Павел Полозов

Павел Полозов

Четвёртое измерение № 17 (401) от 11 июня 2017 года

Рифмуя тишину со звуком

Пепельное

 

прикрываю глаза,

ибо внутренний свет ярче света наружного.

когда жарко внутри, на поверхность сочатся слова.

растекаясь чернильным пятном, избавляюсь от самого нужного.

высыхаю. и снова чертовски болит голова.

мне становится холодно.

холодно.

холодно.

ярок свет, и прикрыты больные глаза.

я – сгоревшее тело, но мною полна эта комната –

заливается светом из клякс в середине листа.

 

* * *

 

В обращении поэта к Христу

Истина прибита к кресту.

Человек говорит человеку:

«Господи, и зачем мне это? 

На воду смотрю – вижу дно.

Скажи, это точно оно?».

 

В обращении поэта к кресту

Человек говорит Христу:

«Расскажу тебе анекдот,

Открывай шире рот и держи живот.

Как просмеёшься, подам воды,

А потом перейдём на “ты”».

 

А когда перешли на «ты»,

Человек с человека снимал кресты,

Поджигал и сжигал стихи.

Господи, у меня есть ты.

 

* * *

 

1.

Что видишь ты, рождённый в истоке Дуная?

Летит дирижабль на восток – Златокрылый Гагарин,

Не знать мне твоей седины, ни слезы, ни лозы виноградной,

Взращённой из косточки, не знать мне твоей седины и слезы.

Взлетал ли когда-нибудь майский жук с твоих пальцев?

Взлетал ли когда майский жук с твоих рук?

Поил ли ты кур, златокудрый Гагарин,

Поил ли ты кур, собирал ли грибы?

 

2.

Язык ли раздвоен иль немота с колокольни –

То рыба-звонарь раздулась и поднялась над землёй.

Смотри на неё, сильнее скрещивай пальцы,

Прислушайся к небу – там небо бормочет псалом.

 

* * *

 

Кто из вас поэт, поэты?

 

Кто может выразительно молчать:

Рифмуя тишину со звуком,

Облизывая высохшие губы?

 

Кто жизни не боится? 

 

Услышите ещё свои творенья

На популярных роликах в YouТube:

Когда бубнят приговорённые к расстрелу,

Молитв не знающие, заменяющие их

Словами, строками твоих стихотворений,

Что ты почувствуешь тогда,

Скажи, поэт?

 

За каждое слово твоё, 

За каждую правду твою

Хватит ли стыда твоего?

 

* * *

 

В хоспис имени Харуки Мураками

Дедушка мороз по коже

Принёс подарки

В честь столетия революции

Уильяму Шекспиру собрание сочинений

Уильяма Фолкнера

Кашель

Снегурочка подметает волосы

Морфий 

Кто не боится боли

Боль-ль-ли

За помещением помещение

Чем же заканчивается безумие

Каким-то взводом солдат 

И выдохами

Выходи

Стройсь

Пли

Общей могилой

Кустом сирени

Птичьими трелями 

Боль-ль-ю

Хосписом имени Харуки Мураками

 

* * *

 

Одна из белых собак в кошмарном бреду моём

Носит твоё лицо, смотрится в водоём,

Нюхает руки мне, лижет моё лицо.

Сердце от стука сводит – это ночной танцор

Бил мне по рёбрам танцем, чтобы проснулся, и

В горле саднила рана, чтобы остался крик,

С тихим воздушным свистом чтобы ушла душа.

Если так умирают, то чёрный воздушный шар,

Сшитый огнём и пеплом чёрной души моей,

Станет огромной птицей. Нет её в мире злей.

 

* * *

 

Отец говорит:

– Верую в то, что делаю.

А сажаем мы с ним сухое дерево –

Он его притянул с того берега.

– Каждый мужчина должен посадить дерево.

Я мужчина, а он тем более.

Осень стылая, очень холодно.

Он копал, я подкапывал, сверху капало.

Посадили мы дерево.

Всякому

Человеку видней, чем нам.

А меня поливать заставляет отец –

И хожу с ведром каждый день и час,

Жду, когда оно зацветёт уже.

 

* * *

 

Дай мне имя –

Я буду твоим, 

До тех пор, 

Пока буду свободен. 

Птицей падаю 

В тёмные льды. 

Говорят –

К перемене погоды. 

 

Да и пусть говорят. 

Но отчаяние то, 

Когда лёд превращается в реку, 

Пережить нужно, чтобы понять.

Назови меня 

– вновь –

Человеком.

 

* * *

 

– Почём мандарины? 

– По двадцать. 

– Для души отдаёшь?

Просто так?

Моя мама любила испанца 

До того, что сломала кровать.

Я родился. 

А вишни бродили,

угорев, переспев в облаках,

в тех садах, что растут у Кастильи. 

Их испанец сажал,

просто так.

Для души. 

 

Ведь падение яблок

означает по-своему жизнь.

Я родился, и ссыпали с яблонь

наливные большие плоды.

Говорят, что плохое приходит,

когда только надумаешь жить.

Так великий писатель героям

на прямые и виражи

разделяет судьбу и судьбину,

так и мне от ворот поворот

на закатное солнышко злое.

Капал только тринадцатый год,

я ушёл, а за мною поднялись

и дожди, и подсолнух, и мак,

реки сдвинулись, горы сломались,

я ушёл, как уходит моряк.

То и правда – подался на море,

по большой, сердобольной воде,

я к угрюмому солнцу собрался,

не попал, в звездопад, на звезде.

Я увидел, услышал и понял:

быть беде – заболело внутри.

У меня на ладонях, в ладонях,

будто свечи зажглись и костры –

так горело, как солнце сгорает,

словно пепел, просыпалась ночь. 

