Алексей Остудин

Алексей Остудин

Четвёртое измерение № 24 (192) от 21 августа 2011 года

...и кюхельбекерно и тошно...

 


Игра снов
 

За что, кривому солнцу вопреки,
одной строкой пробиты две щеки:
от боли даже хрипу невпротык –
пусть вырвет зубы, только не язык!
Пусть по усам, пока могу терпеть,
течёт, как мёд, расплавленная медь.
Там свищет Свифт, светает рано там,
а на ветвях: аппорт и джонатан.
Лежит на кочке, выполнив скачки,
лягушка, как забытые очки.
Звенит, с утра не попадая в тон,
натянутая леска плеска волн.
Падёж скота, винительный коттедж...
Грядёт июль, и запах лип не свеж.
В гнездо заглянешь за пожарный щит –
миноискатель жалобно пищит!
 
Такая музыка
 
Свален у забора птичий щебень,
прямо в лужу годовых колец.
В городской окраине ущербной
застоялся дождь, как холодец.
 
Жизнь не вызывает аппетита
хоть ползёт из новой скорлупы
по асфальту, набрана петитом,
как на пачке гречневой крупы.
 
Выгребаем, в будущее вперясь,
так лососи трутся борт о борт –
кажется, торопятся на нерест,
по идее – прутся на аборт.
 
Снова всё весомо, зримо, грубо:
Из кармана вытянув кастет,
композитор дал роялю в зубы,
вот и льётся музыка в ответ.
 
Время Байкала
 
...лучше гор могут быть только море...
 
Изъездишься – в пыль, посещая священный Байкал,
в попутном кафе принимая бурятские позы,
где в кожу асфальта простор, как гвоздей, навтыкал
былинки стихов и отточия чеховской прозы.
 
Здесь быть осторожным природа заставит сама –
устало забулькивать пивом вечернюю копоть:
сплетаясь, ползут два ужа – Баргузин и Сарма
сквозь девичий стыд чабрецом истекающих сопок,
 
им время – людей будто крошки сдувать со стола,
высасывать с болью траву-камнеломку из трещин,
пока напрягает двуглавую мышцу орла
урла облаков, и сама от натуги трепещет.
 
Как тянетсявремя, когда погружается в сон
холодное море, в укусах огней поселковых...
Шагами наладишь цепную реакцию псов
на свору ворон, пролетающих, словно подковы!
 
Тяжёлому солнцу недолго в разливе берёз
моторной ладьёй, не знакомой с законами Ома,
на грани провала греметь на подшипниках гроз
с охапкой сетей, что не терпится бросится в омуль... 
 

Случайная связь

 
Мы с тобою большая компания,
будто пули в двустволке, вдвоём –
на каком этаже мироздания
лифт по кнопкам пластмассовым бьём?
 
Чёрный вакуум тросами клацает,
вероятность осечки пошла...
Словно душу холодными пальцами
расцарапал, а кровь не пошла!
 
Дорога на Лумбини
 
Любит дождь обрывы штопать –
сам, бродяжка, бос и рван…
Лезут в гору шерпы в шортах –
до свидания, Читван!
Склон – заплата на заплате,
зажелтел в терассах рапс.
Только тучи рвёт Парвати
и бросает клочья в нас!
И блестят, полны тумана,
на уступах сквозь кусты
тонкостенные стаканы
запотевшей высоты.
Перевал. Автобус «Тата»,
у жаровен моют рис.
Мост над речкой на канатах
оттолкнулся и повис.
Букли листьев отшумевших
в перевязанных дровах –
парики у тихих женщин
на упрямых головах:
так по воздуху ступая
проплывают, на весу –
дай им волю – Гималаи
на затылках унесут!
Ганга, девушка непали,
что там у тебя в огне?
Режь имбирь с гвоздикой али
пища Будды не по мне?
Я к тебе летел из пушки
отдохнуть от новостей…
Выпив ракши (где же кружка?)
мы простимся: «намастэ»!
 
В пути
 
За шторкой в ладошки играется Ладога.
Качается месяц, что вышел из моды.
Я жив, наконец, и на плечиках пагоды
дождался плащом подходящей погоды.
Любезно звенеть подстаканником некогда,
поэтому страх за планету неведом –
начищенной фиксой, как рыбкой из невода,
сверкнул и прикинулся добрым соседом.
В цыплёнка вонзилась попутчица Люда –
уверена, что я не вру – маневрирую.
Усталого неба не мыта посуда
и выпь из болота непьющих нервирует…
На полках скрипят молодые соседи –
на Север спешат, предварительно выпив,
где трутся об ось восковые медведи,
как будто вправляют хронический вывих.
 
