Нерукотворный и рукотворные

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пророческие строки из знаменитого стихотворения «Памятник» – стихотворения-итога, подведшего черту под всем творческим и жизненным путём Александра Пушкина. В связи с этим, резонно задаться вопросом: «Если есть стихотворение-итог, значит должно быть стихотворение-начало, в котором предопределён поэтический путь поэта?»

И такое стихотворение есть. Оно называется «Мечтатель». Двести лет назад, в 1815 году 15-летний лицеист Александр Пушкин написал провидческое: «Дана мне лира от богов, Поэту дар безценный.»

Этот «безценный дар» сопутствовал и благоволил поэту не только на протяжении его жизни, но и после смерти, вплоть до сегодняшнего времени. А струны пушкинской лиры восхищали и восхищают слух многочисленных ценителей и почитателей его гения, являясь неиссякаемым источником исследований и изысканий. Не в простоте ли изложения пушкинского слога, лёгшего в основу современного русского языка, кроется то бережное отношение к пушкинскому наследию – этому нерукотворному памятнику, вот уже на протяжении двухсот лет? Памятнику, который постоянно пополняется новыми материалами, событиями, датами. Воистину: «Нет, весь я не умру...»

Вот и в 2015-м году произошли события, связанные с именем Пушкина. Первое – 80-летие со дня основания Общества русской культуры имени А. С. Пушкина в США – первоначально: Пушкинский Комитет, а чуть позже – Пушкинское общество Америки. И второе, более интернациональное, – 100-летие со дня рождения Александра Александровича Ковалёва, скульптора, одного из авторов памятника Пушкину в Арров-парке, в штате Нью-Йорк.

История образования Пушкинских организаций, как и положено, началась в России. К 100-летию со дня рождения поэта было основано Всероссийское Пушкинское общество. А началось всё с кружка любителей пушкинской поэзии в Петербурге в 1880 году, который через два года был переименован в Пушкинское собрание. После октября 1917-го Общество продолжало действовать под другими названиями вплоть до 1934 года, когда параллельно с эмигрантским Русским национальным комитетом в Париже (председатель – историк А. В. Карташёв) и Всесоюзным Пушкинским юбилейным комитетом в Москве (Председатель – А. М. Горький) началась подготовка к чествованию печальной памятной даты – 100-летия со дня трагической гибели поэта. В следующем, 1935-м, парижский Русский национальный комитет становится Всемирным Пушкинским юбилейным комитетом (председатель – В. А. Маклаков), а в СССР Пушкинский комитет преобразуется во Всесоюзное Пушкинское общество (председатель – академик Н. С. Державин). С 1991 года общество стало называться Российским Пушкинским обществом.

 

* * *

 

О Пушкинском обществе в США рассказала в беседе с автором его президент Виктория Курченко, историк, проживающая в Нью-Йорке с 2000- го года.

– В российских эмигрантских кругах, оказавшихся оторванными от своих исторических и культурно-национальных корней после падения Российской империи, в 1920-1930-х годах зрела идея объединения. К сожалению, ни политические партии со своими программами и манифестами, ни философские идеи и течения, ни тем более личности, себя не оправдали и не могли служить той скрепой, вокруг которой объединилась бы российская эмиграция. И тогда, словно зарница в непроглядной ночи, вспыхнуло имя – Александр Пушкин.

В свою очередь идея объединения привела к возникновению другой идеи: просветительской. Имя Пушкина должно было открыть всему миру ту вековую, историческую Россию, представителями которой и были эмигранты. Дата определилась сама собой: 100-летие со дня трагической смерти поэта. Вот, если кратко, предыстория возникновения Пушкинского общества Америки. Так, 29 января 1935 года был учреждён Пушкинский комитет, в который вошли: Б. Л. Бразоль – основатель, поэт Г. В. Голохвастов (вице-президент), князья А. А. Оболенский и С. С. Бутурлин, А. И. Зилоти – двоюродный брат и учитель С. В. Рахманинова, скульптор Г. В. Дерюжинский, конструктор автомобилей Б. А. Завалишин, балетмейстер М. М. Фокин и другие. Огромную помощь оказали: социолог и будущий Президент Американской социологической ассоциации Питирим Сорокин, композитор и пианист С. В. Рахманинов, писатель Георгий Гребенщиков, авиаконструктор Игорь Сикорский. После окончания памятных торжеств, 16 апреля 1937 года, комитет был переименован в Общество имени Пушкина. Патронаж общества осуществлялся представителями императорского дома Романовых. Контакт с ними поддерживал Борис Львович Бразоль.

