Анатолий Берлин

Анатолий Берлин

Вольтеровское кресло № 17 (329) от 11 июня 2015 года

Не дать пропасть строке

 

* * *

 

Безумны ли все гении? Где грань?

Единым стеблем связаны друг с другом,

Цветы их, опалённые недугом,

Загадочны, как синяя герань.

 

Завещаны им тернии судьбой

За замысел, дерзнувший воплотиться,

За ту идею, что свободной птицей

Взлетела над уснувшею Землёй.

 

Что суждено – богатство ли, сума

Создателю великого творенья,

Который только волей Провиденья

Прошёл по краю, не сойдя с ума?

 

В рассудочном сознании моём

Нет места ни разгулу, ни надрыву –

Присущи только избранным прорывы…

В них гениев по боли узнаём.

 

Некого прощать, или 70 лет спустя


Я каждый здесь расстрелянный старик.
Я
каждый здесь расстрелянный ребенок.

                                              Евг. Евтушенко

 

Забыть – намного проще, чем признать,

А отрицать – подлей, чем извиниться…

Но помнит дочь, как говорила мать:

«Ведуть до яру всiх жідів, дивіться».

 

Хранит земля седую память лет,

Их семьдесят прошло с годины страшной,

«Над Бабьим Яром памятников нет» –

Писал поэт об этом дне вчерашнем.

 

Издохли полицаи-палачи

Без слова покаянья, без огласки.

Их правнуки футбольные мячи

Гурьбой гоняют по могиле братской.

 

Не их вина в том, ЧТО произошло,

Не учат в школах нынче состраданью,

Им невдомёк: запамятовать зло –

Потворствовать повторному закланью.

 

Завис вопрос, безжалостный, как смерть,

Над выродками в званье человека:

Удастся ли из памяти стереть

Им боль и быль о преступленье века?

 

Бессрочна вырождения печать,

И я кричу в их погреба забвенья

Проклятье тем, кто не хотел признать,

И тем, кто не вымаливал прощенья!
 

Там Свет

 

Ты прожил жизнь и многое познал…

Есть карма, сам которую создал,

В итоге обнаружив, что искал –

Правдивый облик в царствии зеркал.

 

Но многим людям просто невдомёк,

Что вечность дарит им незримый Бог,

Что цель земная – лишь пройти урок,

Переосмыслить, подвести итог.

 

Уйти туда, где нет земных основ,

Субстанций времени безжалостных оков,

Где нет для тела боли* адресов,

Есть только Свет и ты к нему готов.

_____

* Тело боли (по определению Э. Толле) — это некая энергетическая форма, сплетенная из эмоций, болезненная привязанность к состоянию несчастья, живущая внутри большинства людей

 

* * *

 

Гиппопотам – как много звуков,

Как будто боги бьют в тамтам.

Я околдован дробью букв –

Прислушайтесь: гип-по-по-там!

 

В нём что-то видится большое,

Как Колизей, как Нотр-Дам,

Я слышу громы пред грозою,

Произнося: Гиппопотам…

 

Есть в этом слове смысл священный,

Произнесённый по слогам.

И я шепчу самозабвенно:

Гиппопотам, гиппопотам.

 

Снова о львах

 

Санкт Петербург – моё наследство –

Вошёл в мой быт убогим детством,

Вошёл с войной, сирены воем,

С фабричной грязною трубою.

 

Вбирал глазами малолетства

Державность форм, оград кокетство,

Мостов синдром бракоразводный,

Лёд на Неве, канал Обводный…

 

Всё оживало предо мною

Не вдруг сложившейся строкою,

И лёгкость пушкинского ямба

Была достойна дифирамба.

 

Но обветшал, судьбой скудея,

Мой город Русского музея,

И, сравнивая чёт и нечет,

Взвалил отъезд себе на плечи.

 

Соборов блеск и хмурость зданий

Забыл за множеством свиданий,

А львы стоят сторожевые,

Оскалив пасти, как живые.

 

О жизни

 

Как бы С. Щипачёв

 

Собака-то подохла… Боже мой,

Какая радость умирать ей было?!

Как хорошо, что живы мы с тобой,

Ну, а кобель пойдёт теперь на мыло.

