Силуэты

Пьеса
 
Действующие лица:
  • Диана, бывшая писательница, теперешний библиотекарь
  • Тень Гумилёва
  • Тень Ахматовой
  • Тень Модильяни 
Сцена I
 
Полутёмная комната. Ночник. На низеньком столике пепельница, полная окурков, недопитый кофе. Диана мечется. Открывает-закрывает балкон, сбрасывает на пол различные вещи. Доходит до полки с книгами. Начинает их швырять.
Крупным планом: на пол медленно летит книга – «Гумилёв. Жизнь поэта». Темнота – медленно возникает силуэт, резкий свет –Гумилёв.
– Привет! – Гумилёв.
Диана теряет сознание.
Гумилёв тормошит её, лежащую, потом обнимает и целует. Целует долго и горячо, так что Диана приходит в себя.
– Кто ты? – Диана.
– Я опоздал. Немного, – Гумилёв.
– А мне кажется, что вовремя, – улыбается Диана.
– Как тебя зовут? – Гумилёв.
– Диана, – Диана.
– А меня Николай, – Гумилёв.
Сзади появляется Ахматова.
Диана с Гумилёвым её не видят.
– Можно потрогать ваши усы? – Диана.
– Сколько угодно, – Гумилёв.
Рука Дианы тянется к усам, но рука Ахматовой отталкивает её.
– Здесь кто-то ещё? – Диана.
– Он мой. Не отдам, – Ахматова.
Свет.
– А-а, – Диана, –
Муж в могиле,
Сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне, –
Помним, помним. Проходили.
– Не обращай внимания, – шепчет Гумилёв и снова долго и виртуозно целует Диану.
Ахматова стремительно приближается. Диана съёжилась и оттолкнула Гумилёва.
Возникший ниоткуда Модильяни бросается наперерез Ахматовой.
Гумилёв медленно поворачивается.
– У тебя есть ОН!
Гумилёв снова обнимает и целует Диану. Объятия продолжаются всю сцену.
– Почему ты не ответила на моё письмо? – Модильяни.
– А оно было? – Ахматова. – Я его всю жизнь ждала. Даже тогда, когда из журнала случайно узнала о твоей смерти. Моди… милый… Я любила только тебя… поверь. Все мои стихи о тебе… поверь. Все мои стихи о тебе, жаль, что ты не знаешь русского. Но письма я не получала… честно… Может, мне его просто не передали… Я бы, конечно, ответила. Я бы приехала. Ведь всё могло быть совсем иначе, – Ахматова опускает голову.
– Зато теперь мы вместе, – Модильяни.
Темнеет. Ахматова и Модильяни исчезают.
 
Сцена II
 
Та же комната. Полдень. Расстеленный диван. Диана медленно приподнимается на локтях и с удивлением смотрит на Гумилёва.
– Значит, это не сон, – тихо произносит Диана.
Гумилёв открывает глаза.
– Иди ко мне, – Гумилёв.
Долгая возня. Объятия.
Наконец, Диана встаёт с дивана. Надевает тапочки. Затягивает пояс на халате.
– Давай уедем, – Диана.
– Как скажешь, – Николай.
Оба поднимаются, садятся за столик. Пьют кофе и едят бутерброды.
– Где ты раньше была? – Гумилёв.
Диана пожимает плечами.
– Как бы нам не разминуться в коридорах общежитий, в эпохальности эпох… – Диана.
– Что-что… – Гумилёв.
– Это я так… не обращай внимания. – Диана. – Так куда мы с тобой поедем? Давай в Крым…
– Ну, конечно, в Крым, – Гумилёв. – Не в Африку же…
– В Африку теперь так просто не уедешь, – Диана. – Нужна виза, а у меня даже загранпаспорта нет.
– А у меня вообще никакого паспорта нет, – Гумилёв.
– Слава Богу, в железнодорожной кассе документов не требуют, – Диана. – А куда именно в Крым мы поедем?
– В Коктебель, – Гумилёв. – Я когда-то там жил. У Волошина. Мне понравилось.
– В доме Волошина сейчас музей. А на пляже не протолкнуться даже в сентябре, – Диана. – Нет, мне по душе дикий Крым. – С заминкой. – Ну, почти дикий.
– Например? – Гумилёв.
– Новый Свет… – Диана.
– Винный завод Голицына, – Гумилёв. – Царские подвалы. Можно и туда.
 
Сцена III
 
Диана и Гумилёв за столиком на веранде в Макдональде. На столе еда.
– Вот уже не думала, что нам так повезёт, и мы через два часа уедем, а завтра в пять утра будем в Феодосии.
– Сегодня 23 сентября как-никак, – Гумилёв. – Купальный сезон окончился. Посмотри, вон на том старом клёне жёлтые листья. Да и этот дуб пожелтел. Скоро вся эта листва-красота начнёт кружиться и падать, деревья станут голыми, как современная литература, да и всё творчество, – Гумилёв.
– Что ты имеешь в виду? – Диана.
– Искусство идёт путем оголения своих составных, не только интимных, – Гумилёв.
– Совершенно с тобой согласна, – Диана. – Хотя, с другой стороны, литература в последнее время совсем упростилась: пиф-паф, трах-бах, ой-ай, би-би-би…
– Может быть, но я не замечал, – Гумилёв. – Идём, а то на поезд опоздаем.
 