Верхний Услон
 
Мы у пивных палаток били тару,
винтами лодок путались в сетях!
Как раненый боец на санитарах,
висел в зените коршун на локтях.
 
Былая нежить вынырнет нахально,
и снова опускается в кессон...
Сухой овраг, как кашель – бронхиальный,
и дым костра – поваренный, как соль...
 
Враги успели скурвиться и спеться...
Вдруг бывший клуб обрёл иконостас,
где колокол забит до полусмерти,
и бабье лето на дневной сеанс! 
 

Эффект красных глаз

 
За окошком, в прорехи черёмух
лезут тонкие пальцы огней.
Провожаешь гостей незнакомых,
замерзая в снегу простыней,
иероглиф любви, эге-гейша,
ночь разлуки ещё не мораль
пусть отравится бабой простейшей
не простивший тебя самурай –
он презреньем к судьбе прорезинен,
недоступен, как громоотвод.
На трубе добрый филин Феллини
сочиняет как раз Амаркорд...
или злая сова Куросава
точит клюв, точно нож для суши...
Кто спасителем явится самой
несейчасной японской души?
В западне бьётся западный ветер
сердцем трепетных гадин гардин.
Красноглаз, чисто выбрит и смертен,
успокойся, он тоже один!
 
Долгие проводы
 
Не говори, что время позднее,
вот верный признак потепленья –
снег, свежевыпавший из поезда,
мои разбитые колени.
 
К чему влюблённым мудрость ворона?
Важней ушные перепонки.
Тебе за пазуху даровано
спокойствие души ребёнка:
 
там сохнет лук в чулке за печкой.
дверь открывается со скрипом,
печалится, что зябнут плечи,
сверчок, владеющий санскритом.
 
А твой герой не вяжет лыка
в разгар свечи и ночи жалок...
В углу шотландская волынка
стоит снопом из лыжных палок.
 
Он из фольги приклеил фиксу,
обиженную скорчил рожу.....
Что из того, что счастье близко,
когда сейчас – мороз по коже!
 
Завтрак на закате
 
Под козырьком накапливая впрок
людей дождя, качается на месте
трамвайной остановки поплавок,
когда весь мир – театр военных действий,
ему не отвертеться от винта
разъятых в бесконечности галактик –
меняет закулисный инвентарь
Вселенная, как выцветший халатик,
чтоб каждый показал во что горазд:
как альтер эго Стивена Сигала,
Снегурочка, в прикиде «адидас»,
поит коня троянского мангала –
какое счастье сверзиться с котурн,
сорваться в трезвость, не меняя позы!
У ангелов сегодня перекур
поэтому и вспыхивают звёзды,
сгорают со стыда стада комет....
Расхожий гений, что бы не кумекал,
не спрашивай, по ком звонит омлет –
всё плагиат уже от древних греков!
Кто вспомнит о тебе, что был таков
большой и белый, как глоток кефира?
Но водяные знаки облаков
ещё не признак подлинности мира!
 
Прощание в июле
 
В работе лепнина тумана,
достаточно ила с песком –
скользить по наклонной туда нам,
вцепившись в перила пустот.
 
Эпоха застыла нелепо,
но ты продолжай, как привык,
стекло запотевшего лета
нести на ладонях прямых.
 
В покоях берёзовых просек
увидишь сквозь линзу слезы –
распорота молния в профиль
на мокрой газете грозы!
 
Началом июльского блуда
копи благодарность судьбе…
А та, что вернётся оттуда
подарит надежду тебе!
 
Кладбище метафор
 
Кенарем распеться не успею –
опера повесилась на гласных...
Кто бы помнил, что стряслось с Помпеей,
если бы у Плиния не астма!
 
Видишь, в закромах духовной пищи,
уцелел один словарь толковый,
потому что, где светлее, ищем
между строк, а днём – согнём в подкову.
 
Научившись воровать и красться,
сыт одним, что вечности потрафил,
с бодуна, плеснул в четыре краски
скан воды на кладбище метафор!
 
Потому что сердце, как бутылка,
бьётся, а стакан души залапан.
Велика печаль скрести в затылке,
где и так полно уже царапин...
 
Вопль
 
Снова номер неправильно набран.
Цифровыми измученный гостами,
я соврался, веду себя нагло –
сочини меня заново, Господи!
 
