Татьяна Виноградова

Татьяна Виноградова

Все стихи Татьяны Виноградовой

In Prag

 

Go, Golem, ходи гоголем…

 

Тёмный, сумеречный

(рабби Лёв заколдовал его, не иначе),

пражский день без конца.

Тяжкие шаги по брусчатке.

Голем? Или просто – папаша Кафки?

 

Свет тускнеет вокруг Пороховой башни,

наливается свинцом,

   замещается лицом,

      чистым листом,

          газовым фонарём…

Свет устал. Ему хочется стать вчерашним,

затеряться в толпе.

 

Но рыцарь Брунсвик бдит на столпе.

Озирает пространство и время.

Не одобряет. Однако – долг есть долг.

А бедного львёнка у рыцарских ног

и не видно почти.

 

Добрый король Карл Четвёртый

ни за кем не скачет в ночи,

в отличье от коллеги Петро Примо.

Ему не до того. У Карла – бремя.

Ему необходимо

о людях думать.

Чем завтра подданных кормить?

 Да у него и лошади-то нету…

 

…Но ангелов здесь больше, чем людей.

Они повсюду – на крышах (кыш!)

и на карнизах (нанизаны),

и на фронтонах (тонны! тонны!),

и на пилястрах (пляшут! страх!), –

они везде, везде: на окнах, на дверях…

 

Иные держат фонари,

задумываясь, что же у людей внутри

(а день всё длится, длится, дли…)

И вот уже брусчатка под луной

отсвечивает тёмным серебром.

Нет, это всё не кончится добром.

 

…Здесь разминулась с Францем дивная Марина.

А то она б такого натворила

под сенью снисходительных небес…

Вот именно.

А у него – процесс

туберкулёзный.

Вы говорите, рифма? Рифма тоже здесь.

Вот: «поздно». Слишком поздно.

 

…Здесь Оттокары, Яны Гусы, Венцесласы

турусы разводили на колёсах

так долго,

что поданные, поумнев, давно не задают вопросов.

И только голуби голубят статуи и парапеты.

Здесь есть История. А будущего нету.

 

Здесь Смерть на площади, при всех,

звонит в свой вечный колокольчик чумовой1,

и всё кивает, всё кивает головой –

мол, не забудь, друг, встретимся с тобой,

и там уж поболтаем без помех.

 

…Снежинок тихий вальс вплетается в барокко.

Ах, этот пражский день, без солнца и без срока…

На чердаке спит Голем одиноко,

и башни грезят о весне далекой.

---

1. Куранты называются «Орлой».

 

2011

 

Моей подруге Марине Бабенко

 

Помнишь, мы взялись подсчитать,

сколько же всё-таки дружим.

Оказалось, с шестого класса,

то есть – больше тридцати лет.

«Столько не живут», –

очень серьёзно сказала ты,

и мы дико заржали.

 

Мы могли не видеться по полгода,

но писали друг другу:

сначала письма,

потом факсы,

потом эсэмэски.

О, эти твои эсэмэски: 

«Я еду в Африку. Привезти тебе пигмея?»

…А встретившись наконец,

хохотали как сумасшедшие,

кричали друг другу: «А помнишь?» –

и, чинно прогуливаясь по парку,

могли, пугая прохожих,

вдруг грянуть «Yellow Submarine».

 

А потом ты делала большие глаза

и начинала: «А зна-а-ешь…» –

И дальше могло последовать всё, что угодно.

Что твоя дочка решила, по примеру мамы,

стать японисткой.

Что очередной художник написал твой портрет.

Что ты купила ёлочную игрушку:

«И угадай, в виде кого? В виде

гу-се-нич-ки!»  

 

Твои взгляды метали синее пламя,

твои волосы были цвета мёда и солнца,

и вся ты сверкала, сияла, летела,

и ты смеялась над абсурдом бытия.

 

…Наверное, в самом конце,

о котором никто ещё в зале прилёта не знал,

что это – конец,

в твоих удивлённых, огромных,

серо-синих осенних глазах

отразилась вспышка – и дым.

И – мгновенно рухнувший мир.

 

Осколки зеркал.

Осколки судеб.

Каждый человек – зеркало Бога.

Осколки людей.

 

…Он даже не крикнул «Аллах Акбар!»

Просто вспышка и дым.

И там была ты.

 

Знаешь, когда мне на мобильный

падает эсэмэска,

я вздрагиваю: а вдруг она

всё-таки от тебя?

