45-я на 43-й,
или
«Ореховка» в Орешке

Короткометражный фильм о поэтическом путешествии

Часть первая. Пересечение

 

Параллели в поэзии и в жизни, в отличие от геометрии Евклида, пересекаются и встречаются. С 25-го по 30 октября 2013 года главный редактор «45-й параллели» Сергей Сутулов-Катеринич вместе с супругой и музой ( в одном лице!) Натальей гостил в Кабардино-Балкарии, в Нальчике. Это место в некотором смысле сакрально: здесь 43-я параллель скрещена с 43-м меридианом. К приезду гостей город принарядился: хотя розы давно отцвели, но их успешно заменяло разноцветное буйство хризантем, а прозрачный воздух открывал вид на Главный Кавказский хребет, чья белоснежность поневоле настраивает на поэтический лад.

Гуляя по Нальчику, гости радовались простору, красоте архитектуры и пейзажей, солнцу, доброжелательности жителей… и удивлялись тому, как односторонне освещается жизнь Кабардино-Балкарии в современных СМИ. Видно было, что город и гости пришлись друг другу по вкусу. Из-за насыщенности программы визита им удалось посмотреть лишь несколько самых зелёных уголков Нальчика — Ореховую рощу (или, по-простому, Орешку, где Сутулов-Катеринич мимоходом обронил: «А хорошо “Ореховку” в Орешке почитать!») с памятником Героям-комсомольцам (из-за чрезмерной стилизации прозванному в народе Фантомасом), Долинск (с посещением дома-музея Марко Вовчок), Затишье, где осмотрели Кабардино-Балкарский государственный университет и знаменитую дачу Сталина, здание которой теперь занимает кафедра биологического факультета. Другие достопримечательности — фонтаны на Площади согласия, белоснежный Дом правительства республики с огромными голубыми елями вдоль стен, великолепный Храм Марии Магдалины, Соборную мечеть, арку Дружбы, многочисленные памятники, в первую очередь, конечно, памятники поэтам – Кязиму Мечиеву, Бекмурзе Пачеву, Али Шогенцукову, Кайсыну Кулиеву, – и прочие чудеса, которыми так богат город, гостям пришлось обозревать из окон автомобиля.

Пребывание в Кабардино-Балкарии не могло обойтись и без знакомства с местной кухней. В кафе «Къууанч», расположенном на берегу живописного Курортного озера, зелёного от отражающейся в ней горы Кизиловки, гости в обществе давнего автора 45-й параллели, балкарского поэта Мурадина Ольмезова оценили местные деликатесы: шашлык, жау-бауур, хичины, чебуреки.

А 27-го октября в Национальной библиотеке КБР имени Т. К. Мальбахова состоялась творческая встреча Сергея Сутулова-Катеринича с членами читательского клуба «Александрия», которым руководит доктор филологических наук Наталья Смирнова. На встрече присутствовали представители местной интеллигенции – поэты, художники, музыканты, журналисты, любители поэзии. По горячим следам поэтесса Зарина Канукова написала в своём блоге: «Это ещё происходит – мы собираемся и слушаем стихи. Пока звучат стихи, замолкают пушки».

Георгий Яропольский представил Сергея Сутулова-Катеринича, сообщив необходимые краткие биографические сведения и творческие достижения гостя. Затем выступила Лера Мурашова, определив главные особенности поэтической манеры Сергея С-К как игру и работу с «текучим словарём земли», по выражению Арсения Тарковского. Собирая вместе созвучные слова, автор раскрывает их неожиданное внутреннее родство, создаёт новые смыслы, в его стихах поистине форма и есть содержание. Отмечая взрывной поэтический темперамент поэта, его способность зажигать читателей, она прочитала несколько его стихов и несколько своих, написанных под впечатлением от знакомства с творчеством Сергея.

