Как тебе Коктебель?

Здесь люди становятся крылатыми

И начинают летать,

Здесь небо так плохо залатано –

Плачет и плачет опять.

Из ненаписанного стихотворения о Коктебеле

В непривычно холодном и дождливом сентябрьском Коктебеле было много котов и поэтов. Коты устремлялись к столовой пансионата «Творческая волна», а поэты – к административному корпусу того же пансионата. В холле административного корпуса атмосфера была такая творческая, что казалось, будто полы там моют знаменитой крымской массандрой.

Ещё поэты собирались нестройными кучками у Дома-музея Волошина. Из 22-х комнат дома поэта для посещения открыты только пять. Для поэтов была организована отдельная экскурсия с подъемом на святая святых – смотровую площадку или, как её называл сам хозяин, капитанский мостик. Но бдительные музейные старушки оборону держали крепко, защищая дом от поэтов так же отчаянно, как Мария Степановна Волошина — от немцев во время фашистской оккупации, и не всем желающим удалось туда проникнуть.

Волошина было немного жалко. Он неконтролируемо размножался, растащенный на цитаты, на гривны, на образы, неудержимо превращаясь в модный, хорошо продаваемый бренд. Кроме знаменитого каменного профиля на склоне Кара-Дага, вокруг дома поэта появились ещё три его каменных и металлических ипостаси. Кроме того, знакомая львиная грива мелькала на обложках книг на лотках, на вывеске музея, на фестивальном логотипе, на футболках… Наконец, как апофеоз безвкусицы, возник ещё и костюмированный Волошин в виде молодого человека, внешне удивительно не похожего на поэта. Учитывая промозглый холод, увы, воцаривший в Крыму на фестивальной неделе, смотреть на него, одетого в одну лёгкую рубашку на манер той, в которой Максимилиан Александрович ходил в летние знойные месяцы, было грустно.

Дом поэта уже сто лет собирает вокруг себя поэтов и художников и является своеобразной творческой Меккой постсоветского пространства. В этом юбилейном году на открытие фестиваля высадился солидный десант местных чиновников, и всей разношерстной творческой братии пришлось слушать речи, написанные и произнесённые по всем правилам бюрократического и номенклатурного искусства. Затем начались фестивальные мероприятия – мастер-классы, творческие вечера, презентации, турниры, выступления. Увы, организация хромала на обе ноги, и некоторые заявленные мероприятия так и не состоялись. Особенно запомнилось часовое ожидание обещанного фейерверка в день открытия фестиваля и недоумевающее выражение лица какого-то англоязычного бедолаги в дредах, кедах, шортах и красной майке, который пытался у нас узнать, когда же будет «fireworks». Пришлось объяснять ему про наши реалии, мол, когда будет, неизвестно, maybe, через полчаса, а maybe, и через неделю. И ведь как в воду глядели: фейерверк случился-таки, но в день закрытия фестиваля.

Были и разочарования от состоявшихся мероприятий. Например, мастер-класс по авангардной поэзии на деле вылился в обычное коллективное обсуждение. А самым большим разочарованием было то, что все мастер-классы работали в одно и то же время и поэтому посетить можно было только один из них.

Один из самых приятных моментов фестиваля – возможность встретиться с друзьями-соратниками, живущими в других городах и даже странах, и даже – на других континентах! Было очень приятно увидеться с поэтами, объединенными поэтическим альманахом «45-я параллель», как с членами редколлегии, так и с нашими постоянными авторами: Натальей Крофтс (Сидней, Австралия), Владимиром Алейниковым (Коктебель), Виталием Молчановым (Оренбург), Станиславом Ливинским, Андреем Недавним (оба из Ставрополя), Георгием Яропольским (Нальчик). Завязывались новые знакомства. Фестиваль, несомненно, украсило присутствие таких поэтов, как Андрей Грицман, Сергей Бирюков, Анна Гедымин, Григорий Кружков, Екатерина Перченкова, прозаика Саши Либуркина, поэта и драматурга Юрия Юрченко.

Порадовал и повеселил заплыв поэтов на приз журнала «Октябрь». Традиционное развлечение не стали отменять, несмотря на более чем прохладную погоду и мелкий нудный дождик. Поэты женского пола соревновались в количестве аж пяти человек, а вот сильный пол смог выставить только троих пловцов, но зато борьба на дистанции, особенно на финише, развернулась нешуточная. Особую пикантность происходящему придавало то обстоятельство, что заплыв происходил на нудистском пляже, правда, исключительно малолюдном по причине установившейся холодрыги. Нудисты, они же не мазохисты.

В общем, получилось так, что самые яркие и запоминающиеся события фестиваля относились не столько к литературе, сколько к окололитературной жизни.

Но может, в этом есть своя сермяжная правда? Если бы поэты отличались чёткой организацией и безупречной логикой, они бы назывались бизнесменами. Когда б вы знали, из какого сора растут стихи... А стихи – звучали. И хорошие стихи, особенно приятно, что хорошие стихи читали молодые авторы. Глядя на них, слушая их, я понимала, что все причитания по поводу гибели или кризиса русской поэзии – сплошная ерунда. Никогда не переведутся на Руси таланты, никогда не перестанут рождаться странные люди, которых хлебом не корми, дай словами в рифму поиграть. Так что свой бонус от поездки в Коктебель я получила. Кроме того, несмотря на плохую погоду, Крым в сентябре всё равно красив необыкновенно. Синие холмы расцветают всеми оттенками розового, алого и бордового, солёный влажный воздух до того вкусен – можно пить. Море отражает каждую минуту другое небо – то пасмурное, то солнечное – и беспрестанно меняет цвет от бирюзового до серо-стального. Облака громоздятся над Кара-Дагом, не давая забыть о другой – неземной – реальности.

И каждый день, даже когда настигал дождь, изрядно согревала мысль о прямой сопричастности нашего альманаха-45 не столько к текущим событиям, сколько к бесспорно поэтичному Крыму, пересекаемому той самой 45-й параллелью...

Так что всё состоялось, каждый получил от фестиваля то, что ему было нужно. Маленькие тщеславия – свою минуту славы, честолюбивая молодёжь – нужные знакомства и связи, мэтры – учеников и последователей, лауреаты и дипломанты – признание, жители Коктебеля – последнюю в этом году возможность заработать, и все без исключения – массу впечатлений.

Напоследок остаётся сказать, что с лауреатами и дипломантами Волошинской премии и конкурса во всех номинациях, а также с произведениями-победителями можно ознакомиться на сайте фестиваля:

http://www.voloshin-fest.ru/index/pobediteli_voloshinskoj_premii_2013/0-56

http://www.voloshin-fest.ru/index/pobediteli_voloshinskogo_konkursa_2013_goda/0-55

 

Лера Мурашова

 

Иллюстрации:

эпизоды фестиваля…

 

Фото автора и Натальи Крофтс