«45»: Камерная поэзия и бессмертная строфа…
Поделюсь наблюдением из сферы культурологии:
приметой нашего времени можно считать
не фиксацию прошлого и не музеификацию его,
как это было на протяжении двух последних столетий,
а стремление его обессмертить,
поставить окончательную надёжную точку.
По большому счёту, события прошлого ассоциируются
не с текучестью времени, а с остановленной вечностью.
А раз так, то рядом с «Бессмертным полком» и «Бессмертным бараком»
непременно должна стоять «Бессмертная строфа».
Из послесловия к антологии «Сокровенные свирели»
Поэзия нынче и камерна, и площадна одновременно. Обычно это разносится во времени. Что-то похожее было в пред- и послереволюционной России, это время ныне обозначено как серебряный век. Не берусь утверждать, что всё повторяется, но, несомненно, в такой параллельности что-то есть. И тогда, и сейчас именно поэзия очищала и очищает души и латает изорванный разгулом бескультурья слой духовности, в котором только и может быть комфортно душе человеческой.
Так уж случилось, что в четверг, 12 октября семнадцатого года, в Литературном центре Ставрополя я присутствовал на… трудно даже подобрать словечко, потому что презентация – это всё-таки нечто другое, рекламно-хвастливое, а здесь был просто душевный разговор... Так вот, в четверг – душевный разговор, а в пятницу во дворе краевой библиотеки народ или чтецы из народа декламировали Лермонтова...
Но всё-таки, хотя и будет впереди ещё новый Политехнический, собирающий многочисленные аудитории, я в этом не сомневаюсь, сегодня всё же превалирует камерность...
Ну а встречу в Литцентре инициировал Сергей Сутулов-Катеринич. И посвятил, казалось бы, камерное, а на поверку глубокое многомерное действо памяти Музы и жены Натальи. Первотолчком же для проведения литературно-музыкального вечера стало вручение Сергею «Диплома признания» за антологию «Сокровенные свирели». Я уже писал об этом уникальном издании – и нет смысла повторяться. Желающие могут познакомиться с отзывом о книжном проекте вот по какой активной ссылке: «Я стихами распят…» («45-я параллель», №17 (401), 11.06.2017).
А теперь, считаю, о самой сокровенно-свирельной встрече стоит рассказать подробнее – и здесь, и сейчас... На сей раз дифирамбов по поводу и без не было, просто звучали стихи и песни на эти стихи. По замыслу художественного руководителя Литцентра Виктории Гарькушевой и Сергея С-К в первом отделении были представлены произведения уже ушедших от нас поэтов. Вот их имена, кстати, запечатлённые и в «45-й параллели»: Александр Екимцев, Александр Мосинцев, Валентина Сляднева, Вениамин Ащеулов, Владимир Гнеушев, Владимир Кудинов, Геннадий Колесников, Геннадий Фатеев, Евгений Золотаревский, Игорь Паньков, Игорь Романов, Раиса Котовская, Семён Ванетик. А чтецами и певцами были люди разных возрастов: от совсем юных школьников и школьниц до именитых актёров и убелённых сединами мэтров бардовской песни. (Чтецами-певцами, певцами-чтецами – и чужих стихотворений/песен, и собственных произведений...). Не удержусь, назвав Константина Степового, Анну Ивершинь, Викторию Гарькушеву, Дениса Бойко, Людмилу Ковалец, Владимира Петренко…
Своё искреннее и мудрое слово об альманахе «45-я параллель» сказал исполнительный директор некоммерческого фонда «Литературный фонд имени В.И. Слядневой» Владимир Лычагин.
А как проникновенно звучали композиции под гитару, сочинённые Станиславом Агирбовым, Валерием Митрофаненко, Сергеем Пронякиным! Правда, ещё один автор антологии, Андрей Сляднев, снимавший происходящее на видеокамеру, выступить не смог – на его инструменте лопнула струна. Зато неповторимыми аккордами порадовал собравшихся гость из Москвы, виртуоз игры на семиструнной Дмитрий Григорьев. Он, приглашённый Валерием Митрофаненко, стал нежданным, но желанным гостем вечера. И жданым, и желанным оказался художник Евгений Кузнецов – репродукция его картины «Время тихих звуков» украшает обложку «Сокровенных свирелей».
Эпицентром же этой музыкально-поэтической стихии (пожалуй, так тоже можно назвать октябрьское действо) стал видеоклип «Небо в разную погоду» на стихи Сергея Сутулова- Катеринича и музыку Владимира Узланера в его же, композитора, проживающего в Торонто, исполнении. (Любопытно: канадский город, что для многих было новостью, как и Ставрополь, находится на сорок пятой параллели. Хотя там намного холоднее…).
Итак, в Литературном центре читали и пели стихи тех, кого сам составитель свирельной антологии Сергей С-К без тени сомнения отнёс к классикам всероссийского уровня. И с ним не поспоришь – время! – главный судья, и оно, а не люди расставляет всё по местам, смывая то, что в свою пору, злобно пенясь и яростно разбрасывая брызги, закрывало от современников – под ложной накипью – истинные родники...
Сергей Сутулов-Катеринич в данном случае совместил в себе две ипостаси – настоящего поэта (классика или нет рассудит всё то же время, хотя многие уже сегодня относят его к классикам) и издателя-подвижника, даже в какой-то мере просветителя и собирателя шедевров русскоязычной поэзии по всему миру. Более трёх тысяч поэтов им прочитаны за те годы, что существовал бумажный ежемесячник, а теперь живёт интернет-издание «45-я параллель». Прочитаны с пристрастием взыскательного редактора, и можно без сомнений утверждать, что мало кто нынче знает больше, чем он, о состоянии русскоязычной поэзии не только в России, но и за её пределами.
Одним словом, этот камерный, казалось бы, вечер в связи с интернет-возможностями «45-й параллели», конечно же, по численности аудитории легко и весело обойдёт любую площадную акцию.
Да и Политехнический оставит далеко позади.
А посему пусть будет такая камерная поэзия...
Иллюстрации:
эпизоды вечера в Литературном центре Ставрополя,
12 октября 2017 года
Фото Ольги Залогиной