Евгений Быков

Евгений Быков

Все стихи Евгения Быкова

Paradis

 

И.Г.

 

Старый дом был трёхэтажным,

вытянутым в длину,

с осыпающейся розовой штукатуркой и

деревянными балконами. Вокруг –

пустырь и разбросанные строения,

заросшие сухим ковылём, и кое-где

кусты винограда плелись по голым

плитам известняка.

 

И солнце было кроваво, и садилось,

бельё висело от окон до окон,

звенели стаканы, пели цикады, и мы

сидели с ней на остывающем камне,

в её руках – книга, заложенная

сухой былинкой, колени поджаты к острому

подбородку, глаза – тёмно-карие,

                                                     пронзительные,

смотрят… – Куда?

Соломенные волосы чуть ласкает

                                                        ветер.

Падали мёртвые вороны, пока я

говорил всю правду

о розах.

 

И мы поднялись на край

полуразрушенной стены, к нам

присоединилась компания из горбуньи

необычайной красоты, мальчика

с повязкой на глазу и старого

влюблённого кастрата, остальные

разбрелись кто – куда.

 

Мы шли, взявшись за кончики пальцев,

и она положила голову мне на плечо.

Неровные,

              зеленоватые камни стены

были покрыты красным плющом, а рядом –

по бокам – крепкие дома горожан и

                                                          лавочников.

Навстречу мчался пёс

на трёх лапах.

 

Торговля шла бойко и люди

двигались плотно, меня прижал

какой-то Силач. Она

взглянула на него с игривой

                                              улыбкой.

Он ответил – уверенной.

 

Её понесло куда-то, где орудовали

локтями. Я постоял... тут

заиграла музыка и все закричали.

Я повернул в тёмные переулки

с тополями, там было пусто, лишь

кружки фонарей и лай собак, и в луже

лежал человек

                         и хрипел.

 

Вдали глухо стучало: Бум-Бум-Бум.

Опять на асфальте попались

пятна бурого сока.

Я пробрался через пустырь, мимо

руин, и открыл

                        дверь

                                  с огромными запорами.

Заскрипела пружина, и грохнуло,

как всегда, как в прежние

десять тысяч раз,

                              милые десять тысяч…

Сточенные ступени винтообразно

вели на тёмную мансарду с высоким

                                                          потолком.

Чёрный кот – желтоглазик –

 

давно спящий в корнях сирени –

явился вдруг:

изящно выгнул спину

                                   и рявкнул басом.

 

Коту надо задать корму, и, не зажигая

лампу, с ногами сесть

на широкий мраморный подоконник,

к цветам кактуса, и смотреть

через пустырь и крыши

домов

          в темноту: Где ты? –

С весёлой компанией, с Шутом и

Силачом, и шестью

самыми красивыми

                               девами.

 

Автограф Пилигрима

 

«Я искал такую…

Такую же, но другую:

что осушит море слёз,

рассыпав пшеницу

своих волос

на моё лицо…

 

В каждой женщине

находил я твои черты,

пока, наконец, не понял,

что все женщины это –

разделённая ты…

 

Стало ясно, что

дальнейшие поиски

бесполезны:

я стоял на грани, –

на краю бездны…

 

А Ветер – мой спутник –

всегда облегчавший путь,

в этот раз почему-то

толкал меня в грудь…»

 

 

* * *

 

Божья коровка из леса

Помирала в душной квартире

Вместо крыльев у божьей –

Будто пудовые гири.

Боже, их она распускала,

                                        высыхая!

 

* * *

 

Был у матери сын один,

Один был, всегда один.

У старой матери сын.

 

Потом она отошла –

Такие бывают дела,

Мама совсем ушла…

 

Дальше был только один:

Уже не сын – гражданин.

Сам по себе гражданин –

Один…

 


Поэтическая викторина

* * *

 

Вы знаете, как бегает и кричит

Оставленный хозяином собачонок.

 

Но кто-нибудь слышал, как воет,

Брошенный папой ребёнок?..

 

Нет, вы могли только видеть…

Ведь он не кричит,

А сидит и молчит.

