Елизавета Яровая

Елизавета Яровая

Сим-Сим № 24 (84) от 21 августа 2008 года

Грустная песнь о неразвитой инфраструктуре


Убить дракона


Если прикинуть, сколько скрыто в тебе добра,
обязательно выйдет, что – где-нибудь недобрал.
Под одеждой становится колко и нелегко,
потому что в нутре просыпается злой дракон.

Он не просит еды и почти не жжёт деревень,
только бьётся истошно наружу из рваных вен,
изнутри скребёт, чешуёю кресты чертя –

ты брезгливо его выпускаешь ко всем чертям.

И кровавые крылья окутывают, как плащ:
будут снова – огонь, солома, и детский плач,
и побег до леса, и выжженная межа
на пути. А потом в довершенье – лесной пожар.

Это – сильный дракон, современный. Ему нипочём –
наши души и сёла, отстроенные кирпичом.

………………………………………………………….

Драконы – они непростые, и помнят про все долги.
Мы часто видим хвосты их, вставая не с той ноги.
Иногда мне кажется, будто я – из дракона вся,
когда дохожу до ванной, и хвост задевает косяк;

когда открываю дверь и когтями деру латунь,
когда из меня вырывается ненависть на лету.
Быть драконом удобно – у него на груди броня,
и его не так просто обидеть дурным парням.

Безмятежно-красивые руки и злые глаза –
это то, что приманит дракона – лететь назад,
обвивать в сто колец и нещадно тащить в кровать,
а потом – оскоплять, подавлять и дрессировать.

………………………………………………………….

Я отторгаю, я изгоняю тебя, змей-тугарин.

Восстаю из пепла, вулканической лавы и чёрной гари.

Твоя злоба меня не выжжет, не вытравит, не поглотит –

из нутра своего выдираю шипы со шматами плоти.

Каждый коготь мой – это меч с нечищеным кровостоком.

Лучше битой быть, лучше – раненой, чем – жестокой.


Не за просто так достаётся праведная обитель,

не бесплатная льётся в пасти высшая благодать.

У меня нет сил, а поэтому — добивайте меня, гнобите,

заставляйте меня страдать.

И не бойтесь, что сделаете больнее толстым недрам

недвижной моей души.

Знать, оно — добро, раз оно — убивает змея,

помогает его душить.


Immortele Augustine


Там, где я беру перо,
ты становишься бессмертным,
и под тяжестью конверта
прогибается bureau.

Кто бы мог подумать, что
он окажется тяжёлым –
лист, исчирканный, изжёванный,
подёрнутый мечтой.

Расползаясь на листе,
стайки литер васильковых,
будто крылья насекомых,
начинают шелестеть:

Здравствуй, милый Августин!
Нынче ты меня моложе.
Нам с тобой грустить негоже,
непростительно – грустить.

В тайном зале взаперти
я храню твои портреты
за стеклянными глазами.

Часто видится, что это
я – смотрю с твоих портретов,
а напротив молча замер
immortele Augustine.

Другие девочки

Говорили – плачь, как другие девочки, пой как другие девочки –

тоненьким голосочком, русалочкой на дубу.

Дружи, как другие девочки, дрожи, как другие девочки –

и умрёшь, как другие девочки – прикусив губу.

Будь, говорили, слабенькой, будь, говорили, сладенькой,

будь, говорили, нежною – хитростью всё бери.

Будь, говорили, лёгонькой, будь, говорили, мяконькой,

будь, говорили шёлковой, бархатной изнутри.

Где ж они, эти девочки, эти демоны в рюшечках,

боги в розовых бантиках, шёлковых лепестках?

Прячутся, что ли, девочки, плюшевые игрушечки,

ящерками в пустынях сахарного песка?

Да вот же они, эти девочки – якшаются, с кем ни попадя –

с любым, кто сколь-нибудь опытен,

(но первыми не звонят!)

Язвительны эти девочки – ранят острыми шпильками,

но любят – мечтая, сюсюкая! – котёночков и свинят.

…………………………………………………………….
Им смешны лады, которые мы берём,
и усердие, с которым мы ноты тянем.
Они пахнут мандарином и имбирём,
эти девочки с ухоженными ногтями.

Эти девочки лягаются и орут,
эти девочки наращивают свой панцирь,
и со временем сквозь липовую кору –

не пробиться к ним и не проколупаться.

Зло и мастерски они причиняют боль,
нападая на таких же борзых, кусачих
эти девочки с изломанною судьбой,
эти воины за право носить Версаче.

Их трофеи прибегают, как псы, лакать,
как лекарство, как панацею от лютой скверны
наши души, полные мёда и молока,
бескорыстные, присягающие на верность.

Эти девочки в один из похожих дней
Оглянутся вдруг и поймут, что гнезда не свили.
Эти девочки всё красивее и бедней.
Право, пусть бы лучше уродливей, но счастливей.

* * *


Господи, вот бы мне в эпики в руки меч,

в башню меня, под замок, под матрас горошин.

Вряд ли, наверное, игры бы стоили свеч,

не будь благоверный супруг мой таким хорошим.

Признайся мне, ты ведь, Боже, его творил

пообразнее, поподобнее многих прочих;

мне кажется, он унаследовал руки твои,

и волосы унаследовал. Даже очень.

А мне бы изящества, плавности бы (и праща,

наверное, тоже бы вовсе не помешала…)

Хотя, научи меня, Господи, лучше прощать

(Да, это когда не казнить за любую шалость).

