Драгоценная редкость
или редкая драгоценность?!

(О роли котов в судьбах людей…)

 

«45»: В Челябинской областной универсальной научной библиотеке прошла презентация книги Ирины Аргутиной «Говори, обожжённая глина». Ирина – член редколлегии алманаха-45 нашего первого интернет-созыва: десять лет шагаем вместе! Итак, Соратница, девятая авторская книга? Даёшь десятую!

Что получится, если поэт начнёт писать прозу? Если начнёт писать прозу очень талантливый поэт, то может получиться замечательный рассказ, замечательная повесть или замечательный роман. Но примеров таких немного, они драгоценная редкость. Ну или – редкая драгоценность.

В современном, виртуализованном до невозможности, мире творческому человеку приходится становиться многостаночником. Писатель сам пишет произведение, что естественно, сам его оформляет, верстает, делает иллюстрации, что менее естественно, сам издаёт, что совсем неестественно, и иногда сам себе читает, что уже совершенно противоестественно. Произведения выкладываются в интернете в надежде получить читательские отзывы. И эти отзывы автор получает. И количество отзывов прямо пропорционально уровню самоуважения автора именно как писателя и ценности его творения. По крайней мере, некоторые так считают.

Этот сценарий виртуальной передачи произведения читателю, зрителю, слушателю уже достаточно устоялся и в ближайшее время, видимо, не претерпит никаких существенных изменений. Однако при этом теряется очень много замечательных вещей: шелест переворачиваемых страниц, запах свежей типографской краски, который ещё не успел выветриться из-под корешков новых книг, упакованных в пачки коричневой обёрточной бумаги и перевязанных крест-накрест суровым шпагатом, выражение глаз автора, который взял в руки свою новую книгу…

Ирина Аргутина дорожит всеми этими вещами и продолжает издавать свои книги в бумажном, материальном, так сказать, виде. Восемь книг замечательных стихов и теперь девятая ­– самая что ни на есть стопроцентная проза.

Немного неожиданный шаг, немного неожиданная книга ­– для стопроцентного поэта. Почему-то вспомнился почти девятый по счёту фильм Федерико Феллини, который сам маэстро посчитал выбивающимся из общего фильмографического ряда, да и название дал соответствующее ­– «8 ½». Но у Ирины никаких половин здесь нет: цельная, можно даже сказать, монолитная девятая книга, хотя и состоящая из трёх частей, читающихся как отдельные произведения, однако, прочно связанных между собой.

Ирина представила новую книгу «Говори, обожжённая глина» в Челябинской областной универсальной научной библиотеке. Второго апреля в небольшом зале собралось более пятидесяти человек ­– тех, кому интересна книга вообще и творчество Ирины Аргутиной, в частности, тех, для кого библиотека – не просто слово из словаря, тех, для кого существует роскошь человеческого общения. И это общение начала главный библиотекарь Наталья Степановна Шмидт, представив автора и его новое произведение. Продолжил презентацию издатель книги Владлен Борисович Феркель, рассказавший о последних этапах её создания. Он также озвучил вопросы, заданные автором:

 

Куда шагнёт человек, оказавшийся на краю пропасти?

Как жить, если любимый ушёл, а любовь – нет?

Какова роль котов в судьбах людей?

Что думают о родителях повзрослевшие дети?

Может ли быть создателем шедевров сосед по подъезду?

Зачем математик пишет повесть, а преподаватель химии заставляет глину говорить?

И почему этим людям, живущим здесь и сейчас, имеющим дом, работу, родных, «просто жить» – мало?

 

Ответы на эти вопросы можно найти на страницах книги. Три части повести, лирической, поэтичной и сюжетной одновременно, охватывают временной промежуток свыше тридцати лет. Судьбы героев – наших современников – сходятся и расходятся, переплетаются и разветвляются, уходят корнями в прошлое, а ветвями в будущее. Узнаваемые приметы времени и места, достоверность характеров и ситуаций вкупе с увлекательным развитием нескольких сюжетных линий, связанных друг с другом и образующих общий рисунок, делают чтение повести захватывающим, заставляют волноваться, сопереживать, задумываться, а порой – улыбаться: юмору здесь тоже есть место.

Многие присутствующие имели возможность прочесть повесть ещё в рукописном варианте, поэтому, как говорится, были в теме предстоящего разговора. А те, кто впервые услышал об этой книге, надеюсь, получили о ней определённое представление. В этом Ирине помогли актриса Камерного театра, заслуженная артистка Надежда Нагдасёва, замечательные поэты Янис Грантс и Константин Рубинский, которые прочли по отрывку из всех трёх частей повести «Говори, обожжённая глина». Органист, народный артист Владимир Хомяков облёк своё выступление в музыку, созвучную настроению книги. И хотя библиотечное фортепиано – не «Стейнвей», пальцы мастера смогли извлечь из него изумительную музыкальную импровизацию. Издатель и культуртрегер Марина Волкова провела небольшое литературное исследование, сделав акцент на сновидениях героев повести.

Ирина Аргутина подготовила и продемонстрировала на большом экране несколько видеосюжетов и презентаций слайдов. Можно было увидеть реальные картины – дома, озёра, птиц, деревья, даже виды с высоты, вдохновившие автора на создание мира героев книги. Чёрно-белые фотографии прошлых лет предваряли отрывки из второй части книги, уносящей в прошлое тридцатилетней давности. Видеоряд удачно дополнялся музыкальным сопровождением – звучали песни на стихи И. Аргутиной в исполнении С. Круподёрова и А. Пастернака. Те из коллег Ирины по её основной работе, кто не смог присутствовать на презентации, но захотел рассказать о своём прочтении повести, сделали это благодаря современным технологиям: были продемонстрированы видеоролики с их выступлениями. А последний ролик – «интервью» с котом, вдохновлявшем свою хозяйку и «вошедшим в литературу», ­– вызвал особенно тёплую реакцию аудитории.

После «обязательной программы» присутствующие делились своими впечатлениями от прочитанного, задавали вопросы автору. Профессор ЧелГУ Марина Загидуллина призналась, что, приступив к чтению повести, в силу специфики своей профессии начала было критически оценивать каждое слово и фразу, но неожиданно для себя была захвачена сюжетными перипетиями, авторским стилем, и из доктора филологических наук превратилась в обыкновенного, а, точнее, очень заинтересованного читателя. Вообще, в тот вечер в зале собрались именно заинтересованные читатели. Выступали инженеры, литераторы, преподаватели, представители множества профессий и всех возрастов, которые не просто обменялись мнениями и впечатлениями, не просто поддержали автора и высказали слова благодарности: они поделились друг с другом радостью открытия, узнавания и человеческого общения, которую создала поэт и прозаик Ирина Аргутина.

 

Анатолий Афонин

Писатель, член Союза писателей России

 

Апрель-2016

Челябинск

 

Иллюстрации:

эпизоды творческого вечера Ирины Аргутиной.

Фото Владлена Феркеля и Михаила Алтоцкого