Алексей Кручёных

Алексей Кручёных

«Продукции» – на 100 лет и далее

 

(21 февраля 1886 – 17 июня 1968)

 

Алексей КручёныхРусский поэт-футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от «житейской грязи», утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями».

Иногда подписывался псевдонимом «Александр Кручёных».

Из книги судеб. Родился в крестьянской семье, отец – выходец из Сибири, мать –  полька (Мальчевская). В 1906-м окончил Одесское художественное училище.

С 1907-го жил в Москве. Начинал как журналист, художник, автор пародийно-эпигонских стихов (сборник «Старинная любовь»).

С 1912-го активно выступает как один из основных авторов и теоретиков русского футуризма, участвует в альманахах футуристов («Садок Судей», «Пощёчина общественному вкусу», «Трое», «Дохлая луна»), выпускает теоретические брошюры («Слово как таковое», «Тайные пороки академиков») и авторские сборники («Помада», «Поросята», «Взорваль», «Тэ ли лэ»), которые целиком (включая шрифт) рисовал сам. Выступал как соавтор Велимира Хлебникова (поэма «Игра в аду» и либретто футуристической оперы «Победа над солнцем», музыка Михаила Матюшина). В последней провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом.

Главный теоретик и практик «заумной поэзии», автор хрестоматийно знаменитого заумного текста «на собственном языке» из сборника «Помада» (М., 1913):

 

Дыр бул щыл

убещур

скум

вы со бу

р л эз

 

Кручёных утверждал, что «в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».

Во время Первой мировой войны и революции Кручёных живёт в Грузии: в Тифлисе основал группу футуристов «41°», в которую вошли также Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Николай Чернавский; членом «41°» считал себя также формально туда не входивший Юрий Марр. Продолжает писать стихи и теоретические книги. В 1920 году жил в Баку.

В 1920-е возвращается в Москву и переносит туда деятельность группы. Примыкал к группе ЛЕФ с «левого фланга». Занимается антикварной и букинистической деятельностью, подготовил несколько сборников статей и стихов в свою честь; вокруг него (не без его участия) складывается мифологизированный ореол «великого заумника», «буки русской литературы». Автор ряда биографических брошюр о Есенине, воспринятых современниками (в том числе Маяковским) в основном отрицательно. Впрочем, Маяковский высоко ценил Кручёных как футуриста и называл его стихи «помощью грядущим поэтам».

С середины 1910-х годов Кручёных выступает и как теоретик стиха, разрабатывая оригинальную стиховедческую концепцию «сдвигологии», основанную на понятии «сдвига». К теоретическим трудам Кручёных относят «Слово как таковое», «Новые пути слова (язык будущего смерть символизму)» (обе 1913), «Сдвигология русского стиха» (1922), «Фактура слова», «Апокалипсис в русской литературе» (обе 1923).

Футуристические произведения Кручёных, которые сам он называл «продукциями», появлялись сначала небольшими брошюрами в разных издательствах, позднее (приблизительно с 1923) в собственном издании автора, размноженные подчас машинописным или рукописным способом. Последняя такая публикация – сборник «Ирониада» (1930) – 150 экземпляров, размноженных гектографическим способом. Всего Кручёных опубликовал 236 своих «продукций», из которых, однако, найдена лишь часть.

С 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, вынужденно отходит от литературы (лишь изредка выступая с критическими статьями и библиографическими публикациями) и живёт только продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже не приветствовалось. Был членом СП СССР.

В 1950-е Кручёных заметил и напутствовал поэтов лианозовской школы Игоря Холина и Генриха Сапгира, а также поэтов более молодого поколения Владимира Казакова, Геннадия Айги, Константина Кедрова.

Когда 82-летний Кручёных умер, 86-летний Корней Чуковский, свидетель первых выступлений футуристов, записал в дневнике: «Странно. Он казался бессмертным… Он один оставался из всего Маяковского окружения».

А Вольфганг Казак сказал о нём так: «Кручёных дальше всех кубофутуристов пошёл по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словесной графики. Наряду с произведениями заумного языка для его творчества характерно стремление к грубой хаотичности, к отвратительному, к дисгармонии и антиэстетизму».

Отношение к поэтическому творчеству Кручёных до сих пор остается крайне неоднозначным – от признания его великим новатором-экспериментатором до полного отрицания литературных способностей.

В 2012 году издательством «Гилея» были опубликованы письма Алексея Кручёных Михаилу Матюшину – соратнику Кручёных по футуристическому движению, и Андрею Шемшурину – литературоведу и меценату, оказывавшему поддержку футуристам, в которых Кручёных описывает обстоятельства своей жизни, цитирует отрывки из собственных стихов и стихов его последователей.

 

Первоисточник: Википедия

 

«45»: рекомендуемые ссылки –

Константин Кедров. Круче Кручёных

 

Песенки и посвящения, написанные и в год 130-летия АК, и в иные времена…

 

Дыр бул щыл – я Вас любил!

 

1. Мантры поэта

Мантры Кручёных

Мозги прочищают,

К лику учёных меня причащают,

Где

«Дыр бул щыл

Убещур скум…» –

С радостью

Разум

Заходит за ум!