Главный герой встречи читал свои новые стихи, а также, по просьбам читателей, прочёл несколько стихотворений из своего последнего сборника «Ореховка. До востребования». В ходе его выступления шло живое обсуждение услышанных стихов, а также вопросов, насколько выборочным должно быть зрение поэта, правомерно ли допускать в своё творчество негатив и пессимистические ноты. Аудитория согласилась с тем, что дисгармония мира компенсируется гармонией творчества: безнадёжность содержания преодолевается самим совершенством слога. Также читателей на Кавказе, конечно же, не могла не заинтересовать гражданская позиция поэта, выраженная во многих его произведениях, вопросы патриотизма и того, как воспитывать его у молодёжи.

Встречу украсило выступление молодого поэта – исполнителя своих песен Артёма Вишнякова. После того как свои впечатления выразили все желающие, общие настроения как всегда, резюмировала хозяйка и устроитель встречи Наталья Смирнова. Её глубокий, оригинальный и компетентный анализ творчества поэта был интересен всем без исключения, а «объект», так сказать, анализа доктора филологических наук попросил зафиксировать её выступление в письменном виде, так что ознакомиться с мнением Наталии Смирновой можно во второй части нашего репортажа. Контакт, возникший между поэтом и читателями, привёл к тому, что встреча вместо запланированных двух часов затянулась на три с половиной. Завершилась она, как и положено, сессией автографов на экземплярах «Ореховки», которые счастливые улыбающиеся обладатели уносили, прижав к груди. Были и обмены адресами, а значит, знакомство ставропольского поэта и читателей в Нальчике продолжится. Параллели, возможно, пересекутся ещё не раз.

«В течение последних десяти-двенадцати лет я провёл немало творческих вечеров. И без каких-либо натяжек – со всей ответственностью! – могу сказать, что эту встречу отношу к числу самых ярких, насыщенных и эмоциональных. Такие часы и минуты дарят надежду: слово моё действительно нужно людям!» – таково впечатление поэта от выступления перед нальчикскими читателями.

 

Часть вторая. 2. Поэмы, поэллады и другие формы жизни

Сергея Сутулова-Катеринича «на этом, Гомером придуманном свете»

 

Поэзия – точнейшая наука:

Друг друга отражают зеркала…

Георгий Иванов

 

Приворожу Сахару букварём…

Сергей Сутулов-Катеринич

 

Эта поэзия могла бы стать полноправным разделом современной аксиологии, представляя ту её область, которая осмысливает переход иерархии ценностей в иную систему координат, приобретая весьма замысловатую конфигурацию, основой которой, по Борису Парамонову, выступает «ирония искушённого человека»: он, не отрицая «высокого», понимает и принимает «смысл и необходимость (дополнительность, комплиментарность) “низкого” – собственную необходимость» (Конец стиля. М., 1991). По Парамонову, стихи Сутулова-Катеринича это поэзия «и – и», поэзия через запятую, очень часто – намеренно с маленькой буквы, поскольку для неё – всё во всём, и единичное есть безусловное проявление Единого. Для Сутулова-Катеринича нет самодостаточности безусловного и условного, земного и небесного, яркого и тусклого, патриотического и космополитического, сектантского и экуменистского, сакрального и профанного, инфернального и эфирного. Это – поэзия дополнительности, особой сочетательности, арт-произвольности, тотальной эклектики, в которой «зарождается свобода» (Парамонов)…

 

Части речи привожу в чебуречные,

Часть наречий развожу под сосёнками.

 

Задаваясь вопросом, «из каких стихий прилетает дракон трёхглавый, извергая… стихи», Сутулов-Катеринич, думается, несколько лукавит, поскольку на него его поэзия даёт достаточно красноречивый ответ: эта стихия – Россия конца ХХ – начала XXI века, не способная совладать с одной из своих главных стихий – Поэзией, Протеем Протеев, знающим, вслед за Георгием Ивановым, что

 

«Желтофиоль» – похоже на виолу,

На меланхолию, на канифоль.

Иллюзия относится к Эолу,

Как к белизне – безмолвие и боль.

И, подчиняясь рифмы произволу,

Мне всё равно – пароль или король.