 

* * *

 

Два парня и девушки –

такие красивые –

ехали в автобусе,

они говорили

– Мы едем сниматься в порно,

Но где нам выйти?

Где нам выйти, никто не знает?

Они ехали и смеялись –

глаза их лучились –

ехали и шутили

– Мы едем сниматься в порно, –

друг другу они говорили.

И вышли на голой окраине,

а я ехал дальше и смотрел,

как они бестолково столпились,

и оглядывались кругом:

– Куда нам идти, где наш дом?!

Два парня и две красивые девочки.

 

Дом правительства

 

И вот,

Мы стояли у подножья

громадного, как туча,

тёмно-серого куба.

Букашки.

«Кап-кап», –

капли разбились рядом,

упали на рубашку:

вокруг шёл

какой-то необычный дождь.

Я задрал голову:

ввысь уходили столбы окон,

ввысь и вширь –

тысячи окон!

И возле них –

тысячи

белых ящиков с трубками,

из которых всё время

капало,

           текло,

                    лилось.

«О, господи, да ведь он – живой!!»

Этот гигантский урод испражнялся на нас.

 

Жмурки

 

Мой ребёнок сидит где-то

В глазах маминых,

Что мимо прошла

                    или живёт на окраинах.

 

А может, он у меня

В углу пустом прячется,

Потихоньку играется

                     красным мячиком.

Мой ребёнок ждёт где-то.

Моего ребёнка ещё нету.

 

Инопланетянка

 

В первый день,

я заметил краем глаза

мелькание чего-то

смутного,

               чёрно-белого.

Эти быстрые перемещения

в пространстве

слегка взволновали меня.

Кроме того –

я почувствовал

какой-то неясный

посторонний интерес.

Но я устал от неожиданностей, –

всякий раз волноваться,

да и вообще…

И я продолжал заниматься

своими делами.

 

На второй день

резкие движения возобновились

на прежнем месте

Но цвет как будто

                            был другим.

Я поднял глаза:

Что-то тонкое, слегка нескладное

                                                      голопупое,

со своими распахнутыми

                                      голубыми,

шло на меня и идентифицировало.

Ой-Ой-Ой! – это контакт!

Я немедленно опустил глаза, –

существо успокоилось.

Я изредка бросал взгляд вокруг:

Оно – она! деловито хлопотала,

появляясь почти одновременно

в разных местах.

Самодостаточна.

Абсолютно автономный объект.

 

Третий день. Так естественны

её повадки и маскировка:

джинсы в обтяжку, тонкая курточка

с оранжевым капюшоном.

Пальчики сжимают папочки.

Чёрная голова

                       наклонена –

никаких контактов,

                             ограничить всё лишнее.

Пишет доклады о нас

своим братьям – сородичам…

 

А четвёртого дня не было.

 

 

Интервью с убитыми дезертирами

 

Я спросил: Ну зачем вы

расстреляли тот пост ГАИ?!

У них семьи, дети остались…

 

– Мы не хотели. Но нас убивать научили.

Мы не вернёмся туда, – мы решили,

мы не вернёмся, – лучше лежать в могиле.

 

– Мы назад, ну никак не могли!

Оттуда сбежишь хоть на край земли.

А мы с ним, вот – в горы ушли и – «привет!» –

автоматы и полный боекомплект.

 

– На склоне в траве мы лежали,

и напоследок этот запах вдыхали,

над нами бабочки и пули летали.

 

– Нас обложили ВВ и спецназ.

А снайпер оказался позади нас…

 

– Потом, где траву примяли мы,

появились живые цветы –

красные живые цветы, –

наверное местные принесли…

 

Методика стихосложения

 

Слова это – пушистые зайцы, -

сами прыгают в лодку,

будто к деду Мазаю.

Но иногда поэту

приходится притягивать их

за уши.

 

Моя борьба

 

Вечерами приходили гости

Меня выводили из кухни

Мне стелили постель

Мне выключали свет

И я лежал и лежал

В темноте

На спине

В узкой кровати

С бортиками

 

А на кухне гудели мужские голоса

Что-то звякало и сталкивалось

Под двери просачивались дымовые пласты

 

Но как-то я встал

И взял припасённые спички

Я залез под кровать

И из этих

Ровненьких палочек

И коробочки

Сложил и разжёг

Маленький огонёек

Который рос и рос

А я на него смотрел

И улыбался

 

Но тут заглянули из кухни

Ахнули включили свет

И растоптали мой светлячок

 

Муха

 

Она появилась внезапно

                                      и летала весь день.