Тут можно отметить некоторые данные его биографии. Он родился в Полтаве (?) в 1885 году, в дворянской семье. После переезда родителей, жил и учился в Санкт-Петербурге. Окончил юридический факультет университета. По образованию – криминолог. До 1917 года служил в министерстве юстиции. Участник Первой Мировой войны. Имел награды. В 1916 году командирован в США, где и остался после падения Российской империи. В Америке также служил в различных государственных учреждениях. Как основатель и председатель Пушкинского общества, проявил большой организаторский талант в привлечении широкого круга лиц к работе. Под его руководством в честь поэта во многих городах США и Канады, прошла череда различных мероприятий. Среди них: серии вечеров литературно-музыкального характера по произведениям Пушкина; доклады и лекции профессоров в университетах и русскоязычных районах городов; сбор денежных средств с помощью благотворительных представлений; печатные издания и выставки произведений поэта, а также статьи, рисунки, открытки, плакаты о нём самом. Были планы учреждения библиотеки имени Пушкина и собственное издательство, которое бы так и называлось: «Издательство Общества имени Александра Сергеевича Пушкина». Не всё удалось воплотить в жизнь из этого грандиозного плана, но многое. Об американской пушкиниане писали русскоязычные и американские газеты. Лидировали, в частности, «Новое русское слово», «Россия» и Daily News.

24 января 1937 года в Нью-Йорке в Интернашионал-хаус открылось торжественное собрание, посвящённое памяти поэта. Была отслужена панихида, после которой Борис Бразоль произнёс вступительную речь. Сцену украшал бюст Пушкина, изваянный скульптором Николаем Димитриевым. После речи вниманию зрителей была представлена музыкальная программа, в сопровождении симфонического оркестра. Князем А. А. Оболенским был исполнен «Гимн Пушкину» (музыка М. Фивейского, слова Л. Я. Нелидовой-Фивейской и Г. В. Голохвастова). У рояля выступал прославленный дирижёр и пианист А. И. Зилоти. Впоследствии было отмечено, что «торжественное собрание в Нью-Йорке, на котором присутствовало свыше тысячи человек, прошло с огромным подъемом и блестящим артистическим успехом. В этот день русские люди всех сословий и общественных направлений слились в благоговейном почитании того, в ком творческая Великая Россия впервые почувствовала свою культурную мощь».

14 февраля 1937 года состоялись юбилейные концерты в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В фойе Карнеги-Холл в тот вечер также был установлен бюст поэта работы Н. Димитриева и прошёл симфонический радиоконцерт музыкальных произведений на пушкинские темы. В 1941 году – бронзовый бюст Пушкина был доставлен на ферму Русского общества взаимопомощи Америки (РОВА), основанную русскими и русинскими эмигрантами в посёлок Джексон, штат Нью-Джерси, где, при совместном участии с Пушкинским обществом, в лице Бориса Бразоля, состоялось открытие первого памятника поэту в США.

Пушкинское общество всегда ориентировалось на культурную, просветительскую и издательскую деятельность. Не были исключением военные и послевоенные годы. Например, в 1940-1950-е годы. были изданы Речи Бразоля в двух томах (1943-й и 1953-й соответственно). Во второй том вошла речь: «Пушкин и Россия», произнесённая на торжественном собрании, посвящённом памяти Пушкина по случаю 150-летия со дня его рождения, состоявшемся 17-го апреля 1949 года в Нью-Йорке. В 1952-м большим событием для общества стало возведение в почётные члены княжны Веры Константиновны Романовой, дочери великого князя Константина Константиновича, правнучки Императора Николая Первого.

