дома, вроде бы заселённые жильцами, на самом деле бездомны…
Как же хочется остаться человеком! Человеком, где-то в начале Детства прочитавшим: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив одаряю». Может быть стоит вслушаться в уникальный, всеспасительный смысл этого слова: о-да-ря-ю… Реанимировать в себе светлого, чистого ангела-ребёнка, которым каждый из нас когда-то был и принять как бесценный дар эти великие и простые слова – они никогда не подведут нас и не изменят, какой бы трудной не была ситуация, в которой окажемся мы.
И ещё… Дай нам Бог каждому дожить по друга! Настоящего друга, которому не жаль «тратить на тебя время», и к которому в любой момент можно было бы обратиться без страха остаться непонятым или осмеянным: «Я так устал от словесных распрей, от нетерпимости, от фанатизма! К тебе я могу прийти, не облачаясь в какой-либо мундир, не подчиняясь заповедям какого бы то ни было Корана, ни в какой малости не отрекаясь от моей внутренней родины. Перед тобой мне нет нужды оправдываться, защищаться, что-то доказывать; с тобой я обретаю душевный   мир…»

Вита Пшеничная
Псков

 

 

 
P.S. Казалось бы, я привела достаточно цитат из текстов Экзюпери. Но как же хочется вновь и вновь обращаться к пронзительным мыслям этого удивительного поэта и… философа. «Письмо к заложнику» Антуана де-Сент Экзюпери, будь моя воля, я бы поставила наряду с «Отче…» в образовательную программу для подробнейшего прочтения-обсуждения, чтобы дети, которые пока ещё дети – запомнили его простые и мудрые слова:
 
«Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное».
 
«Уважение к Человеку! Уважение к Человеку!.. Если в сердцах людей заложено уважение   к человеку,   люди в   конце концов создадут такой общественный, политический или экономический строй, который вознесёт это уважение превыше всего. Основа всякой культуры прежде всего – в самом человеке. Прежде всего, это присущая человеку слепая, неодолимая жажда тепла. А затем, ошибаясь снова и снова, человек находит дорогу к огню».
 
 «Я говорил себе: хочу быть путешественником, не хочу быть эмигрантом. На родине я научился многому, что будет бесполезно в чужих краях».
 
 «Друзья, готовые нам помочь, находятся быстро. Куда труднее заслужить друзей, которые ждут помощи от нас…»
 
«И я говорил себе:
Человека ведёт дух. В пустыне я стою ровно столько, сколько стоят мои божества».
 
«Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное».
 
«Застрельщики любых переворотов, к какой бы партии они не принадлежали, преследуют не людей – они ищут симптомы. Истина, несогласная с их собственной, представляется им заразной болезнью. Заметив подозрительный симптом, носителя заразы отправляют в карантин. На кладбище».
 
«…все мы люди! Все мы живые! Я им сродни».
 
«Улыбка соединяет нас наперекор различиям языков, каст и партий. У меня свои обычаи, у другого – свои. Но мы исповедуем одну и ту же веру».
 
«Но вот сегодня уважение к человеку – условие, без которого нет для нас движения вперёд, – оказалось в опасности. Катастрофы, сотрясающие ныне мир, погрузили нас во тьму. Перед нами запутанные задачи, и решения   их противоречивы. Истина вчерашняя мертва, истину завтрашнего дня надо ещё создать. Единого решения, приемлемого для всех, пока не видно, в руках у каждого из нас лишь малая толика истины. Политические верования, которым недостает явной для всех правоты, чтобы утвердиться, прибегают к насилию. Так мы расходимся в выборе средств – и рискуем забыть, что стремимся мы к одной и той же цели».
 

Иллюстрации:

фотографии Антуана де-Сент Экзюпери разных лет;
некоторые обложки книг поэта, писателя, философа
и его самый знаменитый герой – 

Маленький Принц.