Понимаю, не Гайдн или Мендель
что-то вроде на уровне Листа бы...
Ты не слышишь меня или медлишь –
или вновь быть боишься освистанным?!
 
Мораль
 
Вот будущего классика тетрадки…
святой воды ему не пить с лица:
Герасим-сим не топит му-мулатку
Мазай-за-зайцами плыть ленится.
 
Не у него ли в рубище колодца
в жару темно от звёзд наверняка?
Неве, чтоб уползти туда придётся
разжать мосты, как челюсти жука.
 
В его столбцах проклюнутся ли всходы
колючей проволоки из семян?
Пора, выходит прошлое из моды –
и фантик благодатью осиян!
 
А ты рискни надменно отмолчаться,
когда всё на планете этой влом –
клонируй стволовые клетки счастья,
но будь поаккуратней со стволом.
 
Стихи
 
С комаром у виска надоедливым ночь коротаю:
многоточие звёзд бесконечно, луны запятая
из диктанта залива, а там золотые лягушки
осыпаются в воду как будто плеснули из кружки.
Что не скажешь, в сравненьи с «Энигмой» светил – всё коряво…
Вспыхнул ветер неоновой лампой в испуганных травах.
Вот затикал сверчок спусковой и в тылу побережья
по сигналу его – диверсантов-стогов перебежки.
Всё, что зрело вокруг и случилось с тобой не напрасно,
в закоулках души обнаружит прибор инфракрасный.
Вот рука погрузилась в скопление кнопок и клавиш…
И теперь, как всегда – не поймёшь ничего, не исправишь.
 
Последний блин
 
Всё кажется твоя рука мне
сигналит с катера платком…
Вода изранена о камни
и притворяется глотком.
А мне чего-то очень жалко,
как заболевшего щенка…
Бежит, подпрыгивая, галка
со спичками от коробка.
Покрышкой на цепи отмечен,
причал – терпению цена!
А вот и мать домой, под вечер,
ведёт за ухо пацана.
Бросаю камушек по глади –
его проглатывает рябь.
Как это выразить в тетради,
выстраивая буквы в ряд?
Воздушным поцелуем с пальцев
и я надежду упустил…
Куда же – за мои шестнадцать –
горячий «блинчик» укатил? 
 

Дорога

 
Опять к тебе с обочины опасной
раба любви с надеждой руки тянет...
Из-за спины её разметка трассы
короткими строчит очередями.
Хоть грешников рассадит по ранжиру
мир хаоса, что всё-таки Евклидов –
не отыскать местов для пассажиров,
которые с детьми и инвалидов.
Упрёшься в пень, но выйдешь за кавычки
копны люцерны, пущенной на силос,
и некому нарочно чиркнуть спичкой,
чтоб осознать, какая тьма сгустилась...
 
Не моё кино
 
К асфальту фонарями приторочен –
растянут снег и соткан в полотно.
Запущено в прокат до часу ночи
прогулки черно-белое кино.
Известно, чем закончится картина,
понятно, кто кого уговорил!
Помогут ли уплыть из карантина
спасательные пачки балерин?
Курилка жив! В чести герой вчерашний –
нашёлся гардеробный номерок!
Мосты не разведут, как прежде, шашни –
и небо не провалится у ног.
Надеждою на лучшее измотан,
по-прежнему натужен в кураже,
гоняет Джека до седьмого пота
а тот не пишет Идена уже….
 
Первое свидание
 
Треплет ветер вихры и одежды,
эхом горло полощет вокзал.
Ты прозреешь, как прежде, но прежде
ожиданьем сломаешь глаза,
прокопчён, будто штамп на открытке –
на перроне долгот и широт:
не хватает дождя под микитки
часовой у Никитских ворот.
Вставлен в солнце левее грудины
ртутный градусник башни ТВ,
На батуте весенней рутины
кувыркаться с девчонкой тебе –
но, ресницами ветер листая,
разглядев её из-за угла,
от любви испугался растаять
и сбежал от чужого тепла!
 
Яша
 
Сутулая фигура речи –
выходит Яша на крыльцо:
полощет чаем нёбо лечит,
ободранное леденцом.
 
Хватает голыми руками
пилу крапивного листа.
Добро должно быть с Мураками,
а не считалочка до ста!
 
Довольно глокую кудрячить,
храпеть у бокра на бедре!
Играет ливень кукарачу
на перевёрнутом ведре.
 