 

Поверь, мой друг, собака не жива,

Коль нету в ней малейшего дыханья.

Ведь потому и жизни лишена,

Что жизнь всегда точна, как расписанье.

 

Об эволюции надежд

 

Зачем им, членам профсоюза,

Толпе, народу, большинству,

Поэзия? К чему им Муза,

Когда есть пиво наяву?

 

Есть Царь, который их не любит,

Есть Бог, которому нужны,

И есть Поэт, который губит

Себя «в масштабах всей страны».

 

Прикрыв собою их пороки,

Мостит тропу в «момент сейчас»,

Но бесполезные уроки

Народом пройдены не раз.

 

Поэт за бегом разрушений

Следит, надеждой суетясь,

Оракул, чей свободен гений,

Он с тонким миром держит связь.

 

Он чахнет над вселенской тайной,

Убитый болью и тщетой…

Но эволюций голос дальний

Ласкает слух его благой.

 

Наше право

 

Мы все имеем право на ошибки –

Отцы и дети, жёны и друзья…

Будь эго человеческое гибким,

Оно бы знало: ссориться нельзя.

 

Какой резон нам, ублажая малость,

Жалеть в итоге, что простить не смог,

Нам многое прочувствовать досталось,

Нам выпал жребий – выучить урок.

 

Найдём дорогу, даже заблудившись,

Коль истину простую мы поймём:

Имеют право все, на свет родившись,

Сквозь промахи идти своим путём.

 

Нет у песни нот

 

Вспоминая Игоря Царёва

 

Вдохновение – песня ангела,

а сомнение – шепот демона,

что же песня мне душу ранила,

видно шёпотом она предана.

 

На святой Руси нет у песни нот,

память прошлого, да истошный звук,

от лихой езды перекошен рот,

звон бубенчиков, да снега вокруг.

 

Кто-то истово Богу молится,

кто-то крестится на беззвучии,

только с бесами если водишься,

не сойдёт тебе, хоть везучий ты.

 

Словно нищенка пошаманила,

перекроена, переделана,

в храме слышится песня ангела,

вперемежку с ней – шёпот демона.

 

Следом за другом

 

Как поддержать нам неделя к неделе

Жизни огонь в этом маленьком теле?

 

Лёгкие плачут от трудной работы,

Только беде не сломить Дон Кихота.

Рыцарский дух его щедрой души

Нашему горю на помощь спешит.

 

Чаплинский очерк в манере веселья,

Каждая встреча с ним – праздник общенья.

Культ оптимизма, собранье талантов —

Сжалься, Всевышний, над этим гигантом…

 

Следом за другом, особым и нежным,

Тянется очередь за неизбежным.

 

Зачем нужны слова

 

Слова – это несовершенный инструмент обмена мыслями,

который, эволюционируя, будет постепенно замещён

телепатическим общением.

(вместо эпиграфа)

 

Слова, слова… Зачем они нужны?

Порою дерзки, грубы и грешны,

Произнесённые заочно, vis-à-vis,

Чтоб обольстить, покаяться в любви?

Спроси меня, повинного, спроси!

 

Слова для лести есть, слова для лжи,

Одни тверды, другие – миражи,

Есть для речей, для мимолетных фраз,

Щадящие, иль вовсе без прикрас,

Летящие порой то в бровь, то в глаз.

 

Повздорить можно, мило попросить,

Признаться в злодеянии, простить,

И намекнуть не верить никому,

К чему слова: к несчастью иль к добру?

Ответьте, я любой ответ приму.

 

Не дать пропасть строке

 

Друзья и недруги по школе

Во мне воспитывали волю

И кулаками, и кастетом…

А я при этом стал поэтом.

 

Лилась мелодия куда-то

С негромких струн певца Арбата,

А мне всегда хотелось битвы,

Мой слух был острым, словно бритва,

И различал оттенки брани

Слезой и спазмами гортани.

 

Всегда ценил я мудрость слова,

Которое судьбы основа,

Когда поэты, словно маги,

Кладут его на лист бумаги.

 

Рождённый в недрах интеллекта,

Язык родного диалекта

Звучит то чисто, то с прононсом,

Всё время согреваем солнцем,

Передающийся наследно –

Не дать строке пропасть бесследно.