Необходимо отметить, что деятельность общества в этот период не осталась незамеченной и стала востребована для многих эмигрантов из Советского Союза, так называемой послевоенной волны эмиграции. После смерти Бориса Бразоля в 1963 году, общество возглавляли: Григорий Месняев, Семён Боголюбов, Сергей Войцеховский, Надежда Бакланова-Бозак, Екатерина Лодыженская и его нынешний президент Виктория Курченко. О деятельности Екатерины Ивановны Лодыженской, бывшей на этом посту с 1994-го по 2009-й, хотелось бы сказать особо. После распада СССР «железный занавес» пал и в США устремилась очередная волна выходцев из бывшего Союза. Среди них были и представители литературных кругов, для которых имя Пушкина тоже было священно. При этом, учреждались новые общества, открывались филиалы, носящие имя поэта. Пушкинскому обществу стали поступать «заманчивые» предложения объединить усилия в поисках и новых подходах изучения творчества Пушкина. Образно говоря, предлагалось «в старые мехи влить молодое вино». Этот напор и задор вновь прибывших, не на шутку испугал членов Пушкинского общества, большинство из которых были детьми или близкими родственниками первой, послереволюционной волны эмиграции, сохранившей ещё свои «специфические» понятия чести, достоинства, благородства. В связи с этим, обществу в лице Лодыженской пришлось «держать оборону, и уходить чуть ли не в подполье», как это ни парадоксально звучит. Всё это происходило на фоне подготовки к 200-летнему юбилею со дня рождения поэта. Несмотря на возникшие трудности, Пушкинское общество приняло активное участие в торжествах, посвящённых знаменательному событию. Достаточно сказать, что, ещё помня торжества 1937 года, мэры многих американских городов объявили день 6 июня Днём Пушкина.

И, как в далёком 1937-м, дата рождения поэта вновь собрала вместе самых разных людей, независимо от места их проживания, национальности, учёных степеней и литературного таланта. Ещё хотелось бы отметить, что большую духовную поддержку обществу в эти годы оказывал Синод Русской Православной Церкви заграницей. Сама же Екатерина Ивановна хранила заветную коробку с архивом, доставшуюся ей от председательницы Боклановой-Бозак. Кроме того выяснилось, что часть архивов хранилась у секретаря общества – баронессы Елены фон Тизенгаузен и у казначея Елены Боголюбовой.

Далее, от лица Виктории Курченко и с её согласия рассказ продолжится о ней самой и её деятельности на должности президента. По прибытии в Нью-Йорк ей посчастливилось познакомиться с представителями общества и, как кандидату исторических наук (Виктория окончила Харьковский государственный университет), в 2001-м подключиться к работе с архивом. В 2004-м её избирают вице-президентом, и по её инициативе одним из основных направлений в работе становится сбор исторических свидетельств. За эти годы удалось обнаружить и опубликовать немало интересного историко-литературного материала. После кончины Е. Лодыженской в 2009-м Виктория избирается Президентом общества. Далее предоставляем слово Виктории.

– В память о Е. И. Лодыженской весь архив был назван её именем. Сейчас он постоянно пополняется. К собранным источникам Пушкинского общества приобщены материалы по истории русской и украинской эмиграции. Продолжая дело предшествующих поколений, Пушкинское общество ведёт активную информационную и просветительскую деятельность, устраивает концерты и лекции, как среди русскоязычного населения Америки, так и среди самих американцев. Приоритет и сегодня отдаётся Александру Сергеевичу Пушкину. Так, один из руководителей общества, архивист Наталья Мизури сообщает, что общество поддерживает дружеское общение с потомками Пушкина в Бельгии. Также мы стремимся свести воедино весь материал о работе общества в США. У нас налажен творческий контакт с представителями американских славистов, установлены литературные мосты со специалистами по творчеству Пушкина в городах России и Украины, Европы и США. Нами разработан ряд интересных проектов. Среди них: «Пушкинский комитет в США 1935 – 1937 годы», «Пушкин и эмиграция в США», «Литературно-художественная мастерская», «Экскурсионные туры». Как одно из наших достижений – открытие представительства Пушкинского общества Америки в Австрии во главе с преподавателем русского языка, кандидатом филологических наук Инной Грубмайр.