 

По сути, поэзию всегда питали метаморфозы бытия, отечественную – особенно: в силу совпадения онтологического закона языка, в котором Стихи и Стихии слиты воедино.

 

Метаморфоза бытия: граница-гранки-гранд-Гранада…

 

Как замечательно сказал Мераб Мамардашвили, «главная иллюзия, конечно, – это пустое пространство между нашим якобы бесплотным взглядом и его видимым объектом. Необходимо разрушить подобное интуитивное мышление в этой области, высвобождая поле для анализа того, что на самом деле происходит в мире и его отражении» (Классический и неклассический идеалы рациональности, М., 1994).

 

Полузвуков клубок. Полубукв полубог

Окольцует крылатых коллег.

 

Конечно же, стиль есть не проблема техники, но проблема видения, которое должно быть настолько острым и проницательным, чтобы не заблудиться в «лабиринтах зазеркальных отражений»; настолько безупречным, чтобы «Боже правый, Боже левый» выражали одну из главных, на мой взгляд, мыслей Сутулова-Катеринича – «образы – за образами»…

Поэзия – «неразлучница вечности, собеседница истины» – у Сутулова-Катеринича, с его «хороводом эпох», стремится преимущественно к решению не эстетической, но онтологической задачи, что, в частности, увидела Тамара Гуртуева в творчестве Тимура Кибирова (Маленький человек с БОЛЬшой буквы. Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма. Нальчик, 1994). К слову сказать, акцентированные заглавные буквы в названии книги, равно как и сам его полемический парафраз, вполне в духе Сутулова-Катеринича:  сохрани-родина, схорони-родина,

Для Сутулова-Катеринича сегодня – Период полурас, в котором в полной мере «настрадается Нострадамус»… Высокое библейское Смертью смерть, – существующее в идеальном пространстве желательного быть достигнутым, ныне, у Сутулова-Катеринича,  звучит как почти непреложное:

 

Сатана-суфлёр транспарант вознёс:

«Кровью кров поправ – вариант веков!»

 

«Вовремя нужно сметь главные песни спеть» – этический закон Поэзии. Именно так его выражает автор «Ореховки. До востребования». Русская поэзия следовала и продолжает следовать этому закону неукоснительно. В этом смысле она, пожалуй, одна из самых законопослушных. Семён Кирсанов, великолепный Циркач Стиха, поэзия которого растворена в материи стихов Сутулова-Катеринича, утверждает:

 

Мы не урны,

и мы не плиты,

мы страницы страны,

где мы

для взволнованных глаз

открыты

за незапертыми дверьми.

 

Двери поэзии открыты всегда, но кто и как войдёт в них, с какой целью, с какими комментариями прочтёт эти страницы? Хорошо бы, если бы они вызвали адекватное, если не идеальное понимание, отклик, созвучие. Но не менее важно и после-мыслие, чтобы заблудившаяся память – «Моя память в зыбких зимах заблудилась»… – нашла выход из «зазеркальных подземелий». Куда? – К Жизни в её нераздельности, к «деревенькам, не оскопленным ГУЛАГами». Да станут все «небылицы светлыми да-былицами», как сказал Кирсанов!.. А Борис Парамонов добавил: «Искусство и утопию роднит дух перфекционизма».

Поэмы, поэллады и другие формы жизни… Не больше, не меньше. На мой взгляд, этим объясняется всё: и звучащая с небес цевница Гаврилы Державина, и душа-тальянка Сергея Есенина, и текучий словарь Земли Арсения Тарковского, и желание Александра Кушнера кавказской быть пчелой… А это, полагаю, корректно и без преувеличения, как у Мамардашвили: «Нас должны интересовать лишь действительно живые явления, живые очаги неразложимых взаимодействий, которые лишь актуально, «по живому» должны иметь место, чтобы потом, в слое соответствий, можно было говорить в терминах законов и каузальных связей». А посему Сутулов-Катеринич «даёт карт-бланш черновикам» и вручает «строчки облакам, легендам, ливням, ледникам, – пускай гуляют по векам»...