 

19 февраля 2011,

27-й день после теракта в аэропорту «Домодедово»

 

 

Павел (дорога в Дамаск)

 

ГОРИ ВАВИЛОН

ГОРИ СИСТЕМА

граффити на стене таун-хауса

 

Павел идет сквозь пепел.

Аллилуйя. «Любовь долготерпит».

Он был Савл, он стал Павлом,

он для этого мира ослеп,

Но в глазах его – Свет Невечерний.

 

Мегаполис не спит никогда.

В огнедышащем небе – звезда.

Из пепла – Полынь-звезда.

(«Зажигай!» – Аллилуйя! –

попса в пятом круге,

заседание Думы в седьмом

и ток-шоу – в девятом).

 

Павел упрямо идет

сквозь скрежет и скрип тормозов,

сквозь нимбы рекламных щитов,

возвещающих: «Да любите друг друга!»

(Копирайт: Иисус Назарей,

Редактор: Денница aka Люцифер).

 

Павел плевал на редактора и на пепел.

Павел будет любить этот мир,

стиснув зубы.

«Любовь долготерпит».

 

Огненосная мгла

полнит тёмным сиянием стогны.

Мегаполис тонет истомно

в искрящихся волнах.

(Тучные агнцы сидят в колесницах,

влекомых златыми тельцами).

Мегаполис тонет в смеющемся пламени,

пропадает в сверкающей мгле,

в ослепительной, сладостной мгле.

 

(На совете директоров

Иоанн Богослов убеждает Денницу,

что «Жена, Облеченная в Солнце» –

лучший слоган для сети бельевых бутиков).

 

Павел молча идёт в свой Дамаск.

Павел слепо идёт

сквозь сияющий ласковый пепел.

Павел знает одно: рассвет.

Скоро наступит рассвет.

Аллилуйя. «Любовь долготерпит».   

 

2008

 

Петербургский текст

 

1. ***
 

Город, спящий среди отражений,
среди старых и сумрачных снов,
где
облака льются в черной воде
сквозь окна домов,

где
на закате дворцы
сами не знают,
явь они или сон,
и тяжело взлетает Грифон,
и статуи смотрят слепыми глазами
в закат, –

Город...
– Вернемся назад?
– Нет.
Бледное небо
с золото-зыбкой
и умирающей детской улыбкой
больше не выпустит взгляд.

– Что ж, - наугад,
мимо оград, –
чугунных, летящих, ненастоящих, –
мимо коней, мчащихся над
леденящей, манящей, тяжелой
и черной водой...

Город! Возьми нас с собой
в твой неразгаданный ад!..
 

...Вдруг – Летний Сад.
И старые липы
бесцельно и нежно
гладят плечи грязных богов.

– Город!
Страшна мне твоя
любовь!..

 

1992

 

2. Петербургский текст


Бесконечное небо.
Бесконечный ветер.
Зеркало города.
Нева.
– Никто не вернётся назад.

 

2002


3. Тоска по Питеру

Здесь разбавленный Севером воздух,
влажный, плоский финляндский покров
беглых слов, белых снов, островов...

Долгий закат в розоватом растворе,
в створе Гороховой улицы,
где дразнит утонченностью вдали
игла Адмиралтейства.
Закат догорает
над Невским, Литейным, Летейским...
Летит – и льнёт, и слёзы льёт,
не в силах оторваться от земли.

...Здесь всё так неизменно,
так протяжённо и зыбко,
всё подёрнуто выцветшей царственной дымкой.

Этот город с вокзала приемлет в объятья,
приникает к тебе, проникает в тебя.
Это небо, немеркнуще-близкое,
эти воды и своды, и хляби,
эти перистые облака,
эта вечная, злая река...
 

Эта бедная, тайная радость
в достоевских трущобах...
И в морозные сумерки дому Мурузи
Венеция снится – ещё бы!..
Эти лики и блики в канале –
и  грифоны над рябью поводят златыми крылами.

...Отражения стынут в Фонтанке.
В сетке веток, на жёлтой стене
дома Анны Всея Руси
тени качают луч.
А усталый Бог сохраняет всё,
даже наши стихи.
Даже вздох
затонувших, угасших, вчерашних...
Даже тленный, мгновенный, имперский
всплеск на прощанье.
Всплеск небес –
и недальнего моря всплеск.

Этот странный, пространный,
ростральный, расстрельный, астральный
Город!
Здесь, среди снега, тоски и дождя,
призраки вечно толпятся,
выхода не находя.

...В дацане на Приморском проспекте
тихо-тихо звенят колокольцы.
Я хочу пить разбавленный Севером воздух
и не ведать, что будет после.

 

2012

 


Поэтическая викторина