В честь же самого 80-летего юбилея Пушкинского общества, в одном из особняков Манхеттана, 10-го мая состоялся торжественный вечер с концертом классической музыки, подготовленный профессором и основателем в США музыкального фестиваля «Золотой ключ» Георгием Борисовым, по произведениям композитора и пианиста Владимира Дроздова, соученика Рахманинова и одного из инициаторов Пушкинского комитета 1937-го. Душой фестиваля, а также его соорганизатором была внучка композитора Наташа Черни.

В заключение хотелось бы от всего сердца поблагодарить принявших участие в праздновании 80-летия Пушкинского общества. Мы приглашаем всех желающих, приходите, присоединяйтесь к нам, двери общества открыты для всех, кому дорого имя нашего великого поэта.

Автор глубоко признателен Виктории Курченко за интересный и познавательный рассказ ещё об одной малоизвестной странице Русского зарубежья в Америке. Хочется пожелать Пушкинскому обществу в лице её президента новых открытий и интересных встреч в этой благородной и почётной миссии.

 

* * *

 

Скульптору-портретисту Александру Александровичу Ковалёву (1915 – 1991), автору второго памятника Пушкину в США, в этом году исполнилось бы 100 лет. Александр Ковалёв – выходец из простого народа. Он родился во время Первой Мировой войны в прифронтовой зоне: в одном из древнейших городков Древней Руси – Рогачёве (ныне Белоруссия). Отца он не помнил, а мать работала прачкой. Мировая война; следом за ней, революции, перешедшие в войну гражданскую; послевоенная разруха, – привели мальчика в детский дом г. Бобруйска. Все те ужасы пришлись на голодное безотцовское детство, но, несмотря на это, его помыслы были устремлены к знаниям, и не только к знаниям вообще, а воплотились конкретно в любовь к музыке. Одарённый воспитанник детского дома поступает в музыкальную школу и успешно заканчивает её по классу фортепиано. Возможно, с этим периодом жизни связана его одна из будущих скульптурных работ – бюст композитору П. И. Чайковскому.

1933-й год стал для Александра переломным. За успехи в учёбе он награждается путёвкой в детский санаторий Одессы. Именно в Одессе у юноши открылся дар к лепке и рисованию. Местные художники уговорили Ковалёва поступить на художественный рабфак, окончив который в 1934-м, он становится живописцем, а через год переезжает в Киев и поступает на скульптурный факультет Художественного института. К слову сказать, в этом институте учился скульптор В. З. Бородай (1917 – 2010) – автор памятника Тарасу Шевченко в том же Арров-парке. В скульптурных мастерских института, руководимых П. В. Митковицером и Б. И. Яковлевым, преподавались разные предметы, однако у Александра быстро проявился талант к портретной скульптуре.

Основной тематикой его первых работ становятся портреты тружеников-героев первых пятилеток. Вот и для дипломной работы он выбрал «гремевшего» на всю страну шахтёра-донбассовца, А. Г. Стаханова (1905 –1977). Однако развязанная Германией война против Советского Союза помешала выполнить дипломную работу. Из Киева пришлось эвакуироваться в далёкий узбекский Самарканд. По возвращении из эвакуации в 1944 году, Ковалёв становится школьным преподавателем при Киевском художественном институте и одновременно работает в скульптурной мастерской.

Известность он приобрёл после Всесоюзной художественной выставки 1949-го с портретом колхозницы-труженицы Елены Семёновны Хобты (1882 – 1960). Вот что об этом было написано в журнале «Огонёк» от 14 апреля 1950 года: «... чудесный портрет Героя Социалистического Труда Е.С. Хобты, который скульптор выполнил с большой теплотой и проникновением, выдвигает украинского скульптора в число лучших молодых ваятелей Советского Союза». За эту работу Александр Ковалёв, первый среди украинских скульпторов, в том же году был удостоен Сталинской премии второй степени. Наряду с изображением героев современников, он работал над портретами представителей искусства и литературы. Это воплотилось в скульптурных портретах композиторов Ф. Глинки, П. Чайковского, Н. Лысенко, Ф. Козицкого, Л. Н. Ревуцкого. Работа над бюстом П. И. Чайковского началась ещё в стенах института. Вот так, через много лет, детская любовь к музыке нашла своё воплощение в камне и металле.