По векам… И это тоже – из великого рода Сослагательного, но очень и очень желательного. Кушнер по этому поводу говорит –

 

С парохода сойти современности

Хорошо самому до того,

Как по глупости или из ревности

Тебя мальчики сбросят с него.

 

Эти мальчики, к счастью для них или нет, не знают того, что знает Александр Кушнер и большинство поэтов –

 

В неземные края заполярные

Полуздешняя тянется тень, –

 

ибо Поэзия действительно имеет дело с формами Жизни:

 

Господи, сохрани треснувшую свирель,

синюю ноту ни, красную ноту ре.

 

От моего сна до твоего – сон,

Солнце, ковыль, луна, смех, сигарета, стон.

 

Сонная, сбереги, дробную русскую речь –

Ижицей не солги, рифмой не искалечь!

 

Снова лечу, плыву – Вечность от сих до сих…

Встретимся наяву, если запомнишь стих.

 

P. S.

Рефреном-жизнь. Рентгеном – смерть.

Возьми всего один аккорд:

«Любить и сметь, творить и сметь!»

 

Наталья Смирнова

 

Октябрь 2013 года

Нальчик

 

 

Часть третья. Прикосновение

 

Невозможно и непростительно побывать в Кабардино-Балкарии и не поклониться Эльбрусу. Гости успели съездить в национальный парк Приэльбрусье и подняться – на «канатке», само собой! –  по склону высочайшей вершины Европы на высоту 3.500 метров над уровнем моря.

В Нальчике этот октябрьский день был тёплым и солнечным, как в мае, но в горах пришлось влезать в пуховики – туристов встречал устойчивый снежный покров и небольшой снегопад. Переменная облачность оставляла мало надежд на то, что удастся увидеть знаменитый на весь мир вид – двуглавый белоснежный великан на фоне синего неба. Но упорство было вознаграждено – в высшей точке, до которой можно добраться по канатной дороге, Эльбрус внезапно открылся. Иррациональное ощущение счастья, испытанное при этом зрелище немногочисленной группой, выбравшейся из качающейся кабинки, с лихвой перекрыло все трудности пути – раннее пробуждение, трехчасовой переезд, холод, закрытые по случаю межсезонья кафе. Лучше гор могут быть только горы! Чтобы это понять, надо просто увидеть Эльбрус, который открывается, кстати, далеко не всем. Но поэту он улыбнулся.

После этого можно было и спуститься, найти ниже поляны Азау работающее кафе, перекусить, согреться и возвращаться в город, заехав по дороге в Долину Нарзанов и продегустировав знаменитую минеральную воду из нескольких источников.

Вторая поездка состоялась к Голубому озеру – уникальному природному явлению, карстовой воронке, заполненной водой из подземного сероводородного источника. Глубина этого небольшого по площади водоёма, обойти который можно за полчаса неторопливым шагом, достигает 365-ти метров.

Недалеко от озера, в Черекском ущелье расположен ещё один местный туристический аттракцион – объездной кусок старой автомобильной дороги, ведущей в высокогорное село Верхняя Балкария. Сейчас в непроходимой ранее скале пробит тоннель, а раньше автобусы ездили над пропастью по узкой старой грунтовке, которая теперь используется как пешеходная тропа. По пути открываются фантастические виды горной панорамы, которые заставляют вспомнить знаменитые фотографии древнего инкского города Мачу-Пикчу, затерянного в высокогорных Андах. Внизу едва различим бурный Черек, с огромной высоты представляющийся тоненьким ручейком, и кажется невероятным, что он смог прорыть такое грандиозное ущелье.

Кто знает, как отразится в творчестве поэта знакомство с уникальной красотой природы Кабардино-Балкарии, но, судя по высказанным восторгам, впечатление было сильным. Увы, никакие фотографии не могут передать величественность этого зрелища – плёнка скрадывает высоту и глубину, которые воспринимаются человеческим глазом.

 

Александра Бородина

Фотографии Натальи Сутуловой-Катеринич,

Зарины Кануковой и Леры Мурашовой