Дверь, закусившая газетой,
шутя, расклинила косяк...
У Яши пятый день с соседкой
не получается никак
 
«... и кюхельбеккерно и тошно...»
гласит наколка на плече.
Печётся по нему картошка,
и дым валит из СВЧ!
 
Небо вокруг
 
Двигались по солнечному кругу:
разрывные цепи, хоровод…
Штандр-штандр, где моя подруга?
Гуси-гуси, лапчатый народ!
Помнишь в небесах разводы мела…
Каждый на рассвете – новосёл!
Целоваться в губы не хотела –
просто не умела, вот и всё!
Как же – заграбастал первый встречный!
Обещал – всё будет хорошо?
Помнишь, май просыпал нам на плечи
сумерки, как мятный порошок?
Покупали марочные вина,
клеили конверты языком!
Вечности замедленная мина
тикала у мыса Меганом –
мы, над ней ступая осторожно,
в этой бездне видели с моста:
Ференц Лист, срывая подорожник,
зачитался музыкой с листа!
 
Привет Тютчеву!
 
Люблю грозу в конце июня,
когда кипит в саду вода,
когда пускают окна слюни
и днём темно как никогда…
 
Сломив сопротивленье Ома,
природной физики азы,
дождь отрясает клубни грома
с трепещущих корней грозы!
 
Тогда и выстоять не страшно
былинкой в этом кураже.
Сирени гречневая каша
готова к ужину уже…
 
Крещенские морозы
 
Заставляют забыть об обеде,
вылетая из клавиш упруго,
неразлучные «буки» и «веди» –
невдомёк отдохнуть друг от друга.
Монитор, ослепительно липкий
продолжает подобием клона
добавлять в вечереющий «Липтон»
электричество вместо лимона.
Выходи из купели вне жанра –
так пчела, в полосатой попоне,
оставляет дрожащее жало,
разжимая кулак – на ладони.
Тонко блеет пурги ностра коза –
рубит ветки берёз, как мачете.
И цыганские ноздри мороза
рвёт заточенный коготь мечети.
Вот с постиранным возится баба –
ей прищепками щёлкать не просто –
притворилась Андреевским флагом,
расправляя хрустальную простынь!
 
Свобода
 
Всё останется в теле:
рук усталых ломы,
две берцовых гантели
и чугун головы.
Злые гроздья свободы
где, условно ничьи,
на ветвях небосвода
громоздятся грачи.
Пусть – ни дома, ни мысли
над тяжёлой водой,
все извилины выси
до последней – с тобой!
Нет нужды материться
и обиды терпеть….
Ты летаешь, как птица,
только некуда сесть!
 
Деревяшка
 
Как ты, молекулами хлеба
выкармливая мелких птиц,
деревья прорастают в небо
и падают оттуда ниц.
Встречает гладь реки скитальца
плашмя, а не моги, родной,
ходить по клавишам на пальцах
над перевёрнутой водой!
Обрыва каждый пень скуратов –
бросает клубни кулаков
в живот, податливее ваты.
Ушёл в себя – и был таков…
Покамест обмирает сердце,
загривок загодя намыль –
ужо умерит пыл терпельца
казённой мешковины пыль,
оформит перечень историй
остаток рощи небольшой…
Деревья умирают стоя
у человека над душой!
 
Начало света
 
В настроении паническом
перед стужей ноября
бьётся чижик электричества
в нервной клетке фонаря,
а внизу метлою шаркает –
в телогрейке старичок,                                                   
перекинув рваным шарфиком
первый снег через плечо!
 
Малость
 
Дождь доносы печатает нудно,
ну и ты по стеклу барабань!
На суку, где болтался Иуда,
астраханская сохнет тарань.
Банка с пивом, разбитая осень –
пусть её киноварь в монтаже.
Всё любви у Всевышнего просим,
невдомёк, что любимы уже…
 
Подмостки лета
 
Разбита в кровь макушка лета,
и на коленках пузыри…
Сухарь штакетника шкелета
грызут крапивы упыри.
Июль на летний трон помазан,
пол неба – тёртый промезан…
Шуршит в овраге протоплазма –
а то засада партизан.
Вот вышел трагик с того Фета
со шпагой молнии в руке,
чтоб громкий дождь на сваях света
прошёлся дурнем по реке.
Ещё клубника в поле зрима,
за ней тряпичный лес повис…
Всё – фальшь и нежить, кроме грима –
и жесть гремит из-за кулис!