Я её видел то тут,

                            то там.

А ночью

я читал при свете ночника, и она

                                                   появилась из темноты

Она жужжала и билась о лампу.

Её большое, отливающее синим блеском,

панцирное тело

с рёвом проносилось мимо моего лица,

и уши противно закладывало.

Однако я уже был не один:

я читал, а муха жужжала,

я жужжал, а муха летала,

я летал, а муха читала.

Так мы проводили с ней

                                       это время.

Но, видно, у неё были проблемы:

               она никак не хотела

успокоиться.

Мне-то что:

                   я вскоре лёг спать,

и мой яркий кружок света

пропал.

А муха где-то затихла.

На следующий день её уже

не было.

 

* * *

 

Одних только глаз достаточно.

И не надо

держаться за руки.

И – есть ли

жизнь на Марсе? –

не спрашивать

никогда.

И вообще

больше не встретиться.

А у пустого окна

остаться,

глядя

сквозь чёрный сад.

Одного только взгляда достаточно.

 

Пенный век

 

Век Золотой – Серебряный – Железный…

 

Пушкин – Блок – Хармс…

 

Что можно сказать после них?

Зачем тысячи стихов,

Когда есть один,

Заключающий суть

Тысяч?!

 

Мюссе – Рембо – Аполлинер…

 

Что осталось нам?

Все вопросы заданы,

Все глубины исследованы,

Или объявлены «чёрными дырами».

 

Гёте – Рильке – Целан…

 

Остаётся просто писать,

Тем, кто не умеет кричать,

И наводить мосты коммуникации,

Чтоб во тьме одним не остаться.

 

Байрон – Уайльд – Элиот…

 

Все характеры сыграны,

Все картины написаны,

Лучшая музыка уже создана.

Все искусства исчерпаны,

И похоже, что мысли – тоже.

 

Уитмен – Паунд – Буковски…

 

Современные забавы интеллектуалов...

Но это всего лишь калейдоскоп.

И если где-то ещё возможны «прорывы»,

Так только в новейшей конструкции холодильника.

 

Презентация

 

К нам пожаловали молодые гости –

Предлагать панацею от всех болезней

                                                            старикам.

Бабушки медленно потянулись

в затылок друг другу –

под дудку энергичных господ…

И с ними моя мама

                             уходила.

 

У стариков всегда что-то отложено,

Так, на случай…

(Вор хотя бы

                     не смотрит вам в глаза)

 

Мне хотелось кричать им

                                        в спины-затылки,

чтобы они возвращались.

Но у меня нет голоса.

Нет! Ничего не сделать!

 

Я наблюдал, как медленно

уплывают наши денежки.

Потом мне хотелось им верить.

Успешные предприниматели

                                           задумчиво

смотрели сквозь меня, –

им открывались

другие горизонты.

 

 

Прекрасное воспитание

 

Мы беседовали, гуляя.

Она так внимательно слушала –

            голову наклоняя.

И как-то вышло, что я ей

            почти всю жизнь поведал.

Но почему-то особенно

она оживлялась,

когда я рассказывал

о своих великих попойках

с народом,

и последующих славянских танцах,

с выплясыванием земли.

Тут у неё прямо светились глаза

(Как если бы, например, балерине    

объясняли устройство сливного бачка).

А потом, как-то

вышло так, что она

            всех людей разложила

            по полочкам,

            обнаружив, при этом,

            острый ум,

            и большое знание жизни.

Но не любила говорить о себе.

 

И теперь, когда я гляжу

в эти холодные голубые глаза,

мне кажется, что я уже

внесён в реестр

кунсткамеры,

где много нелепостей и чудес.

Но так, как я (пока)

живой экспонат, –

            за мной установлено

наблюдение.