... Александр Пушкин. Кто из деятелей искусства и литературы не пытался хоть чуточку, хоть в чём-то приблизиться к образу гениального поэта? Не стал исключением и его тёзка – скульптор Ковалёв. В том же 1949 году, к 150-летию со дня рождения Пушкина, Ковалёв обращается к пушкинской теме. Её результатом стала композиция «Пушкин и Мицкевич». В 1956-мг. был объявлен конкурс на сооружение памятника поэту в Киеве и первой премии был удостоен проект Александра Ковалёва. Началась кропотливая, упорная работа в ходе которой, попутно, в 1959-м. скульптор завершает работу над памятником Пушкину в донбасском городке Красный Луч.

Открытие же памятника в Киеве (в соавторстве с архитектором В. Г. Гнездиловым) состоялось 2 июня 1962 года у входа в Пушкинский парк и было приурочено к 125-летию со дня трагической гибели поэта. Фигура поэта высотой 3,5 метра выполнена из бронзы и находится на постаменте из чёрного лабрадорита. На это событие откликнулись ряд центральных и республиканских изданий («Правда», «Литературная газета», «Правда Украины», «Искусство» и др.). В ходе работы над памятником Александр задумывает новый проект – образ молодого Пушкина.

Один из вариантов, созданный совместно с архитектором В. П. Мелик-Парсадановым, был установлен в столице Крыма – Симферополе в ноябре 1967 года у Крымского академического русского театра. Молодой поэт сидит на краю камня, подразумевающего скалу над морем. Взгляд его устремлён вдаль. После реставрации скульптуру поместили на четырёхгранный постамент, на лицевой стороне которого выбито: А. Пушкин, а под надписью расположена каменная чаша в виде бахчисарайского Фонтана слёз.

В связи с этим нужно отметить, что Крым стал одним из самых многочисленных мест по количеству различных памятников поэту в СССР и Александр Ковалёв внёс свою посильную лепту в крымскую пушкиниану. Так в 1977 году его скульптура в виде четырёхгранной колонны из белого мрамора была установлена в Гурзуфе, на территории санатория «Пушкино» (архитектор С. Н. Миргородский). Вершина колонны увенчана металлической лирой, а низ опоясан чугунным венком из дубовых листьев. Лицевую грань украшает стилизованный портрет Пушкина, а правую  – строки из первой главы «Евгения Онегина»:

 

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам...

 

Несколькими годами ранее, в 1970 году, произошло не совсем ординарное по тем временам событие международного масштаба. В США, в буколическом Арров-парке штата Нью-Йорк, недалеко от городка Монро, был установлен второй памятник А. Пушкину в США...

Ну а первый бюст А. С. Пушкина, появившийся на территории США, был торжественно установлен в августе 1941 года в городке Джексон (ранее Кэсвилл) в штате Нью-Джерси. Здесь на землях с местным названием «Сосновая Пустошь» русские эмигранты и эмигранты русины, покинувшие Российскую и Австро-Венгерскую Империи ещё до 1917 года, основали посёлок, с прилегающей к нему фермой.

На этой ферме в 1926 году ими было основано общество, впоследствии получившее название: «Фарма РОВА» (Русское Общество в Америке). Цель Общества – сохранение своей самобытности, духовности и культуры. Центральное место на Фарме занимает величественный Свято-Владимирский храм, а справа от него, в небольшой аллее на гранитном постаменте и был установлен бюст Пушкину.

Highslide JS

В руке поэт держит лист рукописи, на котором начертаны строки из стихотворения «Памятник»:

 

 

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век прославил я свободу
И милость к падшим призывал.

 

Инициатором установки памятника был директор РОВА Тимофей Аввакумович Березний (1890-1955).

Ежегодно, в последнее воскресение июля, на Фарме РОВА торжественно празднуется день Святого Владимира. На торжество съезжаются православные русские люди не только из дальних штатов Америки, но в нынешнее время и из России. И  неизменно кто-нибудь фотографируется у памятника Пушкину.