Пряма ли дорога из вечной незыблемой тьмы

к Тебе, или — длинная лестница в рай витая?

Я здесь, я молюсь Тебе через глаза и умы

всех тех, кто хотя бы однажды меня читает

таких же заблудших Твоих поросят, как и я;

и дай мне, Боже, всегда созерцать в них лик

Твой, а не адские полчища чёрного воронья.

Прости меня, я не учу наизусть молитвы.
Да что там! с моим благоверным, с моим царём

мы даже не венчаны мирно живём во блуде;

священник пугает, что, ежели вдруг помрём,

то Царствия нам Небесного, мол, не будет.

Но мы ведь едины! попробуй-ка там разыщи

в едином котле, кто венчан, а кто — не венчан,

и я никогда не желаю сторонних мужчин,

как он, говорит, не желает сторонних женщин.

Душа нараспашку, над шапкой щербатый нимб,

такой он, мой дивный, мой светлый, за мной, гриппозной,

придёт; или я, не дождавшись, скользну за ним:

мне, право, без разницы — лишь бы не слишком поздно.

Вдвоём, вне подлунных условностей и широт,

мы вылупимся птенцами и станем где-то

в раю, как Адам и Ева наоборот

глядеть друг на друга, не зная, что мы одеты.

Оберег


Если вдруг случится, что злая смерть
Украдёт, что куколку на тесьме,
Побреду за ней по сырой тропе,
Взяв на память лишь в волосах репей.

Не кручинься, светлый мой, не грусти:
Я шепну тебе, как меня найти.
Ненадолго станется волком выть
Я следы оставлю среди травы.

За неделю смерть исказит мой глас,
Поволокой скроет прозрачность глаз,
Растворит печаль, раскрошит скелет,
Обратит былинкой на сотни лет.

На девятый день по следам ступай:
На чужой тропе будет боль тупа,
А на нужной острая, как слюда.
Как почуешь значит, тебе туда.

У большого каменного моста
Подбери меня, да себе оставь
Оберегом, камушком на груди,
Незабудкой в гуще твоих седин.

И живи с живыми. Пускай они
Робко спросят: «Что это ты хранишь?» —
Ты ответь, небрежно меня держа:
«Безделушка. Любящая душа».

Буриданова ослица


Восстать намного проще мне и
сбежать за Анды-Пиренеи,
чем примириться с расстояньем
твоей протянутой руки.
Я не хочу остаться дрянью,
еврейкой с чёрными кудрями,
но пряди, локоны, темнеют
и завиваются в круги.

Вот видишь, мне уже не двадцать:
воспринимай меня как данность.
Как, право, дёшево – продаться
за пропитание и кров,
и в доме собственном скитаться,
века в разлуке жить с любимым
и черноплодною рябиной
сгущать разбавленную кровь.

Воспринимай меня как данность.
Как буриданова ослица,
могу спастись, лишь сделав выбор:
прощай, безумный предок Ной!
Я обернусь холодной рыбой
в бездонных водах Иордана
и сгину, дабы возродиться
Великорусскою княжной.

* * *

Как только Цербер стиснет зубы,
Харон, вздохнув, вернёт медяк,
глядишь
зима пойдёт на убыль,
моё сиротство бередя,

и ты взойдёшь на снег лежалый
с холодной горсточкой олив,
сказав, что просто уезжала
проведать Баренцев залив,
и очень рада мне присниться,
из мрака выйти по следам.

Растаял иней на ресницах,
как хрупкий вереск, как слюда,
но тяжек камень на могиле,
пленивший вешнюю траву...

Жаль, я пишу не как Вергилий,
по крайней мере, наяву.

Проснусь — и выветрится опий
с названьем «молодость слепа».
Отправлюсь стричь седые хлопья,
да над лесами рассыпать.

Грустная песнь о неразвитой инфраструктуре


Закончится осень и снова начнётся осень.
Хлеба обратятся снопами ржаных колосьев.
Пылинки, паучьи лапки, собачьи блохи.

Бежать бы к чертям, но, покуда дороги плохи, –
Сиди-ка, девица, в светёлке, своей деревне,
Играй с деревенским быдлом в любовь и ревность.

Рекой тебе будет канава, столицей – Тула,
И страсть неземная – соседский мужик сутулый.
Что бездна – в бочонке, что космос – в стакане чая.
...И жить бесконечно, друг в друге души не чая.


Покинуть Назарет


Под тяжестью ресниц смиренно-длинных,
Марии снилось, будто б на осле
не убежать из Иерусалима.
Под сердцем расцветал кровавый след
пурпурной пряжей храмовой завесы.
Когда ребёнок отнят от груди,
всё присное преобратилось пресным.
Она молилась: «Господи, приди!»

Не свыше (но откуда же, откуда?)
видения текли сплошным дождём.
«Младенец под названием Иуда
опасен, пусть ещё и не рождён».

Порою вид Голгофы, осаждённой
войсками, снился погружённым в шквал.
И просыпалась – день ещё подёнок
на волю выпускать не успевал.

А время шло вперёд, и на заре
Господь велел покинуть Назарет.
В рассветном сине-сером небосводе
архангелы вставали на посты,
несли дежурство с райской высоты.
Следили: где помазанник Господень?

В момент, когда встречались их глаза,
она хотела повернуть назад,
остаться до скончанья в Галилее, –
«Прости меня, Всевидящий», – сказать,
шершавый плат старухи повязать
и сына нераспятого лелеять.


© Елизавета Яровая, 2004-2008.
© 45-я параллель, 2008.