 

Прощание с декаденством

 

«Блаженные» поэты,

«Прекрасные» неудачники –

Капризные дети,

Забытые в песочницах,

Уязвлённые в самое сердце этим:

Всё не так, как они хотели.

Бесполезные члены общества,

Отрицательные примеры.

Встречу с серьёзным чувством

Пережить не могут,

И сочиняют письма себе,

Или Господу Богу.

Больше их никто не читает.

Ну скажите: кому есть дело

До такого

              способа

                         коммуникации?!

 

* * *

 

Ровно раз в неделю

С вечера до утра,

Девушки ищут

Своего жениха.

 

В остальное время

На мужчин не глядят:

Они очень заняты –

На лекциях сидят.

 

Потом в кафе модном

Хорошую пищу едят.

Еще – много пишут,

Потом – мало спят…

 

И только раз в неделю

С вечера до утра,

Девушки ищут

Своего жениха.

 

Сенестопатия

 

А недавно,

я иду по улице.

Жарко.

Ковыляю себе,

и за мной собачка какая-то

                               увязалась,

маленькая.

Я по звуку понял, –

еле слышно шуршала по земле.

 

Думаю: «Чего она за мной бежит?», –

иду дальше, а она не отстаёт, –

«Понравился я ей что-ли?»

Оборачиваюсь слегка, –

а это листок сохлый

следом ветер катит.

 

Танцы со звёздами

 

Моя мать

каждый день смотрит сериалы,

и слушает Иосифа Кобзона.

              Это подумать только!!

 

– Я не могу уже!

Выключи этот проклятый ящик!

             Она плачет.

             Я неумолим…

 

И вот она опять смотрит

это блестящее шоу.

Я намереваюсь, как всегда,

отпустить что-нибудь ядовитое, и…

 

Она сидит на диване,

и я замечаю… О, нет!

             Она устремилась туда!

Всё её тело охвачено

этими крохотными движениями.

             Она вальсирует,

             сидя на краю!

             Но она держит ритм.

             Держит ритм!

             Она улыбается,

и склоняет голову на бок.

Ведь давно с ней никто не танцует.

А она – танцует со звёздами!

 

Театр

 

Почему так легко и смешно,

Когда наступает конец? –

Весь этот абсурд был довольно забавен,

Но всё приедается, наконец.

Кроме того, иногда –

Слёзы лились из глаз,

А это уже – ненужная мелодрама,

(Впрочем, все посчитали, что – фарс)

 

Оттого так легко и смешно,

Когда опускают завесу.

 

* * *

 

У меня тухла свеча –

У всех вокруг – горят,

А у меня – ну никак!

Наверное это – сквозняк.

 

Мы, как нашалившие дети стояли,

Куда-то под потолок коровьи глаза воздевали.

Полная женщина с добрым лицом

Молилась кому-то: неторопясь

Вокруг оси поворачивалась,

Во все углы крестясь.

Иконописного вида активист с бородой

Молвил: «Вы всем мешаете.

Надо взирать только на аналой.

– Я не мешаю. Вы не понимаете просто.

Пусть вас Господь простит.

Вам от Него – привет!», –

И перекрестила его.

А он как-то гадко рассмеялся в ответ.

 

А у меня тухла свеча –

Ну никак!

Хоть я и зажимал

Пламя в кулак.

Ни у кого не тухнет,

Прям стыдно.

Наверное, это – сквозняк.

 

И вышел архимандрит,

Который красиво поёт,

Почти так же, как говорит.

(«Пшёл отсюда вон!», – говорит)

 

А у меня тухла свеча…

 

Но среди хора, вдруг,

Я услышал странный звук:

Будто кто-то стонал,

Или так нежно на скрипке играл. –

Она рядом стояла

И, раскачиваясь, подпевала,

Ссутулившись, и закрыв глаза,

А вместо лица у неё – звезда.

 

 

* * *

 

Управление

Государственное казначейство

Федеральная служба

Государственная палата

Федеральная служба

Государственная палата

Государственная палата

Федеральное агенство

Государственная палата

Федеральное агенство

у людей

Государственная палата

Федеральное агенство

Федеральное ведомство

Федеральное агенство

Федеральное ведомство

разные глаза

Федеральное ведомство

Федеральное ведомство

Государственное казначейство

Управление

 

* * *

 

Что такое жизнь?!