Но вернёмся в Арров-парк... Как удалось выяснить из городских архивов, парк был куплен в 1948 году жителями города Нью-Йорка – в недавнем прошлом выходцами из Белоруссии, России и Украины. По-видимому, многие из них были хранителями не только славянских традиций, но и истинными ценителями поэзии. Пройдя под каменной аркой входа, попадаешь на главную аллею. Чуть дальше, одна из дорожек, примыкающая к аллее, ведёт к площадке с названием «Архитектурный проект». На этой площадке в одном ряду стоят памятники четырём национальным поэтам: Т. Шевченко, У. Уитмену, А. Пушкину и Я. Купале. Памятник Пушкину выполнен Александром Ковалёвым и архитектором Анатолием Игнащенко (1930 – 2011). История с этим памятником имеет продолжение. Его копия была установлена в Севастополе, в 1983-м., к 200-летию основания города, в сквере имени Бузина (архитекторы Г. Г. Кузьминский, А. С. Гладков). Кроме перечисленных, известен ещё один памятник А. Пушкину работы Ковалёва в селе Татарбунары Одесской области.

Вот уже более двухсот с лишним лет прошло со дня рождения поэта, а память о нём продолжает жить в умах и сердцах его потомков, как на его родине, так и на всех континентах планеты, являясь и воплощаясь в новых произведениях искусства, музыки и литературы...

Ещё один памятник великому русскому поэту, памятник, получивший американскую прописку, был открыт в 2000-м году в городе Вашингтон, на территории Университета Джоржа Вашингтона, на перекрёстке улиц Н (латиница) и № 22 Фондом Американо-Российского культурного сотрудничества и Правительством Москвы, при содействии: Университета Джоржа Вашингтона, посольства Российской Федерации в США, Российской Академией Художеств, Музея классического и современного искусства «Бурганов – Центр» (Москва).

Авторы памятника – Александр и Игорь Бургановы, архитектор – Михаил Посохин, мастер – Павел Шелов. На пъедестале памятника выгравирован на двух языках (русском и английском) текст пушкинской строфы – той же, что и на памятнике в Джексоне. Перевод на английский язык выполнен профессорами Университета Джорджа Вашингтона Джонатаном Чавесом и Питером Ролльбергом:

 

In years to come I’ll earn my people’s adoration,
For only gentle feelings my lyre did awake,
For freedom did I praise in time of tribulation
And mercy ask for fallen heroes’ sake.

 

Среди русских благотворительных обществ на Восточном побережье США есть одно, название которого вызывает душевное волнение: «Родина». Общество было основано русскими эмигрантами, в основном казачьего сословия, в городке Хоуэлл, в штате Нью-Джерси, в 1954 году. Ещё в 1930-х годах выходцы из России купили участок земли площадью в пять акров, рядом с дорогой, соединяющей Нью-Йорк и курортный городок Атлантик-Сити, ставший позже главным игорным центром на Восточном побережье США. На участке была возведена церковь в честь князя Александра Невского. К ней была проложена улица, названная именем князя. Это название сохранилось и поныне – как проспект Александра. При церкви была образована православная община.

После Второй мировой войны, в связи с большим количеством прибывших в США невозвращенцев из СССР, т.н. дипийцев (от англ. displaced persons), в 1955-м, напротив церкви было простроено здание с одноимённым названием – «Родина». В этом здании и расположилось общество. Его первым председателем стал агроном и общественный деятель Николай Андреевич Кавура (? – 1970). Основной целью общества была благотворительность, но со временем оно стало хранителем русских культурных и историко-просветительских традиций. По инициативе одного из членов общества, художника Всеволода Стелецкого (1904 – 1982) был создан исторический музей, за десятилетия существования которого в него были переданы уникальные предметы, фото- и архивные материалы XVIII-XX веков. После распада СССР коллекция музея, в течение 1993 – 1998 ггодов, была передана в дар России. Этот дружественный акт по праву можно считать, с одной стороны, итогом семидесятилетнего пребывания соотечественников в эмиграции, с другой – актом исторического примирения между русскими людьми, оказавшимися по разные стороны баррикад в силу трагических событий XX века.

