Игорь Иванченко

Игорь Иванченко

Четвёртое измерение № 21 (46) от 1 августа 2007 года

Смех - в ребро

 
(Юмористическая поэзия)
 

Возможно, потому, что жизнь никогда не была такой весёлой, как хотелось и как могла бы быть, само собой как-то так получилось, что я стал писать и пишу уже тридцать лет (с двумя перерывами по одиннадцать лет) юмор широкого профиля: рассказы, литературные пародии, иронические стихи, миниатюры, причём, последние – в разных рубриках, числом около двадцати пяти. А ещё столько же лет (с теми же перерывами), может, потому, что было много несчастных любовей и ни одной счастливой, кроме первой, я пишу лирику, преимущественно любовную, что в совокупности с юмором – весьма редко встречающееся явление в отечественной литературе, своего рода «адская смесь», как сам называю.

Учитывая специфику международного альманаха «45-я параллель», его чисто поэтический уклон, я сложил, как из пазлов, эксклюзивную поэтическую юмористическую подборку, проигнорировав весь свой прозаический юмор.

Как может заметить искушённый читатель, основа подборки – двустишия из цикла «Любимая!..». Трудно изобрести или открыть что-то новое в юморе. Всё уже сделано до тебя, остаётся только разрабатывать юмористические рудные жилы вширь и (или) вглубь.

Но: я могу скромно гордиться тем, что бесконечный цикл «Любимая!..» никто, насколько мне известно, кроме вашего непокорного слуги, не открыл и не разрабатывает так яростно.

Все знают: Владимир Вишневский – отец одностиший, а Игорь Губерман – отец четверостиший. Трудно удержаться, чтобы порой не забежать на их территории, хоть немного да побыть нарушителем юмористических границ, благо, за это не приговорят к высшей мере – творческой смерти. Но: нарушения бывают редко и в малых объёмах. В основном, я зациклился на цикле двустиший. Возможно, в далёком светлом будущем потомки назовут меня отцом двустиший. (Игорь Иванченко – отец двустиший. Согласитесь, весомо и ёмко звучит!) Уже сейчас, при жизни, эта надежда согревает мою переохлаждённую сибирскими морозами душу.

Почему же именно двустишия? Ниже попробую обосновать необоснуемое, а пока процитирую Игоря Мироновича Губермана (из его книги «Прогулки вокруг барака»): «…что вскоре стал писать одни четверостишия. И обнаружил с удивлением, что мне четырёх строк сполна хватает, чтобы выразить и высказать всё – всё до капли, что хочу я выразить и высказать. Ибо короткие, как выяснилось, мысли я имел и чувства испытывал непродолжительнее».

Если строго следовать логике мэтра, у меня, раз я специализируюсь на двустишиях, мысли ещё короче губермановских, а чувства – непрдолжительнее, мельче и слабее. Наверное, так и есть. А как же тогда быть с Вишневским? Неужели у него всё ещё хуже обстоит, чем у меня?! Нет, конечно. Скорее, наоборот. Видимо, чем меньшего объёма литературное произведение, тем сильнее нарушается формальная логика.

Не скрою, мне приятно и комфортно «обитать» со своим нескончаемым циклом двустиший между такими китами юмора, как ВИШНЕВСКИЙ и ГУБЕРМАН. А если серьёзно об юмористическом, двустишия для меня – максимально миниатюризированная литературная форма, которая позволяет, не растекаясь мыслью по древу, передать всё, что цепляет душу и возмущает рассудок.

Говорят, афоризм написать труднее, чем роман. Тогда, наверное, двустишие написать не легче, чем поэму.

P. S. Ещё я – без ложной скромности можно написать и об этом – изобрёл спецрубрички для юмористических миниатюр острой сексуальной направленности и назвал их соответственно: «СЕКСотики», «СЕКСоточки», «СЕКСовочки», «СЕКСовки» и «Ироничинки-СЕКСуалистичинки», часть из которых привожу ниже. Эти рубрики, в отличие от цикла «Любимая!..», имеют предел, так как подкрепляются не платоническим, но физиологическим влечением, а оно, как известно, конечно во времени и конец ему наступает порой задолго до физической смерти, кладущей крест на любви.

 
Автор

 

Двустишия
(Из цикла «Любимая!..)
 
* * *
 

Любимая! По подиумам мира

Фланируют скелеты «от кутюр»!..
 
* * *
 

Любимая! Ты! Сына!! Родила!!!

Строй дом теперь и дерево сажай!..
 
* * *
 

Любимая! Клонировать бы тёщу

И – в космос, на безлюдные планеты!..
 
* * *
 

Любимая! Ты стань моей вдовой!

Своих мужей лишь только вдовы любят!..
 
СЕКСотики
 
* * *
 
Зимой ты пофригиднее, чем летом!..
 
* * *
 
Без нижнего белья ты симпатичней!..
 
* * *
 
Маньяк во тьме идёт на мини-юбку!..
 
* * *
 
Я так тебя хочу! Но: безвозмездно!..
 