Это когда при поминовении

имена постепенно

перемещаются

из графы «О Здравии»

в графу «О Упокоении».

 

Что я хочу

(счастье)

 

На самом деле я ничего не хочу.

Ну, разве только, – представить себе,

Что я на лавочке в парке сижу:

            весеннее утро

            после дождя

            нежное солнце

            я жмурю глаза

            чтобы увидеть

            как птицы поют

            как в белых кустах

            жуки золотые снуют

            я открываю глаза

            чтобы услышать

            как цветут каштаны

            как безлюдны дорожки

            мощёные желтым камнем

 

Вот только бы это представить себе.

Но это невозможно, этого не…

 

Поэтому я ничего не хочу.

 

Чудак

 

Он был старый,

но выглядел, как панк, –

красил волосы в радикальный

жёлтый цвет.

Читал газеты

                    и всё подряд.

 

Я узнавал его спиной –

по колокольчикам:

вот он осматривает стеллажи,

вот позвенел к выходу.

Он носил коричневую бейсболку,

наверное,

               чтобы на улице

так не бросался в глаза

этот жёлтый радикализм.

 

Да ещё эти колокольчики…

 

* * *

 

Я был октябрёнком

Я был пионером

Меня везде принимали

А в комсомол не позвали

Не было золотой медали

Путёвку в жизнь дали

Работать на стройке

Работать конвейером

 

* * *

 

Я знаю: меня погубит автобус

маршрута № 15.

Я всегда смотрю в окна проходящего мимо

маршрута № 15.

Но всегда там чужие люди.

Чужие равнодушные люди.

И они не так красивы как ты.

Я знаю: однажды я взгляну в окно

автобуса № 15

Я посмотрю в окно № 15

через много-много лет.

Я посмотрю туда по привычке,

и увижу твой царственный силуэт.

И автобус пронесётся дальше.

А я останусь на этом асфальте.

 

Или я погибну от запаха.

Такого же, как в твоём кабинете.

У всех он вызывает дрожь,

но для меня он слаще

самых лучших духов.

Я знаю: я буду проходить

мимо открытого окна –

чужого открытого окна,

вдохну этот запах,

и забуду выдохнуть.

 

* * *

 

Я ходил

тогда – все две недели –

из угла в угол,

взад и вперёд, –

наматывал,

наматывал километры.

Я ходил…

 

Я хотел

похудеть, ведь ты назначила мне время,

и я хотел предстать пред тобою

красавцем,

через эти две недели.

Я сильно «оплыл» тогда –

за зиму после больницы.

И я хотел предстать пред тобою

красавцем…

Но ничего не получилось.

Как тогда…

Красавцем…

Но ничего не получилось.

 

Я хотел…

 

 

бред

 

искусство варит свой суп из жизни

чувства живые что раны ножевые

петь это бросать свой голос кусками

в пустоту которую ничем не заполнить

но продолжать

танцевать во тьме

и делать кое-что ещё

 

будет хотеться чего-то ещё…

 

мне хочется

мне хочется

но вот

и мне не хочется

мне хочется

другое хочется

но вот оно

и мне не хочется

не хочется мне снова хочется

всё это

кончится закончить хочется

всё это

хочется

уже не хочется

но как же так

 

* * *

 

в окне подвала

шахматный кафель

диван заваленный ветошью

 

на спинке деревянного стула

 

в окне подвала

шахматный пол

кусок стола с белой скатертью

 

земляной пол и ковёр

стопки тарелок на нём

 

алая рубаха

на спинке деревянного стула

 

вечный огонь

 

мальчики и девочки в форме,

что застыли прижав к груди

муляжи карабинов,

вечером сдают пост

компаниям с пивом.

те ведут разговоры,

лезут в пламя,

хохоча и толкаясь.

к ним подходят бродяги

погреться и попросить закурить.

это вечный костёр,

ему не нужна забота.