В 2012 году общество «Родина» пережило своё второе рождение: 26 мая состоялось торжественное открытие Русского дома «Родина», преемника предыдущего общества. Организатором и руководителем подготовки и проведения этого праздничного события стал его председатель – русский американец Александр Бондарев, с 1993-го проживающий в США. Человек слова и дела – так вкратце можно охарактеризовать Александра Бондарева – основателя, председателя совета директоров и президента в США благотворительного Фонда развития СНГ (поставка гуманитарной помощи в страны СНГ), автора свыше пятидесяти изобретений и более сорока печатных трудов в области металлургии, издателя журнала православной интеллигенции «Трибуна русской мысли». Журнал стал своеобразным мостиком сначала канонического общения, а затем и воссоединения Русской Православной церкви за границей и Русской Православной церкви Московской патриархии…

Ровно через год, 26 мая, на территории Русского дома, в торжественной обстановке, под звуки фанфар ведущий объявил об открытии архитектурного комплекса «Парк Славы».

На церемонии открытия «Парка Славы» присутствовали почётные гости – представители посольства России и США, духовенства и казачества, общественные деятели и деятели культуры и искусства. Право перерезать ленточку перед входом было предоставлено Александру Бондареву и мэру Хоуэлла – Бобу Уолшу.

Архитектурный комплекс включает в себя 28 памятников видным государственным, религиозным и военным деятелям, а также представителям культуры России со времени её возникновения и до наших дней. Достойное место среди них занял памятник Александру Пушкину. Автор памятника – заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, Кавалер ордена Святой Анны 3-й степени – Александр Алексеевич Аполлонов. Изготовление памятников, в том числе и Пушкину, осуществлялось в России, после чего они были переданы в дар Русскому дому «Родина» компанией СМиК (Белгород), руководимой Михаилом Сердюковым, автором и меценатом проекта «Аллея Славы». Доставку памятников взял на себя Русский дом «Родина».

Вылитый в бронзе, памятник представлен в виде трёхступенчатого подножия с четырёхгранным постаментом, на котором установлен бюст поэту. Спереди, на нижней части ступени выгравированы слова:

 

Слава на века гражданам, прославившим Россию.

 

На постамент с трёх сторон прикреплены гранитные таблички с вызолоченными надписями на русском и английском языках.

На лицевой:

 

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин 1799 – 1837.

 

На правой:

 

Как часто в горестной разлуке

В моей блуждающей судьбе

Москва, я думал о тебе! 

 

На левой: те же знаменитые строки из стихотворения «Памятник», украсившие монументы в Джексоне и Вашингтоне.

В разное время разными поколениями соотечественников: белорусами, русскими и украинцами, жившими и живущими в США, в СССР, (ныне Россия и Украина), были воздвигнуты эти памятники. Однако их создателей объединяло и объединяет одно: искренняя любовь к поэту.

 

Геннадий Головин

 

Автор благодарен президенту Исторического общества города Монро штата Нью-Йорк Джеймсу Нельсону за предоставленные документальные материалы и президенту благотворительного Фонда развития СНГ в США Александру Аркадьевичу Бондареву за ценный информативный материал в ходе работы над очерком.

 

2015

Филадельфия

 

Иллюстрации:

памятники Александру Пушкину –

Москва, Тверской бульвар:

скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента В. А. Петров;

Санкт-Петербург, Площадь искусств:

скульптор М. К. Аникушин, архитектор В. А. Петров;

Киев, Пушкинский парк:

скульптор А. А. Ковалёв, архитектор В. Г. Гнездилов;

Джексон, Фарма РОВА:

скульптор Н. Димитриев;

Монро, Арров-парк:

скульптор А. А. Ковалёв, архитектор А. Игнащенко;

Вашингтон, Университет:

скульпторы Александр и Игорь Бургановы,

архитектор Михаил Посохин, мастер Павел Шелов;

Хоуэлл, «Парк Славы»:

скульптор А. А. Аполлонов

=======================================================

президент Пушкинского общества Америки Виктория Курченко

и вице-президент общества Борис Борукаев на праздновании 80-летия организации;

мемориальная доска в Киеве на доме, где жил скульптор А. А. Ковалёв