Сцена IV
 
Палатка между двух скал. Очаг. Гумилёв плавает, Диана машет ему рукой.
– Выходи! – Диана.
– Вот здорово! Мы уже дней десять тут, а не надоело, – Гумилёв. – Слушай, давай я схожу к конечной автобуса, вина куплю.
– Давай лучше я, – Диана. – Я знаю, где дешевле. Не первый раз здесь, надеюсь не последний. Ну, «Орёл» сегодня – просто блеск.
– Да, в сизой дымке. Красота неописуемая, ненашенская, – Гумилёв. – Резкая, яркая.
– Раньше это место называлось «Парадиз». Парадиз – значит, рай, – Диана. – На набережной есть ресторан «Парадиз». Там, кстати, можно купить чебуреки.
– Слушай, а давай вместе сходим, – Диана. – Наши вещи никто не тронет. Кому они нужны? Давай, Коля. Только я быстренько постираю.
Стирает и развешивает на ветках карликовых сосен трусики.
– Выкупаемся, чтобы не жарко идти было, – Диана.
Оба ныряют в море.
Потом оттряхиваются, одеваются и, взявшись за руки, не спеша, поднимаются в гору.
 
Сцена V
 
Небольшое кафе. Столик на улице. Диана с Гумилёвым пьют вино и едят чебуреки. За соседним столиком два незнакомца возраста Гумилёва. Захмелевшая Диана неожиданно поворачивается к ним.
– Сигаретки не найдется? – Диана. Один из мужчин протягивает ей пачку «Мальборо», второй отвечает на зазвеневший мобильник:
– Лапуля, я в Сумах. Представь себе, срочно вызвали… Ничего удивительного в этом нет…
Диана смеётся, обнимает Гумилёва:
– Понимаешь, он в Сумах…
Мужик поднимается и идёт к морю:
– Клянусь тебе, в Сумах я…
– Знаешь, – Гумилёв, – мне когда-то приснились говорящие уши…
Диана смеётся:
– Ты уже научился ими пользоваться… – достает мобильник. – Держи.
– Кому мне звонить? – Гумилёв.
– Анне Андреевне, – Диана.
– Я не знаю её номера, – Гумилёв.
– Ты украл письмо от Модильяни, – Диана.
– Не помню, – Гумилёв.
– Ладно, пошли, – Диана.
– Давай ещё вина возьмём, – Гумилёв. – На вечер.
– Годится, – Диана.
 
Сцена VI
 
Палатка между двух скал. Раннее утро. Море тихое, как полотно, бледно-голубое. Восход отражается, как в зеркале. Диана выползает из палатки с зубной пастой. Улыбается, потом идёт плавать. Появляется Гумилёв. Плывёт вслед за ней. Через минуту оба выходят из воды, оттряхиваются, смеются.
– Мне кажется, что я тебя знаю давным-давно, – Диана. – Как будто всю жизнь с тобой прожила.
– У меня точно такое же ощущение, – Гумилёв.
– Слушай, а может быть мы миллионы лет до нашей эры были этаким одним элегантным андрогином? – Диана смеётся.
– Всё может быть, – Гумилёв, качая головой, задумывается. – А ведь многие так никогда и не находят своей половины…
– Хотя женятся и разводятся сто раз, – Диана. – Большинство полноценных семей живут без секса. У меня есть подруга из коммуналки, двенадцать семей рядом с ней живут. А спит с мужем по-нормальному она одна, и, когда это происходит, обитатели под дверью собираются послушать и посмотреть, когда подружка моя в ванную выскочит.
–Да, – Гумилёв. – Ты живёшь в отдельной квартире…
– А ты подумал, что я о себе в третьем лице рассказываю? – Диана смеётся. – Нет, я – это я, а Иринка – Иринка. Мы с ней вместе в институте учились… Ладно, пойду позагораю. Вон на ту скалу.
– А я, пожалуй, ещё поплаваю, – Гумилёв.
Диана ложится на плоскую скалу, а Гумилёв уплывает. Через некоторое время Диана открывает глаза и тревожно вглядывается в море. Гумилёва нет. Она берёт мобильник и набирает номер «скорой». Появляется «скорая», выскакивают шесть человек. Все усердно ищут тело, но не находят его.

 

Татьяна Бондарчук

 

Иллюстрации:

«Анна Ахматова и Амадео Модильяни у неоконченного портрета»,
художник Наталия Третьякова;
графические портреты Анны Ахматовой работы Амадео Модильяни;
фотография памятника Анне Ахматовой, Николаю и Льву Гумилёвым
в центре Бежецка Тверской области, скульптор Андрей Ковальчук