 

* * *

 

мы шли с ней сцепившись локтями

мы возвращались

мы болтали о чём-то

о таблетках

о справке из вендиспансера

было темно

она не давала мне становиться на люки

время от времени мы доставали

из сумки бутылку

мы возвращались

люди смотрели куда-то

в одном направленье

там была смята ограда

осколки стекла и ворох металла

человек лежал спиной на асфальте

она сказала не смотри

ты же не хочешь чтоб

на тебя так смотрели

и мы пошли дальше

не наступая на люки

сцепившись локтями

к утру уже уберут

осколки стекла и ворох металла

 

* * *

 

одеяло наброшено со мной не играли всюду тень под ногами я в лучиках серую прокуренную трубку нашёл и забыл её запах заезжий иллюзионист и стало светло как будто я открываюсь как будто я открываю что был открыт

 

* * *

 

она кричала:

«всё, я устала терпеть!

удали все фото,

что сделал в постели,

и уходи!»

я молча собрался и вышел,

бросив открытой дверь.

«...твою надменность»... что ж,

возможно это единственное,

что у меня осталось.

 

 

* * *

 

потом я встретил его в подземном коллекторе он сидел на трубе и пил пиво

потом я встретил его на улице окаменевшего с выгнутой спиной его отвезли на такси

потом я встретил его в одном доме

            там за столом перед каждым лежала горстка таблеток и стоял стакан воды

потом я встретил его с осыпающимися розами он стоял жарким летним днём

 

* * *

 

почему у Мишо умерла жена

эта смерть смысла полна

ведь поэт чего доброго тут

мог обрести покой и уют

он живший вечно на грани срыва

как-то удерживался от шага с обрыва

никто не знал что ему это стоило

(похоже стихи – вот та цена)

потому он женился лишь в 40 лет

но вскоре жена умерла

несчастный случай за кухонной плитой

её не спасли врачи

и вот снова он

ставит чернильные кляксы на лист

и чертит от них лучи

 

проповедь

 

– эта девочка-самоубийца –

из-за платья на «выпускной» удавиться...

что ж одной дурой меньше, –

он слегка улыбался.

я слушал и верил.

песочный замок

осыпался.

 

свобода

 

в тот день я сказал

всё

я увольняюсь

наконец

хватит, я увольняюсь

я вышел за проходную,

стараясь не пошатнуться

впрочем, уже всё равно

я увольняюсь

я сел в троллейбус

а потом шёл по улице

брюки в масляных пятнах

улица качалась

из стороны в сторону

женские ягодицы

качались

из стороны в сторону

– девушка… можно…

девушка… девушка

– я чеченка

– ну и что… можно…

она забарабанила в окно

я быстро прошёл дальше

улица качалась

в масляных пятнах

господи

кто это

рональдо прыгает

навстречу

с шоколадкой

и бутылкой портвейна

за поясом джинсов

УР-ЛЕ-ЛЕ!

мы стояли у забора

каждая, кто проходила мимо

они проходили мимо

я бросался к ним

– девушка!

они проходили молча

– ничего, рональдо

это простая статистика,

рональдо

из 100 – 10%

из десяти – одна

сколько их было – 9?

вот, смотри:

– девушка!

она проходила мимо

она молчала

я догнал её

и ухватил за талию

она выкручивалась

– пустите! руки!

– что руки?

вот мои руки!

вот они

вам нужны мои руки?!

я улыбался

и протягивал ей

свои руки

рональдо стоял у забора

и хохотал

рональдо

с длинным носом,

в гавайской рубахе

живой

стоял

господи

 

* * *

 

сегодня ко мне прилетали серые птицы

четыре птицы с траурными хохолками

широко открывали глаза и свои некрасивые клювы

и из них вырывался взволнованный сдержанный

                                                                             скрежет

а в тусклых глазах их были смиренье и ужас

может дом их сгорел и птенцы и жены

может дерево где было гнездо их срубили

может они меня предупреждали

о том что не будет покоя и надвигается что-то

 

но хватит все это блажь и неправда

и сказка и миф и все это мне показалось

 

* * *

 

я не хочу ребёнка ребёнок ведь не похож на котёнка вырастает и бросает мой котёнок ходит за мной следом или наперерез летит я ему построю карточный домик он в корнях сирени спит