Александр Маркин

Александр Маркин

(Опыт автобиографии)

 

Александр МаркинРодился в 1953 году в городе Бабушкин Московской области. Этого города больше не существует: ныне платформа «Яуза» – не самый дальний уголок Москвы. 

В 1975-м окончил Московский институт инженеров транспорта по специальности «Тоннели и метрополитены», после чего 25 лет проработал в «Московском метрострое». Творческие корни пустил в 1980–1981 годах в Амурской области, куда меня направили служить командиром взвода железнодорожных войск на строительство Байкало-Амурской магистрали. Среди марей и лесов, в палатках и вагончиках, неожиданно для самого себя, я начал сочинять стихи. Это были не стихи-размышления, а стихи – описание всего того, что вокруг; но я их читал во время праздников в батальоне; замполит посылал их в «Амурский комсомолец», где их не только печатали, а даже высылали символический гонорар, т.е. творческому началу способствовало не наличие чего-либо, а, наоборот, полное отсутствие культурного досуга и обычных для того возраста отвлекающих факторов – я имею в виду женщин и алкоголь.

Думаю, в этот период я и начал осознавать себя, как личность, вернее, как человека, могущего делать что-то ещё, кроме стандартного набора: работа – политзанятия – сон – карты. По демобилизации я стихов не писал…

Но на моё 50-летие дочь издала 100 экземпляров ротапринтной книжки тех стихов. Подписывать книжку и дарить её гостям было очень приятно. Хочется только добавить, что сейчас я бы дарить её не стал. Однако эта книжка подтолкнула меня испытать свои нынешние способности в стихотворчестве, и я начал с… чтения стихов в Интернете. Ознакомившись со стихотворным творчеством авторов на поэтических сайтах, я увидел, каких высот может достигать поэтическое слово, какие ответные чувства вызывать. И эти слова и чувства дали и мне толчок к собственному самовыражению через поэзию.

Здесь, для начала, нужно уточнить, чем для тебя является сочинительство: профессией с целью получение благ, дверью в известность и далее к признанию твоего авторитета, средством общения в поэтическом окружении, инструментом для выявления твоих способностей или совокупностью вышесказанного? Для меня важнее проверка своих способностей: ведь, начиная разрабатывать какую-либо тему, заранее испытываешь интерес к конечному результату. И уже по этому результату ставишь сам себе предварительно оценку: «сукин ты сын или не сукин ты сын». А далее нужен читатель, чтобы подтвердить или опровергнуть твою самооценку. Я люблю читателя-критика без хамоватых наездов и никчемных штампов. Мне симпатичен читатель со своим, пусть и иным мнением, читатель, который в силу своей заинтересованности, пытается донести до тебя своё видение, и, случается, это даёт положительные результаты. Такому читателю-критику огромное спасибо. Я и сам стараюсь быть таким читателем. Считаю, что, даже для самодостаточных авторов, общение с читателем весьма полезно. Сочинять просто нравится, тема не имеет значения.

Я уже говорил, что мне по душе складывать слова, как ребёнку – кубики, и смотреть, что из этого получится. А донести через стихи и передать читателю мне хочется настроение, хотя мне ближе стихи сюжетные или пронизанные – от и до – одним мотивом. Стихи, представляющие из себя ассорти не связанных между собой умозрительных фраз, для меня интересны, но скучноваты, т. к. лишены живого тепла. Донести настроение простыми фразами, без нарочитой игры слов, так, чтобы твои строки не забылись по прочтении, это и есть, в моём понимании, высший поэтический пилотаж. Разумеется, любое стихотворение, в большей или меньшей степени, является носителем информации, и кодом для её расшифровки является собственное подсознание, напоминающее уже свершившееся и забытое или дающее надежду на несостоявшееся, но ожидаемое.

Если сравнивать свою жизнь с домом, то Поэзия для меня другой дом – небольшой, загородный, построенный собственными руками, с приусадебным участком, где можно по желанию самому менять времена года, сеять, когда угодно и что угодно, экспериментировать и надеяться на необыкновенный урожай. Конечно, не только прилагая определённые усилия, но и уповая на небеса. Остаётся, правда, один основной вопрос: как урожай сохранить? Так я и подошёл к книжке «Пейзаж с зимородком», которую в 2010-м выпустило издательство «Водолей». В предлагаемой вниманию подборке последнее стихотворение «Щепоть» из этой книги, остальные стихи написаны после её издания.

Подборки стихотворений