 

2. * * *

Один поэт сказал:

– Я вас любил… –

Другой поэт промолвил:

– Дыр бул щыл… –

Тремя словами подвиг совершили –

И в них себя и время пережили.

 

3. Дыр бул щыл

Кедров, Холин и Сапгир

Мной

Зачитаны до дыр

По дороге –

Дыр бул щыл –

В бесконечный  антимир…

Триедина

И мудра

Виртуальная дыра…

 

4. На бульваре Тверском, 25

 

Константину Кедрову

 

О, прекрасные эти года!

Время тайных надежд…Дыр-бул-щыл…

Невозможно вернуться туда,

Где Платонов с метлою дружил…

Впрочем, если чуть-чуть колдунуть,

Можно вывернуть время – и в путь!

И всерьёз оказаться опять

На бульваре Тверском, 25…

 

5. * * *

Хлеб, сыр да стакан вина –

Вот завтрак

Любого поэта…

И муза мечтаний полна…

Да полноте!

Было ли это?

Владимир, Сергей,

Павел, Глеб…

Бутылка вина, сыр да хлеб…

На ужин –

Концерт «ДЫР БУЛ ЩЫЛ»

Бутылка вина, хлеб да сыр…

Ночное звучанье гитар –

Покуда ещё 

Ты не стар…

 

6. Палиндромические часы

Маргариты Аль

Я – стрелочник

Ты – стрелка

Солонь и посолонь

В летающей тарелке

Пылающий

Огонь…

Рабам реинкарнаций

Среди

Аннигиляций

Квадратно-чёрных дыр

Бул щыл… куда деваться?

Я – мир

Ты – антимир

Век… богочеловечность…

Секунда… миг…

День… ночь…

Часы

Уводят в вечность…

А мы

Уходим прочь…

 

7. Дубовая роща

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу:

– Я видал тебя в гробу!

Дед

Дуба дал,

И мой отец дал дуба…

И долго я в дубовой роще жил…

Но поманил меня оттуда

Будда –

И я ушёл туда,

Где  «Дыр бул щыл…»

Чтобы сказать всем ждущим господам:

– Пардон, я дуба никогда не дам!

 

Николай Ерёмин

 

Февраль-2016

Красноярск

Из стихотворения

«Гармонь, разорванная надвое»

 

«Дыр, бул, щыл» – совсем не заумь,

                         а гармонь блажная та

в дырах, бульках, щелях – раны таковы.

Можно сжать её без звука

                         до Уральского хребта

и разжать её без звука – до Москвы.

 

Кто гармонь к себе притиснул?

                         «Дырбулщылит» у лощин?

Что сложить не могут рваные меха?

«ПростоДЫР…», потом – «БУЛатом…»,

                         а в концовке – «улеЩЫЛ».

Ах, не кровушкой ли пахнет от стиха?

 

Юрий Беликов

 

2009

Пермь

 

Братские песенки

 

* * *
я живу, сам себя называя врагом,
льётся в уши унылая

                         странная песнь – 
дырбулщылдырбулщыл

                         раздаётся кругом
и за словом таким мне уже не поспеть...

* * *

Круто пишет Е. Степанов –
литпрогрессу командир.
Зачитался мемуаром
аж до бул, до щыл, до дыр!

* * *
«Дыр бул щыл» –
наше всё и хлеб, и щи...
Дорогие товар-ИЩИ!

 

Владимир Монахов

 

2006 – 2016

Братск

 

Сотканный мир

 

Николаю Попову


Тонкий слух у Бетховена.

              Рядом с Бетховеном Шнитке –

настоящий глухарь.

              Современная мода на заумь:
уже сотканный мир расползается –

              тянет по нитке
каждый в свой лабиринт,

               из которого не вылезает,
становясь настоящим кротом.

               Прощевай, крот Кручёных!
Бесконечна материи нить,

               но тебе ни подняться,
ни коснуться земного ядра, –

               лишь петлять удручённо,
натыкаться на «ДЫР-БУЛ»,

                об «ЩЫЛ» в слепоте запинаться.

 

Юлия Вольт

 

2013

Рамат-Ган

 

Эффект Кручёных


«Дыр бул щыл» –
Это хлеще Баркова,
Ломоносов сморкается в букли.
Стихотворец послал на три слова,
Всё равно, что послал на три буквы.


А потом подпустил «убещура» –
Чудо-юдо с ухмылкой срамною.
Ладно, вытерпит литература,
Как бы что не стряслось со страною…

 

Сергей Кузнечихин

 

Февраль-2016

Красноярск

 

Из поэлады «Крылатый бык»

 

Истории бисквит. Мистерии абсент.

Старательный ретвит позорных мизансцен.

Good-bye, Шалтай-Болтай!

     Наш — дыр, твой — бул, мой — щыл

Кремлёвский долалай державу растащил.

 

Сергей Сутулов-Катеринич

 

2015 – 2016

Ставрополь

 

Иллюстрации:

портреты Алексея Кручёных и его друзей;

автограф самого знаменитого стихотворения АК;

обложки некоторых книг Алексея Елисеевича

Подборки стихотворений