* * *
 
Ужель твой отвибрировал вибратор?!
 
* * *
 
За всё меня простите, проститутки!..
 
* * *
 
Как мне теперь родить, транссексуалу?!
 
Круглогодичные подражалки
 

(Двустишия из цикла «Любимая!..»)

Тополиный пух. Жара. Июнь.

Михаил Андреев,
Томск
 
* * *
 

Любимая! Томск. Неба киноварь.

Есенин. Блок. Цветаева. Январь.
 
* * *
 

Любимая! «Достать чернил и плакать.»

День. Пастернак. Провинция. Февраль.
 
* * *
 

Любимая! Свалился чукча с нарт.

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Март.
 
* * *
 

Любимая! Терзает Пан свирель.

Томь. Ледоход. Трава. Дрова. Апрель.
 
* * *
 

Любимая! Получку не замай!

Томск. Кресс*. Гроза. Жуки. Мир. Секс. Труд. Май.
 
* * *
 

Любимая! «Бессонница. Гомер.

Тугие паруса». Жара. Июнь.
 
* * *
 
Любимая! Рыбалка. Ртуть реки.
Июль. Ерши. Гольяны. Чебаки.
 
* * *
 
Любимая! Река. Лесоповал.
Ночь. Август. Девушка. Лица её овал…
 
* * *
 
Любимая! Гнус. Олово реки.
Болото. Клюква. Паралич руки…
 
* * *
 
Любимая! Октябрь. Реки свинец.
Дождь. Ветер. Птицы. Осени конец.
 
* * *
 
Любимая! Ноябрь. Река. Шуга.
Медведи – в спячку. А поэт – в бега…
 
* * *
 
Любимая! Декабрь. В Москву! В Москву!!
На «Песню года»!!! Разогнать тоску…
 
*Кресс Виктор Мельхиорович – губернатор Томской области.
 

Старые песни на новый лад

 
* * *
 

Взвейтесь кострами, виллы и дачи!

Мы – пироманы, дети рабочих!..

(Исп. с огоньком хор мальчиков-поджигальчиков имени Герострата).

 
* * *
 

Снегопад, снегопад, не мети мне на плечи!

Пусть спокойно пройдут похоронные речи…

(Лебединая песня неизлечимо здорового пациента,
угробленного российской страховой медициной).
 
* * *
 

Ночное раздеву на бульваре Роз…

(Исп. вякально-шмональный ансамбль разбойничков с большой дороги).
  
* * *
 

А где мне взять такую песню?

А напишу-ка её сам!

(Исп. любой автор попсятины).
 
* * *
 

Отговорила тёща золотая…

(Сольное исполнение зятя-маньяка).
 
* * *
 

Шаланды, полные кефали,

На рынках оптом мы толкали…

(Исп. экипаж сейнера им. Кости-одессита).
 

Литературинки

(Двустишия из цикла «Любимая!..»)
 
* * *
 

Любимая! Да не мешай ты мне!

Я подбираю рифму к слову «шлямбур»!..
 
* * *
 

Любимая! Не больше, чем поэт,

Но и не меньше, чем поэт, поэт в России!..
 
* * *
 

Любимая! Не надо ревновать,

Что мои Музы все тебя моложе!..
 
* * *
 

Любимая! Горбатого поэта

Ни гонорар, ни рифма не исправит!..
 
* * *
 

Любимая! И лирики в загоне,

И не в почёте физики… Вот время!..
 
СЕКСовочки
 
* * *
 

Интуитивно поступал умно,

По горло утонув в эпохе зыбкой:

Я не бежал за комсомолом, но:

Я был готов бежать за каждой юбкой…
 
* * *
 

Когда я овладею неизбежно

Тобой, любимая, ОВИРом* и ивритом,

То, загранпаспорт выправив, отбритым

Россией, укачу, где зарубежно…
 
*ОВИР – отдел выдачи виз и разрешений.
 

Олигархичинки

(Двустишия из цикла «Любимая!..»)
 

* * *

Любимая! В России олигарх –

Неутомимый двигатель прогресса!..
 
* * *
 

Любимая! Любить иль ненавидеть

Нам олигархов? – вот он в чём, вопрос!..
 
* * *
 

Любимая! «Прищучить олигарха» –

Настольная игра Генпрокурора!..
 
* * *
 

Любимая! Хоть олигарх и сукин

Сын, но он наш, российский, сукин сын!..
 
* * *
 

Любимая! Удвоить ВэВэПэ*

Легко: лишь – раскулачить олигархов!..
 
* * *
 

Любимая! Наверно, олигархам

Политикой не стоит заниматься!..
 
* * *
 

Любимая! Заречься олигархам

Нельзя ни от сумы, ни от тюрьмы!..
 
* * *
 

Любимая! Ведь Тополь Эдуард

Не зря призвал делиться олигархов!..
 
*ВВП – валовой внутренний продукт.
 
© Игорь Иванченко, 2001 – 2007.
© 45-я параллель, 2007.