 

Мне тринадцать, а кожа чужая,

будто уголь, и уголь точь-в-точь

согревает и тлеет, краснея,

оставляя лишь пепел и боль,

и от края земли и до края,

как чума, вдруг пошёл разговор. 

– Человек, состоящий из солнца,

я, фруктового сада сын,

отдаю тебе золото даром,

ибо слышу тебя, господин.

 

* * *

 

«Боже праведный, дай мне в руки любви», –

Шепчет стихотворение лейтенант, –

«Утром погибну, как обгорелый танк».

У танков водится бог и душа внутри.

 

Танк танку – брат, а это уже – семья.

Вся по скамьям, а над скамьёй икона,

Икона стонет, им отвечая: война,

А у войны исподволь свои законы. 

 

Плавится и ломается человек,

Смерть устаёт, как устают металлы,

Пишут молитвы, хлеба прося и снег

Белый и нежный, как сарафан и саван,

Ангел как будто, и белый, как правда, снег,

Белый, как сажа, сажа – душа у танка. 

 

Пишет стихи и молится человек,

Тот, что останется навсегда

Лейтенантом.

 

* * *

 

Остановилось время на стене.

Я тоже часть стены,

Я – жёлтый камень,

И стрелка, задрожав на мне,

Остановилась,

Дёрнув память,

Как одеяло поднимает мать,

Пытаясь докричаться, добудиться.

И вот, шумя волнами, поднялась

И принялась за грязное пространство.

И в этом страшно мёртвом море кит,

Огромный кит,

И берег-фортепьяно,

Гранит скалы, как будто полка книг,

И облако, как рожа обезьяны.

 

Сыра стена

И сгорблена,

Стара.

Я часть её:

Немой седой кирпич,

Усеянный огромной сетью трещин.

Я просто вспоминаю слово «жить»

И снова возвращаюсь к одеялу,

Пытаясь с головой себя укрыть.

 

Мой сон о том, что стены плачут стоя,

Что не хватает солнца и любви,

Что не одна стена слыла героем

Среди мирской и мирной суеты.

К ней прикоснись – и остановит время

Седой старик, безумный часовщик:

Один из тех, всё могущих, евреев,

Что любят, позволяя не любить,

Что позволяют беспокоить память,

Укрытую столетнею тоской.

Как будут эти стены плакать –

Они-то знают,

Начиная бой.

 

б-е

 

в этом доме жил малыш, но не было Карлсона.

в это окно перед сном было видно две звёздочки:

ближнюю звали Ка, а дальнюю – Лёрточка.

 

из краюшка одеяла их зазывал по имени,

и два светлячка прилетали в форточку.

 

на уголёк, что летит по воздуху,

след за собой оставляя огненный,

были похожи, милые Ка и Лёрточка.

 

сон мне писали

лоб целовали

и улетали в форточку.

 

не разговаривал, но им я рассказывал сказки,

книжку читал про малыша и Карлсона.

 

ма мне не верила, и мы ходили к доктору

в стол-кабинет, к той голове-качалке,

из-за которой был десять дней без сна:

шторы задёрнуты, да и окно без форточки,

комната шире, душно, и не могу уснуть.

 

губы шевелятся: «здравствуйте Ка и Лёрточка,

сон мне рисуйте цветной,

липкий,

тяжёлый, как ртуть».

 

я вспоминаю детство –

давит виски и сердце,

и не могу вздохнуть...

 

* * *

 

В песочном городе идут дожди.

Размыто всё: аллеи, скверы, парки...

Я ощущаю, как уходит жизнь

Прощальной каплей на почтовой марке.

 

Сезон письма из хмурых, точных слов,

Стеной стихов, где стёрт автограф Гёте,

Где много одарённых дураков,

Бумажных кораблей и самолётов,

Где пляшут тени – призраки тепла.

Огниво вечно – бесконечно пламя.

Добра не видел и не знает зла,

Не мучает, не будоражит память

Песочный город. Будто золотой,

Любимый мной как жителем и богом.

Я сам придумал этот город свой

И сам разрушил. 

Вместо эпилога

 

В себя не верю и не верю всем.

Элегия окончена. До встречи.

Я зарекался не касаться тем,

Подобных этой,

                          но

                               песочен

                                             вечер.

 

Если останусь жив

 

женщину жду каждую злую ночь.

кажется мне, что в неё верит бог,

пишет её слово за словом в стих

и на глазах не продолжает жизнь.

 

ночью фонят радио и ветра,

сердце болит, что она умерла.

тьма беспросветна, а ночь глубока.

я – рыба, и горе – моя река.

 

женщину жду несколько лет подряд,

рано встаю, завтрак ношу в кровать,

слово шепчу – слово чужой любви.

бог обещал ей написать стихи.

 

горе вернёт, сердце растопит льды,

вера умрёт, жизнь пролетит во лжи.

буквы себе я сложу под язык,

встречу её. если останусь жив.

 

* * *

 

знаете ли вы, что снится кипарису?

горы маиса? 

Иса?

медленный поезд в стылое утро, 

и остановка как будто

пора выходить или вставать.

мама, застелите за мной кровать,

соберите меня на работу/в школу,

я сейчас ко всему готова.

тают оковы, тают.

знали ли вы, что нас читают?

знали ли вы, что нас пишут

по строчке в день за унцию риса?

мама, мы сон кипариса.

 

по тёплым ладоням дождём стекаем.

мама, я в вас души не чаю.

если хотите – сделаю чаю.

если бы вы знали, как я скучаю,

только от случая к случаю снюсь.

мама, мама сонники врут,

врут толкователи:

мир – это ложь,

помните, мама.

волнуется рожь,

ветер над полем, и чёрные тучи.

снюсь вам от случая к случаю.